КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личностное деловое поведение
Если рассматривать работающих в фирме не «извне», а «изнутри», то окажется, что каждый из них является индивидуальностью, каждый так или иначе раскрывается в личных поведенческих контактах, у каждого есть своя личная сфера взаимоотношений. Для того чтобы глубже понять деловое поведение работника, надо взглянуть на него как на личность: «Что я хочу?»; «Что я могу?»; «К чему я стремлюсь?»; «Что мне надо делать?». Базовые характеристики личностного «я», которые осознаются работником фирмы прежде всего как установки на определенное проявление делового поведения. Они выражают зависимость личностного «я» от собственных желаний («хочу»), от своих возможностей («могу»), от определенных обязательств («надо»), от усилий по их выполнению в достижении цели («стремлюсь»). Эти установки могут быть более или менее устойчивыми, но они могут изменяться в зависимости от ситуаций, а также превращаться в свою противоположность, выступая в форме психологических барьеров («не хочу», «не могу», «не надо»). Они ставят личностное «я» в ситуацию выбора, в которой принимается то или иное решение: личность взвешивает желаемое и действительное, возможное и осуществимое, должное и обязательное, определяя тем самым для себя реализуемость решений в стремлении к намеченному результату. В сознании личности отрицательные установки на тс или иные виды работ могут совмещаться с положительными, вступая в противоречие. В то же время один и тот же вид работ может порождать установку «хочу» и установку «не могу». Понимание установок личности в различной их комбинации даст возможность объяснить внутренние противоречия в ее сознании, которые возникают в результате их рассогласования. Именно это и создает внутреннее «поле напряженности» личности (10 — высшая степень проявления установки; установка «стремлюсь» означает степень проявления волевых усилий). Из графика, представленного на рис. 2, следует, что личность будет стремиться выполнить работу, но опасается ошибок в результате своей небольшой компетентности в этой области. Ей необходима страховка в рабочем процессе в виде советов, консультаций, помощи. График, представленный на рис. 3, показывает, что личность делает работу через силу, но может выполнять ее качественно. Рис. 2. Модель противоречия: «Хочу, но вряд ли смогу, хотя надо» Рис. 3. Модель противоречия: «Могу, но не очень хочу, хотя надо» Следующий график демонстрирует ситуацию, когда личность многое может и хочет сделать, но ее возможности остаются невостребованными (рис. 4). Рис. 4. Модель противоречия: «Могу и хочу, но никому этого не надо» И, наконец, четвертый график выглядит как жесткое требование выполнить работу, которую личность и не очень хочет делать, и не очень может, по вынуждена идти на это (рис. 5). Рис. 5. Модель противоречия: «Не очень хочу, не очень могу, но заставляют» Из графиков, представленных на рис. 2-5, следует, что во всех этих «полях напряженности» сталкиваются различные типы установок по отношению к личностному «я»: «хочу» как интерес, «могу» как возможности, «надо» как безличное долженствование, «стремлюсь» как итоговое волевое усилие. Все установки разноплановы и действуют с разной степенью интенсивности, создавая в каждом конкретном случае особую модальность: видоизмененную соотнесенность переменных величии, влияющих на то или иное осознание собственного «я». «Поле напряженности» может быть и положительным, когда личность стремится проявить свою потребность в творческой самореализации прежде всего через установку «хочу» и когда для этого есть все необходимые условия (творческая работа, поддержка руководителя, взаимопонимание сотрудников, организационные стимулы). В этом случае личность работает «на интерес», а напряженность ее работы оказывается облегчающим фактором делового поведения. Активность личности проявляется все стремлении творчески реализовать себя в привлекательных видах работ. Это и гармонизирует установки «хочу» и «стремлюсь». Если же этого не происходит, если личность не может проявлять своих творческих способностей, то ее установка «стремлюсь» гаснет в формальном отношении к работе. Выбор работы «но душе» является главным мотиватором делового поведения личности. Из графика, представленного на рисунке 6, видно, что установка «хочу» со всей ее мотивацией как бы поглощается установкой «надо», которая тем самым очень усиливается. Из анализа этих «модальных» переживаний видно, что та или иная мотивация возникает и зависимости от того, что ожидает человек: чего опасается и на что надеется. Поэтому его мотивы оказываются обусловлены тем, чего следует избежать, и тем, что предполагается приобрести. Эти мотивы являются двуединой психологической детерминантой делового поведения личности: с одной стороны, надо быть исполнительным работником, а с другой — уметь осмыслить эту работу такой мотивацией, которая смягчала бы подчиненность установке «надо». Рис. 6. Модель активизации установки «надо» мотивацией «хочу» Для того чтобы понять психологическую специфику регуляции делового поведения личности, важно иметь в виду такую закономерность: руководители относятся к работникам так, как работники относятся к своей работе. Они выделяют в работниках прежде всего такие базовые характеристики делового поведения, как инициативность и исполнительность. С их точки зрения, инициативные работники способны творчески подходить к делу, находчиво и оперативно использовать обстоятельства, выбрать наилучший, как им кажется, вариант достижения цели; они могут давать встречные предложения, советы, стремясь сделать работу интереснее, быстрее, качественнее. Исполнительные работники умеют доводить дело до конца, работают добросовестно, аккуратно, точно, экономно, дисциплинированно; могут быть в состоянии трудовой активности длительное время. В подразделениях всегда находятся инициативные и исполнительные работники в «чистом виде». Инициативность и исполнительность как базовые характеристики делового поведения личности могут совмещаться с инертным отношением к работе: бывают ситуации, когда инициативный работник может стать инертным, если его инициатива никому не нужна. Однако может быть и такая ситуация, когда работник хочет выполнить задание инициативно, но ему не хватает профессиональных знаний и профессионального опыта (противоречие между «хочу» и «могу» не осознается или недооценивается). Это противоречие может разрешиться ложно, неадекватным способом. Так, например, желание добиться результата может быть таким сильным, что возникает феномен предельно раскованного поведения, когда работник переоценивает свои возможности. И хотя поведение личности было инициативным, оно оказалось неадекватным ее возможностям. Этот парадокс делового поведения проявляется как «инициатива бессилия» в неответственном решении проблемной ситуации. Те или иные формы делового поведения личности есть отклик на тот или иной способ управленческого взаимодействия. Поэтому социально-психологическая специфика делового поведения личности так или иначе зависит от того, как организована система этого взаимодействия по «вертикали», «диагонали» и «горизонтали».
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |