Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая составляющая идеологии белорусского государства




С учетом своего исторического опыта белорусы разработали и осуществляют собственную модель социально- экономического развития. При этом они не стали как самоцель осуществлять тотальную приватизацию государственной собственности, а начали последовательно обновлять технологию производства, освобождать свою экономику от устаревших элементов и дополнять ее рыночными структурами. Белорусская экономическая модель, которая предполагает формирование социально ориентированной, многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием государственной и частной собственности, уже доказала свою жизнеспособность. Белорусы не только восстановили к 2001 году докризисный уровень валового внутреннего продукта, причем первыми среди стран СНГ, но и быстрыми темпами продолжают двигаться вперед.

Каждое общество разрабатывает теоретическую модель и формирует собственную экономическую систему, которая строится на основе творческого синтеза традиций хозяйствования и своеобразия своего развития, регионального и мирового опыта.

В мире практически не существует двух совершенно одинаковых экономических систем. Но их можно классифицировать по каким-либо характерным признакам, например, по формам собственности или по формам регулирования экономической деятельности. С точки зрения форм собственности, экономические системы могут основываться на частной или государственной собственности, а в традиционном обществе – на общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения. Формами регулирования экономических процессов могут быть традиции, команда (планирование) или рынок. Соответственно экономические системы подразделяют на традиционные, рыночные, командные и смешанные. При традиционном хозяйстве движение ресурсов, созданных продуктов, структурные особенности производства определяются обычаями и традициями. При рыночной экономике движение созданных благ осуществляется при помощи спроса и предложения. При командной экономике хозяйственные процессы планируются и регулируются государственными координирующими органами. В смешанной экономике сочетаются различные элементы первых трех систем.

Разновидностью смешанной системы является социально ориентированная рыночная экономика. Под таковой принято понимать экономическую систему, которая позволяет государству посредством использования механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования экономических процессов осуществлять эффективную социальную политику. Социально ориентированная рыночная экономика позволяет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию производителей с активной ролью государства в хозяйственной жизни, эффективность производства с высоким уровнем социальной защищенности населения. Такие экономические системы, как правило, отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования экономических процессов, развитой системой социальной поддержки различных категорий граждан, наличием института производственной демократии.

Социально ориентированная рыночная экономика в той или иной мере характерна практически для всех индустриально развитых западных стран. Фактически она является неотъемлемой чертой общества на постиндустриальной стадии его развития. По оценкам специалистов, государственное регулирование экономических процессов наиболее высокой степени достигло в Германии. Здесь государство жестко связывает право распоряжения собственностью с ее эффективным использованием. Оно проводит активную политику в сфере денежного обращения, формирования и исполнения государственного бюджета, регулирования развития отраслей производства, обеспечения занятости населения. Немецкое государство играет существенную роль в перераспределении доходов населения методами финансовой и социальной политики. Примерами социально ориентированной рыночной экономики могут служить также Австрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Скандинавские страны.

Особенности белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики:

· сильная и эффективная государственная власть. Только такая власть, оказывая регулирующее воздействие на экономику, способна обеспечить ее динамичное развитие, а значит, и последовательное повышение уровня жизни, достижение высокого стандарта благосостояния граждан, утверждение социальной справедливости, общественного порядка и политической стабильности;

· обеспечение равноправия и эффективного функционирования частного и государственного секторов экономики. Это означает, что каждый из них должен занимать определенное место в структуре национальной экономики и служить интересам общества. В условиях рыночных отношений частный сектор может и должен развиваться, внося свой вклад в национальное достояние. Государственный сектор необходим там и в той мере, где частному сектору не под силу решения экономических задач. На каждом этапе развития страны соотношения между частным и государственным сектором экономики может быть различным и может меняться;

· подход к разгосударствлению экономики (приватизации государственной собственности) не как самоцели, а как средству повышения эффективности хозяйствования, конкурентоспособности и прибыльности экономики. При этом основная ставка должна делаться на поиск и привлечение экономических субъектов, готовых вкладывать средства в приватизируемые предприятия и способных к ответственным и эффективным экономическим действиям. Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами общества, отрасли, предприятия, работающего человека;

· многовекторность внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. Это – важнейший принцип благоприятного существования и функционирования страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей. Ныне экономика любой страны не может успешно развиваться без ее включения в международные экономические процессы. Поэтому Беларусь, развивая интеграционные связи с Россией и другими странами СНГ, одновременно должна обеспечивать свое присутствие в тех странах и регионах мира, в таких международных экономических организациях, где это экономически выгодно, отвечает ее национальным интересам.

· сильная социальная политика. Необходимость повышенного внимания социальным аспектам жизнедеятельности общества прямо вытекает из конституционного положения о том, что Республика Беларусь является социальным государством. Это предопределяет обязанность институтов государства проявлять заботу об обеспечении достойного существования всех граждан, не подрывая при этом стимулов для полного проявления ими своих способностей. Однако необходимость осуществления сильной социальной политики диктуется и потребностями развития самой экономики, условием которого является наличие физически здоровых, высокообразованных, профессионально подготовленных и творчески мыслящих работников. Такой подход предполагает сопряжение социальной ориентации экономики с повышением эффективности инвестиций (т. е. вложения финансовых средств) в развитие человеческого потенциала. Поэтому разработка и осуществление государством программ в области образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, охраны материнства и детства, защиты пожилого населении и малообеспеченных слоев общества ныне является одной из самых отличительных особенностей белорусской экономической модели.

Таким образом, разработанная и реализуемая на практике модель белорусской экономической системы ориентирована на обеспечение высокой эффективности производства, что и позволяет проводить правительству страны сильную социальную политику. Она находит свое выражение в нарастающем и приоритетном инвестировании (т.е. вложении финансовых средств) в здоровье людей, в их образование, профессиональное и культурное развитие. Высокое социальное качество нашей экономики позволяет поддерживать стабильно высокий уровень материальной обеспеченности как общества в целом, так и различных групп населения. Такая экономическая система позволяет обеспечивать рациональное и справедливое регулирование доходов и тем самым осуществлять гармонизацию доходов, а значит, и гармонизацию общественных отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.