Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как рабочий инструмент руководителя




Взаимодействия.

Методы менеджмента и современные концепции стилей

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Решетка менеджмента» Р.Блейка и Дж.Моутона,

Целью практического занятия является закрепление знаний о сущности, целях, задачах методов и стиля управления; факторах и средствах, способствующих повышению эффективности применяемых методов управления на современных предприятиях. В процессе занятия студенты должны самостоятельно произвести анализ собственных положительных сторон и выделить недостатки собственной деятельности, проанализировать стиль и методы взаимодействия с людьми, выделить приоритетные направления развития собственного стиля поведения в ближайшем будущем и дальнейшей перспективе.

Современные методы менеджмента напрямую зависят от личностных качеств руководителя. Так, Фредерик Тейлор выделял у идеального руководителя ум, образованность, решительность, честность, рассудительность и другие. Другой классик Анри Файоль, считал, что руководитель должен быть компетентным, отличаться здоровьем, иметь развитой интеллект, высокий уровень культуры. Современные теоретики также соперничают между собой в том, какими качествами и чертами характера стоит наделять идеального менеджера.

В настоящее время каждая фирма выдвигает свои специфические требования к руководителю. Однако, повсеместно признаны американская и английская системы деловых, профессиональных и личностных качеств и черт характера менеджера: развитость ума, коммуникабельность, лидерство, умение принимать решения, твердость, дружелюбие, организаторские способности, цельность характера, продуктивность, заинтересованность в людях, знание специальности.

Типичным для карьеры руководителя является продвижение по служебной лестнице специалистам. Успешно освоившего производственно-технологический процесс, но, как правило, не получившего систематической подготовки в сфере экономики, права, социологии, психологии, то есть в области тех знаний, которые необходимы в управленческой деятельности.

Общая психологическая культура у нас еще довольно невысока. В западных школах бизнеса до 40% времени отводится изучению психологических аспектов процессов взаимодействия с людьми. Взяв за основу психологическую структуру личности руководителя, можно попутаться с учетом ее элементов выделить основные черты как совокупность отдельных качеств, обеспечивающих прогрессивную направленность и компетентность руководителя. Среди этих черт немаловажными являются современное экономическое мышление, психологическая компетентность, компьютерная грамотность.

Стремление к гуманизации производственных отношений предполагает отказ от прямых, грубых методов управления персоналом как административных, так и экономических. Речь идет об овладении богатейшим арсеналом социально-психологических методов, основанных на познании человека.

Способность руководителя умело строить деловые отношения, регулировать психологический климат в коллективе является одной из главных в профессиональной пригодности менеджера.

Методы менеджмента – это способы, используемые руководителем для управления персоналом, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного метода управления должна достигаться удовлетворенность работой и поощряться производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимущественности того или другого можно только для определенной ситуации управления.

Различают следующие методы менеджмента:

- ориентированные на задачу (производство), которую необходимо выполнить. Руководитель, которому принадлежат данные методы:

- порицает недостаточную работу;

побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий;

- придает особенное значение объему работы;

- руководит «железной рукой»;

- побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям.

- ориентированный на личность, при котором в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. Руководитель, которому принадлежит такой стиль:

- обращает внимание на здоровье сотрудников;

- заботится о хороших отношениях со своими подчиненными;

- обращается со своими подчиненными как с равноправными,

- поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны делать, заступается за своих сотрудников.

Различают одномерные и многомерные методы управления. К одномерным относятся методы, при которых однозначно уделяется внимание либо производству и производительности труда, либо человеку и социально-психологическому климату в коллективе. Одномерными являются авторитарный, демократический (корпоративный) и прочие стили. Причем первый и второй полностью противоположны друг другу.

Существует множество работ современных исследователей, посвященных анализу эффективности применения различных методов регулирования трудовой деятельности. В то же время анализу и развитию методов управления процессами трудовой мотивации российских работников на сельскохозяйственных предприятиях посвящено незначительное число исследований. Так, по мнению известного экономиста-аграрника Ушачева И.Г, экономические методы – это способы экономического стимулирования, «влияющие на производство не прямо, а косвенно и направляющие деятельность сельскохозяйственных предприятий и их работников в нужном для общества направлении под воздействием экономических стимулов». К ним автор относит: материальное стимулирование, систему ценообразования, кредитование, налоговую систему, страхование, планирование и прогнозирование, лизинг, дотации и компенсации, т.е. все основные экономические рычаги государственного регулирования агропромышленного производства.

Кроме экономических широко распространены административные методы управления как «способы и приемы оперативного влияния на ход событий в процессе управления производством». Все административные методы подразделяются на методы организационного и распорядительного воздействия. Методы организационного воздействия подразделяются на методы организационного регламентирования и организационного нормирования. Организационное регламентирование предполагает четкую структуризацию системы управления, разделение функциональных связей соподчиненности и взаимодействия. Организационное нормирование прямо связано с нормативными границами организационно-экономических, технологических, технических, финансовых составляющих. К группе организационно-экономических нормативов относят устав сельскохозяйственного предприятия, правила внутреннего трудового распорядка, нормативы собственных оборотных средств, порядок получения кредитов и т.д. Технологические факторы предполагают соблюдение сроков проведения сельскохозяйственных видов работ, предписанных технологическими картами. Технические переменные связаны с наличием сельскохозяйственной техники и оборудования, а также нормативными финансовыми затратами на их эксплуатацию. Методы распорядительного воздействия заключаются в регулировании и устранении возникающих в процессе сельскохозяйственного производства неполадок, отклонений, сдерживающих факторов. Распорядительное воздействие осуществляется в форме приказов, распоряжений, постановлений, проведения планерок и совещаний.

Социально-психологические методы управления призваны к регулированию социально-психологических процессов в организации. Для их эффективного осуществления должны учитываться:

- личностные характеристики работников, а также их психологические и психофизиологические особенности;

- способы организации труда и рабочих мест;

- система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;

- информационное обеспечение и его использование;

- система стимулирования работников;

- морально-психологический климат коллектива;

- социально-бытовые условия работников;

- инфраструктура района.

Стиль менеджмента – это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации. Форма реализации методов руководства, принятая менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками. Степень, по которой он делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, его забота, прежде всего о подчиненных или выполнение рабочих задач – все это отражает стиль менеджмента, стиль взаимодействия, характеризующий данного руководителя.

 

Таблица Классификация стилей руководства

Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль
                       
Эксплуататорский Благожелательный Консультативный Партисипативный Либеральный Бюрократический
                       

 

Основу для классификации стилей руководства составил поведенческий подход, теории стилей руководства. Согласно поведенческому подходу, эффективность организации определяется не личностными качествами руководителя, а скорее манерой поведения по отношению к подчиненным.

Стиль менеджмента (от греч. и лат. палочка, стержень для написания на восковой доске, позднее – почерк) – относительно устойчивая система способов и методов воздействия руководителя на подчиненных в соответствии с поставленной целью. Это манера, способ поведения менеджера в процессе общения, воспитания, подготовки и реализации управленческих решений.

Условно стили подразделяют на одномерные и многомерные.

Одномерные стили менеджмента обусловлены каким-то одним фактором, среди которых выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили.

Авторитарный (автократический) стиль. Для менеджера-автократа характерно администрирование, ограниченные контакты с подчиненными, жесткий контроль с угрозой наказания. Менеджер-автократ не проявляет интереса к подчиненным, не поддерживает инициативы, не предоставляет самостоятельности. Все внимание уделяет прибыли, производительности, качеству продукции. Игнорирует общественное мнение. Всегда приказывает, наставляет, критикует, но никогда не советует и не просит. Проявляет предвзятость в оценках, злоупотребляет наказаниями. В коллективе застой, пассивность и неудовлетворенность своей работой. Все новое воспринимает с осторожностью, в управлении пользуется одними и теми же приемами. Авторитарный стиль целесообразен при слабой дисциплине и подготовленности сотрудников, оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Концептуальной основой авторитарного стиля управления в его «эксплуататорской» и «благожелательной» форме является известная «теория Х» Дугласа Мак-Грегора. В эксплуататорской разновидности этого стиля управления основной формой стимулирования является наказание, в благожелательной же форме методы авторитаризма смягчаются и мотивирование страхом минимально.

Основные положения«Теории Х» Дугласа Мак-Грегорасводятся к тезисам:

1) люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

2) большинство людей боятся ответственности и предпочитают, чтобы ими руководили;

3) чувство защищенности является основной человеческой ценностью;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.