КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологические методы управления предприятием
Содержание и значение экономических методов. Административные методы, их сущность преимущества и недостатки. Классификация методов менеджмента. Тема. Методы управления организацией (предприятием). -1- Реализация рассмотренных ранее функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Термин «метод» (methodos) греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Он трактуется двояко: как способ познания, исследования природных явлений и общественной жизни; как приём, способ или образ практического действия. В первом случае это познание науки управления. Во втором – способ осуществления управленческой деятельности, т.е. наблюдается взаимный процесс обогащения, как теории, так и практики управления. Метод менеджмента - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект (на коллектив или отдельного работника) для достижения поставленных организацией целей. Важной задачей методов управления является обеспечение эффективности работы организации, слаженности, максимальной активности каждого члена коллектива. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.). Содержание - это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие. В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы: 1. принцип целенаправленности, т.е. применение методов должно побуждать работников к достижению определенной цели (или системы целей); 2. принцип реализуемости, т.е. должна быть возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющих реализовать избранный метод управления в соответствии с правовыми и социальными нормами, имеющимися ресурсами и техническими средствами; 3. принцип системности, т.е. применяемые методы должны представлять собой единую систему; 4. принцип динамичности, т.е. применяемые методы должны осуществляться в форме, позволяющей их изменить в соответствии с ситуацией; 5. принцип эффективности, т.е. применение избранного метода должно обеспечивать достижение максимального социального и экономического результата при минимальных затратах на разработку и проведение мероприятий, реализующих метод. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Выделяют следующие методы управления: организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; экономические, обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. Основным ограничением при выборе: административных методов является необходимость их соответствия правовым нормам; экономических методов — их соответствия экономическим законам; социально-психологических методов — их соответствия морально-этическим нормам.
-2- Любой человек, вступая в производственный коллектив, принимает на себя определенные обязанности и ответственность за качественное выполнение соответствующей работы и в известной мере ответственность за результаты работы коллектива в целом. Поэтому необходима некоторая группа методов управления, с помощью которых определяются: место коллективов и отдельных работников в системе производства и управления; их права, обязанности и мера ответственности; способы координации их действий и взаимосвязи в процессе производства и управления и т.д. Такими методами и являются административные (или организационно-распорядительные) методы управления, которые имеют следующие особенности: 1) оказывают прямое воздействие на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности выполнения любого административного акта; 2) носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования; 3) требуют наличия и использования действенной системы контроля за их исполнением; 4) требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий. Основные преимущества административных методов: единственно эффективны в примитивных ситуациях; позволяют установить строгую дисциплину производственного и управленческого персонала; обеспечивают выбранную технологию производства и управления. Основные недостатки административных методов: не способствуют развитию творческого начала личности; приводят к концентрации власти; требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации; часто негативно оцениваются персоналом. В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов: 1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); 2) согласительные (консультация, компромисс); 3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.). Административные методы подразделяются на: I. Организационные методы (воздействия) - ориентированные на использование в типичных ситуациях (регламентирование, нормирование и инструктирование). 1) Регламентирование заключается в установлении статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования. В качестве объекта регламентирования может рассматриваться: организация в целом (основной регламентирующий документ — устав организации); структурное подразделение (основной регламентирующий документ — положение о подразделении или паспорт подразделения); должность в аппарате управления (основной регламентирующий документ — должностная инструкция или положение о должности); отношения между организацией и персоналом (основные регламентирующие документы — правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и увольнений); технология выполнения управленческих работ (основные регламентирующие документы — технологический паспорт и схемы документооборота в организации и подразделениях). Примерами организационного регламентирования являются: законодательные акты Республики Беларусь (например, Законы Республики Беларусь «Об акционерных обществах», «Об экономической несостоятельности и банкротстве» и др.) Большинство документов (актов) регламентирования деятельности предприятия, его подразделений и сотрудников разрабатывается на предприятии и утверждается его руководителем. Это позволяет оперативно корректировать документы с учётом возникающих изменений и проблем в деятельности предприятия и управлении им. 2) Нормирование как метод управления использует нормы, имеющие конкретное числовое выражение, и нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм. Выделяют следующие основные виды нормирования: численности, т.е. определения количества людей, необходимых для выполнения определенной работы; выработки и обслуживания, т.е. определения количества выполняемых производственных операций в единицу времени, количества единиц произведенной продукции, количества обслуженных клиентов или оказанных услуг за определенное время; управления, т.е. определения количества подчиненных у одного руководителя; расхода ресурсов, т.е. определения количества ресурсов, расходуемых при выполнении какой-либо работы. Примерами организационного нормирования могут быть формирования штатных расписаний подразделений, установление вознаграждений и премий за достижение конкретных результатов работы и др. 4) Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания. Оно определяет воздействие на исполнителей посредством инструкций, рекомендаций, указаний о порядке и способах выполнения конкретных работ. Особую роль в этом виде воздействия играют стандарты, определяющие организационные отношения сотрудников и подразделений при реализации производственных и иных процессов. Соответственно выделяют следующие виды инструктирования: ознакомление; совет; объяснение; предостережение; разъяснение. По форме осуществления инструктирование подразделяют на: устное; письменное; индивидуальное; коллективное. II. Распорядительныеметоды (воздействия) – применяются, выполняются при необходимости вмещаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей. Они осуществляются в следующих формах: приказа — документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, а также определено должностное лицо, осуществляющее контроль за исполнением заданий; издает приказ руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия; постановления, которое принимается на уровне всего предприятия совместно администрацией и общественными организациями; распоряжения — устного или письменного требования к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов (издаются, как правило, функциональными руководителями или линейными руководителями среднего уровня); указания, которое осуществляется в устной форме, используется на низшем уровне управления. III. Дисциплинарные методы (воздействия) - меры воздействия работодателя на работника при совершении им дисциплинарного проступка, выразившегося в невыполнении работником обязательств, приказов (указаний, постановлений) и распоряжений конкретного руководителя, связанных с работой и выполнением обязанностей, предусмотренных контрактом, должностными инструкциями и внутренним распорядком организации. Цели и меры дисциплинарного воздействия. наказание сотрудника, допустившего дисциплинарный поступок, путем применения к нему дисциплинарного взыскания; принудительное обеспечение выполнения сотрудником своих обязательств и принятых в организации норм поведения (связанных с работой и внутренним распорядком организации); предупреждение на конкретном примере других сотрудников о недопустимости совершения ими дисциплинарных проступков. Трудовым кодексом Республики Беларусь за совершение дисциплинарного проступка установлен следующий перечень мер воздействия: замечание; выговор; увольнение. При выборе меры дисциплинарного воздействия должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа сотрудника в организации и его поведение на работе. Независимо от наложения дисциплинарного взыскания к допустившему дисциплинарный проступок сотруднику могут быть применены другие меры воздействия, включая лишение премий, изменение времени предоставления предусмотренного отпуска и др. Виды и порядок применения таких мер определяются: правилами внутреннего распорядка, коллективным договором и иными локальными нормативными актами организации. Порядок применения дисциплинарных взысканий. Применение дисциплинарного взыскания регламентировано Трудовым кодексом и предусматривает: определение должностных лиц (органов), которым предоставлено право применения воздействия; процедуру подготовки приказа о применении дисциплинарного воздействия; процедуру объявления и время действия дисциплинарного воздействия и процедуру его досрочного снятия. Дисциплинарное взыскание применяется руководителем (органом), которому предоставлено право приема и увольнения работников либо по его поручению другим органом. Взыскания могут также применяться вышестоящим руководителем. За каждый проступок применяется одно взыскание, оформленное приказом (распоряжением, постановлением) руководителя. Процедура подготовки приказа о применении взыскания предусматривает обязательное предоставление письменного объяснения сотрудником, совершившим дисциплинарный проступок. Отказ сотрудника от дачи письменного объяснения (по требованию руководителя) оформляется актом с указанием присутствующего свидетеля. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня совершения проступка сотрудником, не учитывая времени его нахождения в отпуске, болезни, либо со дня отказа от возбуждения (прекращения) уголовного дела. В этом случае дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев. В случаях, предусмотренных законодательством, этот срок может быть установлен не позднее 2 лет со дня совершения проступка. Объявление приказа о применении взыскания производится сотруднику под расписку, в пятидневный срок. Отказ от расписки (ознакомление с приказом) оформляется актом с указанием присутствующих свидетелей. По истечению года со дня приказа о применении дисциплинарного взыскания (если не было повторных и проступков) оно автоматически погашается. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом руководителя, применившего это взыскание.
В свою очередь можно сделать вывод, что распорядительные и дисциплинарные методы (взыскания) ориентированы на использование в конкретных ситуациях, а административные - ориентированные на использование в типичных ситуациях. -3- Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом используется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятий независимо от формы собственности, направленную на удовлетворение потребностей общества, с другой стороны, они должны служить стимулом для персонала этих предприятий. Выделяют три уровня применения экономических методов управления: 1 уровень - управление предприятием со стороны государства (являются налогообложение, госзаказ и финансирование). Наиболее универсальным экономическим методом управления является налогообложение. Налогообложение – процесс уплаты обязательных платежей государству. С его помощью государство может, меняя ставки налогов, регулировать активность как юридических, так и физических лиц, стимулируя этим развитие определенных отраслей и отдельных предприятий, привлекая туда капиталы и квалифицированный персонал. Государственные заказы - гарантированный сбыт товара. Госзаказ как метод управления подразумевает выделение предприятию финансовых и материальных ресурсов для производства необходимой государству продукции. Финансирование (в виде субсидирования или кредитования) подразумевает финансовую поддержку государством предприятий, в развитии которых оно заинтересовано. 2 уровень — управление структурными подразделениями предприятия (являются внутрипроизводственный хозяйственный расчет и налогообложение). Хозрасчет – это метод хозяйствования, который предполагает, что предприятие не только покрывает свои доходы расходами, но и получает прибыль от результатов своей деятельности. Существуют различные виды хозрасчета: самоокупаемость, самофинансирование и полный хозрасчет. Самоокупаемость – это безубыточность, т.е. предприятие только покрывает свои доходы своими расходами. Самофинансирование предполагает, что предприятие не только покрывает свои расходы доходами, но и получает прибыль, достаточную для дальнейшего развития производства и социального развития коллектива. Полный хозрасчет включает и самоокупаемость, и самофинансирование, а также предусматривает отчисления от прибыли предприятия на содержание вышестоящего органа и государства. На некоторых предприятиях используется так называемый внутрипроизводственный хозрасчет, исходными положениями которого являются: закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности; предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности посредством наделения его руководства соответствующими полномочиями; разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения; применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств. Применяя экономические методы, менеджер должен учитывать, что существуют экономические интересы государства, коллектива и личности и между этими интересами всегда есть противоречия. 3 уровень — управление персоналом предприятия, где основную роль играют материальные вознаграждения, штрафы и налогообложение. При определении размеров и методов персонального экономического воздействия следует исходить из положения о том, что благосостояние работников необходимо рассматривать как источник эффективности всей организации. При этом основными требованиями, предъявляемыми к методам материального вознаграждения (стимулирования) являются: 1. индивидуальный подход, т.е. каждый работник должен получить то, что он заслуживает по конечным результатам труда; 2. наличие единой системы формирования индивидуальных материальных вознаграждений. Экономическая мотивация персонала складывается из четырех основных составляющих: 1. прямое материальное вознаграждение, включающее заработную плату, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале; 2. дополнительные (или социальные) выплаты; 3. штрафы; 4. выплачиваемые налоги. К дополнительным материальным стимулам относятся: 1. возможность использовать оборудование предприятия в личных целях по льготным ценам (например, аренда автотранспорта, компьютера и т.д.); 2. субсидии на питание; 3. скидки при покупке товаров своего предприятия; 4. помощь в оплате образования, причем не только работникам предприятия, но и членам их семей; 5. предоставление возможности обучения на различных курсах предприятия; 6. возможность получения льготных кредитов; 7. возможность членства в различных клубах (спортивных, по интересам и т.д.); 8. предоставление различных страховок; 9. предоставление различных видов медицинского обслуживания (при этом предприятие никогда полностью не оплачивает медицинскую помощь, оказанную работнику); 10. пенсионное обеспечение. Кроме удержания и привлечения необходимых работников дополнительные выплаты помогают предприятию приспособиться к налоговой политике государства. При этом в ряде зарубежных компаний все большую роль начинает играть принцип гибких социальных выплат, когда, во-первых, расширяются полномочия самих работников в определении перечня выплат при их суммарном ограничении; во-вторых, выплаты распространяются не только на работников, но и на членов их семей; в-третьих, суммарные социальные выплаты будут больше, если на предприятии работает несколько членов одной семьи. -4- Наука и практика утверждают, что успешность работы во многом зависит от целого ряда социально-психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с благоприятным климатом, добиться самореализации работников, изменить свою роль в организации. Проведенные социологические исследования свидетельствуют о том, что успех деятельности руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и 85% от умения работать с людьми. Социально-психологические методы – это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Они направлены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, повышение трудовой активности и раскрытие личных способностей каждого работника. Эти методы основаны на учёте и использовании нематериальных мотиваций труда. Социально-психологические методы вытекает из самого названия, состоят из двух групп методов: социальные (методы социологического исследования, соревнование, нормирования, регулирования, преемственности, морального стимулирования, морального поощрения и порицания, воспитательные); психологические (методы профессионального отбора и обучения, комплектования малых групп, гуманизации труда, психологического побуждения к труду).
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |