Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий 2 страница




  • за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм на предприятиях;
  • за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. Этот вид надзора проводится в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество товаров. Порядок проведения устанавливается Госстандартом в соответствии с законодательством РФ;
  • за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Осуществляется в тех случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливает Госстандарт в соответствии с законодательством РФ.

Проверки проводят должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений, действующие на соответствующих территориях и аттестованные в установленном порядке.

Государственные инспекторы при предъявлении служебного удостоверения вправе беспрепятственно:

  • посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержаться и ли хранятся СИ независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;
  • проверять СИ – их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу;
  • проверять применение аттестованных МВИ, состояние эталонов, используемых для поверки СИ;
  • проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
  • отбирать образцы продукции товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;
  • использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому надзору и контролю.

При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

  • запрещать применение и выпуск СИ неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;
  • гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке, если СИ дает неправильные показания или просрочена дата очередной поверки;
  • при необходимости изымать СИ из эксплуатации;
  • представлять предложения по аннулированию лицензии на изготовление, ремонт, продажу, и прокат СИ в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;
  • давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;
  • составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

Государственные инспекторы обязаны строго соблюдать законодательство РФ и нормативные документы ГСИ. За невыполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения они могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

СИ подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением их типа. Порядок проведения испытаний и утверждения типа СИ включает:

  • испытания СИ с целью утверждения их типа, признание данного типа СИ пригодным в стране для серийного выпуска;
  • принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию и выдачу соответствующего сертификата;
  • испытания СИ на соответствие утвержденному типу, признание результатов испытаний СИ, проведенных компетентными органами зарубежных стран;
  • информационное обслуживание потребителей измерительной техники.

Указанные испытания проводят государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) и иные специализированные организации, аккредитованные в качестве государственных центров испытаний СИ. Испытания образцов СИ проводятся в установленном Госстандартом порядке, приведенном в правилах ПР 50.2.009-94. Испытания проводят по утвержденной программе, которая должна содержать следующие разделы:

  • рассмотрение технической документации;
  • экспериментальное исследование СИ;
  • оформление результатов испытаний.

Требования к программам испытаний изложены в рекомендации МИ 2146 – 98.

Решение об утверждении типа СИ принимает Госстандарт по результатам испытаний и удостоверяет сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ. Информация об утверждении типа СИ публикуется в официальных изданиях Госстандарта.

Испытания на соответствие СИ утвержденному типу проводят:

· при наличии информации от потребителей об ухудшении качества выпускаемых СИ;

· при внесении изменений;

· при истечении срока действия сертификата.

6.4.2 Поверка СИ

 

Поверка СИ – это установленный органом ГМС пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждение их соответствия установленным обязательным требованиям.

По действующему законодательству СИ, подлежащие ГМН и ГМК, должны подвергаться поверке при выпуске из производства или после ремонта, при ввозе по импорту и в процессе эксплуатации. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждает Госстандарт России.

Результатом поверки является:

  • поддержание пригодности СИ к применению. На СИ наносится оттиск поверительного клейма, выдается Свидетельство о поверке;
  • признание СИ непригодным к использованию, выписывается Свидетельство о непригодности.

СИ подвергаются первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверкам.

Первичная поверка проводится при выпуске СИ из производства или после ремонта, а также при ввозе СИ из-за границы партиями. Поверке подвергается каждый экземпляр.

Периодическая поверка выполняется через установленные интервалы времени (межповерочные интервалы). Ей подвергаются СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении. Конкретные перечни СИ, подлежащие поверке, составляют их владельцы. Органы ГМС в процессе надзора за соблюдением метрологических норм и правил проверяют правильность составления этих перечней. Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр СИ. Исключения могут составлять СИ, находящиеся на длительном хранении.

Внеочередная поверка СИ проводится до наступления срока периодической поверки в случаях:

  • повреждения знака поверительного клейма или утрате Свидетельства о поверке;
  • ввода в эксплуатацию СИ после длительного хранения;
  • проведению повторной настройки, при ударном воздействии на СИ или при неудовлетворительной его работе;
  • отправке потребителю СИ, не реализованных по истечении срока, равного половине межповерочного интервала.

Инспекционная поверка ИС проводится органами ГМС при осуществлении государственного надзора или ведомственного контроля за состоянием и применением СИ. Допускается проводить не в полном объеме, предусмотренном в методике поверки.

Экспертная поверка СИ проводится при возникновении спорных вопросов по МХ, исправности СИ и пригодности их к использованию. Проводят органы ГМС по письменному требованию заинтересованных лиц. Включает в себя определение межповерочных интервалов, разработку и документирование методик проведения работ, ведение соответствующих протоколов, отражающих результаты проведенных работ и т.п.

Методы проведения поверок:

  • сличением с более точной мерой посредством компарирующего прибора;
  • измерением эталонным СИ величины, воспроизводимой (такая поверка часто называется градуировкой);
  • способом калибровки, когда с более точной мерой сличается лишь одна мера из набора или одна из меток шкалы многозначной меры.

Существуют и другие методы поверок. При поверке принимают соотношение между допускаемыми погрешностями эталонного и поверяемого СИ равным 1:3 (исходя из критерия ничтожно малой погрешности). Если поправки не вводятся, то эталонные СИ выбираются из соотношения 1:5.

По решению Госстандарта России право поверки СИ может быть предоставлено аккредитовнным МС юридических лиц. Порядок аккредитации определяется правилами ПР 50.2.014-94, разработанными с учетом рекомендаций ИСО/МЭК.

Аккредитация МС предусматривает следующие этапы:

  • экспертиза документов;
  • аттестация МС комиссией;
  • принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы;
  • оформление, регистрация и выдача Госстандартом аттестата на срок до пяти лет.

При том аккредитуемая МС должна иметь:

  • квалифицированный персонал, аттестованный в установленном порядке;
  • помещения, удовлетворяющие требованиям нормативных документов;
  • поверенные эталоны и другое вспомогательное оборудование, необходимое для проведения поверки;
  • документированные методики процедуры поверки, обработки результатов измерений;
  • документированные правила приемки, хранения СИ и т.п.

В сферах деятельности, где ГМС и контроль не являются обязательными, для обеспечения метрологической исправности СИ применяют калибровку СИ.

37. Цели и задачи аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий

Аккредитация органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра) - это официальное подтверждение их соответствия требованиям, предъявляемым государством к участникам Системы обязательного соответствия.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории, прошедшие процедуру аккредитации, вносятся в Единый реестр выданных сертификатов, аттестатов аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Это официальное признание правомочности их деятельности.

Система Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее Система) объединяет более 1300 органов по сертификации и более 2500 испытательных лабораторий (центров).

Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), являющиеся участниками Системы обязательного подтверждения, чтобы быть аккредитованными, должны отвечать критериям аккредитации и требованиям соответственно ГОСТ Р ИС/МЭК 65-2000 «Общие требования к органам по сертификации продукции» и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

Работы по аккредитации в Системе проводятся в соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 611 от 128.05.2005 года «О порядке рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».

ФГУ «Ростест-Москва» уполномочено Федеральным агентством по техническому регулированию на проведение работ по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Отдел по аккредитации ФГУ «Ростест-Москва» с 1992 года проводит работы по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитации в дополнительной области, аккредитации на новый срок, инспекционному контролю (плановому и внеплановому) за деятельностью органов по сертификации продукции и услуг и испытательных лабораторий (центров), в том числе за рубежом (Франция, Германия, Югославия, Италия, Израиль, Болгария, Индия, Польша, Эстония, Литва, Латвия, Турция, Словакия, Чехия, Бельгия).

Все специалисты отдела зарегистрированы в Регистре Системы сертификации персонала (РССП) и имеют сертификаты компетентности по аккредитации органов по сертификации продукции и услуг, аккредитации испытательных лабораторий, аккредитации испытательных лабораторий продукции пищевой промышленности, сертификации систем менеджмента качества.

Сотрудники отдела систематически повышают квалификацию в РССП, прошли обучение по программам:

- TAСIS - «Международные стандарты по обеспечению качества» (Северная Ирландия) и «Техническое регулирование в странах ЕС» (Россия),

- SABIT - «Стандартизация, сертификация, аккредитация и контроль качества продукции» (NIST, США),

- SQF 2000 Program - кодекс качества «Система управления качеством и безопасностью пищевой продукции ХАССП» (Россия),

- BAM icatt - «Основы применения EN ISO IEC 17025, EN ISO/IEC 17011 (Швеция),

- DAP - «Руководство по качеству аккредитующего органа» (Германия).

О высокой квалификации специалистов Ростест-Москва свидетельствует тот факт, что они привлекаются РССП и Московским институтом экспертизы и испытаний для чтения лекций по аккредитации и обмена практическим опытом. В Ростест-Москва проведены стажировки более 20-ти кандидатов в эксперты по аккредитации.

Отделом проведены работы по аккредитации и инспекционному контролю деятельности большого количества органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Только в 2007 году с участием сотрудников Ростест-Москва аккредитовано 46 испытательных лабораторий (испытательных центров) и 9 органов по сертификации, проведено 48 инспекционных проверок деятельности.

Органы по сертификации, выдающие сертификаты соответствия, как по обязательной, так и по добровольной сертификации, в целом работают в соответствии с установленными требованиями. Выявляемые недостатки в работе обусловлены тем, что не функционирует, не актуализируется система качества, которая должна строго отвечать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000. Как правило, по формальному признаку осуществляется внутренний контроль элементов системы качества, включая проверку правильности заполнения сертификатов соответствия и комплектности документов, подтверждающих правомерность их выдачи. Не проводится анализ результатов внутреннего контроля со стороны руководства. В комплекте документов часто отсутствует протокол идентификации, не регламентирована процедура взаимодействия с нештатными экспертами органа по сертификации. Не назначен ответственный за сопровождение и актуализацию системы качества и т.д.

Между испытательными лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, являющимися участниками Системы подтверждения соответствия, наблюдается достаточно жесткая конкуренция. Сознавая, что выживает сильнейший, лаборатории становятся все более современными, приобретают новейшее автоматизированное оборудование, актуализируют нормативный фонд, повышают квалификацию своих сотрудников…

Мощный ресурс конкурентоспособности - Система менеджмента качества. Однако задействовать ее в полной мере могут не все.

С введением в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к испытательным и калибровочным лабораториям» многие лаборатории недостаточно внимания уделяют системе менеджмента качества (СМК), забывая о том, что ИСО 9001, на который все ссылаются при разработке СМК, не содержит требования к технической компетентности лаборатории. Лаборатория должна в полной мере обеспечивать качество результатов своих испытаний и регулярно использовать аттестованные стандартные образцы, принимать участие в межлабораторных сравнительных испытаниях (МСИ) или программах проверки квалификации, дублировать испытания с использованием тех же или других методов, проводить повторные испытания, обеспечивать корреляцию результатов на разные характеристики объекта. Результаты этой деятельности должны анализироваться с выработкой и реализацией корректирующих и предупреждающих действий.

Работы в формате аккредитации помогают лабораториям организовать деятельность на требуемом уровне. Практический результат особенно очевиден для испытательных лабораторий промышленных предприятий (аккредитация на техническую компетентность). Испытания - основа качества, и эффективное функционирование заводской лаборатории сразу приводит к повышению качества выпускаемой продукции.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Взаимное признание результатов испытаний и сертифика­ции как способ устранения технических барьеров в торговле во многом зависит от аккредитации: авторитет и независимость ак­кредитующего органа определяют доверие к деятельности органи­зации по сертификации и ее результатам.

В зарубежных странах аккредитация является самостоятель­ным видом деятельности, регламентируемым соответствующи­ми нормативными документами, выполнение требований кото­рых служит гарантией единства и сопоставимости оценок ком­петентности аккредитованной организации. А это обеспечивает доверие к результатам испытаний и сертификации.

В России работы по аккредитации возложены на Госстан­дарт РФ Постановлением Правительства «Об организации ра­бот по стандартизации, обеспечению единства измерений, сер­тификации продукции и услуг» №100 от 1994 г. Таким образом аккредитация и сертификация оказались в одних руках. Необ­ходимость разделения этих видов деятельности определилась утвержденной Правительством РФ в 1995 г. Программой демо­нополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертифи­кации. Перед Госстандартом РФ была поставлена задача совме­стно с другими органами управления сформировать систему аккредитации органов по сертификации и испытательных лабо­раторий. Был сформирован Межведомственный совет по ак­кредитации и сертификации, в состав которого включены представители заинтересованных организаций. Однако полного разделения аккредитации и сертификации быть не может.

Были выработаны принципы организации системы аккреди­тации в РФ, которые нашли отражение в основополагающих стандартах ГОСТ Р серии 51000, гармонизованных с руково­дствами ИСО/МЭК, европейскими стандартами серии EN 45000, положениями Международной конференции по аккреди­тации испытательных лабораторий (ИЛАК). Общее руководство и координацию деятельности по аккредитации осуществляет специально созданное самостоятельное подразделение Госстан­дарта — Отдел по аккредитации, который сертификацией не занимается.

Российская система аккредитации (РОСА) представляет со­бой совокупность организаций, участвующих в деятельности по аккредитации, аккредитованных органов по сертификации, ис­пытательных лабораторий, других субъектов, а также установленных норм, правил, процедур, которые определяют действие этой системы.

Объектами аккредитации являются организации, осуществ­ляющие деятельность в области оценки соответствия: испыта­тельные лаборатории, органы по сертификации, контролирую­щие организации; метрологические службы юридических лиц; организации, осуществляющие специальную подготовку экс­пертов.

Главные цели аккредитации — обеспечение доверия к орга­низациям путем подтверждения их компетентности; создание условий для взаимного признания результатов деятельности разных организаций в одной и той же области.

Система аккредитации устанавливает требования к объектам аккредитации, аккредитующему органу; правила и процедуры системы, причем аккредитующий орган в каждом конкретном случае имеет право устанавливать дополнительные критерии в соответствии с особенностями объекта аккредитации.

Участниками российской системы аккредитации являются: Совет по аккредитации в РФ (Совет), аккредитующие органы и технические центры по видам деятельности, объекты аккреди­тации и аккредитованные организации, эксперты по аккреди­тации.

Госстандарт, помимо выполнения им функций аккредитую­щего органа, разрабатывает общие процедуры аккредитации, требования к аккредитующим органам, объектам аккредитации и экспертам, к документам по аккредитации и взаимодействует с международными, региональными и зарубежными организациями по аккредитации.

Основные функции аккредитующего органа связаны с его главной задачей — реализацией единой политики по аккредитации в России. Для этого аккредитующий орган устанавливает специ­альные правила процедуры и управления, по которым действует аккредитация; устанавливает специальные требования к объектам аккредитации, аккредитует их и выдает им аттестат аккредитации, проводит регистрацию аккредитованных объектов и экспертов, а также публикует информацию о них и рассматривает апелляции. Важнейшей функцией аккредитующего органа является разработ­ка правил по признанию других систем аккредитации, в том числе зарубежных.

В свою очередь аккредитующий орган должен отвечать ряду требований. Они касаются персонала, общей политики и приня­тия решений; системы качества, действующей в аккредитующем органе, порядка проведения аккредитации и документации по ак­кредитации. Эти требования регламентируются ГОСТ Р 51000.2-95 «Система аккредитации в Российской Федерации. Общие тре­бования к аккредитующему органу". Стандарт предназначен для применения аккредитующим органом в процессе создания и обес­печения системы аккредитации, а также теми организациями, ко­торые претендуют на аккредитацию и готовятся к ней.

Технический центр выполняет работу, которую поручает ему аккредитующий орган. Это может быть: предварительное рас­смотрение заявок на аккредитацию, проведение экспертизы документов, подготовка программ аттестации заявителей и ин­спекционного контроля аккредитованных организаций, рассмот­рение результатов аттестации и инспекционного контроля и под­готовка по ним проекта решения и др.

Организации, которые планируют получить аккредитацию, обязаны быть готовыми к выполнению конкретных видов дея­тельности, соответствующих заявленной области аккредитации. После подачи заявки на аккредитацию необходимы взаимодей­ствие со всеми участниками процедуры аккредитации, а затем, независимо от результатов — оплата работ по аккредитации в соответствии с установленным порядком.

Аккредитованные организации обязаны выполнять работу четко в соответствии с областью аккредитации и поддерживать соответствие организации установленным требованиям. В про­цессе своей деятельности аккредитованные организации взаи­модействуют с аккредитующим органом и другими участниками аккредитации, представляя информацию о всех изменениях, которые могут затрагивать критерии аккредитации.

Процедура аккредитации состоит из следующих последова­тельно выполняемых действий:

· представление заявителем заявки на аккредитацию;

· экспертиза документов по аккредитации;

· аттестация заявителя;

· анализ всех материалов и принятие решений об аккреди­тации;

· выдача аттестата об аккредитации;

· проведение инспекционного контроля аккредитованной организации.

Регламентация всех составляющих процедуры аккредитации установлена в ГОСТ Р 51000.1-95, который предназначен для применения аккредитующими органами и организациями, под­лежащими аккредитации.

Система аккредитации предусматривает повторную аккре­дитацию и доаккредитацию.

Повторная аккредитация проводится не реже, чем раз в пять лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно и без повторной аккредитации. Решение об этом принимает ак­кредитующий орган по результатам инспекционного контроля.

Доаккредитация — это аккредитация в дополнительной об­ласти деятельности. Этой процедуре подвергается аккредито­ванная организация, которая претендует на расширение своей области деятельности. Программа и процедура доаккредитации определяются аккредитующим органом.

 

38. Структура систем аккредитации в России и Европе и их гармонизация. ???!!!!!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.