Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика системы м направления ее реформирования

Вывод

Данная курсовая работа по дисциплине «надежность технических систем и техногенный риск» позволила закрепить навыки расчета основных свойств и параметров надёжности технических систем и техногенного риска, а также в работе рассмотрены основные положения теории надёжности.

 

 

 

Государственная (национальная) система стандартизации РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

С принятием федерального закона «О техническом регулировании» (от 27.12.2002) началось реформирование ГСС, в котором можно выделить три этапа:

1 этап – начальный (2002) – состояние ГСС, функционирующей с 1992г, к моменту принятия закона;

2 этап – переходный (2003 – 20010гг.) – преобразование ГСС в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный.

3 этап – окончание формирования НСС – системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения.

1 этап. Начальный этап. ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. Основой ГСС являлся фонд нормативных документов по стандартизации, который включал в себя следующую систему:

1. Техническое законодательство. Закон РФ «О техническом регулировании»

2. Государственные стандарты (ГОСТы), общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭиСИ).

3. Стандарты отраслей и стандарты общественных организаций (СТО и ОСТ)

4. Стандарты предприятий и технические условия (СТП и ТУ).

2 этап. Переходный этап. Начало ознаменовалось тем, что Госстандарт РФ, получив функции национального органа по стандартизации, принял 27.07.03 постановление №63 «О национальных стандартах РФ», в соответствии с которым:

· С 1 июля – дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» признаны национальными действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 года для применения в РФ.

· Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании. Указанный акт не следует рассматривать как формальное переименование государственных стандартов в национальные. Действующие ГОСТы в соответствии со ст.46 гл.10 ФЗ имеют сокращенный набор обязательных требований. С принятием технических регламентов (ТР) перейдут в разряд добровольных документов нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входило установление обязательных требований. В ФЗ не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли. Это связано с двумя причинами: ликвидацией большинства министерств и отсутствием этой категории документов за рубежом. ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандарты ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей, общественных организаций.

3 этап. Заключительный этап. К 2010 г. действующая национальная система окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией. В связи с окончанием формирования фонда ТР, запланированных на переходный период, национальные стандарты будут содержать только рекомендуемые требования.

Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая функция заложена в ст.11-17 ФЗ. В частности, она проявляется в регламентации целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

Установление двух категорий стандартов – национальных стандартов и стандартов организаций – определяет осуществление двух систем исходя из сферы деятельности: национальной системы, действующей в общероссийском масштабе и локальной, действующей в рамках организации.

Национальная система стандартизации включает:

· Национальные стандарты

· Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации

· Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Локальная система стандартизации базируется на стандартах организаций, которые по существу заменили стандарты предприятий, научно-технических и инженерных обществ и других общественных объединений, установленных ФЗ «О стандартизации».

2.2. Категории и виды стандартов.

В Росси применяют следующие виды стандартов в зависимости от уровня их утверждения.

1. Межгосударственные стандарты (ГОСТ);

2. Государственные стандарты (ГОСТ Р);

3. Отраслевые стандарты (ОСТ);

4. Стандарты научно-технических обществ и инженерных обществ (СТО);

5. Стандарты предприятий (СТП):

6. Технические условия (ТУ).

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) – это региональный стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации и непосредственно ими применяемый.

Действующие, а также вновь вводимые ГОСТы, к которым присоединиться Россия, будут применять на ее территории без переоформления и без изменения их обозначения.

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) - это национальный стандарт, утвержденный Госстандартом России. Государственный стандарт применяют на территории России предприятия, независимо от форм собственности и подчинения, граждане занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, министерства и ведомства, другие органы государственного управления, а также органы местного управления.

К объектам ГОСТов относят: 1)организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения; 2)продукцию, работы и услуги межотраслевого применения.

В ГОСТах содержаться как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

Особую актуальность приобретают требования безопасности, поскольку безопасность товара – основной аспект обязательного подтверждения соответствия. К требованиям безопасности в стандартах относят: Электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ, безопасность при обслуживании машин и оборудования, требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности и т. д.

Другие требования ГОСТов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях, либо, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции. К таким требованиям относятся основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля и испытаний, требования к упаковке, транспортировке, хранению и утилизации продукции, правила оформления технической документации и т.д.

В некоторых случаях (если это целесообразно и необходимо для обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаров) в стандартах могут быть установлены перспективные (предварительные) требования, которые опережают возможности традиционных технологий. Это служит стимулом для внедрения новых, передовых технологий на отечественных предприятиях.

Отраслевые стандарты (ОСТ) - разрабатываются и применяются государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Требования ОСТа не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТа Р. Отраслевые стандарты применяют предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт, а также на добровольной основе иные предприятия и граждане, занимающиеся индивидуальной деятельностью.

ОСТы разрабатываются на два объекта: 1)организационно-технические и общетехнические объекты; 2)продукцию, процессы и услуги, имеющие отраслевое значение.

Стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и других обществ) – СТО разрабатываются для динамичного отражения и распространения полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных и прикладных исследований. СТО не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов и ОСТов. Объектами СТО являются: 1)принципиально новые виды продукции и услуг; 2) новые методы испытаний, методология экспертизы; 3)нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством; 4)прочие виды деятельности. СТО являются объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта материально укрепляет как само научно-техническое общество, так и разработчиков СТО.

Стандарты предприятий (СТП) - разрабатывают субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях: 1)для обеспечения применения на предприятии ГОСТов, ОСТов и стандартов других категорий; 2)на создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессы и услуги. СТП является основным организационно-методическим документом по стандартизации на предприятии. Стандарты предприятий применяют на данном предприятии и на предприятиях, входящих в состав объединения предприятий, утвердивших данных СТП. Допускается применение другими предприятиями по согласованию с его разработчиком. СТП не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов и ОСТов.

Технические условия (ТУ) - наиболее распространенный документ по стандартизации товаров народного потребления. Утверждается, как правило, изготовителем по согласованию с потребителем (заказчиком). ТУ разрабатываются в том случае, если стандарт создавать нецелесообразно. В отличие от ГОСТа, ТУ распространяется на узкую группу продукции (марки, модели). Технические условия применяют предприятия независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в соответствии с договорными обязательствами или лицензиями на производство и реализацию продукции.

Целью принятия технических регламентов (ТР) является уста­новление обязательных требований к объектам технического регу­лирования, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья лю­дей, представителей флоры и фауны, окружающей среды, а также имущества субъектов (юридических и физических лиц). Такие требования содержат совокупность физико-химических показате­лей и норм технического характера, специфика которых определя­ется особенностями продукции или процесса.

Другая цель ТР — предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителя, — достигается включением в ТР мер, обеспечивающих предоставление актуальной и достоверной Информации, в частности правил подтверждения соответствия Продукции установленным требованиям, содержания маркиров­ки и др.

В ТР могут включаться требования, обеспечивающие не только безопасность, но и единство измерений, терминов, упаковки и мар­кировки, правила идентификации объекта и оценки соответствия.

Закон «О техническом регулировании» оговаривает требова­ния, которые не включаются в ТР:

- требования к конструкции и исполнению изделия, если это не является необходимым для достижения целей принятия ТР;

- требования к продукции, причиняющей вред здоровью или жизни людей в результате накопления вредных факторов, в про­цессе долгого использования этой продукции, когда невозможно определить степень риска.

При определении видов ТР применен подход ГСС РФ, которая предусматривала осуществление государственных стандартов в общетехнических требованиях, действие которых распространя­лось на определенные виды однородной продукции или процессов и стандартах на конкретную продукцию. Таким образом, требова­ния к конкретной продукции или процессу определяются совокуп­ностью требований общих и специальных ТР, которые на нее рас­пространяются.

Предметом регулирования специальных технических регла­ментов могут быть только особенности отдельных объектов, не охваченных требованиями общих ТР.

Структура обязательных требований не включает требований для обеспечения технической совместимости и взаимозаменяемо­сти продукции, что может осложнить возможности использования продукции по назначению. Поэтому данные требования должны быть установлены в национальном стандарте.

Национальный стандарт (НС), играя роль рекомендаций, явля­ется тем не менее документом, разработанным по правилам, уста­новленным государством. Поэтому несмотря на негосударственный статус этого документа, он возможен к применению на всей территории России.

Существуют два вида НС — предусматривающие требования по содействию соблюдения требований ТР и предусматривающие иные требования, соответствующие другим целям стандартизации, что может быть охарактеризовано как установление прогрессив­ных требований к продукции.

НС выступает как основа для разработки ТР и является доку­ментом федерального значения в области стандартизации. За ос­нову НС, в свою очередь, возможно принять международные стандарты, если Россия такой стандарт не отрицает и он не вступает в противоречие с природно-географическими особенностями, а так­же спецификой технико-технологического уровня производства.

К документам в области стандартизации в РФ относят:

- национальные стандарты;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- классификации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты организаций.

Правила стандартизации охватывают вопросы построения, из­ложения, оформления, учета и изменения НС. В основном это во­просы технического характера, например порядок отражения в стандартах организаций показателей национальных стандартов, место и способ обозначения показателей, номенклатура показате­лей, применение знака соответствия.

Классификации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации — документы, направ­ленные на достижение целей стандартизации. Классификации должны обеспечить информационную совместимость во всех об­ластях деятельности. Поэтому классификаторы имеют статус обя­зательных документов. Основными объектами классификации яв­ляются виды экономической деятельности, продукция, предпри­ятия, организации, профессии, услуги и т.п.

Стандарт организации (СТО) заменил стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других обществен­ных объединений. В отличие от НС СТО является локальным нор­мативно-правовым актом, обязательным для работников утвер­дившей его организации. СТО включает требования к продукции, которые не установлены в ТР и являются договорными (т.е., как правило, выше, чем в ТР).

СТО — это документ, в котором юридически закреплены право­вые требования, нормы и правила, необходимые для обеспечения Деятельности организации в области технического регулирования.

Содержание СТО обозначено в ФЗ «О техническом регулиро­вании» понятием «стандарт». В стандарте не могут быть установ­лены требования, которые относятся к категории обязательных и требуют одинакового регулирования в масштабах всей страны. Суть СТО определяется целями и принципами стандартизации, необходимостью совершенствования производства и обеспечения качества продукции.

СТО не являются элементами НСС, а потому включают дого­ворные требования к продукции, работам и услугам. В этой связи они могут использоваться для установления:

- требований, направленных на обеспечение выполнения тре­бований ТР;

- потребительских характеристик продукции и услуг, отсутст­вующих в ТР, но без которых продукция не может быть изготов­лена, а также требований по их безопасности.

Понятие «вид стандарта» определяется в зависимости от специфики объекта стандартизации. Выделяют стандарты следующих видов:

1) стандарты основополагающие;

2) стандарты на продукцию и услуги;

3) стандарты на процессы;

4) стандарты на методы испытаний (анализа, контроля, измерений).

Основополагающий стандарт – нормативный документ, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области. Основополагающие стандарты устанавливают порядок выполнения организационно-технических процессов разработки, постановки на производство, производства и применения продукции.

Основополагающие стандарты бывают организационно-методического и общетехнического характера.

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области, порядок разработки нормативных документов, технических документов. Например, ГОСТ Р 1.2 «Порядок разработки государственных стандартов».

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации (например, ГОСТ 14192 «Маркировка грузов»); требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации и т. д.

Стандарты на продукции (услугу) - устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).

На продукцию разрабатываются следующие основные разновидности стандартов: стандарт общих технических условий; стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором – к конкретной продукции.

Стандарты ТУ устанавливают всесторонние требования к конкретной продукции, касающиеся производства, потребления, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Сущность этих требований не должна противоречить стандарту общих технических условий.

Стандарты на процессы (работы) - устанавливают требования к методам (способам) выполнения различного вида работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на методы контроля (испытаний, анализа) - регламентируют порядок отбора проб для проведения испытаний, приводят описание применяемого оборудования, материалов и реактивов, устанавливают правила подготовки и проведения испытаний, а также порядок обработки полученных результатов. Стандарты могут быть узкого назначения – проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей); либо широкого назначения – проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Р. 00коп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.