КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. по выполнению комплексной курсовой работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению комплексной курсовой работы по дисциплинам «Теория надежности подвижного состава», «Техническая диагностика подвижного состава»
для студентов V курса специальности 190304 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» (повышенный уровень среднего профессионального образования)
ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с предметной Государственными требованиями (цикловой) к минимуму содержания и уровню комиссией подготовки выпускника по специальности 190304 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
Председатель П(Ц)К __________ Заместитель директора по учебно-методической работе ____________________
Авторы: Стрекалов Н.Н. – преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГОУ СПО ЖК № 52, Тихонов Ф.В. – преподаватель специальных дисциплин второй квалификационной категории ГОУ СПО ЖК № 52, к.т.н., Попов Ю.В. - преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГОУ СПО ЖК № 52, к.т.н.
Рецензент:
Надежность электровозов и электропоездов является одним из важнейших условий, определяющих ритмичную и устойчивую работу электрифицированных железных дорог. Выполнение комплексной курсовой работы имеет своей целью освоить студентом основные положения теории надежности и задачи технической диагностики подвижного состава, получить начальные навыки практических расчетов показателей надежности применительно к электроподвижному составу. В курсовой работе предложено выполнить расчеты для некоторого устройства (им может быть контактор, реле, выпрямительная установка, тяговый трансформатор, блок управления выпрямительно-инверторной установкой и т.д.) и колесной пары. Приступая к выполнению курсовой работы, студент должен прежде всего усвоить основные термины, определения теории надежности и технической диагностики подвижного состава: работоспособное и исправное состояния, отказ и повреждение, внезапный и постепенный отказы, восстанавливаемое и невосстанавливаемое, ремонтируемое и неремонтируемое изделия, предельное состояние, наработка и продолжительность эксплуатации, ресурс, срок службы, безотказность, ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость, надежность. При выполнении курсовой работы необходимо знать основные положения теории вероятности: случайное событие, вероятность события, статистическая вероятность (частота), сложение и умножение вероятностей, несовместные и независимые события, случайная величина, распределение случайной величины, среднее значение и математическое ожидание случайной величины, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, функция распределения, плотность распределения, экспоненциальный и нормальный законы распределения, теоремы о числовых характеристиках случайных величин, сложная функция. Важно усвоить связь между статистической вероятностью (частотой) события, средним значением и математическим ожиданием случайной величины. Для выполнения курсовой работы необходимо иметь основные представления о повышении надежности путем резервирования. Необходимо усвоить понятия: основной и резервный элемент, нагруженный резерв, кратность резерва, дублирование, общее резервирование и др. После этого студент может перейти к изучению способов расчета единичных и комплексных показателей надежности. В курсовой работе студенту предлагается из множества используемых на практике показателей надежности рассчитать только три: вероятность безотказной работы, среднюю наработку до отказа и интенсивность отказов. Эти показатели обычно рассчитываются для невосстанавливаемых объектов, а для восстанавливаемых – только применительно к периоду эксплуатации до первого отказа. Тем не менее, эти показатели достаточно широко используются для оценки безотказности, как на стадии проектирования и испытания объектов, так и при их эксплуатации. Умение рассчитывать указанные показатели дает студенту ключ к расчету других единичных и комплексных показателей надежности и формирует понимание основных закономерностей изменения исправности и работоспособности электроподвижного состава. Вся курсовая работа разбита на отдельные задания, отражающие рациональную последовательность освоения материала курса и сопровождаемые методическими указаниями.
Задание 1. В табл.1 приведены значения наработок до отказа в находившейся под контролем партии одинаковых устройств.
Таблица 1. Значения наработки устройства до отказа и заданные значения и
Требуется определить статистические вероятности безотказной работы и отказа устройства для заданного значения , указанного в табл. 1. Далее необходимо рассчитать значение вероятности безотказной работы по первым 20 значениям наработки до отказа, указанным для соответствующего варианта в таблице 1. Затем для заданной наработки требуется рассчитать математическое ожидание числа работоспособных устройств при общем числе находившихся в эксплуатации устройств, указанном в таблице 2.
Таблица 2. Объем партии устройств и заданное значение
Статистически вероятность безотказной работы устройства для наработки определяется как , где – число объектов, работоспособных на момент времени .
Вероятность отказа устройства за наработку статистически определяется как , где – число объектов, неработоспособных к наработке Поскольку , нетрудно заметить, чему равна сумма вероятностей: . Произведем проверку правильности своих вычислений:
Оценку вероятности безотказной работы устройства по первым 20-ти значениям наработки до отказа обозначим как . Ее значение определяется также по формуле (1), но при этом , и число работоспособных объектов выбирается из этой совокупности. Тогда с учетом формулы (1) математическое ожидание числа объектов , работоспособных к наработке , определяется как , где – объем партии устройств, определяемый по таблице 2.
Задание 2. Требуется рассчитать среднюю наработку до отказа рассматриваемого устройства. Первоначально вычисления произвести непосредственно по выборочным значениям , указанным в таблице 1, а затем с использованием статистического ряда. Для вычислений среднего значения случайной величины непосредственно по ее выборочным значениям используют формулу . Для выполнения данного задания примем ч, а . Случайная величина распределения в пределах от 7,5 ∙103 до 19,5 ∙103. Расчет распределения случайной величины, т.е. момент отказа,
Нижнюю границу интервала =7,5∙103 ч установите, пользуясь таблицей 1. Статистический ряд можно отразить графически, как показано на рисунке 1.
Рис. 1. Графическое представление статистического ряда
Таблица 3. Преобразование значений наработки до отказа в статистический ряд
Статистическая вероятность попадания случайной величины на -ый интервал рассчитывается как Подсчитайте значения для всех разрядов и проверьте правильность расчетов, используя выражение . Для расчета среднего значения случайной величины в качестве «представителя» всех ее значений, принадлежащих -му интервалу, принимают его середину . Тогда средняя наработка до отказа определяется как .
Расчет с использованием формулы (4) вносит некоторую методическую ошибку. Однако ее значение обычно пренебрежимо мало. Эту ошибку в Ваших расчетах оцените по формуле , где и – средние значения, вычисленные соответственно с использованием формул (3) и (4). Задание 3. Требуется рассчитать интенсивность отказов для заданных значений и . Интенсивность отказов рассчитывается по формуле: , где – статистическая вероятность отказа устройства на интервале [ , ] или иначе – статистическая вероятность попадания на указанный интервал случайной величины ; [ = 15,5*103 ч, = 18,5*103 ч] – рассчитанная на первом шаге I-вероятность безотказной работы устройства.
Вероятность безотказной работы блока ,
Средняя наработка блока до отказа находится как . При последовательном соединении блоков интенсивность отказов образуемой ими подсистемы: . Если интенсивности отказов всех блоков одинаковы, то интенсивность отказов подсистемы , а вероятность безотказной работы подсистемы . С учетом (7) и (8) средняя наработка подсистемы до отказа находится как .
Результаты расчета погрешности блока и подсистемы сводим в таблицу 2:
Проверка результата расчета:
Вероятности безотказной работы подсистемы не отличаются друг от друга.
Рис.2. Зависимости Рδ(t) и Рп(t)
Задание 4. Для наработки требуется рассчитать вероятность безотказной работы системы (рис. 3), состоящей из двух подсистем, одна из которых является резервной.
Рис. 3 Структурная схема системы
Вероятности безотказной работы каждой системы одинаковы и равны . Тогда вероятность отказа одной подсистемы . Вероятность отказа всей системы определяется из условия, что отказала и первая, и вторая подсистемы, т.е. . Отсюда вероятность безотказной работы системы или иначе . Задание 5. По данным таблицы 5 требуется определить зависимости от наработки (пробега электровоза) математического ожидания (среднего значения) проката бандажей и дисперсии проката , полученные уравнения необходимо записать. Параметры искомых зависимостей следует рассчитать с использованием правила определения уравнения прямой, проходящей через две точки с известными координатами. Исследования, проведенные в различных депо, показывают, что для описания зависимости проката от пробега электровоза могут быть использованы линейные функции , в мм (14) в мм2 (15) где и соответственно – среднее значение и дисперсия проката бандажей при , при этом началом отсчета является последняя обточка бандажей; – средняя скорость увеличения проката, мм/тыс.км; – скорость увеличения дисперсии проката, мм2/тыс.км; – пробег электровоза, тыс.км.
Таблица 5. Результаты обработки измерения износа бандажей колесных пар электровозов
В таком случае параметры и зависимостей (14) и (15) могут быть определены соответственно ; (16) . (17) После этого, используя координаты любой из известных двух точек, например, второй (, ) или (, ), можно найти два других параметра ; (18) . (19) Подставив значения (16), (17), (18) и (19) в уравнения (14) и (15), получите выражения, определяющие зависимости от пробега среднего проката бандажей колесных пар и дисперсии проката ; .
Задание 6. Требуется рассчитать средние значения , дисперсии и средние квадратические отклонения проката при нескольких значениях пробега, пользуясь зависимостями, полученными на предыдущем шаге. Затем требуется для тех же значений пробега определить нижнюю и верхнюю границы практически возможных значений проката. Результаты расчетов следует занести в таблицу, выполненную по форме таблицы 6, и построить по ним линии, представляющие собой зависимость среднего проката бандажей от пробега, нижнюю и верхнюю границы практически возможных значений проката.
Таблица 6. Результаты расчета средних значений, дисперсий и средних квадратических отклонений проката бандажей
Предельное значение проката бандажей колесных пар электровозов установлено равным 5 мм, Таблица 7 – Заданная серия электровоза и пробег .
, где – номер интервала в таблице 6. Принятой модели процесса износа бандажа, определяемой выражениями (14) и (15), соответствует такое постепенное увеличение проката за некоторый интервал пробега пропорционально длине этого интервала и не зависят от достигнутого значения . В таком случае вполне допустимо, основываясь на основных теоремах теории вероятностей, считать, что для любого (пока ) значения проката распределены по нормальному закону с плотностью распределения (20). Сужение области определения функции до интервала практически не оказывает влияния на результаты расчетов. Для нахождения области практически возможных значений случайной величины , распределенной по нормальному закону, пользуются «правилом трех сигма». В соответствии с этим правилом для каждого пробега электровоза верхняя и нижняя границы практически возможных значений проката бандажей находятся как . Кривые, показывающие верхнюю и нижнюю границы практически возможных значений проката, определяются выражениями (21), (22).
Задание 7. Средний пробег до технического обслуживания ТО-4 можно рассчитать, подставив в выражение (14) значение : . (23) Чтобы найти практически наименьший и наиболее поздний сроки производства ТО-4, необходимо подставить и соответственно в выражения (21) и (22). Произведя необходимые преобразования, находим тыс.км;
тыс.км.
На зависимости задачи 5 плотность распределения проката при наработке, соответствующей заданному пробегу , обозначена как . Часть, лежащая выше , является мнимой, поскольку превышение предельного значения проката недопустимо. Заштрихованная площадь соответствует вероятности того, что к пробегу уже будет произведена обточка колесных пар. Эта вероятность находится как , где . В формуле (23) – среднее значение проката, находимое путем подстановки в выражение (14). Среднее квадратическое отклонение рассчитайте путем подстановки в выражение (15): . Выразить функцию распределения (23) через нормальную функцию распределения можно с помощью выражения , где находится в результате замены переменной как . По рассчитанному значению определим помощью графика =0,812 и далее . Убедитесь, что в силу симметрии нормального распределения с математическим ожиданием, равным 0, относительно начала координат .
По рассчитанному значению ψ делаем вывод: из каждых 100 электровозов требует обточки колесных пар 19 электровозов после пробега 177,85 тыс. км.
Рис. 5. Плотность распределения проката при наработке
Задание 8.
Выбрать рациональный способ диагностирования узла, приведённого в задании, и описать процесс диагностирования. Привести чертеж рассматриваемого узла на листе формата А1, выполненный от руки.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ 27.002-83. Надежность в технике. Термины и определения. – М.: Изд-во стандартов, 1983, 30 с. 2. Электроподвижной состав: эксплуатация, надежность и технология ремонта. Учебник для ВУЗов ж.д. транспорта. /Под ред. А.Т.Головатого, П.И.Борцова. – М.: Транспорт, 1981, 184 с. 3. Четвергов В.А. Надежность локомотивов. Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта. – М.: Маршрут, 2003, 184 с. 4. Ридель Э.Э. Надежность электроподвижного состава и пути ее повышения. Лекция. М. ВЗИИТ, 1979, 40 с. 5. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. Издание стереотипное. Учебник для высших технических учебных заведений. – М.: Наука, 1969, 576 с. 6. Бервинов В.И., Доронин Е.Ю. Техническое диагностирование и неразрушающий контроль деталей и узлов локомотивов: Учебное пособие для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008 – 332 с.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |