Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая составляющая идеологии белорусского государства




Рассмотренные социокультурные особенности белорусской общности традиционные идеалы и ценности белорусов, свойства их национального менталитета и доминирующие черты их национального характера обусловливают спокойное, без социальных потрясений и резких переходов от одного состояния к другому течение социально-политической жизни белорусского общества. Белорусы неизменно проявляют свою приверженность решать возникающие в различных сферах жизни проблемы в духе терпимости, уважения достоинства своих оппонентов, на основе права, демократических норм, традиционных представлений о социальном равенстве и справедливости.

Указанный подход к решению общественных проблем белорусы в полную меру проявили в критический момент своей истории – во время распада СССР и обретения белорусским государством полной самостоятельности. В отличие от ряда других бывших республик Советского Союза, где установление государственного суверенитета сопровождалось кровавыми столкновениями различных политических сил, белорусский народ смог в относительно спокойной обстановке отладить институты своего государства, принять в 1994 году Конституцию Республики Беларусь, избрать на основе нового законодательства своего Президента и быстро перейти к созидательной деятельности. Причем и на первых президентских выборах в 1994 г., и на вторых в 2001 г., и на третьих в 2006 г. они отвергли кандидатуры тех претендентов на этот высокий государственный пост, программы которых предполагали полный пересмотр исторического опыта белорусского народа и коренную переделку всех основ его жизнедеятельности.

Подобным образом белорусы поступали и в последующие годы. В результате свободного волеизъявления на референдуме 14 мая 1995 года они разрешили такие вызывавшие острые дискуссии проблемы общественно-политической жизни, как придание русскому языку равного статуса с белорусским, развитие экономической интеграции с Российской Федерацией, установление новых Государственного флага и Государственного Герба Республики Беларусь. Путем внесения по итогам референдума 24 ноября 1996 г. поправок в Конституцию был спокойно преодолен острый политический и парламентский кризис. На этом же референдуме был решен вопрос о перенесении Дня независимости Республики Беларусь (Дня республики) с 27 июля на 3 июля – день освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне («за» проголосовали более 5,1 мн. человек, или 70,45% граждан, принявших участие в голосовании). Столь же спокойно 17 октября 2004 г. была внесена еще одна поправка в Конституцию и избраны депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Белорусское общество, безусловно, должно непрерывно развиваться, без этого оно рискует затеряться в бурном потоке истории. Но оно развивается – должно развиваться! – в рамках собственной культурной традиции, без чего оно было бы обречено на утрату своей самобытности. Более того, радикальная «перестройка» общества, разрушение основ веками формировавшейся цивилизации, внедрение в жизнь людей чуждых ценностей и установок может привести к исчезновению не только своеобразной культуры народа, но и самого народа как уникальной общности. Белорусская государственная идеология, следовательно, должна опираться на традиционные для нашей цивилизации ценности, ориентироваться на преемственность в общественном развитии. « К заимствованиюидеалов, ценностей и целей, - подчеркивает Президент Республики Беларусь А. Г.Лукашенко, - необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности и установки, - составляют становой хребет нашего народа.Они не придуманы, а выстраданы нашим народом, результат естественного приспособления общества к окружающему природному и социальному мирам ». Они же составляют и системообразующую основу белорусской национально-государственной идеологии.

Таким образом, эволюционный путь развития, постоянное обновление всех сфер жизнедеятельности общества, соблюдение норм права и принципов демократии при решении государственных и общественных дел – таковы важнейшие особенности общественно-политической жизни Республики Беларусь.

Основными ценностями белорусского политического обществаявляются следующие:

Ценность автономии. Белорусское политическое общество является автономным. Это означает, что его независимость и самоуправление основаны на государственном суверенитете Республики Беларусь и проявляются в самостоятельном осуществлении внутренней и внешней политики. Следует, конечно, иметь в виду, что суверенитет ни в коем случае не означает какой-либо сознательной изоляции, или полной независимости от объективных условий политического окружения. Сегодня республика успешно осуществляет диалог и поиск новых форм взаимовыгодного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья. Важнейшим ее приоритетом является строительство единого союзного государства с братской Россией.

Ценность сильного и эффективного государства. Сложный характер современных социально-экономических и политических проблем, стоящих перед республикой порождает объективную тенденцию к усилению системы государственной власти. Сильное и эффективное белорусское государство обеспечивает стабильность политической жизни общества, создает условия для успешного разрешения, стоящих перед обществом проблем.

Ценность института Президентства. Государственная власть в Республике Беларусь персонифицируется ее Президентом, который во многом является лицом не только государства, но и белорусской политики вообще. Конституция Республики Беларусь, фактически, обосновывает статус института президентства в качестве самостоятельной ветви власти. Президент, как Глава государства, обладает сегодня рядом функций исполнительного, законодательного, арбитражного и контрольного характера. Глава государства, например, определяет структуру правительства и имеет полномочия по преобразованию системы исполнительной власти, издает декреты, имеющие силу законов, координирует действия различных ветвей власти и отдельных государственных органов, влияет на принятие решений в Парламенте – Национальном собрании Республики Беларусь. Президент активно влияет на формирование идеологии молодого белорусского государства.

Ценность гражданского общества. На современном этапе развития политического общества в Республике Беларусь гражданское общество находится в стадии своего формирования. Несмотря на то, что на 1 января 2003 г. в республике Министерством юстиции было зарегистрировано 1034 общественных организаций (женских и молодежных, физкультурно-спортивных, благотворительных, культурно-досуговых и т.п.), профессиональных союзов и политических партий, ядро белорусского гражданского общества представлено, главным образом, профессиональными союзами, общественными организациями (например, БРСМ), Советами депутатов. Эти три столпа нашего гражданского общества обеспечивают связь народа с органами власти, вовлечение граждан в государственное строительство. Уровень активности политических партий в республике является достаточно низким, о чем свидетельствует их непопулярность. По оценкам Института социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, например, ни одна из официально зарегистрированных на конец 2002 г. 18 политических партий года не имела высокого политического рейтинга, не пользовалась сколько-нибудь широкой поддержкой населения (Белорусская партия женщин «Надежда», Коммунистическая партия Беларуси, Аграрная партия и др.). И, наоборот, значительным доверием и поддержкой у населения пользовались Президент, армия, Конституционный суд, местные советские органы власти. Что же касается негосударственных объединений, то значительной поддержкой населения пользовалась, например, Православная церковь. Серьезные перспективы в формировании и развитии белорусского гражданского общества имеют профессиональные союзы. Согласно Л. Козику, профсоюзное движение на территории республики зародилось еще в конце ХIХ века. Именно тогда возникли союзы щетинщиков, кожевенников, печатников (в Гомеле).

Федерация профсоюзов Беларуси образована в октябре 1990г, перерегистрирована в 2002г. Она объединяет 31 республиканский отраслевой профсоюз, ассоциированных членов, 25 960 первичных профсоюзных организаций, а членами ФПБ являются более 4-х миллионов человек. По справедливому мнению Председателя ФПБ, «профсоюзы должны стать школой социальной адаптации и экономических реформ для социально активной части общества». Это, в частности, означает, что важнейшей ценностью белорусского общества является также политическая культура участия, или просто ценность участия.

Ценность участия. Государство сегодня заинтересовано в активном вовлечении в свою политику широких народных масс, что является одним из важнейших условий превращения Беларуси в сильную и процветающую державу.

Приоритет морально-правовых ценностей над прагматическими и конъюнктурными ценностями. Важнейшей особенностью идеологии белорусского политического общества, с особой силой проявляющейся в деятельности первого Президента Республики Беларусь, является подчинение политических ценностей морально-правовым ценностям, выражающим общее благо нашей страны и раскрывающим единство общественного и личного блага, как текущей, так и стратегической политики государства. Следствием этого является формирование высоких нравственных стандартов честности, искренности, открытости, принципиальности, последовательности в деятельности молодого белорусского государства, как в области внутренней, так и внешней политики. Правовые аспекты идеологии белорусского общества систематизированы в Основном законе белорусского государства, его Конституции, которая содержит 146 статей, определяющих: основы конституционного строя, отношения личности, общества и государства, избирательную систему, порядок взаимодействия ветвей власти, функционирование местных органов управления и контроля, основы финансово-кредитной системы, а также порядок действия и изменения самой Конституции.

Также к политической составляющей идеологии белорусского государства следует отнести идею унитарного, демократического, правового, социального и светского государства и их конкретную реализацию в политической практике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.