КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика системы м направления ее реформирования
Вывод Данная курсовая работа по дисциплине «надежность технических систем и техногенный риск» позволила закрепить навыки расчета основных свойств и параметров надёжности технических систем и техногенного риска, а также в работе рассмотрены основные положения теории надёжности.
Государственная (национальная) система стандартизации РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства. С принятием федерального закона «О техническом регулировании» (от 27.12.2002) началось реформирование ГСС, в котором можно выделить три этапа: 1 этап – начальный (2002) – состояние ГСС, функционирующей с 1992г, к моменту принятия закона; 2 этап – переходный (2003 – 20010гг.) – преобразование ГСС в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный. 3 этап – окончание формирования НСС – системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения. 1 этап. Начальный этап. ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. Основой ГСС являлся фонд нормативных документов по стандартизации, который включал в себя следующую систему: 1. Техническое законодательство. Закон РФ «О техническом регулировании» 2. Государственные стандарты (ГОСТы), общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭиСИ). 3. Стандарты отраслей и стандарты общественных организаций (СТО и ОСТ) 4. Стандарты предприятий и технические условия (СТП и ТУ). 2 этап. Переходный этап. Начало ознаменовалось тем, что Госстандарт РФ, получив функции национального органа по стандартизации, принял 27.07.03 постановление №63 «О национальных стандартах РФ», в соответствии с которым: · С 1 июля – дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» признаны национальными действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 года для применения в РФ. · Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании. Указанный акт не следует рассматривать как формальное переименование государственных стандартов в национальные. Действующие ГОСТы в соответствии со ст.46 гл.10 ФЗ имеют сокращенный набор обязательных требований. С принятием технических регламентов (ТР) перейдут в разряд добровольных документов нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входило установление обязательных требований. В ФЗ не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли. Это связано с двумя причинами: ликвидацией большинства министерств и отсутствием этой категории документов за рубежом. ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандарты ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей, общественных организаций. 3 этап. Заключительный этап. К 2010 г. действующая национальная система окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией. В связи с окончанием формирования фонда ТР, запланированных на переходный период, национальные стандарты будут содержать только рекомендуемые требования. Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая функция заложена в ст.11-17 ФЗ. В частности, она проявляется в регламентации целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов. Установление двух категорий стандартов – национальных стандартов и стандартов организаций – определяет осуществление двух систем исходя из сферы деятельности: национальной системы, действующей в общероссийском масштабе и локальной, действующей в рамках организации. Национальная система стандартизации включает: · Национальные стандарты · Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации · Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Локальная система стандартизации базируется на стандартах организаций, которые по существу заменили стандарты предприятий, научно-технических и инженерных обществ и других общественных объединений, установленных ФЗ «О стандартизации». 2.2. Категории и виды стандартов. В Росси применяют следующие виды стандартов в зависимости от уровня их утверждения. 1. Межгосударственные стандарты (ГОСТ); 2. Государственные стандарты (ГОСТ Р); 3. Отраслевые стандарты (ОСТ); 4. Стандарты научно-технических обществ и инженерных обществ (СТО); 5. Стандарты предприятий (СТП): 6. Технические условия (ТУ). Межгосударственный стандарт (ГОСТ) – это региональный стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации и непосредственно ими применяемый. Действующие, а также вновь вводимые ГОСТы, к которым присоединиться Россия, будут применять на ее территории без переоформления и без изменения их обозначения. Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) - это национальный стандарт, утвержденный Госстандартом России. Государственный стандарт применяют на территории России предприятия, независимо от форм собственности и подчинения, граждане занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, министерства и ведомства, другие органы государственного управления, а также органы местного управления. К объектам ГОСТов относят: 1)организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения; 2)продукцию, работы и услуги межотраслевого применения. В ГОСТах содержаться как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные. Особую актуальность приобретают требования безопасности, поскольку безопасность товара – основной аспект обязательного подтверждения соответствия. К требованиям безопасности в стандартах относят: Электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ, безопасность при обслуживании машин и оборудования, требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности и т. д. Другие требования ГОСТов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях, либо, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции. К таким требованиям относятся основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля и испытаний, требования к упаковке, транспортировке, хранению и утилизации продукции, правила оформления технической документации и т.д. В некоторых случаях (если это целесообразно и необходимо для обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаров) в стандартах могут быть установлены перспективные (предварительные) требования, которые опережают возможности традиционных технологий. Это служит стимулом для внедрения новых, передовых технологий на отечественных предприятиях. Отраслевые стандарты (ОСТ) - разрабатываются и применяются государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Требования ОСТа не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТа Р. Отраслевые стандарты применяют предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт, а также на добровольной основе иные предприятия и граждане, занимающиеся индивидуальной деятельностью. ОСТы разрабатываются на два объекта: 1)организационно-технические и общетехнические объекты; 2)продукцию, процессы и услуги, имеющие отраслевое значение. Стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и других обществ) – СТО разрабатываются для динамичного отражения и распространения полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных и прикладных исследований. СТО не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов и ОСТов. Объектами СТО являются: 1)принципиально новые виды продукции и услуг; 2) новые методы испытаний, методология экспертизы; 3)нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством; 4)прочие виды деятельности. СТО являются объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта материально укрепляет как само научно-техническое общество, так и разработчиков СТО. Стандарты предприятий (СТП) - разрабатывают субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях: 1)для обеспечения применения на предприятии ГОСТов, ОСТов и стандартов других категорий; 2)на создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессы и услуги. СТП является основным организационно-методическим документом по стандартизации на предприятии. Стандарты предприятий применяют на данном предприятии и на предприятиях, входящих в состав объединения предприятий, утвердивших данных СТП. Допускается применение другими предприятиями по согласованию с его разработчиком. СТП не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов и ОСТов. Технические условия (ТУ) - наиболее распространенный документ по стандартизации товаров народного потребления. Утверждается, как правило, изготовителем по согласованию с потребителем (заказчиком). ТУ разрабатываются в том случае, если стандарт создавать нецелесообразно. В отличие от ГОСТа, ТУ распространяется на узкую группу продукции (марки, модели). Технические условия применяют предприятия независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в соответствии с договорными обязательствами или лицензиями на производство и реализацию продукции. Целью принятия технических регламентов (ТР) является установление обязательных требований к объектам технического регулирования, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, представителей флоры и фауны, окружающей среды, а также имущества субъектов (юридических и физических лиц). Такие требования содержат совокупность физико-химических показателей и норм технического характера, специфика которых определяется особенностями продукции или процесса. Другая цель ТР — предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителя, — достигается включением в ТР мер, обеспечивающих предоставление актуальной и достоверной Информации, в частности правил подтверждения соответствия Продукции установленным требованиям, содержания маркировки и др. В ТР могут включаться требования, обеспечивающие не только безопасность, но и единство измерений, терминов, упаковки и маркировки, правила идентификации объекта и оценки соответствия. Закон «О техническом регулировании» оговаривает требования, которые не включаются в ТР: - требования к конструкции и исполнению изделия, если это не является необходимым для достижения целей принятия ТР; - требования к продукции, причиняющей вред здоровью или жизни людей в результате накопления вредных факторов, в процессе долгого использования этой продукции, когда невозможно определить степень риска. При определении видов ТР применен подход ГСС РФ, которая предусматривала осуществление государственных стандартов в общетехнических требованиях, действие которых распространялось на определенные виды однородной продукции или процессов и стандартах на конкретную продукцию. Таким образом, требования к конкретной продукции или процессу определяются совокупностью требований общих и специальных ТР, которые на нее распространяются. Предметом регулирования специальных технических регламентов могут быть только особенности отдельных объектов, не охваченных требованиями общих ТР. Структура обязательных требований не включает требований для обеспечения технической совместимости и взаимозаменяемости продукции, что может осложнить возможности использования продукции по назначению. Поэтому данные требования должны быть установлены в национальном стандарте. Национальный стандарт (НС), играя роль рекомендаций, является тем не менее документом, разработанным по правилам, установленным государством. Поэтому несмотря на негосударственный статус этого документа, он возможен к применению на всей территории России. Существуют два вида НС — предусматривающие требования по содействию соблюдения требований ТР и предусматривающие иные требования, соответствующие другим целям стандартизации, что может быть охарактеризовано как установление прогрессивных требований к продукции. НС выступает как основа для разработки ТР и является документом федерального значения в области стандартизации. За основу НС, в свою очередь, возможно принять международные стандарты, если Россия такой стандарт не отрицает и он не вступает в противоречие с природно-географическими особенностями, а также спецификой технико-технологического уровня производства. К документам в области стандартизации в РФ относят: - национальные стандарты; - правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; - классификации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; - стандарты организаций. Правила стандартизации охватывают вопросы построения, изложения, оформления, учета и изменения НС. В основном это вопросы технического характера, например порядок отражения в стандартах организаций показателей национальных стандартов, место и способ обозначения показателей, номенклатура показателей, применение знака соответствия. Классификации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации — документы, направленные на достижение целей стандартизации. Классификации должны обеспечить информационную совместимость во всех областях деятельности. Поэтому классификаторы имеют статус обязательных документов. Основными объектами классификации являются виды экономической деятельности, продукция, предприятия, организации, профессии, услуги и т.п. Стандарт организации (СТО) заменил стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. В отличие от НС СТО является локальным нормативно-правовым актом, обязательным для работников утвердившей его организации. СТО включает требования к продукции, которые не установлены в ТР и являются договорными (т.е., как правило, выше, чем в ТР). СТО — это документ, в котором юридически закреплены правовые требования, нормы и правила, необходимые для обеспечения Деятельности организации в области технического регулирования. Содержание СТО обозначено в ФЗ «О техническом регулировании» понятием «стандарт». В стандарте не могут быть установлены требования, которые относятся к категории обязательных и требуют одинакового регулирования в масштабах всей страны. Суть СТО определяется целями и принципами стандартизации, необходимостью совершенствования производства и обеспечения качества продукции. СТО не являются элементами НСС, а потому включают договорные требования к продукции, работам и услугам. В этой связи они могут использоваться для установления: - требований, направленных на обеспечение выполнения требований ТР; - потребительских характеристик продукции и услуг, отсутствующих в ТР, но без которых продукция не может быть изготовлена, а также требований по их безопасности. Понятие «вид стандарта» определяется в зависимости от специфики объекта стандартизации. Выделяют стандарты следующих видов: 1) стандарты основополагающие; 2) стандарты на продукцию и услуги; 3) стандарты на процессы; 4) стандарты на методы испытаний (анализа, контроля, измерений). Основополагающий стандарт – нормативный документ, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области. Основополагающие стандарты устанавливают порядок выполнения организационно-технических процессов разработки, постановки на производство, производства и применения продукции. Основополагающие стандарты бывают организационно-методического и общетехнического характера. Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области, порядок разработки нормативных документов, технических документов. Например, ГОСТ Р 1.2 «Порядок разработки государственных стандартов». Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации (например, ГОСТ 14192 «Маркировка грузов»); требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации и т. д. Стандарты на продукции (услугу) - устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге). На продукцию разрабатываются следующие основные разновидности стандартов: стандарт общих технических условий; стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором – к конкретной продукции. Стандарты ТУ устанавливают всесторонние требования к конкретной продукции, касающиеся производства, потребления, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Сущность этих требований не должна противоречить стандарту общих технических условий. Стандарты на процессы (работы) - устанавливают требования к методам (способам) выполнения различного вида работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции. Стандарты на методы контроля (испытаний, анализа) - регламентируют порядок отбора проб для проведения испытаний, приводят описание применяемого оборудования, материалов и реактивов, устанавливают правила подготовки и проведения испытаний, а также порядок обработки полученных результатов. Стандарты могут быть узкого назначения – проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей); либо широкого назначения – проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |