Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Розничной торговой сети




Тема 7. Формирование ассортимента и обеспечение его устойчивости в

Понятие и классификация ассортимента товаров. Свойства и показатели ассортимента товаров. Особенности формирования ассортимента товаров Формирование и управление товарными запасами

Одной из важнейших характеристик товаров является ассортимент, который определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

Ассортимент товаров — «набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков» [ГОСТ Р51303-99 «Торговля. Термины и определения»]. Этот термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров.

Условием стабильного развития и конкурентоспособности предприятий является постоянное наличие в них устойчивого, широкого ассортимента товаров, максимально соответствующего спросу покупателей.

С целью изучения и порядка формирования ассортимента необходимо его классифицировать.

По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый. Промышленный ассортимент — перечень товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей. Как правило, предприятия-производители выпускают товары узкого ассортимента, что позволяет им внедрять современную технологию производства, совершенствовать ассортимент товаров, улучшать их качество. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента.

Торговый ассортимент — перечень товаров, формируемый организацией торговли или массового питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы.

По степени сложности ассортимента выделяют:

•простой ассортимент товаров;

• сложный ассортимент товаров.

Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей. Как правило, простой ассортимент товаров представлен такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (Рисунок1).

 

Рисунок 1 - Структура простого ассортимента

 

Сложный ассортимент — набор товаров, представленных значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах, классифицируются более чем по трем признакам. Таким образом, сложный ассортимент — ассортимент товаров, имеющих внутреннюю классификацию по различным признакам (Рисунок 2)

Рисунок 2 - Структура сложного ассортимента

 

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:

• укрупненный;

• развернутый;

• сопутствующий;

• смешанный.

Укрупненный ассортимент — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение.

Видовой ассортимент — набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента.

Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары больше нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей, нежели физиологических.

Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.

Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.

Смешанный ассортимент — набор товаров разных классов, групп, видов, разновидностей и наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

По степени удовлетворения потребителей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснование потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологий. Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых непосредственно влияют на ассортиментную политику.

Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

В зависимости от вида спроса различают товары устойчивого, альтернативного и импульсного спроса.

Устойчивый или твердо сформулированный спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром. Спрос на многие продовольственные в отличие от непродовольственных товаров характеризуется высокой степенью устойчивости.

Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями. Альтернативный спрос допускает взаимозаменяемость товаров в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров.

Импульсный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца. Это спрос чаще всего на малоизвестные или неизвестные товары. Импульсный спрос зачастую вызывается наличием в ассортименте магазинов новинок в товарном ассортименте.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.

Реальный ассортимент — действительный перечень товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент — перечень товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент — перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения целей обучения.

В зависимости от частоты спроса товары бывают;

• повседневного спроса;

• периодического спроса;

«относительно редкого спроса.

Ассортимент товаров повседневного спроса складывается из тех, которые покупатель приобретает и потребляет ежедневно (в основном это продовольственные товары).

Товары периодического спроса приобретаются через определенные промежутки времени (по мере износа, изменению моды и т. д.).

Товары относительно редкого спроса — это те товары, которые приобретаются всего несколько раз в течение жизни. К ним относятся предметы длительного пользования, срок службы которых превышает, как правило, пять лет.

Свойство ассортимента — специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.

Показатель ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

Свойства ассортимента характеризуются количественными и качественными показателями (Рисунок 3).

 

Рисунок 3 - Свойства и показатели ассортимента

 

Как правило, каждое из свойств ассортимента может быть выражено абсолютным и относительным показателями (Рисунок 4).

Показатель ассортимента — количественная характеристика свойства ассортимента. Рассмотрим систему показателей, используемых для оценки формирования ассортимента товаров торгового предприятия.

 

Рисунок 4 - Показатели ассортимента товаров

 

Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп (Рисунок 5).

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями: действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.

Действительная широта (Шд) — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта (Шб) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.) или максимально возможное.

Выбор критериев определения базового показателя широты определяется поставленными целями. Например, при анализе ассортимента и магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.

 

Рисунок 5- Широта ассортимента

 

С понятием широты тесно связано свойство — глубина ассортимента.

Глубина ассортимента — количество различных видов, моделей, входящих в одну товарную группу (Рисунок 6).

 

 

Рисунок 6 - Глубина ассортимента

 

Полнота ассортимента характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый — регламентируемым или планируемым количеством товаров.

Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя полноты к базовому.

Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами. Хотя чрезмерное увеличение полноты ассортимента также может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной.

Новизна (обновление) ассортимента — способность товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров Новизна (Н) характеризуется степенью обновления (К), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Обновление — одно из направлений рационального формирования ассортимента — проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Но и в условиях насыщенного рынка обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе. В методике оценки оптимальной структуры ассортимента следует учитывать:

•способ расчета доли товара;

• выбор базового значения как критерия оптимальной

структуры ассортимента;

• выбор показателя оптимальной структуры.

Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Структура ассортимента относится к реальному или прогнозируемому ассортименту и неприменима к учебному ассортименту, так как показывает взаимосвязь отдельных структурных элементов ассортимента через их количественное соотношение.

При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация.

Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении.

Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей, широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженных на соответствующие коэффициенты весомости.

При определении коэффициента рациональности ассортимента нужно принимать во внимание все выше перечисленные показатели с учетом степени значимости или коэффициента весомости для каждого показателя.

Коэффициенты весомости определяются экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Сложность их расчета заключается в том, что не существует общих для всех или хотя бы для группы товаров коэффициентов весомости. Они индивидуальны для каждого товара.

Гармоничность ассортимента — свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и использования. Наибольшей гармоничностью отличаются групповой ассортимент и его разновидности, наименьшей — смешанный. Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.

Формирование ассортимента – процесс подбора перечня товаров, позволяющего удовлетворить потребности покупателей и обеспечивающего высокую прибыльность работы торгового предприятия.

Формирование ассортимента в торговых предприятиях должно проводиться с учетом ряда принципов:

• в ассортименте должны находить отражение особенности спроса обслуживаемых и потенциальных потребителей (включая комплектность выбора и комплексность покупок);

• обеспечение полноты и устойчивости (стабильности) ассортимента товаров постоянного спроса, простого ассортимента, не заменяемых и трудно заменяемых в потреблении;

• обеспечение взаимосвязи ассортимента со специализацией торгового предприятия, зоной его действия, состоянием материально-технической базы, типом и т.п.;

• при формировании ассортимента (в значительно меньшей степени по продовольственным товарам) необходимо учитывать единство потребительского назначения товаров;

• ассортимент должен учитывать стадии жизненного цикла товаров и быть адаптирован к ним.

Основным документом, применяемым в торговле для формирования ассортимента, является ассортиментный перечень товаров. Любое торговое предприятие имеет свои особенности, и естественно, ассортиментный перечень не будет одинаковым. Ассортиментный перечень — это минимальное количество товаров, которое всегда должно быть. Ассортиментный перечень не должен быть жестко фиксированным, неизменным документом. Установленные ассортиментные перечни должны подвергаться корректировке, учитывая происходящие изменения спроса, обновление промышленного ассортимента.

На формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях большое влияние оказывают социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов населения. Существенным фактором является уровень цен на товары. Кроме того, следует учитывать половозрастной, профессиональный и национальный состав населения, его традиции и обычаи, а также количество и структуру обслуживаемых семей.

При формировании ассортимента товаров нельзя не учитывать наличие сети магазинов-конкурентов, представленного в них ассортимента, товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т.д.

Формирование ассортимента в розничной торговле осуществляется в три этапа:

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент, т.е. определяется ассортиментный профиль торговых фирм.

На втором этапе рассчитывается структура группового ассортимента, т.е. устанавливается количественное соотношение отдельных групп товаров в магазине.

На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. проводится подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам.

При этом в каждом магазине должно быть обеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения.

Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е. должна быть обеспечена достаточная широта, полнота, устойчивость и новизна ассортимента товаров. Одновременно должна быть обеспечена прибыльная работа магазина.

Формирование и управление товарными запасами

На процесс формирования товарных запасов оказывает влияние ряд факторов, важнейшим из которых является обеспечение устойчивого предложения товаров. Этот фактор выполняет функцию показателя конъюнктуры торговли. Чтобы иметь для контроля и анализа состояния товарных запасов сравнительный показатель, определяется необходимая оптимальная величина запаса. Эта величина служит важнейшим ориентиром в коммерческой работе.

Товарные запасы создаются и поддерживаются в таких размерах, которые соответствуют прогнозной потребности и обеспечивают непрерывную продажу товаров. Они формируются в соответствии с идентичной структурой и ассортиментным перечнем товаров, реализуемых торговым предприятием. В ходе продажи товарные запасы расходуются, и взамен выбывающих завозятся новые, соразмерные по своей структуре и ассортименту.

Рассмотрим процесс образования и регламентации постоянно действующих товарных запасов (Рисунок 7).

Рисунок 7 - Процесс образования постоянно действующих товарных запасов торгового предприятия

Товарные запасы создаются для обеспечения устойчивой ассортиментной номенклатуры и стабильности торгового процесса;

для накопления товаров, имеющих большой разрыв во времени между изготовлением и потреблением;

для целевого назначения — стимулирования закупок у населения сельскохозяйственного сырья.

Величина товарных запасов зависит от объема и структуры реализации товаров. Для оценки эти показатели анализируются в динамике по товарным группами по торговому предприятию в целом. Следует иметь ввиду, что между объемом продаж товаров и товарными запасами существует обратно пропорциональная зависимость. При увеличении объема продаж уменьшаются товарные запасы в днях.

Необходимый товарный запас является нормируемой величиной. Для решения этой задачи необходимо использовать два взаимосвязанных параметра: уровень и оборачиваемость товарных запасов.

Расчет уровня товарных запасов (в днях товарооборота) производится по формуле:

' (1)

где ТЗ — товарный запас на конец рассматриваемого периода, руб.;

ОТ — объем товарооборота за рассматриваемый период, руб.;

Д — количество дней в рассматриваемом периоде.

Товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда:

 

(2)

где ТЗ — средний товарный запас за определенный пе-риод, руб.;

ТЗГ Т32, Т33... ТЗп — величина товарных запасов на соответствующий период;

n — количество периодов.

Товарооборачиваемость в днях товарооборота определяется по следующей формуле:

(3)

Товарооборачиваемость в числе оборотов выражается формулой:

(4)

Таким образом, товарные запасы торгового предприятия следует рассматривать в совокупности:

• рабочий запас (включает ассортиментный набор, размещаемый в торговом зале и равный однодневной продаже, и запас товаров, проходящих подготовку к реализации);

• заказ текущего пополнение (состоит из объема поставки товара, выраженного в днях оборота);

• страховой запас (устанавливается с учетом колебаний спроса на товары);

• запас в пути (определяется при иногородних поставках товаров).

В современных рыночных отношениях потребительский спрос неустойчив и подвержен изменениям, поэтому запасы товаров необходимо приспосабливать к изменяющимся условиям рынка.

Товарные запасы оцениваются как в натуральных единицах, так и в стоимостном (денежном) выражении. Потребная сумма средств на содержание товарных запасов определяется из расчета однодневного объема реализации товаров. Суммарный расчет осуществляется по отдельным группам товаров и в целом по товарным запасам.

Нормализация товарных запасов неразрывно связана с рационализацией системы товароснабжения и выходит за рамки нормирования товарных запасов. Она включает комплексное регулирование всех взаимосвязанных процессов формирования запасов — нормирование, контроль за их состоянием, порядок пополнения и подачи заказов, размеры партий товаров, т. е. управление по существу всем процессом движения товарной массы. Решение этой задачи требует применения соответствующей системы управления товарными запасами.

Теорию управления запасами по существу можно рассматривать как один из разделов исследования операций наряду с линейным программированием, теорией игр, теорией массового обслуживания.

Существует множество математических моделей управления запасами. Все многообразие систем управления запасами может быть сведено к трем основным типам, которые различаются по принципу пополнения запасов и по способу обработки информации:

система с фиксированным размером заказа, система с постоянным уровнем запаса и двух бункерная система.

Система с фиксированным размером заказа предполагает его размер величиной постоянной, и повторный заказ подается при уменьшении наличных запасов товаров до определенного критического уровня Р (точка заказа). Размер партии товаров выбирается таким, чтобы общие издержки управления запасами были минимальными. Работа этой системы может быть представлена формулами:

(5)

где Р — точка заказа;

3 — страховой запас;

R— средняя суточная продажа, руб.;

Z — время доставки заказа, дни.

Формула для определения точки заказа Р основана на предположении, что учет состояния запасов ведется непрерывно, и как только уровень запасов опускается ниже точки заказа, подается новый заказ. При отсутствии не-прерывного учета состояния запасов формулу можно скорректировать, учесть продажу между проверками:

(6)

 

где t — промежуток времени между проверками, дни.

При периодических проверках уровня запаса лучше применять систему с фиксированной периодичностью повторения заказа. Если после предыдущей проверки было продано какое-либо количество товара, то подается заказ. Размер его равен разности между максимальным уровнем, до которого происходит пополнение запасов, и фактическим уровнем в момент проверки. Максимальный уровень запасов определяется по формуле:

 

М = 3 + R (Z + t) (7)

 

Средний уровень запасов составляет:

Для определения размера заказа Q применяется одно из двух правил:

1) Q = М - N, если Z < t;

2) Q= М - N - х, если Z > t,

где N — размер наличного запаса в момент проверки единиц;

х — ранее заказанное количество товара, единиц.

Двухбункерная система является сочетанием системы с фиксированным размером заказа и системы с постоянным уровнем заказа. При этой системе заказ подается в тот момент, когда уровень запаса понижается доопределенной фиксированной точки (уровень первого бункера). Величина его равна емкости второго бункера, т. е. разнице между минимально допустимым уровнем, который может вместить складская емкость. Объем первого бункера при этом играет роль страховых запасов и обеспечивает бесперебойность продажи товаров в период выполнения заказа.

Выбор того или иного метода управления запасами зависит от многих факторов, в частности, от условий производства, форм товароснабжения, уровня издержек управления запасами, характера спроса на товар; от формы учета состояния запасов, способа обработки информации.

Устойчивость работы любой системы управления запасами усиливается введением в нее страхового запаса, так как не все параметры, характеризующие спрос в будущем периоде, известны и определены.

Задача выявления оптимального размера страхового запаса решается путем определения вероятности того, что спрос в будущем периоде окажется выше заданного уровня. Поэтому любая система управления запасами непосредственно связана с прогнозом продажи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.