КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 16 управление производством
1. Сущность управления производством. 2. Закономерности управления. Принципы управления. 3. Цели и задачи УП. Функции управления 1 вопрос. Управление в широком смысле слова означает воздействие на процесс, объект, систему для сохранения их устойчивой связи или перехода из одного состояния в другое в соответствии с поставленными целями. Менеджер – это должностное лицо, наделенное полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации. Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия Таблица 1 – Содержание менеджмента
Управление производством – это процесс целенаправленного воздействия на коллектив или отдельных работников с целью придания определенной направленности и согласования их действий для достижения общих целей.
2 вопрос. Закон — внутренняя сущностная связь явлений, которая обуславливает их необходимое развитие. Закон выражает определенный порядок причинной и стойкой связи между явлениями или свойствами материальных объектов, сущностные отношения, которые повторяются и благодаря которым изменение одних явлений обуславливает изменение других. Закономерность — первичная стадия формулирования закона или частичное проявление его действия. К основным закономерностям менеджмента относят: 1. Единство системы управления производством. Единство системы управления обеспечивается благодаря единству целей управления для всех элементов. 2. Пропорциональность между элементами системы управления. Соотносительность управляемой и управляющей подсистем, которая обеспечивает эффективную деятельность предприятия.
3. Сокращение количества уровней управления. Что ведет к уменьшению расходов и повышения эффективности производства. 4. Оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении производством. Децентрализация управления предусматривает передачу низовым уровням максимума полномочий и ответственности в осуществлении управленческих процессов. 5. Участие работников и общественных организаций в управлении (демократизация управления). Определяющая роль человека в производстве и управлении обусловила создание соответствующего механизма ее активизации. Принципы менеджмента — основные правила, идеи, нормы поведения, разработанные управленческой наукой и практикой, выполнение которых гарантирует эффективное управление производственно-хозяйственной и социальной деятельностью предприятия. К основным принципам управления относят:
Потребность в управлении рождена стремлениям к достижению максимальной эффективности производства за минимальных затрат трудовых и материальных ресурсов, которые в значительной мере зависит от заинтересованности менеджеров.
3 вопрос. Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, которые имеют определенные свойства, создают сложное единство, направленное на достижение общих целей. Признаки системы управления: 1) Наличие объекта управления (управляемая часть, производство – основное, вспомогательное, обслуживающее) 2) Наличие субъекта управления (управляющая часть, аппарат управления, менеджмент) 3) Взаимосвязь между субъектом и объектом 4) Наличие общей цели, которая определяет отношения объекта и субъекта Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри предприятия (организации): цели, структура, технология и люди. Цели организации – это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Задачи – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Люди – это и организация, и руководители, и подчиненные. Люди являются центральным фактором в любой модели управления, руководство достигает целей организации через других людей. Внешние переменные – это ситуационные факторы во внешнем окружении организации. Рис 1. Модель организации как открытой системы Цели управления обусловлены законами в соответствии, с которыми они функционируют.
Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, к которому стремятся все члены организации в процессе управления. Формирование и выбор цели – это начальный этап процесса управления. Производственные подразделения действуют и развиваются в соответствии с определенными целями. В рамках управления предприятия цели выполняют ряд функций: · Они отражают общую концепцию деятельности предприятия и конкретизируют основное направление его деятельности. · Цели уменьшают неопределенность текущей деятельности · Цели, составляющие основу выработки критерий с помощью которых можно выделить проблемы и принимать по ним обоснованные решения Цели предприятия должны отвечать определенным требованиям: · Конкретность, позволяющая дать цели определенное качественное описание. · Формализовать цель и выразить в количественных показателях. · Должны быть реальными в достижении. Цели могут классифицироваться по ряду принципов: Ø По иерархии: государственные; отраслевые (региональные); предприятия; отдельных подразделений; работников. Ø По степени важности для организации: статические; тактические; Ø По содержанию: производственные; научно-технические; экономические; социальные; Ø По сфере реализации: административные; производственные; финансовые; Ø По направлению: внутренние; внешнее; Ø По характеру формулировки: качественные; количественные; Ø По ориентированности: промежуточные; конечные; Общие цели предприятия отражают концепцию развитие самого предприятия в целом и по важнейшим направлениям его деятельности. На основании общих целей предприятия разрабатываются специфицированные цели отдельным структурным подразделением. Цели предприятия лежат в основе формулировки задач предприятия. В отличие от целей задачи создают всегда, ограничения и они более конкретизированы. Задачи каждого производственного подразделения могут быть различными, но основная управленческая цель остается единой. Функции управления Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления. Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов. Функции классифицируют по таким признакам:
К общим функциям управленияотносятся: -целеполагание; -прогнозирование; -планирование; -организация; -координация; -мотивация (стимулирование); -контроль. Совокупность функций управления образует систематические взаимосвязанные во времени и пространстве всех видов деятельности, осуществленных субъектом управления для целенаправленного воздействия на тот или иной объект. Целеполагание – установление и формулировка целей деятельности. Выбор и оформление целей процесс достаточно сложный, поэтому он осуществляется руководством на основе имеющегося прогноза и требований объективных экономических законов общества. Прогнозирование - предположенное определение будущего состояния объекта и его внешней среды на достаточно будущий период. Оно позволяет обосновать пути перехода одно стоящего состояния объекта к будущему, позволяет решить задачи научного анализа, социальных, экономических, и технических процессов, оценить их действие в будущем. Прогноз – это долгосрочное планирование на 10 и более лет. Прогнозирование осуществляется с помощью таких методов как:
Планирование предположения установленных плановых заданий всем структурным подразделениям предприятия и в целом по предприятию в соотношении с поставленной целью. Планирование как функция управления предполагает целенаправленное воздействие на коллективы людей. Она предусматривает: · Выработку и постановку целей и задач в сфере управления производства с отражением их в плановом задании; · Обеспечение планированием производства и социальной деятельности предприятия на основе широкого участия всего трудового коллектива; · Определение путей и средств реализации планов для достижения поставленной цели; Организация, как функция управления предприятием, состоит в определении наиболее рационального соотношения между элементами объекта управления и формировании структуры управления. Функция организации предполагает: -правильное кадровое обеспечение системного управления; -создание необходимых условий для обеспечения выполнения плана; -уточнение роли и места каждого работника в системе управления и обеспечение взаимосвязи его функций с функциями других исполнителей; -установление определенной последовательности выполнимых операций соответствующими методами и средствами. Функция организации предполагает также установление линейного аппарата управления. Координация (регулирование) обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных с устранением отклонений от заданного режима работы организационной системы. Применяется в процессе оперативного управления совместной деятельностью людей путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности. Эта функция предполагает: · Согласованную работу всех звеньев управления путем установления рациональных связей. · Совершенствование производственных отношений между различными звеньями управления и внутри их; · Анализ возмущений и отклонений в производстве и управлении и разработка мер по их устранению; · Гармоничная реализация функций управления. Мотивация (стимулирование) - эта функция оказывает определенное воздействие на коллективы людей. В процессе управления необходимо создать такую систему стимулов, чтобы она отвечала внутренним мотивам работника и стимулировала их к высококачественному труду. Проявляется через систему материального и морального стимулирования. Контроль – предлагает целенаправленноевоздействие на коллективы, предусматривают систематическое наблюдение за их деятельностью, выявления отклонений от установленных норм, правил. Задачей контроля состоит в том, чтобы выявить фактическое состояние дел, сопоставить с требуемым и выработать контрольные мероприятия на улучшение текущего состояния дел. На практике применяют различные виды контроля: учет; ревизия; обследование; проверка исполнения; инспектирование. Контроль может быть, как внутренним, так и внешним.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |