Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Консерватизм – идейная основа политики сохранения сложившихся форм общественной жизни. Неоконсерватизм




Основания классификации и виды идеологий. Понятия идейно-политического течения и идейно-политического спектра.

Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований.

Идеологию часто отождествляют с мировоззрением. Это действительно схожие явления, но все же они не есть одно и то же. Их подобие проявляется главным образом в том, что и одно и второе служат средством обеспечения ориентации человека в окружающей действительности.

Однако между ними существуют и принципиальные различия:

1) Мировоззрение и идеология различаются по охвату существующей реальности. Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, на место в нем человека, общества и человечества, на отношение человека к миру и к самому себе; это – понимание людьми своего жизненного предназначения, своих идеалов, ценностных ориентаций, нравственных установок, принципов деятельности. Идеология же связана исключительно с социальным бытием людей, она есть выражение понимания социальными группами своего места в существующей системе общественных отношений, осознания ими своих интересов, целей и путей их достижения.

2) В структуре мировоззрения гораздо большую роль, чем в структуре идеологии, играют знания – жизненно-практические, профессиональные, научные. Именно благодаря знаниям, прежде всего научным, человек лучше ориентируется и оценивает окружающую природную и социальную реальности. В содержании каждой идеологии также в той или иной мере присутствуют научные знания, но здесь они носят избирательный характер и используются с целью обслуживания интересов тех или иных групп людей. Идеологии, в сущности, есть особый тип верований, поскольку их постулаты принимаются носителями в качестве истинных без строгих доказательств.

 

Ориентироваться в идеологической мозаике современного мира помогает классификация идеологий. Классификация политических идеологий может быть осуществлена по следующим основаниям:

• по их носителям (национальные, групповые, корпоративные и т.д.);

• масштабам притязаний их носителей (локальные, тотальные (глобальные));

• характеру выражаемого в идеологиях отношения к существующей социальной действительности и направленности выдвигаемых ими целей (прогрессивные, консервативные и т.д.)

• предлагаемым способам реализации сформированных идеалов, ценностей и целей (радикальные (революционные), умеренные (реформистские) и т.д.).

Перечисленные основания классификации относятся к самым распространенным. Разумеется, в основу деления идеологий могут быть положены и какие-то другие важные в том или ином отношении их свойства.

Идеологии подразделяют также на традиционные (с выделением среди них классических образцов и последующих их модификаций) и нетрадиционные.

Традиционные идеологии – те, которые оформились к середине XIX в. и обслуживали интересы основных социальных классов Нового времени. Таковыми идеологиями являются либерализм, консерватизм и социализм. Модификациями их классического содержания (т. е. разработанного основоположниками) являются неолиберализм, неоконсерватизм, идейные доктрины социал-демократии (демократический социализм) и коммунистических партий (ленинизм,сталинизм, маоизм (Китай)и др.)

Нетрадиционные идеологии те, которые либо актуализировались в первой половине XX в., либо оформились к рубежу XX – XXI вв. и отражают интересы самых различных по своему составу групп людей. К нетрадиционным идеологиям относят национализм, фашизм, пацифизм, феминизм, экологизм, глобализм, антиглобализм, фундаментализм и др. Среди указанного ряда выделяют альтернативные идеологии, или идеологии новых социальных движений – те, которые выдвигают нетрадиционные цели и задачи общественного развития, а также специфические способы и методы их достижения. К таким идеологиям обычно относят феминизм, пацифизм, экологизм, антиглобализм.

В политической науке понятие идейного спектра или, точнее, идейно-политического спектра используется для обозначения определенной систематизации различных видов общественно значимых идеологий, а также их носителей – политических партий и общественных движений. Понятие «идейно-политический спектр» описывает всю имеющуюся в обществе совокупность идейно-политических течений, подобно цветовому спектру, располагая в виде какого-то последовательно ряда. Такое расположение идеологий и их носителей в идейно-политическом спектре совершается, как правило, по одной из двух осевых линий: «левые-правые» либо «либералы-консерваторы».

Определения «левый» и «правый» характеризуют содержание и степень радикализма политических идеологий и их носителей. «Левыми» принято называть все идейно – политические течения, участники которых в целом разделяют приверженность идеям свободы, равенства, братства и общественного прогресса. «Правыми» называются идейно-политические течения, участники которых в общих чертах разделяют приверженность существующему общественному порядку, принципам авторитета, иерархии и долга. Полный спектр идейно-политических течений по линии данной оси выглядит так: крайне левые (или ультралевые) – левые - левоцентристскиецентристскиеправоцентристскиеправыекрайне правые (или ультраправые).

Традиция деления идеологий и их носителей на «левых» и «правых» восходит к порядку рассадки депутатов Французской национальной ассамблеи 1789 г., согласно которому по разные стороны от спикера располагались сторонники идей свободы, равенства, братства, прогресса (слева) и те, кто выступал за сохранение монархии (справа), а депутаты, стоявшие на умеренных позициях, занимали места между теми и другими (центр). Эта модель получила широкое распространение и в других парламентах. Со временем понятия «левые», «центр», «правые» послужили основой понятия «идейно-политический спектр».

При расположении идейно-политических течений по оси «либералы-консерваторы» к первым относят тех, которые ориентированы на осуществление общественных нововведений, ко вторым - тех, которые направлены на сохранение существующего социального порядка либо выступают за возврат общества к некому прошлому его состоянию. Представление о том, в какой части политического спектра по оси «либералы- консерваторы» находится то или иное идеологическое течение, та или иная политическая партия дают также такие термины, как радикалы, умеренные и реакционеры. Радикалы занимают либо крайне левый (левые радикалы, или революционеры), либо крайне правый (правые радикалы, или реакционеры) фланги идейно-политического спектра. Между этими полюсами находятся либералы, умеренные и консерваторы; перечисленные позиции различаются по своему отношению к темпам, глубине и методам осуществленных изменений, но все они выступают за новаторское содействие общественному развитию.

 

6. Либерализм – доминирующее идейно-политическое течение Запада. Социальный либерализм.

Возникновение идеологии либерализма было связано с утверждением в Западной Европе капиталистического общества, и по времени совпадало с периодом буржуазных революций XVIII - XIX веков. По существу, либерализм - это идеология, выражающая интересы класса буржуазии. Основоположниками либерализма являлись: Дж. Локк (теория общественного договора), Л. Монтескье (идея разделения властей), А. Смит (теоретики рыночной экономики) и др.

Центральное место в либерализме занимает идея индивидуальной свободы (от латинского «liberatus» - свободный). Принцип свободы рассматривается либералами как важнейшее условие реализации человеком своих неотъемлемых естественных прав.

В политической и экономической жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от чрезмерных ограничений со стороны государства. «Лучшее правительство то, - подчеркивал американский президент Т. Джефферсон, - которое меньше всего управляет».

Именно в либеральной идеологии была выдвинута идея приоритета гражданского общества перед государством. Как утверждал один из основополож-ников либерализма Дж. Локк: «...гражданское общество - это постоянная величина, а государство - производное от него». Еще одной важной особенностью либерализма является то, что его идеологи с самого начала были последовательными сторонниками разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение они считали надежным средством от узурпации власти и злоупотребления ею.

Функции государства, по мнению либералов, должны сводиться к минимуму: охране частной собственности, установлению общих правил свободной конкуренции, обеспечению общественного порядка и контролю за соблюдением законов в обществе, а также защите страны от внешней опасности.

В экономической сфере главными принципами либерализма являются: частная собственность, личная предпринимательская инициатива, свободный рыночный обмен, конкуренция.

В социальной сфере либералы – сторонники индивидуализма и противники социального равенства.

В духовной сфере – сторонники свободы взглядов, слова, совести.

Таким образом, классический либерализм, каким он был в XIX - первой трети ХХ века, являлся идеологией, отрицательно относившейся к активному вмешательству государства в общественную жизнь.

Однако, по мере развития капиталистического общества, выявились не только положительные, но и отрицательные стороны такого отношения. Стихийно функционировавшая рыночная экономика все чаще и чаще стала переживать кризисы перепроизводства. Эти кризисы сопровождались закрытием огромного числа предприятий, массовой безработицей, уничтожением колоссальной массы товаров и катастрофическим ростом социальной напряженности. В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века разразился мировой кризис, поразивший все страны Западной Европы и Северной Америки одновременно и поставивший капиталистическое общество на край гибели.

Под воздействием кризиса либеральная идеология претерпела серьезные изменения и возник неолиберализм (Р. Даль, Дж. Роулс и др.). Он дал возмож-ность выработать и осуществить систему мер, по существу, преобразивших ка-питализм и открывших новые перспективы его развития.

Главная особенность неолиберализма состоит в том, что он по-новому трактует экономическую и социальную роль государства. С точки зрения нео-либералов, для того, чтобы избежать разрушительных кризисов, государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь через гибкую систему налогообложения, государственную собственность, бюджет, планирование. Оно должно формировать специальные социальные фонды, за счет которых оказывать помощь беднейшим слоям населения и тем самым способствовать разрешению социальных конфликтов. По существу, неолибералами была раз-работана новая модель государства, которое они назвали «государством всеоб-щего благоденствия». По их мнению, такое государство является надклассовым и выступает в роли посредника между разными социальными общностями, дей-ствуя ради общего блага.

Неолибералы стали проповедовать принципы плюралистической демо-кратии, которая, по их мнению, наилучшим образом может обеспечить учет ин-тересов всех социальных общностей. Они по-новому стали толковать понима-ние социальной справедливости. По их мнению, это прежде всего политическая справедливость, т.е. равные политические права для всех граждан.

Необходимо признать, что либерализм и неолиберализм оказали огром-ное влияние на развитие человеческой цивилизации. Именно они сыграли определяющую роль в процессе выработки и утверждения таких универсальных ценностей, как демократия, свобода и самоценность человеческой личности. Внедрение принципов неолиберализма в политическую практику с наибольшей полнотой имело место в США в период с 30-х годов по 70-е годы ХХ века.

 

Термин «консерватизм» происходит от латинского «conserve», что в переводе означает «сохраняю, охраняю».

Важнейшей особенностью консервативной идеологии является то, что она ориентируется на защиту существующих устоев общественной жизни, отрицательно относится к народным движениям и революционным изменениям. Консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведением, на признании незыблемости порядка, сложившегося естественным образом, а также первостепенного значения в жизни общества морали, семьи, религии и собственности.

Сформировалась эта идеология в начале XIX века и явилась противовесом либерализму. Если либерализм выражал интересы буржуазии, то консерватизм - интересы землевладельческой аристократии (Англия - Э. Берк, Франция - де Местер и де Бональе). Каковы главные принципы консерватизма?.

Прежде всего, это принцип нравственного абсолютизма, суть которого состоит в том, что признаются неизменными и вечными нравственные идеалы и ценности, которые, по мнению консерваторов, совершенно не зависят от воли человека, а формируются социально-экономическими и политическими условиями и учреждениями. Важным принципом консерватизма является положение о том, что любые проекты лучшего общества, какими бы замечательными они ни казались, таят в себе неизвестность и поэтому должны быть отвергнуты. Осторожные реформы признаются консерваторами только как возможность избежать социальные потрясения.

Не менее важен и принцип традиционализма. Он предусматривает сохранение всего лучшего, что создано в прошлом, как основы для успешного развития в настоящем и обеспечения единства поколений.

Характерен для консерватизма и такой принцип, как политический реализм. Суть его в том, что всякая истина, по мнению консерваторов, сосредоточена не в теории, а в конкретном опыте, и поэтому лучшим ориентиром для п-литики является то, что многократно подтверждено практикой.

Одним из важнейших принципов консерватизма является отрицательное отношение к идее социального равенства. Консерваторы не приемлют социальное равенство, исходя из того, что люди от природы наделены неравными дарованиями и способностями. И еще один принцип консерватизма - отрицательное отношение к политизации людей, а значит, и демократии. Консерваторы отрицают приоритет политики в жизни людей и считают, что для них гораздо важнее реализовать свои частные интересы. Политика, по их мнению, - это сфера деятельности наиболее способных и специально подготовленных для этого людей, т.е. политических элит.

Можно выделить несколько разновидностей консерватизма в зависимости от того, как он относится к социальным изменениям. Выделяют консерватизм реакционный, стремящийся возродить отжившие порядки, направляющий усилия на сохранение существующего порядка, и консерватизм реформистский, которым не только признаются, но активно поддерживаются необходимые преобразования при сохранении всего лучшего из прошлого и настоящего.

Большие социально-политические и экономические изменения, произошедшие в мире на протяжении XIX и ХХ веков, заставили консерваторов, также как и либералов, пересмотреть некоторые положения своей идеологии, что привело во второй половине ХХ века к появлению неоконсерватизма. Наиболее видными представителями современного неоконсерватизма являются Д. Белл, М. Новак, С. Хантингтон, Р. Арон и др. Парадоксально, но факт – неоконсерваторы выступают инициаторами перемен. В этом плане они, однако, проявляют изрядную степень известного и ранее прагматизма, оппортунизма, т.е. умения приспосабливаться к создавшимся условиям. Неоконсерваторы четко уловили настроение широких народных масс, требовавших принять меры против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни развитых стран Запада в 80-ые гг. ХХ века.

Неоконсерваторы в наши дни из противников научно-технического прогресса превратились в убежденных его сторонников.

В странах Западной Европы и США различают три формы неоконсерватизма:

1. либерально-консервативную – выступает за необходимость тесной взаимосвязи рыночной экономики, индивидуальной свободы и власти закона; наиболее распространена в Великобритании и США;

2. христианско-демократическую утверждает ценность христианского морального порядка, государственного регулирования поведения людей;

3. авторитарную – отстаивает идею сильного государства, его право вмешиваться в экономику и деятельность социальных институтов; представлена во Франции, Ирландии, Германии.

Согласно неоконсерваторам, стабильная и эффективная экономика предполагает слияние индивидуального предпринимательства и групповой кооперации с правительственным регулированием. Основной целью государственно-экономического регулирования является расширение рыночных возможностей как механизма разрешения социальных проблем. Другими словами, свободный рынок и свободная конкуренция в неоконсерватизме, как и в либерализме, объявляются единственно надежным средством обеспечения экономического роста, воспроизводства и распределения рабочей силы. Государственному же регулированию вменяется в обязанность обеспечение благоприятных возможностей этой конкуренции, в первую очередь – создание и расширение рынков.

Согласно неоконсерваторам, подлинный порядок в обществе зиждется на образовании, дисциплине и социальных институтах, а свободу может обеспечивать только сильное государство.

В идеологии неоконсерватизма также утверждается вера в естественный закон, не зависящий от воли людей, выражается убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода «духовную корпорацию», такую, фактически, как церковь. Порядок, справедливость и свобода объявляются продуктами очень длительного развития человеческой истории. Поэтому для сохранения стабильности «общества-корпорации» первостепенное значение имеет сохранение «беспрерывной преемственности и связи жизненной артерии».

Изменения в обществе не должны производиться каким-либо искусственным образом, поскольку оно само производит их естественным путем. Как и старые консерваторы неоконсерваторы предпочитают известное неизвестному, настоящее и прошлое – будущему. Для сохранения стабильности человеческого общества, по их мнению, также безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума, в силу того, что «индивид глуп, а род мудр».

В наши дни неоконсерваторы отстаивают три основных принципа: принцип солидарности, в основе которого лежит представление о единстве труда и капитала, принцип справедливости, предполагающий «справедливое распределение доходов и собственности», «справедливую заработную плату», «справедливую налоговую политику» и др.; принцип субсидиарности, который означает помощь для содействия самопомощи и частной инициативе через социальное законодательство, налоговую политику и политику распределения доходов. В соответствии с этими принципами люди сами должны решать свои социально-экономические проблемы, а задача государства – создать необходимые благоприятные условия для реализации частной инициативы граждан.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.