Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товароведение как научная дисциплина




ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 

 

 

Товароведение (от слов "товар" и "ведать") - научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, их классификацию, стандартизацию, факторы, формирующие качество товаров, и условия сохранения качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру.

Объектом товароведения является товар - продукт труда, произведенный для купли-продажи.

Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость - это способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т.е. ее полезность: непосредственно, как предмета потребления (хлеб, одежда и др.) или косвенно (сырье, машины). Потребительная стоимость - это вещественное свойство, труд, воплощенный в товаре. Потребительная стоимость проявляется лишь в пользовании или потреблении.

Стоимость товара - овеществленный в товаре общественный труд производителей. Проявляется при обмене товаров как меновая стоимость. Величина стоимости отдельных товаров (индивидуальная стоимость) определяется количеством труда, затраченного на его производство, и измеряется рабочим временем. Общественная стоимость товара определяется общественно необходимым рабочим временем. Стоимость лежит в основе цен товаров.

Как потребительные стоимости товары различаются качественно, так как они удовлетворяют разные потребности людей и не различаются количественно, поскольку они разнородны и непосредственно несоизмеримы.

Как стоимости товары качественно однородны и различаются лишь количественно - величиной стоимости или количеством овеществленного в них общественно необходимого рабочего времени.

Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, и в зависимости от характера потребления она может быть индивидуальной и общественной.

Индивидуальной называют потребительную стоимость продуктов труда, произведенных для личного потребления; она формируется естественными свойствами продуктов труда.

Общественной потребительной стоимостью обладают товары, созданные для удовлетворения общественных потребностей, для продажи. В этом случае потребительная стоимость товаров зависит не только от материально-вещественной стороны, но и от социально-экономической, т.е. от уровня и характера требований, которые общество предъявляет к товару.

Общественная потребительная стоимость может быть единично, и совокупно-общественной.

Единичная общественная потребительная стоимость присуща единице товара определенного вида; она удовлетворяет потребности одного человека или семьи, определяется свойствами этого товара и имеет качественную определенность.

Совокупно-общественная потребительная стоимость удовлетворяет потребности конкретного контингента людей или всего общества; она присуща большинству единиц товара определенного вида.

Совокупно-общественной потребительной стоимости присуща не только качественная, но и количественная определенность, так как в этом случае способность товара удовлетворять потребность людей определяется не только свойствами товара, но и его количеством.

Качественная определенность потребительной стоимости - это характеристика, которая может быть измерена и оценена. Она применима лишь к конкретной потребительной стоимости.

Между потребительной стоимостью и качеством товара существует определенная взаимосвязь.

Потребительная стоимость выражает полезность вещи вообще, а качество характеризует его способность удовлетворять конкретную потребность. В этом случае качество выступает мерой потребительной стоимости. В связи с вышеизложенным предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товара не отвечает запросам потребителей, то он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

Правильное понимание понятий потребительной стоимости и качества позволяет обосновать современные задачи товароведения, которые совершенствуются в процессе развития этой научной дисциплины.

Основными задачами товароведения как науки и учебной дисциплины являются:

  • выявление и исследование общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров на современном этапе развития общества;
  • исследование и дальнейшая разработка методов и средств управления ассортиментом и качеством товаров;
  • исследование закономерностей формирования и прогнозирования ассортимента товаров;
  • исследование и разработка научных принципов формирования терминологии, классификации, кодирования различных групп товаров;
  • совершенствование существующих и разработка новых методов исследования товаров, условий их хранения и транспортирования;
  • изучение потребительских свойств товаров из новых видов сырья и материалов;
  • определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров.

Товароведение потребительских товаров как учебная дисциплина подразделяется на общее и частное товароведение.

В общей части товароведения рассматриваются теоретические вопросы, являющиеся основой частных разделов товароведения.

Частное товароведение занимается анализом состояния рынка, классификацией и ассортиментом отдельных групп товаров, их товароведной характеристикой.

Товароведение потребительских товаров как научная и учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки специалистов (товароведов-экспертов, коммерсантов, маркетологов и др.), тесно связано межпредметными связями с другими дисциплинами (технологией, материаловедением, химией, физикой, биологией, микробиологией, математикой и др.).

Задача технологии как науки - выявление физических, химических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных производств и процессов. Изучение потребительских свойств сырья и вспомогательных материалов с точки зрения технологических требований, т. е. качества ожидаемого сортового продукта, представляет предмет материаловедение. Материаловедение как бы "предшествует" технологии, а товароведение является его продолжением.

Товароведение тесно связано со многими общенаучными и смежными дисциплинами: техническими, естественными и экономическими. В первую очередь оно базируется на данных физики, химии и биологии. Только на их основе можно выявить полезные свойства пищевых продуктов и товаров народного потребления. В зависимости от того, насколько глубоко в товароведении используются достижения этих научных дисциплин, во многом зависит научный уровень товароведения. Физика и химия дают общие сведения о веществах, их строении и происходящих в них процессах. Из микробиологии товароведение черпает сведения о возбудителях порчи продуктов и товаров и методах предупреждения развития на них микроорганизмов

Микробиологические процессы лежат в основе переработки многих продуктов, в производстве витаминов, ферментов, белков и др. Математика и математическая статистика имеют большое значение в товароведении при обработке экспериментальных данных. Для товароведения важны политическая экономия, экономика и организация торговли, а также ряд других дисциплин.

Следовательно, товароведение -естественно-техническая дисциплина, предметом которой является потребительная стоимость.

Возникновение товароведения относят к XVI в. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 г. в Италии в Падуанском университете.

В России в 1575 г. было издано одно из первых пособий по товароведению - "Торговая книга".

Как самостоятельную учебную дисциплину товароведение ввели в программы высших и средних учебных заведений в конце XVIII в. В некоторых странах (США, Великобритания) товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров.

Основоположниками научного товароведения в России были М.Я. Киттары (1825-1880), П.П. Петров (1850-1928), Я.Я. Никитинский (1854-1924). Под их редакцией в 1906-1908 гг. вышел учебник по товароведению, в котором рассматривались строение, состав, свойства, технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве.

В XX в. товароведение в разных странах дифференцировалось. В России наиболее широкое развитие получило товароведение товаров народного потребления, которое занимается изучением новых видов сырья и материалов, а также новых групп товаров.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ

 

Классификация товаров. Составной частью товароведения как научной дисциплины является классификация товаров; она во многом определяет теоретическое и практическое значение товароведения.

Классификация (от лат. classic - разряд, класс и facere - делать, раскладывать) - система соподчиненных понятий (объектов) в какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями (объектами), а также для точной ориентировки в многообразии понятий (объектов).

Классификация должна фиксировать закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства. Она также содействует движению науки по ступени эмпирического (опытного) накопления знаний на уровень теоретического синтеза, стимулирует развитие теоретических аспектов науки или техники, позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей.

В товароведении и торговле классифицируют товары, их свойства, показатели качества и др. Развитие товароведения как научной дисциплины и рациональная организация торговых процессов невозможны без использования классификации товаров.

Существуют общие принципы, признаки и правила классификации.

Принципами классификации являются: установление цели, выбор метода классификации, установление числа классифицируемых признаков.

Признак классификации - свойство или характеристика объекта (товара), положенные в основу классификации (назначение, вид сырья, структура, конструкция, технология изготовления, вид отделки и др.).

Правила классификациизаключаются в распределении объектов (товаров) по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим, начиная с наиболее общих признаков. На каждой ступени используется один отличительный и существенный признак; на последних ступенях могут быть задействованы более общие признаки.

Ступенями классификации являются раздел, класс, группа, вид. Могут быть использованы вспомогательные термины: подраздел, подкласс, подгруппа, подвид.

В ид - одна из основных категорий товароведения; он стабилен и представляет собой конечный продукт производства и название, соответствующее его внутреннему содержанию и внешнему оформлению. Вид может подразделяться на подвиды, а последние - на артикулы в соответствии с разнообразными изменчивыми признаками.

Разделение множества объектов (товаров) на подмножества осуществляют в соответствии с принятым методом. Различают иерархический и фасетный методы классификации.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением множества объектов (товаров) на подчиненные подмножества, при этом каждая последующая ступень должна конкретизировать признак вышестоящей ступени.

Ступенью классификации по иерархическому методу называют этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.

Иерархическая система имеет число ступеней, соответствующее количеству используемых признаков общности объектов.

В зависимости от числа ступеней, т.е. от количества используемых признаков, классификация характеризуется глубиной. Большая глубина классификации затрудняет ее использование и чаще всего не превышает 10 (глубина, используемая во многих классификаторах).

Иерархический метод характеризуется следующими преимуществами и недостатками.

Преимущества: возможность группировки объектов по большинству признаков, характеризующих то или иное подмножество, высокая информационная насыщенность.

Недостатки: многоступенчатость, большое число взаимосвязанных подразделений, сложность использования, а при небольшой глубине - информационная недостаточность и неполный охват объектов и признаков.


Фасетпый (от фр. facette - грань отшлифованного камня) метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов на отдельные, независимые классификационные группировки (фасеты) по одному признаку в каждой из них. Отдельные фасеты не зависят друг от друга и не подчиняются друг другу; каждая фасета, относясь к одному и тому же множеству, характеризует одну из сторон, особенностей этого множества, например сырьевой состав тканей:

Фасетный метод, так же как иерархический, имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества: гибкость и удобство использования; возможность применения ограниченного количества фасет, представляющих интерес в конкретном случае.

Недостатки: невозможность выделения общих и различных признаков между объектами в разных классификационных группировках.

Знание особенностей (с учетом преимуществ и недостатков) иерархического и фасетного методов позволяет использовать их при практическом решении задач классификации в зависимости от поставленной цели.

Кодирование товаров. Кодирование - это образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации или ее группировкам.

Код - обозначение классификационной группировки и/или объекта классификации в виде знака или группы знаков.

Коды, или кодовые обозначения, объектов образуются из цифровых или буквенно-цифровых знаков в соответствии с принятым методом кодирования.

Кодирование товаров способствует упорядочению объектов классификации o (построению классификаторов), облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.

Различают последовательный, параллельный и порядковый методы кодирования товаров.

Последовательный и параллельный методы отвечают соответственно иерархическому и фасетному методам классификации; порядковый метод - образование кода из чисел натурального ряда и его присвоение.

Код характеризуется структурой, основными элементами которой являются алфавит, основание, разряд и длина.

Алфавит кода - система букв, цифр или их сочетаний, принятых для его обозначения. Штриховой алфавит кода - система штрихов и пробелов, ширина которых считывается сканером в виде цифр.

Основание кода - число знаков в алфавите.

Разряд кода - позиция знака в коде, характеризующая определенный признак товара.

Длина кода - число знаков в коде.

Методы кодирования, наряду с методами классификации, используются при построении классификаторов.

Разнообразные классификаторы, включающие перечни товаров, продукции и услуг, разрабатываются с целью использования в народном хозяйстве России и международной торговле.

Различают следующие категории классификаторов: общероссийские, отраслевые и предприятий.

Внутри страны наиболее широко применяется Общероссийский классификатор продукции (ОКП), состоящий из двух частей: классификационной (К-ОКП) и ассортиментной (А-ОКП).

В товароведении наиболее распространены общегосударственная, торговая и учебная классификации.

Общегосударственная классификация товаров зафиксирована в ОКП, построенном по иерархическому методу и имеющем пять ступеней с десятичной системой кодирования (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид). На первой ступени классификации располагаются классы продукции (хх....); они кодируются двухразрядными кодами - от 01 до 99. На второй ступени - подклассы (ххх...), они конкретизируют содержание классов; на третьей ступени - группы (хххх..); на четвертой - подгруппы (ххххх.); на пятой - виды продукции (хххххх).

Глубина классификации продукции определяется ее целью, количеством используемых признаков и завершается на четвертом, пятом или шестом разряде кода.

В ассортиментной части А-ОКП используют все последующие разряды кода; она включает полную характеристику продукции конкретных артикулов. Каждая позиция А-ОКП характеризуется десятиразрядным кодом изделия и двухразрядным контрольным числом, а также наименованием изделия по нормативному документу.

Торговая классификация предназначена для товаров широкого потребления и применяется для облегчения и ускорения торгово-оперативных процессов. В основе классификации лежат такие признаки, как используемое сырье, химический состав, происхождение, назначение, способ производства и др.

Непродовольственные товары подразделяют на следующие товарные группы: изделия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные, керамические, строительные, мебельные, металло-хозяйственные, электротовары, бытовые электромашины и приборы, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения, товары зеленого строительства и сельскохозяйственного назначения.

Продовольственные товары подразделяют на следующие группы: хлебобулочные, плодоовощные, кондитерские, винно-водочные, молочные, мясные, рыбные, табачные изделия, чай, кофе, соки, воды.

Каждую из товарных групп подразделяют на виды и разновидности в зависимости от специфических особенностей товаров.

Учебная классификация предусматривает наиболее последовательное и методически правильное изучение потребительских свойств и ассортимента товаров широкого потребления.

Непродовольственные товары классифицируют на одежно-обувные и культурно-бытового и хозяйственного назначения, которые подразделяют на группы, принятые в торговой классификации.

Продовольственные товары подразделяют на девять основных групп: зерномучные, плодоовощные, вкусовые, сахар, крахмал, мед и кондитерские, пищевые жиры, яичные продукты, мясные, рыбные, молочные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.