Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изнашивание




 

Под изнашиванием понимают процесс разрушения и отделения материала с поверхности твердого тела или накопления остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и формы тела (ГОСТ 27674-88. Обеспечение износо­стойкости изделий). Износ есть результат изнашивания, опреде­ленный в единицах длины, объема, массы и др. Износостойкость оценивается величиной, обратной скорости или интенсивности изнашивания. Как свойство материалов оказывать сопротивление изнашиванию, износостойкость проявляется по разному в зависимости от условий трения и вида изнашивания.

Изнашивание по характеру воздействия на поверхность трения и протекающих на ней процессов при эксплуатации оборудования принято подразделять на следующие виды:

механическое изнашивание, к которому относятся: абразивное, гидроабразивное (газоабразивное), эрозионное, гидроэрозионное (газоэрозионное), кавитационное, усталостное, изнашивание при фреттинге, изнашивание при заедании;

коррозионно-механическое: окислительное, изнашивание при фреттинг-коррозии, водородное, электроэрозионное.

Механическое изнашивание происходит в результате механического воздействия на поверхность трения детали; в отличие от коррозионно-механического изнашивания, происходящего в результате механического воздействия, сопровождаемого химическим и (или) электрическим взаимодействием материала со средой.

Абразивное изнашивание является механическим изнашиванием в результате в основном режущего или царапающего действия твердых частиц.

Эрозионное изнашивание происходит в результате воздействия на поверхность потока жидкости (гидроэрозионное) или газа (газоэрозионное). Если в потоке жидкости (газа) находятся твердые частицы, то их воздействие на поверхность тела вызывает гидроабразивное (газоабразивное) изнашивание.

Кавитационное изнашивание возникает, если при передвижении жидкости относительно тела в ней нарушается сплошность, образу­ются пузырьки, которые захлопываются вблизи поверхности, ударно воздействуя на нее.

Усталостное изнашивание характеризуется усталостным разрушением поверхностного слоя при многократном его деформирования при трении.

Изнашивание при заедании является результатом схватывания, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности трения на другую.

Если основное влияние на процессы изнашивания оказывают образовавшиеся на поверхности окисные пленки, то такое изнашивание называют окислительным.

Изнашивание при фреттинге и фреттинг-коррозии имеет место при малых относительных колебательных перемещениях сопряженных деталей и различается степенью воздействия окружающей среды.

Электроэрозионное изнашивание обусловлено воздействием проходящего через контакт деталей электрического тока.

Водородное изнашивание возникает при концентрации водорода в поверхностных слоях трущихся тел.

Кинетика изнашивания характеризуется диаграммой износ-время. Эта диаграмма в зависимости от вида изнашивания, режимов и условий работы трущихся материалов может иметь различный характер.

Характер износа деталей во времени на рис. 17.1. Начальное значение зазора в соединении δ1 определяется конструкцией соединения. Кривая износа может быть разбита на следующие участки: I – период приработки, характеризующийся повышенным износом вследствие быстрого разрушения микронеровностей, полученных при обработке детали; II – период нормального износа, характеризующийся постоянной скоростью износа; III – период аварийного износа, характеризуется возрастанием скорости износа.

Зазор δ2, соответсвующий переходу от периода нормального износа к периоду аварийного износа, является предельно допустимым. Численные значения предельно допустимых зазоров сочленений приводятся в технических условиях на ремонт машины. В процессе эксплуатации машины обслуживающий персонал контролирует периодически зазоры с помощью щупа. Период нормального износа – самый длинный. В течение этого периода увеличение зазора в сопряжении происходит без заметного снижения, работоспособности машины.

 
 

Рисунок 17.1. График износа

 

Из кривой износа следует, что скорость износа dδ/dt (тангенс угла наклона касательной к кривой износа) в период приработки уменьшается, в период нормальной эксплуатации остается постоянной, в период аварийного износа увеличивается. В общем виде уравнение износа

 

Простейшая линейная зависимость имеет вид:

А, В – коэффициенты

Для периода приработки коэффициент В имеет отрицательное значение. Для периода нормальной эксплуатации значение В может быть равно 0 или больше единицы. В период аварийного износа коэффициент В имеет положительное значение, резко превышающее его значение для периода нормальной эксплуатации.

Процесс износа является статистическим, поэтому уравнение может описывать кривую износа по средним значениям зазора или по max его значениям для группы одинаковых деталей. Распределение зазоров по размерам подчиняется нормальному закону.

Механический износ в аппаратах, не имеющих движущихся органов, может происходить за счет эрозии, т.е. за счет динамического воздействия движущейся среды. например, эрозионному износу подвергается проточная часть водяных насосов. При этом детали их хромоникелевых сталей работают без заметного эрозионного разрушения, а детали из углеродистых сталей и чугуна подвергаются значительному износу. Для деталей водяных насосов характерно повышение эрозионной стойкости при увеличении механической прочности и коррозионной стойкости материала деталей, т.к. обычно воздействие жидкости проявляется одновременно с коррозионными факторами.

В трубопроводной арматуре эрозионный износ объясняется ударным воздействием и завихрениями потоков жидкости и пара. Лопасти вентиляторов подвергаются эрозии в результате ударов капелек влаги и твердых частиц, содержащихся в воздухе.

Поверхность аппаратов с газовым обогревом подвергается эрозионному износу твердыми частицами, содержащимися в дымовых газах. Наиболее сильно изнашиваются те места труб, которые соприкасаются с потоком газа, имеющим наиболее высокую линейную скорость.

Большой абразивный износ испытывают детали аппаратов с кипящим слоем катализатора. В таких аппаратах абразивному износу подвергаются секционирующие решетки, встроенные теплообменники и циклоны. Механический износ дополняется воздействием высоких tº (6000 С).

Унос частиц катализатора из контактных аппаратов вызывает эрозию труб теплообменников. При этом начальные участки труб подвергаются наибольшему эрозионному воздействию.

При переменном температурном напоре возможны значительное окалинообразование и ускоренный износ корпуса аппарата, высокие остаточные деформации и образование трещин в сварных швах. В некоторых случаях целесообразно место интенсивного износа покрывать приварными сменными втулками, планками, дисками, кольцами. Этот прием позволяет повысить долговечность наиболее изнашивающихся деталей. Например, облицовка разгрузочных патрубков бункеров старой транспортерной лентой снижает износ и повышает ремонтопригодность бункеров.

Степень агрессивности абразивных частиц по отношению к изнашиваемым поверхностям оценивают по коэффициенту твердости

 

Кт = Н / На

где Н – микротвердость материала детали;

На – микротвердость абразива.

Профессором М.М. Тененбаумом установлено критическое значение коэффициента твердости Кт.кр = 0,5…0,7. При Кт<0,5 происходит интенсивное абразивное изнашивание, при Кт >0,7 сопротивление материала абразивному изнашиванию резко возрастает.

Наряду с абразивным изнашиванием в парах трения механических приводов широко распространено усталостное изнашивание. Каждый элемент в зоне трения испытывает знакопеременное напряжение. Многократные его повторения приводят к накоплению повреждений под поверхностью металла, перерастающих в трещины. Трещины заполняются смазочным материалом. Если трещины ориентированы так, что в зону контактных давлений направлен поверхностный конец трещины, то масло из трещины выдавливается и ее увеличения не происходит Если к зоне наибольших давлений подходит открытый конец трещины, то сопряженной поверхностью края открытой трещины смыкаются, давление в слое масла, находящегося внутри нее, резко увеличивается и возникает эффект расклинивания трещины. При многократном таком воздействии происходит отрыв частиц и на рабочей поверхности образуются раковины.

Усталостное изнашивание характерно для пар трения, защищенных от попадания абразивных частиц, не подверженных коррозии и схватыванию, например для закрытых зубчатых передач, подшипников качения и др. Это изнашивание часто называют осповидным износом, или питтингом.

Профессором Д.Н.Горкуновым установлена еще одна разновидность изнашивания – водородное. Его основная суть сводится к тому, что в зоне трения выделяется водород, который при высокой температуре диффундирует в поверхностный слой детали, вызывая множество трещин по всей зоне трения и способствуя увеличению хрупкости поверхности материала до образования мелкопористого порошка. Водород выделяется из материалов пары трения, смазочной среды и особенно воды. Такой вид изнашивания наблюдается у дисков фрикционных муфт, подшипников качения(при попадании воды в подшипниковый узел).

Износ является процессом случайным, так как зависит от большого количества факторов, некоторые из которых являются случайными. Поэтому аналитическое описание износа выполняется по средним значениям показателей износа. Скорость изнашивания – абсолютный износ детали во времени, выраженный в линейных, массовых или объемных единицах. Линейная скорость изнашивания измеряется в мкм/ч; массовая – в г/ч; объемная – в мм3/ч.

Интенсивность изнашивания – это отношение абсолютного износа к пути скольжения (в мкм/км). В безразмерной форме (в м/м) интенсивность изнашивания I имеет малое численное значение. Для большинства материалов и деталей I = 10-12 ÷10-8.

Для капрона в диапазоне tº 20-120ºС I = 5 · 10-8.

Интенсивность линейного изнашивания является безразмерной величиной.

I h = h/ L

h – высота изношенного слоя

L – длина пути трения

Интенсивность массового изнашивания

I m = М /F·L

М – масса изношенного металла

F – номинальная поверхность площади трения

Связь между I h и I m:

I h = I m ·

- плотность металла

При повышении tº уменьшается твердость материала, и для описания зависимости интенсивности изнашивания от tº используется уравнение:

I = А ехр (ВТ)

А, В – постоянные

Для описания зависимости интенсивности изнашивания от удельной нагрузки (давления) Р обычно применяется степенное уравнение:

I = е · Р n

е, n – постоянные

Чистота обработки определяет в основном износ в период обкатки. На рисунке показано изменение шероховатости поверхности деталей во времени при различной начальной чистоте обработки. Как следует из рисунка, шероховатость поверхности стремится к установившемуся значению, – оно соответствует на рисунке девятому классу шероховатости.

 
 

Рисунок 17.2

 

 

Время τ1 характеризует период приработки, т.е период, когда наблюдается заметное изменение шероховатости поверхности. При τ > τ1, наблюдается период установившегося износа. В этот период шероховатость поверхности остается примерно постоянной. Подобное изменение шероховатости поверхности характерно для нормальных условий. При условиях повышенной пластической деформации, отсутствии смазки, заеданиях и т.д. шероховатость поверхности резко увеличивается.

При равновесной шероховатости поверхности, соответствующей периоду установившегося износа, коэффициент трения минимален и наблюдается минимальный износ.

Это свидетельствует о том, что имеется оптимальная шероховатость поверхности вала, соответствующая min значению коэффициента трения и min износу обеих деталей пары трения.

Для пластмассовых деталей состояние поверхности трения практически не оказывает влияние на износ и коэффициент трения, поскольку пластмассы быстро прирабатываются к металлу детали пары трения.

Оптимальная шероховатость зависит от свойств материалов, формы деталей, условий работы пары трения и наличия смазки. При изготовлении смежных деталей необходимо стремиться к достижению оптимальной шероховатости, при котором износ и длительность приработки деталей будут min. Однако рекомендации по значениям оптимальной шероховатости для различных пар трения и различных условий работы отсутствуют, и при изготовлении сменных деталей приходится стремиться к классу шероховатости, соответствующему классу машины. Min износ в период приработки обеспечивает минимальная скорость износа и в период нормальной эксплуатации. Именно в этом и проявляется влияние чистоты обработки трущихся поверхностей.

Испытания на изнашивание подразделяют на лабораторные, стендовые, полигонные, эксплуатационные. Схемы лабораторных испытаний разнообразны и моделируют режимы реальной эксплуатации узлов и деталей трения. Для оценки состояния трибосопряжений и прогнозирования остаточного ресурса необходимо уметь определить изнашивание и скорость протекания данного вида изнашивания.

Для оценки износа трибосопряжений в условиях эксплуатации используют методы анализа состояния смазочного материала и наличия в нем продуктов износа. Существует ряд методов обнаружения, количественного и качественного анализа продуктов износа в смазочном материале. Электростатический метод контроля частиц применяют для диагностики дефектов деталей газо-воздушного тракта, вызванных пригаром, коррозией, касанием лопаток ротора о статор. Метод основан на измерении газостатических разрядов частиц износа (размером от 20 до 2000мкм), выносимых с поверхность поврежденных деталей потоком газа.

Для определения содержания и контроля металлов в смазочном материале нашли применение методы рентгено-флюоресцентного и радиометрического анализа, атомно-эмиссионного спектрального анализа, спектрометриии высокочастотного индукционного аргонового плазменного источника.

Для регистрации ферромагнитных частиц износа и выявления тренда изнашивания используют вихретоковые и магнито-индуктивные датчики.

Для дистанционного измерения и контроля износа и коррозии используют метод поверхностной или тонкослойной активации. Метод основан на облучении поверхности изделия и измерении интенсивности излучения образованной радионуклидной метки. Изменение интенсивности излучения переводится в характеристики уноса вещества по градуировочной кривой. Дистанционный контроль проводится в широких пределах от десятых долей микрометра до нескольких миллиметров с точностью до 5-15:% для любого количества участков и по любой временной программе. Методика безопасна и экологически чиста. Метод поверхностной активации применяют:

-для диагностирования износа деталей машинного оборудования (двигателей, компрессоров, насосов, зубчатых передач и т.д.);

- для диагностирования коррозии трубопроводов, арматуры, реакторов, резервауаров и др.;

- для оценки содержания продуктов износа в смазочных материалах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 3237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.