КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нематериальные активы организации
Концепция управления талантами Влияние новых технологий на организацию Способы получения новых знаний Функция управления знаниями Значение знаний для развития организаций Нематериальные активы организации До настоящего времени деятельность компаний все еще оценивается исключительно на основе количественных показателей, связанных с изменением материальных активов. Однако в условиях, когда методы производства должны непрерывно совершенствоваться, а конкуренция (из-за невозможности удерживать технологическое превосходство длительное время) становится все более ожесточенной, эти критерии оказываются совершенно неадекватными. Выживание современной компании и придание ей конкурентных преимуществ можно обеспечить только за счет приведения в действие нематериальных активов. Указанные активы можно подразделить на пять групп: 1) технология и формализованные знания (патенты, руководства, процедуры); 2) первичные процессы и процессы управления (руководство 3) навыки и неформализованные знания (ноу-хау, сферы компетенции); 4) общие моральные ценности и нормы (ориентация на потребителя, надежность, качество и др.); 5) ценные ресурсы и приобретения (сложившаяся клиентская В широком смысле нематериальные активы — это специфические активы, для которых характерны отсутствие осязаемой формы, долгосрочность использования и способность приносить доход. Неслучайно указанные активы нередко называют «невесомым богатством». Что касается интеллектуальной собственности, то это понятие используется для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). Объективность интеллектуальной собственности как часть материальных активов представляют собой охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности. К нематериальным активам не относятся: 1) не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; 2) интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификация и способность к труду. Считается, что одним из нематериальных активов для любой компании становятся интеллектуальные ресурсы, которые можно привлечь и использовать, когда бы они не потребовались. В современных условиях большая часть создаваемой обществом стоимости формируется благодаря реализации знаний в продуктах и услугах. Наряду с этим происходит рост наукоемкости самих конечных продуктов, доминирование на рынке собственно интеллектуальных товаров и услуг. Несмотря на то, что точный денежный эквивалент стоимости знаний в организации не может быть рассчитан, существуют некоторые критерии измерения их экономического значения. Разница между рыночной стоимостью компании и стоимостью ее материальных активов является одним из показателей стоимости нематериальных активов, большинство из которых представляют собой организационные знания. Только от 6 до 30% стоимости компании приходится на активы, упоминаемые в традиционных балансовых отчетах; остальное — нематериальные активы. Вследствие этого 50% инвестиций производственных компаний приходится на нематериальные сферы, такие, как научные исследования и разработки, обучение и др. Многие крупные компании затрачивают на заработную плату большие средства, чем на другие статьи расходов, и платят определенным сотрудникам гораздо больше, чем остальным. Что же приобретает компания, неся такие высокие расходы? Профессиональный опыт и знания, которые вырабатывают эмпирические правила, формируют суждения и направляют поиск моделей и смысловых решений. К оценке нематериальных активов необходимо подходить иначе, чем активов материальных. Их истинная стоимость заключается в доходах, которые они могут генерировать. Стоимость интеллектуальной собственности, как считается, состоит в ее использовании, а не в связанных с ней затратах. Для инвестора, вложившего деньги в акции, важнейшим источником стоимости служит способность компании генерировать денежные потоки за счет водится проект ОЭСР, содержащий следующие группы показателей: • размер инвестиций в сектор знаний, включая расходы на • наличие информационного и коммуникационного оборудования, программных продуктов и услуг; • численность занятых в сфере науки высоких технологий; • удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в • объем и структура венчурного капитала, который сохраняет • объем частного капитала в финансировании НИОКР; • межстрановые потоки знаний, а также международное сотрудничество в области науки и инноваций; • состояние кооперации между фирмами, научно-исследовательскими организациями и университетами и др. Отметим такой важный индикатор знаний, как быстрое распространение информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернета, широкое использование персональных компьютеров, определяющий вклад этого сектора в рост числа рабочих мест и занятости. На уровне отдельно взятой компании, производящей товары или оказывающей услуги, продукты творческого труда требуют специальной системы оценок, выходящей за рамки стоимостных измерений. Известно, что стоимость обычного товара (услуги) определяется среднеотраслевыми затратами живого и прошлого труда на единицу произведенного продукта, а цена есть денежное выражение стоимости. При этом на уровень цены дополнительно влияют такие факторы, как соотношение спроса и предложения, темпы инфляции, уровень конкурентоспособности и т.п. Как показывает практика измерения интеллектуального капитала, пока ни один из подходов не является универсальным. Наиболее подходящий выбор количественных оценок зависит от конкретных условий организации и задач, решаемых с помощью данных расчетов. Можно, например, использовать один из следующих четырех методов количественных оценок. 1. Метод прямого интеллектуального капитала. Такие оценки 2. Метод капитализации рынка. Такие оценки подсчитываются в результате определения разницы между рыночной капитализацией компании и стоимостью ценных бумаг ее акционеров. 3. Метод окупаемости активов. Фокусируется на средней величине доходов от нематериальных активов. Полученные до уплаты налогов доходы компании делятся на среднюю величину материальных активов. Результат сравнивается со средним объемом продукции компании, а разница затем умножается на среднюю величину материальных активов, чтобы получить средний годовой доход от нематериальных активов. 4. Методы счетных карт. Определяются различные индикаторы или показатели ряда компонентов нематериальных активов. Индикаторы или показатели могут быть представлены или как численные счетные карты, или в графическом виде. Р. Экклз предложил ряд методов количественной оценки деятельности организаций, аналогичных методам измерения интеллектуального капитала*. Среди них: «бенчмаркинг» — метод, включающий идентификацию лидеров отрасли, сравнение достижений компании с их достижениями и обучение на лучших примерах; «модели компетентности» — метод, позволяющий вычислить рыночную стоимость результатов труда наиболее успешных работников и, таким образом, дать стоимостную оценку их работы; «ценность бизнеса» — метод, с помощью которого оцениваются потери, связанные с упущенной деловой возможностью; «банки знаний» — метод, в котором заработная плата трактуется как актив; «окрашенная отчетность» — метод, предусматривающий включение в финансовые документы специфических дополнений«Отмеченные подходы исследователей в области управления работниками, связанными со знаниями, были разработаны в основном для практического решения конкретных задач совершенствования управления фирмами. Несмотря на то, что они сосредоточиваются на количественной оценке результатов использования человеческих ресурсов, предлагаемые ими методы основываются на качественном анализе специфики интеллектуального труда. Их исследования носят сугубо прикладной характер и совершенно естественно, что они, в первую очередь, оценивают влияние интеллектуальной собственности работников и коллективов на результативность и эффективность работы компании.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |