КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль контроллера в компании
Цель и задачи контроллинга Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга - производная от целей самого предприятия. Основные задачи контроллинга можно сгруппировать следующим образом: • информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования; • регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия; • выполнение функции интеграции, системной организации и координации; • планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное); • контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков); • управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач). Концепция контроллинга ориентирована на “узкие места”. Узкое место - наиболее слабое звено предприятия. “ Узким местом ” может быть рынок сбыта, производство, ликвидность и др. “ Узкие места» на практике являются сдерживающими факторами поступательного развития предприятия. Задача службы контроллинга заключается в поиске и ликвидации экономическими мерами “узких мест”. Базу контроллинга составляют показатели производственного и финансового учета, которые целесообразно сформировать в единый интегрированный банк технико-экономических данных. Среди специалистов по контроллингу нет единства во мнениях по вопросам целей и ориентации на результат. Х.-Ю. Кюппер считает целью контроллинга координацию системы управления предприятия. Контроллинг в соответствии с позицией автора ориентирован на систему целей. Д. Шнайдер выступает за ограничение функций контроллинга (разработка и координация отдельных планов; внутрипроизводственный учет и контроль). Т. Райхман поддерживает позицию экономистов по ориентации контроллинга на результат. В соответствии с этой концепцией выделяет в качестве главной задачи сбор, обработку информации, координацию и контроль за выполнением планов. Й. Вербер, поддерживая концепции П. Хорвата и Х.-Ю. Кюппера, считает, что контроллинг должен выполнять функции поддержки руководства. Й. Вербер и Х.-Ю. Кюппер считают, что контроллинг не должен быть связан с процессом постановки цели, потому что является лишь инструментом реализации целей. По мнению Д. Хана (Германия), современная цель контроллинга может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного обеспечения, ориентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета. Д. Хан выделяет также и специальные задачи контроллинга: 1. Пользовательские задачи: • планирование и контроль на предприятии (планово-контрольные расчеты) • планирование и контроль целей; • стратегические планирование и контроль; • оперативные планирование и контроль; • координация всех частных планов; • учет и отчетность; • информация: • формирование внутренней отчетности для различных групп заинтере-сованных пользователей; 2. Организационные задачи: • принятие решений; • участие в принятии решений. В соответствии с вышеперечисленным Д. Хан предлагает следующую систему разграничения задач контроллинга: Рис.4. Разграничение задач контроллинга (по Д.Хану) Приведенная на рис. 4 система разграничения задач контроллинга может быть адаптирована и к американской концепции, и к российской. Различия могут быть только в содержании или раскрытии приведенных задач. С учетом последних достижений в науке для России можно рекомендовать следующую классификацию задач контроллинга: Классификация задач контроллинга 1. Генеральное целевое планирование: • анализ и контроль внутренней и внешней среды; • выработка альтернативных локальных целей и стратегий; • многовариантное планирование; • система показателей системы планирования и контроллинга. 2. Оперативное планирование: • планирование и контроль программы; • имитационное моделирование; • реинжиниринг бизнеса. 3. Стратегическое планирование: • портфельные матрицы; • инвестиционные планы и проекты; • инновационные планы; • расчеты ФСА (функционально-стоимостного анализа); • анализ и контроль внешней и внутренней среды; • разработка и корректировка локальных и в некоторых случаях глобальных стратегий; 4. Финансовый и управленческий учет: • анализ эффективности производства; • анализ платежеспособности; • анализ рентабельности; • анализ ROI; • анализ производственного результата. 5. Сбыт. Производство. Снабжение: • реинжиниринг; • функционально-стоимостный анализ; • покрытие издержек; • управление ассортиментной политикой; • анализ безубыточности. 6. Ревизия и другие штабные функции: • планирование и контроль по местам возникновения затрат; • внутренний аудит. Для решения поставленных задач в экономической литературе выделяют оперативный и стратегический контроллинг. Таким образом, можно привести следующую градацию планирования и контроллинга: • генеральное целевое; • стратегическое; • оперативное. В соответствии с этим можно выделить следующую группировку задач и инструментов контроллинга (за основу взяты разработки Д. Хана): Таблица 1 Задачи и инструменты контроллинга
Контроллер – это экономический лоцман "на борту" предприятия Контроллер является экономической совестью предприятия. Он должен прежде всего заботиться о том, чтобы: • осуществлялось внутреннее, инвестиционное и стратегическое планирования; • планирование подразделений на всем предприятии происходило по единым руководящим линиям; • был возможен сбор, расчет и анализ показателей системы планирования; − анализировалось отклонение фактических показателей от плановых и нормативных; − было возможно разрабатывать альтернативные стратегии (глобальные и локальные); − анализировать влияние ассортиментных сдвигов на безубыточность функционирования фирмы, управлять на этой основе ассортиментной политикой. В России сегодня, как, впрочем, и в 50-60-х годах в Европе, утверждение идеи необходимости становления системы контроллинга - это вопрос авторитета, опыта, интересов и личного склада ума тех, кто занимается внедрением контроллинга. Контроллинг в России успешно внедряется в промышленности и кредитной сфере фирмами SAP, РОЭЛ-аудит. В Европе сформатированы требования, которые необходимо предъявлять к личности контроллера. Требования, предъявляемые к контроллеру:
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |