КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние новых технологий на организацию 2 страница
К числу наиболее значимых примеров комбинации обширных и разнообразных знаний, достижений в технике и технологиях относится так называемая виртуальная продукция. Это, в частности, новые процессы в печати, связанные с использованием лазеров, ксерографии, интегральных схем и микропроцессоров, высокоскоростные коммуникационные процессы, технологии программного обеспечения. Непременным условием для производства виртуальной продукции является интеграция производственных процессов и появление на этой основе компаний нового типа — виртуальных организаций. Для того чтобы создавать виртуальную продукцию, компания должна полностью перестроить свою деятельность, контролировать большие объемы сложной текущей информации, осваивать новые знания и навыки. Термин «виртуальная корпорация» применяется для описания временной сетевой структуры независимых организаций, связанных информационной технологией и объединяющихся для эффективного использования динамично меняющихся условий. Деятельность по использованию накопленных знаний и обеспечению поступления новой информации создает предпосылки формирования обучающейся организации. Консорциумы и стратегические альянсы. В условиях усиления международной конкуренции, увеличения затрат на научные исследования и финансирование научных и технических кадров, стремясь разделить риск, связанный с созданием и коммерциализацией технологий, компании объединяются в консорциумы и инновационные стратегические альянсы. Руководители этих организаций нового типа сталкиваются с парадоксом: налицо конкуренция и сотрудничество одновременно. Консорциумы и стратегические альянсы — это соглашения между организациями о совместной работе для получения доступа к новым знаниям, технологиям и рынкам и о выполнении задач, сулящих взаимную выгоду. Они могут иметь различные организационные структуры, технологические акценты, механизмы финансирования и состав персонала. К стратегическим альянсам относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, развитию производства, совершенствованию продукции и др.), соглашения об участии в активах с созданием Новой организации (например, совместные предприятия) и без образования новой организации (обмен акциями, приобретение доли участия). Организация, имеющая развитую организационную культуру, где получение знаний является нормой, с большей вероятностью будет получать знания от создания стратегических альянсов, чем организация, у которой нет соответствующей культуры. Когда стратегической целью является развитие нового знания и защита материнской компании от утечки информации, совместные предприятия более распространены, чем соглашения об участии в акционерном капитале без образования нового предприятия. Организации, которые активно диверсифицируют свою деятельность, привлекая специалистов различного профиля и создавая международные стратегические альянсы, более восприимчивы к новому знанию, чем организации, имеющие однородную рабочую силу. Стратегические альянсы и консорциумы организуются для того, чтобы занять соответствующее положение на основных рынках, завоевать новую нишу, облегчить доступ к источникам капитала и человеческих ресурсов, расширить возможности маркетинга и распределения или создать разветвленную сбытовую сеть. Они имеют общую задачу — эффективно управлять знаниями, чтобы ускорить разработку, передачу и коммерциализацию технологий и тем самым ускорить их доступ на новые рынки. Такого рода объединения ставят уникальные задачи перед руководителями компаний, входящих в них. Эти компании могут иметь различную культуру, разные точки зрения на управленческие приоритеты, политику и процедуры и делать ставку на различные, иногда взаимоисключающие задачи. Их руководители сталкиваются со множеством организационных, технологических, стратегических и культурных барьеров на пути управления знаниями. Чтобы преодолевать барьеры, руководители объединившихся организаций должны налаживать коммуникации, способствовать стиранию различий между компаниями и т.п. В коммуникациях различают пассивные и активные звенья. Пассивные звенья обычно связаны со средствами массовой информации. Это доклады (отчеты), статьи и видеоматериалы. Они приемлемы для синхронной передачи сообщений аудитории, разбросанной по разным местам, и сравнительно дешевы. Однако они безличны и обычно не имеют обратной связи. Активные звенья — это непосредственные взаимодействия людей. Они могут варьироваться от телеконференций до образования целевых групп и демонстраций на рабочем месте. Они стимулируют межличностные коммуникации и имеют оперативную обратную связь. Чем меньше коммуникационных звеньев и чем они пассивнее, тем меньше вероятность, что технологии будут управляться эффективно. Чем больше звеньев и чем они активнее, тем больше шансов на эффективное управление технологиями. Следовательно, консорциумы и стратегические альянсы должны усиливать механизмы активных коммуникаций. Для согласования политики участников этих объединений, выявления расхождений и устранения их на ранней стадии, прежде чем они перерастут в проблемы, выбирается координатор. В консорциумах и стратегических альянсах, когда принятие решений осуществляется вне границ традиционной корпорации, управление знаниями концентрирует внимание на таких задачах, как: • создание, сохранение и распределение комплексных глобальных активов, находящихся в совместной собственности; • выработка процедур принятия решений, необходимых для • использование новых ролей и обязанностей, таких, например, • многообразие форм (модели управления варьируются для Наряду с традиционными управленческими структурами — советом директоров, группой управляющих, руководящими и оперативными комитетами — организация управления стратегическими альянсами предполагает существование ряда новых структурных позиций (экспедиторов решений, альянс-энтузиастов и альянс-менеджеров, персонала, работающего с потребителем). Экспедиторы решений — отдельные лица или группы, обеспечивающие ускорение принятия решений, наделяются соответствующими полномочиями. Так, экспедитором решений является руководитель подразделения, управляющего функционированием глобальной цепи поставщиков, когда он, реализуя свое право снижать стоимость отгружаемого товара, передает партнерам по альянсу ключевые функции распределения и производства. Альянс-энтузиасты и альянс-менеджеры взаимодействуют с Участниками стратегического альянса в целях развития как своей компании, так и всего альянса. Нередко они являются частью группы связи, создаваемой для стыковки систем управления компаний-участников. Персонал, работающий с потребителем, получает информацию 0 качестве продукции из первых рук, наделен соответствующими полномочиями для устранения проблем в случае претензий состороны клиентов. Входит в систему управления, обосновывает и реализует важнейшие решения по взаимоотношениям с клиентами. Управление в масштабе альянса признает важность как формальных, так и неформальных структур и процедур. В этом его отличие от традиционного управления. Неформальные каналы связи и контроля значительно влияют на качество управления, поскольку формальные каналы управления не охватывают организацию в должной мере или не могут справиться с объемом принимаемых решений. Работники должны с готовностью делиться знаниями, научиться работать с коллегами из других компаний и доверять им, особенно если стороны принадлежат к разным культурам и практикуют разные методы управления. От них требуется умение решать проблемы коллективно и принимать решения в виртуальной среде. И наконец, они должны быть готовы принять на себя ответственность за действия и их результаты. Соответствующие программы найма, обучения и формирования культуры труда помогут привести схемы поведения работников в соответствие с подходами и приоритетами нового управления. Перспективы развития. Управление знаниями создает условия, при которых образование превращается в разновидность инвестиций, профессиональный опыт становится своего рода активами, а лояльность фирме — основным фактором сплоченности коллектива. В условиях управления знаниями и нового организационного построения корпораций возможности карьерного роста работников становятся более разнообразными. В крупных компаниях по-прежнему будут сохраняться возможности для работы на разных должностях, принятие все большего числа решений будет передаваться отдельным частям организации, а центр оставит за собой посреднические и консультационные функции. Организации будущего будут использовать интеграционный подход к ведению бизнеса. Используя личностные характеристики сотрудников, организации будут собирать междисциплинарные команды, которые будут заняты ведением всех операций в бизнесе и выполнением обязательств перед клиентами. Они будут иметь доступ в репозитарии знаний и глобальные базы данных, чтобы выяснять, как подобные задания решались раньше. Они будут использовать компьютерную сеть компании и инструменты управления знаниями для получения и хранения важной информации. Экспертные системы будут играть основную роль в предоставлении активного консультирования репозитария знаний и корпоративной памяти. Компаниям нужно преодолевать «корпоративную амнезию», чтобы сохранять конкурентные преимущества. В организациях очевидно, будут продолжаться процессы реорганизаций. Прямым результатом этих процессов будет «утечка мозгов» компании из-за организационных перемещений сотрудников. Чтобы избежать этой проблемы, необходимо создать репозитарии знаний, чтобы собирать и регистрировать специальные знания до того, как работник уволится из организации. Наравне с этим организациям необходимо выбирать рациональную стратегию бизнеса, опираясь на кооперацию с другими компаниями в производстве продукции и предоставлении услуг. По мнению одного из высших руководителей компаний 1ВМ Лоуренса Прусака «единственное, что придает организации конкурентные преимущества и устойчивость — это то, что она знает, и как она использует то, что знает, и как быстро она узнает что-то новое». И это преимущество, заключенное в знании, будет основным конкурентным преимуществом организаций в ближайшие годы. Важное значение имеет процесс повышения интеллектуального Уровня организации. Организационный интеллект — это организационная способность целенаправленно обрабатывать, интерпретировать, шифровать, манипулировать знаниями и иметь к ним Доступ для повышения адаптационного потенциала во внешней среде. Методология, технологии и инструменты управления знаниями могут облегчать развитие интеллектуального уровня организации. Функции таких должностей, как директор по управлению знаниями, директор по обучению, могут как развивать знания, так и распространять их. Технологии, такие, как системы информационного управления, экспертные системы, могут также облегчать организационное обучение и способствовать развитию интеллектуального уровня организации. Ценные идеи и управленческие знания можно собирать и сохранять в базах данных и репозитариях знаний. 6. Концепция управления талантами Роль творческой составляющей в интенсификации производства и обеспечении экономического роста возрастает, причем темпами, более высокими, чем у остальных факторов производства. Наступившее столетие многие считают уже не только веком информационных технологий, но и веком созидания и созидателей. В организациях все больше ценностей создается с помощью интеллектуального производства, обеспечивающего выживание компаний и придание им отличительных конкурентных преимуществ. Интеллектуальному производству свойственны следующие черты: высокая доля умственного труда творческого характера, определенная степень новизны получаемого полезного эффекта, связанного с взаимодействием объекта и субъекта деятельности, непосредственное воздействие на потребителя, способность накапливаться в различных формах духовного богатства. Способность к творчеству становится двигателем экономики. В этих условиях резко повышается значимость поиска, сохранения и стимулирования талантливых людей, которые могли бы генерировать идеи и воплощать их в жизнь. Известно, например, что на деятельность, связанную с творчеством, в целом ряде индустриально развитых стран приходится от '/з Д° половины всей заработной платы. Творческие люди становятся главным экономическим ресурсом страны, а их отыскание и развитие превращается в важнейшую задачу лидеров организаций. Современные организации призваны постоянно искать новые таланты, удерживать, удовлетворяя их нужды, эффективно использовать их потенциал и создавать им такую рабочую среду, которая наполнена творческими прорывами и нетривиальными проблемами. Фирма, обладающая талантами в большом количестве, способна на многие неожиданные решения и, как следствие, имеет повышенные шансы на успех. А успех обеспечивают такие факторы, как личный талант и скептицизм в отношении сложившихся традиций. Творческие идеи и решения первоначально возникают в головах людей в результате переработки и осмысления полученной Ранее информации, прозрения, доведенного до уровня оригинальных обобщений, выстроенных на основе новых фактов, аргументов, экспериментов, расчетов, гипотез и постулатов. Творческий дар лучше всего проявляется в условиях интенсивного интеллектуального общения в форме дискуссий, конференций, обмена информацией всеми доступными способами. Большим подспорьем в этом плане стали современные информационные технологии, которые необычайно усиливают возможности концентрации творческого потенциала на нерешенных вопросах и ускоряют поиск их решения оригинальным путем. Как следствие, интенсифицировалась обновляемость знаний, а сроки сменяемых друг друга открытий существенно сократились. Отметим, что инвесторы вкладывают деньги не в активы, а в будущие доходы — в максимальную выгоду от использования интеллекта. Особая роль в творческой деятельности принадлежит образованию, характер и значение которого существенно изменяются. Наиболее полно современные тенденции его развития обозначились в концепции «образования в течение жизни». Во многих современных компаниях на переподготовку специалистов отводится 15—20% рабочего времени. За весь период профессиональной деятельности (примерно 40 лет) каждый специалист должен повышать свою квалификацию 5—8 раз. Рекомендуется выделять специалистам 10 часов в неделю на изучение литературы по специальности и 40—80 часов в год на участие в какой-либо форме непрерывного образования. Постоянный поиск новых идей и эффективная работа, направленная на их реализацию, — такова роль лидеров в «управлении талантами», обеспечении их плодотворной деятельности по достижению целей организации. Любая попытка внедрить изменения может закончиться неудачей, но если люди — как творцы, так и руководители — поверят в необходимость изменений, им сопутствует успех. Лидерам организаций предстоит создавать такую атмосферу, в которой люди поверят в правильность стратегии организации и решений менеджмента. Интеллектуальные работники образованны и опытны, их нанимают ради знаний и способностей. В работе им нужны информация, знания и условия для применения своих теоретических и аналитических способностей. Работу они рассматривают в качестве источника для удовлетворения и оптимизма, места для творчества и приобретения материальных и духовных благ. Именно поэтому они обладают высокой эмоциональной устойчивостью в сложных ситуациях. Суть интеллекта — не в том, чтобы знать наверняка, а в том, чтобы пробовать новое. Нередко при этом приходится рисковать В равной мере важно не только использовать новые мысли, но и отказаться от старых идей. Исследованиями доказано, что люди используют не более 5% (а порой не более 1%) возможностей своего мозга. Ограничиваясь в своей деятельности лишь задачей повышения эффективности, они пользуются левым полушарием головного мозга, которое отвечает за логику и анализ. Другое же — правое — полушарие, отвечающее за образное мышление и интуицию, пока еще во многих случаях обусловливает потерю огромного творческого потенциала. И лишь использование интеллектуальных возможностей во всем их многообразии и целостности обещает достижение творческой гармонии. В промышленно развитых странах «работники знания» превратились в доминирующую группу работников. По численности они превзошли группу индустриальных рабочих, и, по оценке исследователей, в настоящее время «работники знания» составляют около '/3 занятых в экономике развитых стран. При налаживании отношений «лидер—таланты» одним из ключевых условий является способность лидера поощрять творчество. Высокая оценка творческого разнообразия создает атмосферу в организации, которая поощряет каждого работника раскрыть собственный потенциал. К тому же необходимо учитывать, что более успешной становится деятельность тех компаний, которые предвосхищают запросы потребителей товаров и услуг, а не просто отвечают на них. В данном случае под творчеством понимается генерация новых идей в ответ на воспринимаемые потребности организации или имеющиеся у нее возможности. Творчество — первый шаг на пути к инновациям, жизненно важному фактору долгосрочного успеха организации. Многие изобретатели и новаторы — творческие люди, отыскавшие уникальные технические и организационные возможности и воспользовавшиеся ими. Каждый человек имеет способности к творчеству. Творческие личности отличаются оригинальностью взглядов и подходов, открытостью, любознательностью, умеют концентрироваться на сути возникающих проблем, отличаются упорством и восприимчивостью к новым идеям. Творчество может рассматриваться и как отличительная черта организации или ее подразделений. Характеристики творческой организации аналогичны чертам творческой личности (табл. 26.1). Творческие организации имеют гибкую структуру, должностные обязанности сотрудников определены приблизительно, сферы ответственности частично совпадают, формулировки задач носят общий характер, акцент делается на совместной работе. Творческим организациям свойственны свобода, состязательност теоретики, и эксперты, и изобретатели, и координаторы, и те, кто умеет представлять полученные результаты. Не меньшее значение имеет и создание целых подразделений организации, которым вменяется в обязанность задача предугадывать и отслеживать тенденции в самом начале их развития, совершать «прорывы» в технологической сфере, определять инновационную направленность деятельности организации в целом. Связь между творческим потенциалом организации и инновациями показана на рис. 26.1. Очевидно, что единственным способом обеспечения непрерывной инновационной деятельности является постоянная поддержка и развитие творческого потенциала организации. Предварительными условиями такой поддержки и развития являются: 1) благоприятный инновационный климат; 2) процесс творческого планирования; 3) разрушение барьеров, сковывающих развитие; 4) стимуляция источников идей;
5) инновационные стимулы; 6) коммуникационные процедуры; 7) процедуры оценки идей; 8) инновационный менеджмент. Важно исходить из того, что творчеству нельзя приказать, но творческий потенциал людей можно высвободить. Это становится возможным при приверженности персонала целям организации. Истоки творчества можно найти в мотивации, в основе которой лежит вера в цель. Нельзя сводить корпорацию к модели, когда, с одной стороны, есть горстка «мыслителей», а с другой — огромная масса бессловесных исполнителей. Корпорация должна стремиться к формированию стабильной синергии, связанной с объединением самых разных навыков и позиций. Создание основы для всплеска коллективной творческой энергии означает получение стабильного «урожая» результатов использования интеллектуального потенциала каждого сотрудника, который в полной мере раскрывается, когда человеку дают возможность проявить себя в конкретном деле. Это подразумевает также, что каждый человек должен четко представлять ценности организации и нести ответственность не только за решение узкого круга собственных задач, но и за общие результаты. Общей основой эффективного «управления талантами» должно стать достижение стратегических целей использования интеллектуальной собственности, таких, как: 1) насыщение товара особыми потребительскими свойствами; 2) обеспечение технологического превосходства над конкурентами; 3) высокая и стабильная правовая защищенность бизнеса от конкурентов; 4) экономическое управление капиталом с целью устойчивого получения сверхприбыли и наращивания его стоимости; 5) формирование новой корпоративной культуры с целью быстрой обновляемое™ высококачественных товаров и услуг.
Рутинные и творческие задачи
Уровень отдачи от деятельности талантливых людей (так называемой «рентабельности талантов») может быть выявлен косвенно путем соотнесения генерированных значений и инвестиций в таланты. Это отношение показывает, нанимают ли менеджеры нужных людей и насколько эффективно менеджеры используют их для достижения делового успеха. Оценка уровня отдачи может быть количественной или качественной. Оценка количественных показателей требует соответственно измерения в денежном выражении полученных знаний на основе достигнутых результатов. Талантливые люди оказывают влияние на окружающих и со временем делятся с ними знанием. Если менеджеры хотят, чтобы талантливые люди развивали свой максимальный уровень производительности и приносили максимальную потенциальную отдачу, они не должны поручать таким людям рутинные работы. Система «управления талантами» является эффективным инструментом в арсенале организации. Используя этот инструмент, менеджеры смогут должным образом развить умения талантливых работников. Можно встретить множество талантливых людей, работающих на ту или иную компанию, не достигшую значительных результатов. Это происходит из-за отсутствия нормальной системы «управления талантами». Те же люди, но в другой организации будут показывать хорошие результаты. В систему «управления талантами» входят такие элементы, как выявление талантов, их привлечение, удержание и организация использования талантов. Поиск талантов, привлечение их к работе в организациях становится составной частью стратегии управления, а их нехватка препятствует росту компаний. Решение данной проблемы может стать огромным стратегическим преимуществом. Талантливые люди стремятся быть частью организации, которая их привлекает и вдохновляет. Компании должны создать гибкую рабочую обстановку для привлечения наиболее талантливых людей, которые бы создавали необходимые для организации знания. Успешная организация постоянно должна пытаться нанимать и удерживать новые таланты, и тогда можно рассчитывать на то, что на каждом уровне и во всех звеньях будут работать талантливые люди. Взаимные обязательства работодателя и работника станут одной из самых важных составляющих организации, которая, в свою очередь, должна способствовать созданию такой атмосферы, которая бы удерживала талантливых людей. Менеджерам необходимо знать, как максимально раскрыть возможности людей и как стратегически определить их на правильную должность, где бы они не погрязли в рутинной работе. Менеджеры должны обеспечить такое распределение рабочих мест, при котором работники выдавали бы максимум знаний, максимум инноваций и имели бы максимальное влияние. Доказано, что от таланта, которым управляют стратегически, получают наибольшую отдачу. Отметим, что таланты — дефицитный, а также часто остающийся незамеченным ресурс. Менеджеры должны в равной мере выявлять скрытые таланты своих работников и нанимать новых талантливых людей. Творческий процесс во многих случаях хаотичен, но в организациях, делающих ставку на новаторство, работают настойчивые люди; они-то и воплощают проекты в жизнь
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |