Введение 15 страница. 13. 2. Эффект от управления персоналом наверх кроме издержек (затрат) на рабочую силу при оценке экономической эффективности управления персоналом
13.2. ЭФФЕКТ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ наверх Кроме издержек (затрат) на рабочую силу при оценке экономической эффективности управления персоналом используется показатель эффекта от этой деятельности. Развитие трудового потенциала коллектива предприятия (как, впрочем, и отдельного работника), как следствие принятых управленческих решений, служит предпосылкой получения дополнительного результата от производственной деятельности. Этот дополнительный результат и является источником эффекта, который может принимать различную форму и оцениваться различными показателями. Так, эффект может найти свое выражение в виде: - увеличения выпуска продукции вследствие роста производительности труда, повышения ее качества, сортности (здесь мы имеем дело с прямыми количественными составляющими эффекта); - удовлетворенности трудом, особенно если работа с кадрами строилась на учете социальных моментов в трудовых отношениях (здесь эффект также может проявиться в повышении производительности труда, уменьшении ущерба от текучести кадров в связи со стабилизацией коллектива); - относительной экономии средств при сокращении сроков обучения благодаря подбору профессионально ориентированных работников (эффект выражается экономией средств, необходимых для достижения определенного состояния трудового потенциала). Следует также иметь в виду, что результат может быть промежуточным - изменение количественной характеристики фактора и конечным - следствие влияния этого фактора уже на результаты производственной деятельности. Так, в качестве промежуточного результата можно рассматривать повышение квалификации рабочих (средний разряд был 3,1, а стал 3,4), конечный же результат - увеличение объема произведенной продукции или выручки от реализации продукции лучшего качества. Общий конечный эффект можно рассчитать, во-первых, как некую обобщенную величину всех результатов (например, прирост объема производства, выручки от реализации и т.п.), во-вторых, как сумму частных эффектов от реализации конкретных мероприятий (направлений кадровой работы). Каждый из этих методов имеет свои положительные и отрицательные моменты. Если в качестве общего показателя деятельности коллектива предприятия использовать такие синтетические показатели, как объем производства, его прирост, изменение уровня производительности труда и т.п., то на их величину оказывает влияние не только личный фактор производства, мобилизованный через управление персоналом, но и технико-технологические и организационные факторы. На результат текущего года большее влияние могли оказать затраты прошлых лет, нежели затраты текущего периода. Поэтому, хотя сам по себе обобщающий показатель позволяет получить однозначный ответ на вопрос о наличии или отсутствии эффекта, вывод относительно эффективности именно управления персоналом остается открытым. Слишком укрупненные расчеты, связанные с оценкой эффективности затрат на рабочую силу, страдают существенными погрешностями, причем именно с оценкой результата. Суммирование общего результата из частных показателей более предпочтительно, так как позволяет выявить, какие из направлений работ дали положительный результат, а какие - отрицательный. Конечно, общая сумма не будет идентичной той, которая была получена с помощью первого метода, из-за различий в методологии подсчетов, из-за взаимного погашения положительных и отрицательных результатов, повторного счета (ибо факторы действуют не самостоятельно, а во взаимосвязи). Кроме того, количество составляющих общего эффекта может быть различным, смотря по тому, какие из направлений работ и мероприятий были приняты в расчет. Трудности расчета общего эффекта связаны и с тем, что эффект от различных видов затрат проявляется в разных формах и их порой трудно привести в общему знаменателю. Кроме того, одни мероприятия распространяются на весь коллектив, другие - лишь на группу работников. Когда проводится анализ эффективности конкретного мероприятия, то прежде всего исходят из эффекта, полученного для группы работников. Сам эффект и сделанные с его учетом выводы являются достаточно конкретными. Когда же рассчитывается общий показатель по всей совокупности работников, то групповые эффекты, обусловленные одними мероприятиями, суммируются с эффектами по другим мероприятиям. В последующем расчеты ведутся с использованием средних показателей. И выводы носят общий характер, позволяя получить "вектор" направленности работ по управлению персоналом.
13.3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ наверх Применительно к управлению персоналом проблема соизмерения затрат и результатов в оценке экономической эффективности требует конкретизации, и прежде всего необходимо выяснить, что предстоит оценивать: * достижение определенного результата деятельности с помощью специально подобранного, обученного и мотивированного коллектива предприятия, сформированного в результате реализации выбранной кадровой политики; * достижение целей, поставленных перед управлением персоналом, с минимальными затратами средств; * выбор наиболее эффективных методов управления, обеспечивающих результативность самого процесса управления. Рассмотрим более подробно каждый из этих подходов. ДОСТИЖЕНИЕ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА Общий экономический эффект можно рассматривать как результат только производственной деятельности или как результат всей хозяйственной деятельности предприятия. В первом случае экономическим эффектом является произведенная продукция в натуральном или денежном выражении (валовая, товарная, чистая продукция). Во втором случае принимается во внимание не только производство продукции, но и сбыт, реализация (объем реализованной продукции, прибыль). Продукция должна быть выражена в текущих (действующих) ценах, что позволяет соизмерять результат с затратами. Таким образом, повышение эффективности может быть достигнуто либо путем сокращения затрат для получения того же по объему производственного результата, либо за счет более медленных темпов увеличения затрат по сравнению с темпами возрастания результата, когда увеличение последнего достигается за счет лучшего использования имеющихся ресурсов. Наиболее часто для оценки эффективности производства применяется показатель эффективности затрат труда, в частности показатель производительности труда Пт: Пт = Оп / Т, где Оп - объем произведенной продукции в течение определенного календарного периода (руб); Т - затраты труда (чел.-ч, чел.-дн., средняя списочная численность работников). Однако надо отдавать себе отчет в том, что этот показатель изменяется под влиянием многих факторов. Представляется, что более обоснованные выводы об эффективности работ в области управления персоналом даст подход к оценке через стоимость затрат предприятия на рабочую силу (3). Действительно, чтобы процесс труда состоялся, предприятие должно пойти на существенные издержки. На различных предприятиях стоимость единицы труда Сi далеко не одинакова, поскольку различен объем затрат на рабочую силу: С = 3 / Т. С организацией соответствующего учета на предприятии можно рассчитать показатель, характеризующий объем продукции (или прирост объема продукции), приходящийся на 1 руб. затрат на рабочую силу (Ф). Этот показатель определяется: а) либо как частное от деления объема произведенной продукции в стоимостном выражении (в текущих ценах) на объем затрат на рабочую силу: Ф = Оп / 3 б) либо путем деления уровня производительности труда (в стоимостном выражении) на величину издержек, приходящихся на ту же единицу затрат труда: Ф = Пт / Ст. По аналогии с известным показателем фондоемкости продукции можно рассчитать показатель, представляющий собой "удельную затратоемкость продукции", где в качестве затрат принимаются издержки предприятия на содержание рабочей силы (Ур): Ур = 3 / Оп Показатель удельной затратоемкости Ур является обратным по отношению к показателю объема продукции в расчете на 1 руб. затрат Ф и характеризует затраты на рабочую силу (в руб.), необходимые для получения 1 руб. продукции. Динамика показателя объема продукции в расчете на рубль затрат на рабочую силу Ф позволяет контролировать изменение эффективности этих затрат: рост выпуска продукции на единицу затрат говорит об их целесообразности. При снижении отдачи затрат необходим анализ причин, чтобы выяснить влияние как внешних, так и внутренних факторов, т.е. рационально ли использовало созданный благодаря произведенным затратам трудовой потенциал своих работников само предприятие. Зависимость между издержками на рабочую силу в расчете на единицу затрат труда Ст и объемом продукции в расчете на единицу затрат на рабочую силу Ф показана на рис. 13.1.
м 28 ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ МИНИМУМЕ ЗАТРАТ Эффективность характеризует не только результативность деятельности, но и ее экономичность, т.е. достижение определенного результата с минимальными затратами. Отсюда следует, что при оценке системы управления как таковой могут быть использованы показатели не только производительности труда, но и экономичности самой системы. Как известно, система управления персоналом призвана воздействовать на трудовой потенциал с целью изменения его параметров в нужном для предприятия направлении. Пути решения этой задачи различны, но правильно выбранный путь обеспечит экономию средств, т.е. цель будет достигнута с меньшими затратами. Так как с помощью управленческого воздействия стремятся обеспечить определенный уровень показателя, характеризующего состояние трудового потенциала, то эффект управления можно оценить степенью близости фактического состояния трудового Потенциала запланированному, или разностью между прежним и новым уровнем показателя. Но конечную цель управления персоналом выразить одним показателем невозможно, и поэтому применяется их система, отражающая различные стороны трудового потенциала (численность персонала, профессионально-квалификационная структура, образование, состояние здоровья и др.). При этом можно выделить стадии воспроизводства рабочей силы, такие как производство, распределение, потребление с конкретизацией целей на каждой из них с разработкой количественных и качественных характеристик, изменение которых в ходе управления должно быть осуществлено при минимуме затрат. Выявить и проанализировать эффективность управления персоналом можно и по направлениям этого процесса: через эффективность избранной кадровой политики, подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, через эффективность работ, направленных на сокращение сроков адаптации кадров и т.д. Источником эффекта во всех этих случаях является экономия средств на достижение поставленных целей. Однако необходимо подчеркнуть, что главная целевая задача управления персоналом - достижение такого состояния трудового потенциала, которое обеспечивало бы определенный экономический и социальный эффект, а не максимальная экономия затрат на рабочую силу, ибо дешевая рабочая сила - не всегда самая лучшая. Поэтому минимизация затрат, как критерий эффективности должна рассматриваться применительно не вообще к кадровой политике, а к достижению конкретных количественных и качественных параметров трудового потенциала, к проведению тех или иных мероприятий при условии достижения поставленных перед ними целей. Проблематичным остается здесь и выбор временного периода, применительно к которому рассчитывается эффект. Так, экономия средств, достигнутая при наборе и подготовке кадров, в последующем может обернуться значительными затратами на постоянное повышение квалификации и переподготовку в процессе использования рабочей силы. Поэтому, если считать эффективность исходя из затрат текущего года, то результат может быть положительным, чего нельзя сказать, рассматривая эффективность предпринятых шагов по укомплектованию предприятия рабочей силой на основе результатов работы за 3 - 5 лет. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ При этом подходе эффективность управления персоналом определяется через оценку прогрессивности самой системы управления, уровня технической оснащенности управленческого труда, квалификации работников, оперативности руководства и др. Выступая факторами повышения эффективности самого управления, они не могут не сказаться на результатах производственной и хозяйственной, деятельности предприятия. Экономичность системы в общем виде может быть выражена удельными затратами на ее функционирование (на единицу продукции или на единицу затрат труда занятых на предприятии работников). Общий экономический эффект может быть рассчитан как сумма частных эффектов, полученных от: - применения АРМ (или АСУ) "Кадры"; - реализации комплекса процессов управления; - совершенствования отдельных подсистем, соответствующих функциям управления персоналом. Следует отметить, что разграничение частных эффектов здесь в определенной мере условно из-за взаимосвязи элементов управления друг с другом. Внедрение АРМ "Кадры" обусловливает появление эффекта за счет: - получения комплекса кадровой информации и более глубокого ее анализа; - сокращения численности административно-управленческих работников, занятых учетными работами (правда, этого не всегда удается достичь); - принятия решений по кадровым вопросам на расчетной основе, что способствует повышению эффективности производства. Эффективность управления персоналом может быть охарактеризована через оценку рациональности организационной структуры кадровой службы. Поскольку прямых показателей эффективности структуры нет, используются косвенные критерии, такие как затраты на содержание данной структуры управления и их доля в общей сумме производственных затрат предприятия, ее простота (количество иерархических уровней, размер структуры, количество отделов и "мостов" связи, профиль и однородность задач каждого отдела) и др. [13]. Известно, что чем многочисленнее и сложнее связи, чем большее количество иерархических уровней, тем ниже эффективность функционирования системы управления Наличие слишком большого количества структурных подразделений приводит к тому, что одну и ту же функцию выполняют несколько структурных подразделений, что затрудняет координацию и согласование деятельности, увеличивает количество руководящих должностей, снижает степень загруженности работников, приводит к удорожанию содержания аппарата. Эффективность организационной структуры службы управления персоналом во многом зависит от динамичности самой структуры, от того, как быстро она реагирует на изменение и усложнение задач, стоящих перед управлением персоналом насколько она приспособлена к новым условиям хозяйствования. Итак, каждый из рассмотренных подходов к оценке экономической эффективности имеет свои положительные моменты и свои трудности в реализации. Применение того или иного подхода зависит от целевой задачи анализа, методов учета затрат на рабочую силу. Наиболее приемлемой в практическом отношении все же представляется оценка отдельных направлений работы, позволяющая не только выделить затраты на их проведение, но и с достаточной точностью определить показатели эффекта. Однако и на этом пути есть немало проблем, поскольку при выборе вариантов вложения средств в рабочую силу речь идет не о вариантах применительно к одному направлению работы (например, выбор наиболее эффективного варианта повышения квалификации работников из нескольких возможных), а о разных направлениях кадровой работы (повышать квалификацию своих работников или затратить имеющиеся средства на привлечение работников со стороны, на улучшение условий труда и т.п.). А разные направления работы с кадрами имеют свои источники и свои формы проявления эффекта, что затрудняет их сопоставимость. Далее, предприятия различных форм собственности имеют различную степень свободы в выборе методики технико-экономического и социально-психологического обоснования принимаемых управленческих решений, показателей и критериев, возможности в реализации альтернативных вариантов. В качестве критериев эффективности могут быть приняты: - срок окупаемости затрат; - размеры прироста доходов; - минимум текущих затрат; - максимум прибыли; - минимизация издержек на выпуск продукции за счет затрат на рабочую силу и др. Ориентация предприятия на использование того или иного критерия предопределяет и подход к выбору показателей, используемых в анализе, к обоснованию принимаемых решений. Кроме того, необходимо иметь в виду, что оценка в расчете на дальнюю перспективу часто наталкивается на трудности учета фактора времени в связи с инфляцией с неопределенностью налоговой политики при частом ее реформировании и т.п.
13. 4. ОКУПАЕМОСТЬ ЗАТРАТ НА РАБОЧУЮ СИЛУ наверх Знание величины затрат на рабочую силу и полученного эффекта дает представление об окупаемости произведенных затрат. Срок окупаемости (количество лет), как известно, равен частному от деления единовременных затрат на годовой экономический эффект. Как справедливо отмечается в литературе, в условиях рыночных отношений срок окупаемости претерпевает существенное изменение [14]. Ранее, согласно общепринятому подходу, нормативный срок окупаемости составлял 6,7 года (при нормативном коэффициенте сравнительной экономической эффективности, равном 0,15). Теперь предприятие имеет более широкий выбор: ориентироваться либо на ближнюю, либо на дальнюю перспективу. Желаемая норма эффективности будет меняться в зависимости от конкретного управленческого решения. К окупаемости средств на рабочую силу можно подходить с различных позиций. С позиций предприятия капиталовложения в рабочую силу должны по крайней мере окупиться за время работы работника на предприятии, а еще лучше, не только окупиться, но и принести предприятию определенную прибыль. Сроки окупаемости, таким образом, не должны выходить за период, именуемый стажем работы работника на предприятии. С позиций государства сроки окупаемости существенно растягиваются - на весь период трудовой жизни (с оговоркой на возможность старения определенной части знаний, утраты знаний и навыков в случае невостребованности, в связи с чем возникает необходимость в новых затратах средств на их восполнение). Быстрота окупаемости затраченных средств зависит от: 1) рациональности использования трудового потенциала, т.е. использования фонда рабочего времени, использования работника по квалификации, обеспечения надлежащего уровня интенсивности труда. Связь здесь достаточно проста: чем выше уровень использования, тем выше результаты труда, тем короче срок окупаемости; 2) срока работы человека на предприятии: чем больше стаж работы, тем больше возможность быстрее окупить вложенные средства. Отсюда следует, что стабилизация коллектива и полное использование рабочей силы создают реальные возможности для окупаемости средств и получения прибыли. Как видим, при принятии решения о целесообразности вложения средств в рабочую силу необходимо использование трех показателей: сами затраты, возможный экономический результат (экономический эффект) и возможный стаж работы. Само же решение будет зависеть от того, укладывается ли расчетный срок окупаемости в сложившийся средний стаж работы работника на предприятии до увольнения или нет. Рассмотрим некоторые методологические особенности проведения анализа окупаемости средств. Сам анализ может проводиться с различными целями и применительно к различным объектам. Назовем несколько типичных направлений анализа: - по отношению к прошлому периоду ("окупились ли затраты"?) или к будущему ("окупятся ли затраты?"); - по отношению к группе работников (даже к конкретному работнику) либо ко всей их совокупности; - по отношению к задействованному на предприятии персоналу либо к уволившимся; - по отношению к средствам, затраченным в текущем году, или к затратам за длительный период времени и др. Анализ, обращенный в прошлое, опирается на отчетные показатели произведенных затрат, полученного эффекта и даже стажа работы работников. Предприятие располагает сведениями об уволившихся на протяжении данного календарного периода, включая стаж работы каждого из них на предприятии. Как показывает анализ, средний стаж уволившихся составлял перед началом экономических реформ 3,7 - 4,4 года, причем этот показатель колебался по предприятиям в зависимости от эффективности реализации кадровой политики, направленной на стабилизацию коллектива. Расчеты, обращенные в будущее, носят вероятностный характер, поскольку связаны с оценкой возможной длительности срока работы работников на предприятии, возможной величины средств, которая будет за этот период израсходована (или которую еще можно израсходовать с позиции их окупаемости). Далее, из-за отсутствия на отечественных предприятиях практики учета затрат на рабочую силу в привязке к конкретному работнику (за исключением редких случаев, когда, например, работник, обучавшийся на средства предприятия и нарушивший договорные сроки его последующей работы на предприятии, обязан вернуть израсходованные на него средства) расчеты срока окупаемости по каждому работнику или по определенной их группе невозможны. Поэтому при анализе приходится пользоваться усредненными показателями по всей совокупности работников (средние затраты на одного работника, средний стаж его работы). В оценке вероятной продолжительности предстоящей работы человека до его увольнения большую помощь может оказать анализ текучести кадров, в частности такие показатели, как коэффициенты интенсивности текучести для каждой продолжительности стажа работы (менее года, 1 - 2 года и т.д.). Зная такие показатели и сложившееся распределение работников по стажу, можно рассчитать средний стаж работы для коллектива предприятия или какой-то части его работников. Определенный смысл имеют расчеты с использованием показателей стажа работы применительно к рабочим различных профессиональных групп или к работникам различных категорий персонала. Эти расчеты позволяют более обоснованно подойти к оценке целесообразности вложения средств в переподготовку и развитие кадров тех или иных профессий, реализовать избирательный подход в выборе объекта дополнительных затрат (например, ориентироваться на тех, кто уже проработал на предприятии 3 - 5 лет, ибо их стаж служит гарантом стабильной работы в будущем).
ПРИЛОЖЕНИЕ
МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТОИМОСТИ ТРУДА, РЕКОМЕНДОВАННАЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИЕЙ СТАТИСТИКОВ ПО ТРУДУ 1. Прямая зарплата и оклады: плата за прямое отработанное время рабочим с повременной оплатой; прогрессивные выплаты рабочим с повременной оплатой; заработки сдельщиков (включая сверхурочные, премиальные); выплата премий за сверхурочную работу, ночную смену и работу в выходной день; доплаты за ответственность, за грязь, опасность и неудобства, денежные компенсации за еду и т.п., выплаты по системе гарантированной заработной платы, доплата по прожиточному минимуму и другие регулярные доплаты, рассматриваемые как прямая зарплата и оклады. 2. Оплата неотработанного времени: ежегодный отпуск, другой оплачиваемый отпуск, включая отпуск за выслугу лет; государственные и другие признанные праздники; другое оплачиваемое время отсутствия (например, рождение или смерть членов семьи, женитьба, профсоюзная деятельность); выходное пособие, окончательный расчет, если они не считаются расходом на социальное обеспечение. 3. Премиальные и денежные вознаграждения: премии в конце года или сезонные премии; премии по участию в прибылях; дополнительные выплаты к отпуску сверх обычной оплаты отпуска и другие премии и денежные вознаграждения. 4. Еда, питье, топливо и другие выплаты в натуральной форме. 5. Стоимость жилья для рабочих: стоимость жилья - собственности учреждения; стоимость жилья, не являющегося собственностью учреждения (дотации, субсидии и т.п.); другие виды стоимости жилья. 6. Затраты работодателей на социальное обеспечение: установленные законом выплаты на социальное обеспечение (по программам, охватывающим старость, инвалидность и потерю кормильца, болезнь, материнство, производственную травму, безработицу, пособия по многосемейности); выплаты по частным программам социального обеспечения и социальному страхованию по коллективному договору, контракту или необязательные (по программам, охватывающим старость, инвалидность и потерю кормильца, болезнь, материнство, производственную травму, безработицу, пособия по многосемейности): а) прямые выплаты занятым, связанные с отсутствием на работе из-за травмы, с целью компенсации потерь в заработке; 6) другие прямые выплаты занятым, рассматриваемые как социальные страховые пособия; стоимость ухода за больными и медицинского обслуживания; выходное пособие и окончательный расчет, если они считаются расходом на социальное обеспечение. 7. Стоимость профессионального обучения (включая плату за обучение и другие выплаты за услуги инструкторов со стороны учебных заведений, за учебный материал, возмещение рабочим платы за обучение и т.п.). 8. Стоимость культурно-бытового обслуживания: стоимость столовой на предприятии и другие услуги по питанию; стоимость образования, культурных, восстановительных и связанных с этим средств обслуживания и услуг без дотаций, налоговых скидок, взносов, полученных от государственных властей и рабочих; субсидии на кредитование профсоюзов и стоимость связанных с этим услуг для занятых. 9. Стоимость труда, нигде не классифицированная: стоимость транспортировки рабочих на работу и с работы, предпринятой работодателем (включая также возмещение платы за проезд и т.п.); стоимость рабочей одежды; стоимость восстановления здоровья и другие виды стоимости труда. 10. Налоги, рассматриваемые как стоимость труда: налоги на использование наемного труда и на списочный состав после вычитания доплат как скидок, сделанных государством.
ЛИТЕРАТУРА
Основная 1. Виноградов Е.А., Маусов Н.К., Ламскова О.М. Персонал в фирмах индустриально развитых стран. - М., 1992. 2. Волгин А.П., Матирко В.И., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: Опыт ФРГ. - М.: Дело, 1992. 3. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала // Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. - М.: МП "Сувенир", БГ, 1993. 4. Грачев М.В. Управление трудом: (Теория и практика капиталистического хозяйствования). - М.: Наука, 1990. 5. Грачев М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации ЗМ.- М.: Дело Лтд, 1993. 6. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: Персональный менеджмент: Текст лекций. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. 7. Методика кадровой работы американских фирм: Для руководителей кадровых служб ПО, предприятий, АО, МП. - М.: Потенциал XXI, 1992. 8. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: Изложение для каждого. - М.: Фолиум, 1995. 9. Персонал: Словарь-справочник/Авторы-составители Ю.Г.Одегов, Н.К.Маусов, М.П.Кулапов, Ю.П.Мительман и др. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994. 10. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? - М.: АО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1995. 11. Татарников А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М.: НПО ПИК, 1992. 12. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995. 13. Филиппов А.В. Работа с кадрами: Психологические аспекты. - М.: Экономика, 1990.
Дополнительная 14. Адаптация человека к трудовой деятельности и ее психофизиологическая оценка: Межотраслевые методические рекомендации / НИИ труда. - М., 1992. 15. Архилова Н. Автоматизированная система управления персоналом предприятия: ГП "Газавтоматика" // Кадры. - 1993. - № 2. 16. АСУ-труд: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А.Титоренко. - М.: Экономика, 1991. 17. Аттестация руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций: Методические рекомендации / ВНЦентр Госкомтруда СССР. - М., 1989. 18. Беклемишев В.Г, Оценка деловых качеств руководителей и специалистов. - М.: Дело, 1990. 19. Беленький В.Я. От найма и увольнения - к управлению кадрами //ЭКО. -1984. -№9. 20. Вершинина Т.П. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1986. 21. Внутризаводское движение и текучесть рабочих кадров / Под ред. Е.Н.Антосенкова, З.В.Куприяновой. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1981. 22. Внутрифирменное планирование развития кадров США. - М.: Наука, 1981. 23. Волгин А. Цели и задачи кадровой политики // Проблемы теории и практики управления. - 1992. - №4. 24. Галенко В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. 25. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. 26. Губенко А.П. Управление формированием квалифицированных рабочих кадров в новых условиях хозяйствования. - М., 1989. 27. Гупалов В.К. Управление рабочим временем. - М.: Финансы и статистика, 1991. 28. Демченко А.А., Задоркин В.И., Скляров В.Ф. Управление персоналом: Теоретический курс автоматизированного изложения: Учебное пособие. - М., 1994. 29. Добрынин А.И., Дятлов Ф.А., Конное В.А., Курганский Ф.А. Производительные силы человека: Структура и формы проявления. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. 30. Друкер П. Подбор работников в соответствии с их достоинствами //Кадры. -1995. - № 1. 31. Жирицкий А.К. Кадровая политика корпораций и фирм: Пособие, Вып. 1,2. -М., 1991. 32. Жирицкий А.К. Подготовка кадров: Содержание и методы // Кадры. - 1993. - № 2. 33. Заварина Г.В., Черенков В.В. Вопросы квалификационно- должностного роста работников / ЛФЭИ. - Л., 1988. 34. Иванов Н. Внутрифирменная подготовка кадров в экономически развитых странах // Кадры. - 1993. - № 2. 35. Иванов Н.А., Одегов Ю.Г., Андреев К.Л. Трудовой потенциал промышленного предприятия. Проблемы управления: Теория, методология, опыт. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988. 36. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров: Практическое пособие / Сост. В.В.Травин, В.А.Дятлов. - М.: Дело Лтд, 1995. 37. Казанцев А. Опыт подготовки и использования квалифицированной рабочей силы в экономике США. - М.: 1990. 38. Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения // Человек и труд. - 1994. - №2. 39. Кулешова Л.М. Использование труда на режимах неполного рабочего времени. - М.: Экономика, 1987. 40. Лившиц С.В. Кадровая служба. -Л.: Лениздат, 1985. 41. Мазурова Д.Л. Особенности кадровой политики на предприятии в условиях инноваций // Опыт и проблемы использования кадров в промышленности. - М., 1990. 42. Маньков B.C. Оценка кадров управления в капиталистическом производстве. - М., 1983. 43. Маусов Н.К., Кулапов М.Н., Журавлев П.В. Управление карьерой персонала в условиях производства: Социально-экономический аспект. Учебное пособие. - М.: Рос. экон. акад., 1993. 44. Межотраслевые методические рекомендации по созданию системы профессионально-квалификационного продвижения рабочих. - М.: Экономика, 1989. 45. Меньшиков Л.И. Деловая оценка работников в сфере управления. - М.: Экономика, 1974. 46. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.. 47. Методические основы оценки эффективности труда служащих / ВНЦентр по организации труда. - М., 1988., 48. Методы стимулирования деятельности работников // Человек и труд. - 1995. -№9. 49. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: Классические концепции и новые подходы. - Казань: Изд-во Казанского финансово-экономического ин-та, 1994. 50. Михайловская В.П. Внутризаводская текучесть рабочих кадров. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1984. 51. Моргунов В.И. Цены и эффективность вложений в подготовку рабочей силы. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. 52. Назимов И.Н. Пути развития системы профессиональной ориентации / НИИ труда. - М., 1991. 53. Научная организация труда в управлении производственным коллективом: Общеотраслевые научно-методические рекомендации 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 1991. 54. Недяк И. Гибкие формы занятости на предприятиях индустриально развитых стран // Кадры. - 1993. - № 3. 55. Неполное рабочее время: Материалы МОТ // Человек и труд. - 1993.- № 4. 56. Норберт Том. Развитие персонала как инструмент управления предприятием // Теория и практика управления. - 1993. - № 2. 57. Одегов Ю.Г., Бычин В.Б., Андреев К.Л. Трудовой потенциал предприятия: пути эффективного использования. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. 58. Одегов Ю. Г., Маусов Н. К., Кулапов М. Н. Эффективность системы управления персоналом: Социально-экономический аспект: Учебное пособие. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993. 59. Отбор и повышение квалификации персонала // Эффективный менеджер. - 1992. - №4. 60. Оценка работников управления / Под ред. Г.Х.Попова. - М.: Московский рабочий, 1976. 61. Паттен Томас X. Пособие по оценке кадров. - М.: Дело, 1993. 62. Проблемы функционирования заводских служб адаптации и стабилизации кадров / ИЭиОПП СО АН СССР. - Новосибирск, 1984. 63. Профессиональная подготовка рабочих кадров: Тенденции и проблемы / НИИ труда. - М., 1991. 64. Радаев В. Социологические подходы к анализу рынка труда: Спрос на труд // Российский экономический журнал. - 1995. - № 3. 65. Радаев В. Социологические подходы к анализу рынка труда: Предложение труда // Российский экономический журнал. - 1995. - №4. 66. Ржаницына Л.С. Цена рабочей силы в условиях рынка. - М.: Профиздат, 1993. 67. Роик В.Д. Социальная защита работников в процессе труда: Проблемы теории и практики. - М., 1994. 68. Система управления персоналом на предприятиях / А.ГАмиров, В.Г.Головина, М.В.Горяинов и др. В 2-х кн. - М.: Всероссийский центр производительности, 1993. 69. Тарасов В.К. Персонал-технология: Отбор и подготовка менеджеров, - Л.: Машиностроение, Ленинград, отд-ние, 1989. 70. Татарников А. Фирмы по подбору руководителей и методы их работы // Кадры. - 1994. - № 1. 71. Теория и практика профессионально-квалификационного продвижения работников / НИИ труда. - М., 1989. 72. Тихонова Н.Б. Карьера рабочего: О системе управления внутризаводским движением кадров. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985. 73. УзуновД.Д. Механизм оценки личного трудового вклада. - М.: Интерэксперт, 1991. 74. Управление трудовыми ресурсами: Справочное пособие. - М.: Экономика, 1987. 75. Фалмер Роберт М. Энциклопедия современного управления. В 5-ти т. Т.2: Основы управления. Планирование как функция управления. - М,: ВИПКэнерго, 1992. 76. Формирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. - 1992. - № 1. 77. Шмидт Герберт. Кадровое планирование на предприятии // Человек и труд. - 1994. - №4. 78. Щекин Г.В. Аттестация и резерв кадров:-Учебно-методическое пособие / ВЗУУП. - Киев, 1992. 79. Щекин Г.В. Кадровая служба: Организация и развитие: Учебно-методическое пособие / ВЗУУП. - Киев, 1992. 80. Эффективность системы управления персоналом: Социально- экономический аспект / Под ред. Ю.ГОдегова. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993.
ПРИМЕЧАНИЯ И СНОСКИ
Введение [1] Планирование социального развития коллектива производственного объединения: Методические рекомендации / Под ред. Д.А.Каримова, Ж.Т.Тощенко и др. - М.: Профиздат, 1987. [2] Управление трудовым коллективом: Учебник. -Свердловск: Изд-во УрГУ, 1989. [3] Управление трудовым коллективом: Социально-психологические факторы оптимизации. - Киев: Наукова думка, 1988. [4] Под экономической эффективностью понимается экономное расходование имеющихся ресурсов, а под социальной - степень реализации ожиданий, потребностей и интересов наемных работников с учетом их многообразия и комплексности (см.: Словарь II Человек и труд. - 1994. -№1. - С. 127). Глава 1 [1] Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу занятости // Экономика и жизнь, - 1993. -- № 22.- С. 21. [2] Каменский А. Россия и международный рынок рабочей силы // Экономика и жизнь. - 1993. - № 36. - С. 12. [3] Радаев В. Социологические подходы к анализу рынка труда: Спрос на труд // Российский экономический журнал. - 1995. - № 3. - С. 89. [4] Подробнее см,: Радаев В. Социологические подходы к анализу рынка труда: Предложение труда // Российский экономический журнал. - 1995. -№4. [5] Положение о федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации // Экономика и жизнь. - 1993. - №28. -С. 3. [6] Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения: Постановление Совета Министров правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99 // Российская газета. - 1993. - 18 февраля. Глава 2 [1] Страхова О. А. Организационное развитие как элемент управления предприятием // Всероссийская межвузовская конференция "Управление персоналом и занятость". 27-29 сентября 1994 г __СПб 1995. [2] Санталайнен Т., Воутилейнен Э., Порейне П., Ниссинен И. X. Управление по результатам. - М.: Прогресс Универс, 1993. - С. 20-21. [3] См.: Одегое /О., Карташова Л. Управление персоналом: Нужны квалифицированные специалисты // Человек и труд. - 1994. № 6.__ С. 87; Прокопенко И. Управление и развитие человеческих ресурсов - важная задача экономик, переходящих к рынку // Человек и труд -1993 I - №12.. [4] Более подробно об истории развития менеджмента персонала см.: Михайлов Ф. Б. Управление персоналом: Классические концепции и новые подходы. - Казань, 1994. [5] Грачев М. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело, 1993. - С. 164-168. [6] Подробно см.: Платонов О.А. Основные понятия и критерии концепции качества трудовой жизни // Труд за рубежом - 1990 - № 3 - С. 67-78. [7] Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. [8] Марр Р., Флиастер А. Словарь // Человек и труд. - 1994 - № 1 -С. 127. [9] Как управлять персоналом в условиях рынка // Человек и труд - 1994. - №3. - С. 62. [10] Цит. по: Мескон М.Х., Альберт А., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1993. - С. 94-95. [11] Там же. - С. 95. [12] Токарская Н. М., Солодова Н. Г. Стратегия фирмы в области управления человеческими ресурсами: Зарубежный опыт. - Иркутск 1994. -С. 77. [13] Автоматизированные рабочие места в системе управления. - Л.: Машиностроение, 1989. - С. 16. [14] Подробнее см.: АСУ-Труд: Учебное пособие для вузов. -М.: Экономика, 1991. [15] Подробнее см.: Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело, 1993. [16] Архипова Н. Автоматизированная система управления персоналом предприятия: ГП Тазавтоматика" II Кадры. - 1993. - № 2. - С. 32-35. [17] Тарифно-квалификационный справочник служащих. - М.: Экономика, 1987. [18] Овчаров В. И. Перестройка деятельности кадровых служб предприятий и организаций оборонного комплекса в условиях конверсии и перехода к рынку // Вопросы экономики и конверсии. -1991. - Вып. 4. - С. 104. [19] О концепциях подготовки специалистов по управлению персоналом см.: Щекин Г. Профессия - менеджер по кадрам // Человек и труд. 1993. - № 9; Одегов Ю., Карташов Л. Управление персоналом: нужны квалифицированные специалисты // Человек и труд. - 1994. - №6. Глава 3 [1] Управление и проблема кадров. - М.: Экономика, 1972. - С. 79. [2] Формирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. - 1992. - № 1. - С. 117. [3] Кваша Я. Б. Резервные мощности. - М.: Наука, 1971. - С. 11. Глава 4 [1] Оникиенко 6.6. Трудовой потенциал Украинской ССР. - Киев: Наукова думка, 1982. -С. 4. [2] Ленский Е.В. Трудовой потенциал производственного объекта / Центр делового сотрудничества. - М., 1991. - С. 35-36. [3] Иванов Н.А., Одегов Ю.Г., Андреев К.Л. Трудовой потенциал промышленного предприятия. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1988. - С. 73. [4] Основные положения методики построения и расчета совокупного баланса времени населения экономического района (общества) / ИЭиОПП СО АН СССР. - Новосибирск, 1971. [5] Подробно с методикой расчета и анализа совокупного потенциального фонда рабочего времени на уровне предприятия можно познакомиться по кн.: Анализ трудовых показателей / Под ред. П.Ф.Петроченко. - М.: Экономика, 1989. [6] Ливанова Э., Палий Е. Трудовой потенциал: Проблемы статистической оценки // Вестник статистики. - 1990. - № 3. - С. 10-15. [7] Ленский Е.В. Трудовой потенциал производственного объекта. - С. 29-30. [8] Справочник директора предприятия. - М.: Инфра-М, 1996. - С. 344. [9] См. учебники по экономике труда, справочники экономиста по труду, по управлению трудовыми ресурсами и др. [10] Планирование социального развития коллектива предприятия: Методические рекомендации. - М.: Профиздат, 1975. [11] Грачев М. Современные тенденции формирования рынков труда в странах с развитой рыночной экономикой // Вопросы экономики. - 1991. - № 9. - С. 84. [12] Управление трудовыми ресурсами: Справочное пособие. - М.: Экономика, 1987. - С. 83-88. Глава 5 [1] Никифорова А.А. Рабочее время в системе использования трудового потенциала // Пути повышения эффективности труда: Опыт капиталистических предприятий / НИИтруда. - М., 1992. - С. 114. [2] Цит. по: Никифорова А.А. Указ. соч. - С. 118-119. [3] Внутризаводское движение и текучесть рабочих кадров. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1981. - С. 65. [4] Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1979. Глава 6 [1] Колодиж Б.Н. Опыт методики оценки материального ущерба от текучести рабочей силы на крупном промышленном предприятии // Статистические методы анализа качества / ЯГУ. - Ярославль, 1980. - С. 126-134. [2] Там же. - С. 134. Глава 7 [1] Пример такого изучения см.: Крылович И., Лознер Л. Кто сколько стоит на рынке труда программистов в Белоруссии // Computer world - Moscow: Российско-американский еженедельник. - 1993. - № 35. - С. 1,33, 46. [2]Я бы менеджером стал... // Экономика и жизнь. - 1993. - № 39. - С. 18. 3] "Профи" уходят, но не прощаются... // Экономика и жизнь. - 1993. -№35. -С. 18. [4] Управленческое консультирование. Т. 2. / Под ред. М. Кубра. - М.: Интерэксперт, 1992. - С. 93. [5] Перечень фирм и организаций см.: Поляков В.А. Технология карьеры. - М.: Дело Лтд, 1995. - С. 122-127. [6] Овчаров В.И. Перестройка деятельности кадровых служб предприятий и организаций оборонного комплекса в условиях конверсии и перехода к рынку//Вопросы экономики и конверсии. -1991. - Вып. 4. - С. 104. [7] Ишин В. Заводская биржа труда // Человек и труд. - 1993. - №2. -С. 37. [8] ИсаенкоА.Н. Кадры управления в корпорациях США. - М.: Наука, 1988. -С. 61-62. [9] Баркентиль М. Подбор кадров во Франции // Кадры. -1994. - №4. [10] Управленческое консультирование. -С. 91. [11] Лабутене Э., Радзявичене С. Управление персоналом на предприятиях Литвы // Проблемы теории и практики управления. - 1991. - №5-6. -С. 134. [12] Система отбора и подготовки кадров для страховой компании // Экономика и жизнь. - 1994. - № 12. - С. 14. Глава 8 [1] Вершинина Т.В. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986. [2] Адаптация человека к трудовой деятельности и ее психофизиологическая оценка: Межотраслевые методические рекомендации / НИИтруда - М.: 1992. - С. 26. [3] Подробнее о профессиональной адаптации см.: Вейхер А.А. Процесс профессиональной мобильности - объект управления службы адаптации кадров // Проблемы функционирования заводских служб адаптации и стабилизации кадров. - Новосибирск, 1984. - С. 57-66. [4] Вершинина Т.В. Роль производственной адаптации в решении кадровых проблем // - Там же. - С. 10-11. [5] Подробнее см.: Адаптация человека к трудовой деятельности и ее психофизиологическая оценка. - С. 51-60. Глава 9 [1] Космарская Т.Н. Новые тенденции в развитии профессионального обучения кадров на производстве // Профессиональная подготовка рабочих кадров: Тенденции и проблемы/НИИтруда - М.: 1991. - С. 52. [2] См., например: Данилов Л.М. Социологическое исследование процесса переподготовки рабочих кадров // Профессиональная подготовка рабочих кадров: Тенденции и проблемы / НИИтруда - М., 1991. -С. 40-41. Глава 10 [1] Справочник директора предприятия. - М.: Инфра-М., 1996. - С. 360. [2] Калмык В.А. К программе исследования трудовой карьеры // Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1974.- С. 238-248. [3] Балашов Ю.К. Кадровые службы и методы оценки работников на предприятиях и в учреждениях капиталистических стран // Труд за рубежом. - 1990. - № 2. [4] Теория и практика профессионально-квалификационного продвижения работников: Сборник научных трудов / НИИ труда. - М., 1989; Межотраслевые рекомендации по созданию системы профессионально-квалификационного продвижения рабочих/ НИИтруда. - М., 1987; Тихонова Н.Б. Карьера рабочего. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985. [5] О методических рекомендациях по построению такой подсистемы более подробно см.: Межотраслевыерекомендации по созданию системы профессионального продвижения рабочих / НИИ труда. - М., 1989. [6] Пример анализа появления вакантных рабочих мест с использованием "Инвентаризационных управленческих карт" см.: Фалмер Роберт М. Энциклопедия современного управления. - М.: ВИПКэнерго, 1992.-Т. 2. - С. 84--86. Глава 11 [1] См., например: Меньшиков Л.И. Деловая оценка работников в сфере управления. - М.: Экономика, 1974; Оценка работников управления / Под ред. Г.Х.Попова. - М.: Московский рабочий, 1976; и др. [2] Тарасов В.К. Система автоматизированной аттестации руководителей и специалистов. -Таллин, 1982; Тарасов В.К. Персонал-технология: Отбор и подготовка менеджеров. - Л.: Машиностроение, 1989. [3] См., например: Социалистическое соревнование на промышленных предприятиях: Показатели и оценка и результатов. - М.: Экономика, 1977; Гага В.А. Сравнимость результатов труда в системах социалистического соревнования и заработной платы.-Томск: ТГУ, 1980. [4] Оценка работников управления. - С. 87-89. [5] Ковалев А.Г. Руководителю о работнике. Практический аспект изучения личности. - М.: Экономика, 1988. - С. 76-77. [6] Психологические тесты для деловых людей // Приложение к журналу "Управление персоналом". - М., 1996. [7] Методические основы оценки эффективности труда служащих. - М.: Экономика, 1989. рекомендации по совершенствованию заработной платы и премирования работников производственных отраслей народного хозяйства. - М.: Экономика, 1987. [8] Методические основы оценки эффективности труда научных сотрудников, конструкторов, технологов / НИИтруда - М., 1989. - С. 133 - 147. [9] Аттестация руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций: Методические рекомендации / ВН Центр Госкомтруда СССР. - М., 1989. [10] Богачев В.Ф., Федорин И.В. Автоматизированная система аттестации хозяйственных руководителей: Конспект лекций. - М., 1990. - С. 13. [11] Тарифно-квалификационный справочник служащих. - М.: Экономика, 1987. [12] Тарасов В.К. Система автоматизированной аттестации руководителей и специалистов; Кадровая служба рыночной экономики / Под ред. С.В.Катрич; Центр занятости. - М., 1991. - С. 110. [13] Мошенский М.Г. Нормирование труда и заработная плата при капитализме. - М.: Мысль, 1971. [14] Аттестаций руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций: Методические рекомендации // ВНЦентр Госкомтруда СССР. - М., 1989; Межотраслевые рекомендации по оценке эффективности труда научных сотрудников, конструкторов, технологов / НИИтруда. - М.: Экономика, 1989. Глава 12 [1] Ромашов О. Социальные проблемы рынка и их регулирование в трудовых отношениях // Проблемы теории и практики управления. -1995. - №5. [2] Кайм Р. Планирование расходов на содержание персонала, ориентированное на производительность // Человек и труд. - 1994. - № С. 113. [3] Платонов О.А. Изменения в социально-экономическом содержании труда на капиталистическом предприятии // Пути повышения эффективности труда: Опыт капиталистических предприятий / НИИтруда. - М., 1992.-С. 67. Глава 13 [1] Ржаницына Я С. Цена рабочей силы в условиях рынка. - М.: Профиздат, 1993. - С. 71-74. [2] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Т. 2. - М.: Республика, 1992. - С. 171. [3] Население и трудовые ресурсы: Справочник. - М.: Мысль, 1990. - С. 25. [4] Экономическая статистика. - М.: Финансы и статистика, 1983. - С. 536. [5] Кулишова П.Э., Кулишов Е.Н. Финансовые источники повышения уровня научно-технического потенциала предприятия // Материалы II Республиканского научно-практического семинара-совещания "Науковедение и современность". 24-25 дек. 1991 г. -Алма-Ата, 1992. - С. 48. [6] Казанцев А. Опыт подготовки и использования рабочей силы в экономике США. - М.: Изд-воАОН, 1991. - С. 18. [7] Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М.: НИО ПИК, 1992. - С. 70-73. [8] Попов А.Н., Россик Е.Я. Проблемы рынка труда // Пути формирования рынка труда. Ч. 1. - Омск, 1991. - С. 17. [9] Рост производительности труда в частном секторе США // Industrial Engineering. 1990. V. 22. № 9. P. 8. [10] Котляр А.Э. Воспроизводство рабочей силы // Население и трудовые ресурсы: Справочник. - М.: Мысль, 1990. - С. 28. [11] О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении // Бухгалтерский учет. - 1992. - № 10. С. 27-33. [12] Формы годового отчета // Бухгалтерский учет. - 1992. - №11. - С. 5-12. [13] Олтяну И. Организационные структуры современного предприятия: Вводные элементы. - М.: Экономика, 1971. - С. 62-63. [14] Мельник А. Обоснование принимаемых решений: Методологический подход // Человек и труд. - 1994. - № 4. - С. 126.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление