Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении




К оглавлению

Концепция информатизации при использовании структурного моделирования объектов региона с отображением на модель коллектива вычислителей в виде единой распределенной системы автоматизированных рабочих мест (АРМ) исполнителей позволяет решать все типы простых и сложных задач регионального и муниципального управления при минимальных затратах на разработку методов решения задач, алгоритмов и программных средств. Создаваемые при этом информационная, техническая, программная и технологическая базы информатизации способны обеспечить потребности региона (города) в решении необходимых задач управления.

В отличие от обычных информационных и информационно-вычислительных центров ситуационные центры оснащаются современными аудио- и видеосредствами, технологиями для проведения телеконференций, совещании, залами и лабораториями со специализированными АРМ для формирования групповых, кооперативных и коллегиальных решений. В настоящее время на федеральном уровне управления действуют СЦ Президента России, Совета Безопасности, в центральных органах федеральной исполнительной власти.

В зависимости от складывающейся обстановки СЦ МЧС может вести работу в трех режимах:

  • режиме повседневной деятельности;
  • режиме повышенной готовности;
  • чрезвычайном режиме.

Для реализации работы в чрезвычайном режиме в составе автоматизированной информационно-управляющей системы МЧС включаются в работу мобильные ситуационные центры, которые могут базироваться на различных транспортных средствах (автомобиле, вертолете, самолете), оснащенных вычислительной техникой, средствами мобильной связи и способных оперативно получать, обрабатывать и передавать информацию о сложившейся в регионе чрезвычайной ситуации, осуществлять поддержку решений, принимаемых соответствующими органами управления.

В быстроразвивающейся информатизации городов опорными пунктами и поставщиками необходимой для нужд городской администрации информации являются создаваемые в городах и уже функционирующие ИС комитетов по чрезвычайным ситуациям, налоговых служб, казначейства, пенсионного фонда, банков, крупных промышленных корпораций, фирм, предприятий. На основе кооперации ведомственных и административных органов создаются ИС городов в Центральном, Приволжском, Южном и других федеральных округах, а также в Башкортостане, Татарстане, ряде других субъектов Федерации.

В интересах обеспечения эффективного функционирования системы административных органов управления, их дальнейшего развития, а также для информационного обслуживания населения в городах функционируют отделы информатики, которые могут создаваться в структуре мэрии либо быть подразделением муниципального ВЦ.

Распределение по функциональным подсистемам определяет основу структуры ИС города, так как информация в них легко структурируется по предметному признаку, обеспечивая необходимую унификацию для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения, накопления в банках данных и использования информации в пределах подсистемы. В интересах совместно решаемых задач между подсистемами осуществляется автоматизированный обмен информацией, что обеспечивает функционирование системы в целом.

Административное управление мэрии основывается на широком использовании распространенных общепользовательских и специализированных программных продуктов. Информатизация этого вида деятельности должна обеспечивать:

  • работу должностных лиц с нормативно-справочной информацией;
  • ведение учета и отчетности технических, материальных, финансовых и других ресурсов;
  • осуществление планирования и контроля выполнения планов;
  • применение в процессе деятельности должностных лиц расчетных задач и моделирования ситуаций;
  • осуществление проектирования и макетирования документации;
  • статистическую обработку данных;
  • ведение служебной переписки;
  • оформление нормативно-распорядительной и финансовой документации.

Автоматизированные рабочие места (АРМ) юристов, экономистов, бухгалтеров, руководителей и специалистов органов власти и управления оснащаются справочной правовой системой (СПС) "Консультант плюс", которая содержит документы органов государственной власти и при условии, если она создана в ходе сотрудничества регионального представительства сети "Консультант Плюс" с местными органами власти и управления, включает и документы местного самоуправления конкретного субъекта Российской Федерации. Система позволяет оперативно осуществлять поиск необходимых документов по разным критериям:

  • тематике,
  • виду документа,
  • принявшему его органу,
  • названию документа,
  • его номеру,
  • дате принятия,
  • тексту,
  • ключевым словам.

Департамент муниципального имущества является одним из важнейших структурных подразделений мэрии. Информатизация деятельности этого департамента должна охватывать функции управления, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, а также отражать в БД факты государственной регистрации юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Департамент городского хозяйства, являясь структурным органом управления, несет полную ответственность за состояние дел в отрасли. Поэтому информатизация управленческих процессов имеет целью реализовать информационное обеспечение решения функциональных задач в областях энергетического, дорожно-транспортного, жилищно-коммунального хозяйства, средств связи и бытового обслуживания населения для нормальной жизнедеятельности горожан содержания объектов внешнего благоустройства и надлежащего санитарного состояния города.

Применительно к каждому из перечисленных направлений примами управления соответствующих организаций создаются локальные, открытые вычислительные сети, информационные технологии, которые позволяют специалистам этих организаций, используя АРМ и информационное взаимодействие с общесистемными данными муниципальной ИС, решать все необходимые функциональные задачи.

В Департамент образования, культуры и спорта является структурным органом мэрии и в процессе своей деятельности имеет информационные связи с другими структурными подразделениями мэрии, областной администрации, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями и гражданами.

Основной задачей информатизации в деятельности департамента здравоохранения и социальной защиты является организация информационного сопровождения движения бюджетных и других финансовых средств, которые предназначены для охраны здоровья и гарантированной доступной медицинской помощи населению города, выделяются бюджетом на гарантированную поддержку семьи, пожилых граждан, инвалидов, а также на развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения.

Подсистема "Социальная защита" кроме общесистемных баз данных предусматривает использование большого разнообразия специализированных БД, необходимых для ведения в электронном виде документации по денежному содержанию пенсионеров различных групп. Так, создаются БД "Ветераны", "Инвалиды", "Слепые", "Многодетные", "Матери-одиночки", "Блокадники", "Репрессированные", "Военные узники", "Военные пенсионеры" и др. Создаются АРМ, которые оснащаются программным обеспечением для комплексного решения задач по начислению и выплате пенсий. Такое программное обеспечение устанавливается на рабочих местах специалистов не только в департаменте муниципалитета города, но и в территориальных отделах соцзащиты населения.

Программный комплекс "Расчет пенсий" позволяет производить начисление пенсий, просчитывать более выгодный вариант расчета, оперативно формировать выплатные документы для почтовых отделений связи или банков, создавать сводные и статистические отчеты для Пенсионного фонда" Информация из баз данных этого комплекса предоставляется в городскую налоговую инспекцию, используется при корректировке данных медицинских страховых компаний.

Пополнение баз данных производится ежедневно в территориальных отделах социальной защиты населения города. ИС муниципального управления в рамках корпоративной среды позволяет активно осваивать Интернет, использовать его чрезвычайно широкие возможности доступа специалистов со своих АРМ к различным информационным ресурсам, в частности, и к Государственным информационным ресурсам России.

Открываются возможности для формирования тематических Web-страниц, составляющих основу Web-сервера мэрии, разработки Web-броузеров, способных охватывать все имеющиеся муниципальные ресурсы. Безусловно, любое дальнейшее развитие сети связано с резким увеличением объемов изучаемой и анализируемой специалистами и руководителями информации, что требует дальнейшего развития сети на основе принципиально новой программной и технологической среды, например Oracle и ОLАР-технологий. OLAP-технологии для муниципального управления - новый класс информационных систем, обеспечивающий ведение процесса анализа в режиме реального времени. Создание и ввод в действие таких технологий являются перспективной за-дачей, которая создаст для руководства качественно новые возможности в управлении социально-экономическими процессами.

К настоящему времени автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в более чем 2,5 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1250 - муниципального уровня. Почти во всех центральных универсальных научных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети, объединяющие от 30 до 50 компьютеров. Основным результатом внедрения информационных технологий в практику работы библиотек является создание электронных каталогов и других библиографических и реферативных баз данных. Самые значительные по объему базы данных сформированы в библиотеке Института информации по общественным наукам, Российской национальной библиотеке, Российской государственной библиотеке, Государственной публичной научно-технической библиотеке России и других центральных библиотеках.

Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций - юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

В настоящее время основу государственной системы правовой информации составляют информационные ресурсы организаций Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) и Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России). В рамках ФАПСИ работы в области формирования и организации использования ресурсов правовой информации проводятся Научно-техническим центром правовой информации "Система" (НТЦ "Система").

База данных действующего российского законодательства "Эталон". Это полнотекстовая база данных по действующему российскому законодательству, разработанная в НЦПИ. "Эталон" содержит около 50 000 текстов действующих нормативных актов. Среди них - федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, а также приказы и инструкции министерств и ведомств, судебная, нотариальная, арбитражная практика.

Говоря о государственной системе правовой информации, нельзя не упомянуть сервер Министерства юстиции РФ www.scli.ru. На сервере можно найти самые разнообразные сведения о правовых информационных ресурсах, в том числе описания баз данных НЦПИ, сведения о работах НЦПИ и ЦПИ, познакомиться с новыми документами и др.

Кроме информации об организациях-разработчиках и предлагаемых информационных правовых системах на этих серверах в свободном доступе имеется информация о новых нормативных актах и текущие обзоры законодательства по различным направлениям (мониторинг законодательства). На ряде серверов можно подписаться на данные по мониторингу законодательства и бес-платно получать их по электронной почте, а также просматривать содержание баз данных по законодательству и сформировать запрос на поиск нужного документа. В результате просмотра можно получить не только название документа, содержащегося в базе, но и доступ к текстам документов в основных базах данных, как правило, платный.

Представительство Банка России расположено в Интернет по адресу www.cbr.ru. На страницах этого сервера размещена как общая информация о Банке России (исторический очерк, правовой статус, функции, организационная структура и др.), так и информация о его текущей деятельности. В частности, в разделе "Ежедневная информация" можно познакомиться с последними новостями.

Справочно-информационный сервер Государственного таможенного комитета Российской Федерации расположен в Интернет по адресу www.gtk.ru. Информация на сервере предназначена для различных категорий участников внешнеэкономической деятельности и сгруппирована по тематическим разделам.

Большое число серверов коммерческих организаций, распространяющих финансово-экономическую информацию, можно найти в каталогах ресурсов Интернет, например, в каталоге деловых серверов и ресурсов АО "МБИТ" cata-log.mbt.ru.

Контрольные вопросы

  1. Когда было положено начало автоматизации функциональных задач в государственном и региональном управлении?
  2. Охарактеризуйте используемые до перехода к рыночным экономическим отношениям организационные формы применения вычислительной техники и информационных технологий для решения функциональных задач и информационного обслуживания органов государственного, регионального и местного управления.
  3. Какие информационно-вычислительные системы в настоящее время применяются для информационного обслуживания органов федерального управления?
  4. Дайте сравнительную характеристику действующим в федеральном и региональном управлении информационно-вычислительным и ситуационным центрам. Каковы их функциональные, организационные и технологические особенности?
  5. Какие функции выполняют городской вычислительный центр в условиях информатизации городского управления?
  6. Перечислите важнейшие теоретические и организационно-технологические принципы создания и функционирования информационной системы и ин-формационной технологии муниципального управления.
  7. Какие требования предъявляются к локальным вычислительным сетям города и автоматизированному рабочему месту специалистов для качественного информационного обслуживания управленческих процессов?
  8. Дайте понятие государственных информационных ресурсов.

Литература

  1. Информационные технологии в маркетинге: Учебник для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  2. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 439 с.
  3. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 1997.
  4. Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного управления. - М.: РАГС, 1996.

К оглавлению

Конец формы

 
   

 

 
 

 

 
 

 

 

 

 
   

 

 
Рефераты
 

 

 
 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

К оглавлению

  1. Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности: Учебное пособие / Под ред. Г.А.Титаренко. - М.:Финстатинформ, 1997.
  2. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Г.А. Титаренко. – М.: ЮНИТИ, 1998.
  3. Божко В.П. Информационные технологии в статистике: Учебник. - М.:Финстатинформ, 2002.
  4. Бизнес-план инвестиционного проекта: Учебно-практ. пособие / Под ред. В.М.Попова. - М.:Финансы и статистика, 1997.
  5. Бизнес-план: Методические материалы / Под ред. Р.Г.Маниловского. - М.: Финансы и статистика, 1999.
  6. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 1997.
  7. Бригхэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс: В 2-х т. - СПб.:Экономическая школа, 1997.
  8. Бэстенс В., Вуд Д. Нейронные сети и финансовые рынки: принятие решений в торговых операциях: Пер. с англ. - М.:ТВП, 1997.
  9. Вдовенко Л.А. Автоматизированные системы управления производством / Под ред. Г.А.Титаренко. - М.:Экономическое образование, 1992.
  10. Вендров А.М. CASE-технология. Современные методы и средства проектирования информационных систем. - М.:Финансы и статистика, 1998.
  11. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. - М.:Финансы и статистика, 2000.
  12. Вудкок Д. Современные информационные технологии совместной работы. - М.: Microsoft Press, 1999.
  13. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - М.:Центр экономики и маркетинга, 1998.
  14. Гуров В.В. Интернет для бизнеса. - М.:Электроинформ, 1997.
  15. Евдокимов В.В. Экономическая информатика: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Евдокимова. – СПб., 1997.
  16. Зегжда Д.П., Ивашко А.М. Как построить защищенную информационную систему. Технология создания безопасных систем. - СПб.:"Мир и семья", "Интерлайн", 1998.
  17. Информационные технологии в маркетинге: Учебник для вузов / Под ред. Г.А.Титаренко. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  18. Калянов Г.Н. Колсантинг при автоматизации предприятий: подходы, методы, средства. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  19. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. - М.:Финансы и статистика, 1997.
  20. Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного управления. - М.:РАГС, 1996.
  21. Ковалев В.В. Основы финансового менеджмента. - М.:Финансы и статистика, 1999.
  22. Компьютерные системы и сети: Учебное пособие /Под ред. В.П.Косарева и Л.В.Еремина. - М.:Финансы и статистика, 1998.
  23. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. - М.:Финансы и статистика, 1998.
  24. Коротков Э.М. Исследование систем упрвления: Учебник для вузов. - М.: ДеКа, 2000.
  25. Курс предпринимательства: Учебник / Под ред. В.Я.Горфинкеля и В.А.Швандара. - М.:Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  26. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. - М.:Наука, 1996.
  27. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений. - М.:Наука, 1996.
  28. Макаренко М.В., Малахина О.Н. Производственный менеджмент: Учебное пособие. - М.:Приор, 1998.
  29. Математическое моделирование социально-экономических процессов. - М.:Изограф, 1997.
  30. Мельников В. Защита информации в компьютерных системах. - М.:Финансы и статистика, Электроинформ, 1997.
  31. Менеджмент: Учебник / Под ред. М.М.Максимова и А.В.Игнатьевой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  32. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. - М.:Финансы и статистика, 1999.
  33. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие. - М.:Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2001.
  34. Неруш Ю.Н. Логистика: Учебник для вузов. - 2-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  35. Одинцов Б.Е. Проектирование экономических экспертных систем. - М.:ЮНИТИ, 1996.
  36. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информацинные технологии. - М.:Финансы и статистика, 1997.
  37. Острейковский В.А. Информатика. - М.:Высшая школа, 1999.
  38. Петров А.В., Тихомиров М.М., Федулов Ю.Г. Применение ситуационных центров в региональном управлении. - М.:РАГС, 1999.
  39. Родионов И.И. Интернет. Предприниматель. Маркетинг. - М.:ЮНИТИ, 1997.
  40. Романов А.Н., Лукасевич И.Я., Титаренко Г.А. Компьютеризация финансово-экономического анализа коммерческой деятельности предприятий, корпораций, фирм. - М.:Интерпракс, 1994.
  41. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в экономике. - М.:ЮНИТИ, 2000.
  42. Саати Т. Принятие решений. - М.:Радио и связь, 1993.
  43. Семенов М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник для вузов / Под ред. И.Т.Трубилина. - М.:Финансы и статистика, 1999.
  44. Системы упрвления базами данных и знаний. / Под ред. А.Н.Наумова. - М.: Финансы и статистика, 1991.
  45. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Под ред. Ю.Ф.Тельнова. - М.:Финансы и статистика, 2001.
  46. Стратегическое управление: Учебник / Под ред. Э.А.Уткина. - М.:Экмос, 1998.
  47. Сурнин А.Ф. Муниципальные информационные системы. - Обнинск, 1998.
  48. Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике. Учебное пособие. - М.:СИНТЕГ, 1998. - (Информатизация России на пороге XXI века).
  49. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  50. Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. - М.:СИНТЕГ, 1998.
  51. Управление персоналом: Управление / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. - М.:ЮНИТИ, 1999.
  52. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М.Купрякова. - М.:ЮНИТИ, 1996.
  53. Экономическая информатика: Учебник / Под ред. В.П.Косырева, Л.В.Еремина. - М.:Финансы и статистика, 1996.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.