Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о науке




ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ГИДРОЛОГИИ

Кузнецов Александр Георгиевич

Амеличев Геннадий Николаевич

(учебно-методическое пособие)

Редактор Н.А.Василенко

Подписано к печати 09.12.09. Формат 60х84/16.

Бумага типографская. Гарнитура литературная. Печать высокая.

Объем 7,88 п.л. Тираж 100. Заказ 324.


Информационно-издательский отдел ТНУ

95007, Симферополь, пр. Вернадского 4

Наука — сфера исследовательской деятельности, направления на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении.
В настоящее время развитие науки связано с разделением и кооперацией научного труда, созданием научных учреждений, экспериментального и лабораторного оборудования. Являясь, следствием общественного разделения труда, наука возникает в след за отделением умственного труда от физического и превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей. Появление крупного машинного производства создаёт условия превращения науки в активный фактор самого производства. В условиях научно-технической революции происходит коренная перестройка науки, уже не просто следующей за развитием техники, а обгоняющей её, становящейся ведущей силой прогресса материального производства.
Необходимость научного подхода в материальном производстве, в экономике и в политике, в сфере управления и в системе образования заставляет науку развиваться более быстрыми темпами, чем любую другую отрасль деятельности.
В ваши дни наука становится во все большей мере производительной силой общества. Все формы физического и умственного труда: медицина, транспорт, связь, быт современного человека — испытывают на себе глубокое преобразующее действие научно-технического прогресса.
Действенным инструментом управления развитием науки является финансирование и материальное обеспечение научных исследований. Финансы и материальные ресурсы предназначаются в первую очередь для наиболее важных и перспективных направлений научно-технического прогресса. Все большее распространение получает принцип финансирования не отдельных научно-исследовательских подразделений, а крупных научных программ. Программно-целевой подход к научной деятельности оптимизирует внутренние тенденции научного познания и управление им. Расширяет возможности планирования науки, увязывая её внутренние стимулы с организационными вопросами совершенствования структуры научных коллективов.
Крупные разработки, требующие участия десятков или сотен предприятий, различных министерств и ведомств, можно реализовать только при программно-целевом планировании и управлении. Программа — это комплекс работ, преследующих важную для народного хозяйства цель (например, создание и освоение новой технологии). Инструмент для их организации предусматривает вопросы финансирования, ресурсного обеспечения, управления, состава участников разработки, их взаимодействий и т.д.
Главной особенностью программно - целевого метода является ориентация на достижение конечного народно-хозяйственного эффекта с учётом максимального возможного количества влияющих факторов. Цель, которая ставиться перед системой, определяется, как правило, двояко. В одном случае она задаётся заранее. После этого возможности системы оцениваются исходя из сформулированной цели, и намечаются меры по её достижения. Часто под заданную цель создаются соответствующая система, т.е. органы управления. Пример такого подхода — программа строительства и управления автомобильным заводом в г. Асака Андижанской области.
В другом случае цель выявляется из данного состояния системы и выступает как ожидаемый к определённому времени результат, как будущее состояние системы. Для этого проводится предварительный анализ состояния системы, её реальных возможностей, на основе чего и определяется цель. При этом совершенствуется существующая система управления без принципиального изменения его структуры.

 

Классификация исследований

 

Научное исследование, или научно-исследовательская работа (труд), как процесс любого труда, включает в себя три основных компонента (составляющих): целесообразную деятельность человека, т.е. собственно сам научный труд, предмет научного труда и средства научного труда.
Целесообразная научная деятельность человека, опирающая на совокупность конкретных методов познания, необходимая для достижения новых или уточнённых знаний об объекте исследования (предмет труда), использует соответствующее научное оборудование (измерительное, вычислительное и др.), т.е. средства труда.
Научные исследования в зависимости от своего целевого назначения, степени связи с природой или промышленным производством, глубины и характера научной работы подразделяются на несколько основных типов:
- фундаментальные,
- прикладные и
- разработки.
Фундаментальные исследования - получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний. Цель фундаментальных исследований — открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. Фундаментальные исследования связаны со значительным риском и неопределённо с точки зрения получения конкретного положительного результата, вероятность которого не превышает 10%. Несмотря на это, именно фундаментальные исследования составляют основу развития, как самой науки, так и общественного производства.
Прикладные исследования - создание новых либо
совершенствование существующих средств производства, предметов потребления и т.п. Прикладные исследования частности исследования в области технических наук, направлены на «освещение» научных знаний, добытых в фундаментальных исследованиях. Прикладные исследования в области техники не имеют, как правило, непосредственного дела с природой; объектом исследования в них обычно являются машины, технология или организационная структура, т.е. «искусственная» природа. Практическая ориентация (направленность) и отчетливое целевое назначение прикладных исследований делает вероятность получения ожидаемых от них результатов весьма значительной, не менее 80-90%.
Разработки - использование результатов прикладных
исследований для создания и отработки опытных моделей техники (машин, продуктов), технологии производства, а также усовершенствование существующей техники. На этапе разработки результаты, продукты научных исследований принимают такую форму, которая позволяет использовать их в других отраслях общественного производства.
Между фундаментальными исследованиями и промышленным производством лежит область взаимосвязанных стадий: прикладные исследования — разработка — проект — освоение. Проектирование и освоение принадлежат одновременно и к области науки и к области техники. Это — научная работа, так как она охватывает творческую деятельность, которая основывается не только на известных уже навыках, стандартных приемах и практическим опыте, но и направлена на получение новых, оригинальных решений в области техники, технологии или организации производства.

Научное исследование есть процесс познания объективной деятельности, закономерностей и связей между явлениями реального мира. Познание — это сложный процесс движения человеческого сознания, человеческой мысли от незнания к знанию, от неполных или неточных знаний к более полным и точным знаниям, которое осуществляется с помощью научных исследований.
Научное исследование, осуществляемое в области прикладных наук и особенно техники, проходит ряд этапов, которые и составляют структуру научного исследования.

 

В ней семь структур:

1. Постановка проблемы. Этот этап заключается не только в поиске проблемы, которую необходимо исследовать, но и в точной, четкой формулировке задачи научного исследования. Чрезвычайно важно правильно сформулировать задачу исследования, так как от этого в значительной мере зависит его успешный исход.
В постановку проблемы включается весьма важная работа по сбору и обработке исходной информации — данных о технических и теоретических методов и средствах решения аналогичных задач (если такие имеются), о результатах других исследований в смежных областях. Сбор информации проводится не только в начале, но и в процессе всего исследования.
2. Выдвижение и обоснование первоначальной гипотезы. В подавляющем большинстве случаев выработка рабочей гипотезы осуществляется на основе четко сформулированной задачи исследования и критического анализа собранной исходной информации. При этом рабочая гипотеза может иметь несколько вариантов, из которых следует выбрать наиболее целесообразный, не оставляя в то же время без внимания остальные варианты. Для уточнения рабочей гипотезы иногда приходится проводить предварительные эксперименты, которые позволили бы более глубоко изучить исследуемый объект.
3.Теоретическое исследование. В прикладных технических исследованиях, о которых и идёт речь в настоящем учебнике, теоретическое исследование заключается в анализе и синтезе закономерностей, полученных в фундаментальных науках, применительно к исследуемому объекту, а также в добывании с помощью аппарата математики, теоретической механики и других дисциплин новых, неизвестных ещё закономерностей.

Цель теоретического исследования — как можно полнее обобщить наблюдаемые явления, связи между ними, получить, возможно, больше следствий из принятой рабочей гипотезы. Иными словами, теоретическое исследование аналитически развивает принятую гипотезу и должно привести к разработке теории исследуемой проблемы, т.е. к научно обобщенной системе знаний в пределах данной проблемы. Эта теория должна обладать способностью объяснять и предсказывать факты и явления, относящиеся к исследуемой проблеме. И здесь решающим фактором выступает критерий практики.
4. Экспериментальные исследования. Эксперимент, или научно-поставленный опыт, технически наиболее сложный и трудоёмкий этап научного исследования. Цель эксперимента различна. Она зависит от характера научного исследования и последовательности его проведения. При «нормальном» развитии исследования эксперимент
проводится после теоретического исследования. В этом случае эксперимент подтверждает, а иногда и опровергает результаты теоретических исследований. Однако часто порядок исследования бывает иным: эксперимент предшествует теоретическому исследованию. Это характерно для поисковых экспериментов, для случаев, не таких уж редко, отсутствия достаточной теоретической базы исследования. При таком порядке проведения теория объясняет и обобщает результаты эксперимента.

5. Анализ и сопоставления результатов. Следствием сопоставления результатов экспериментального и теоретического исследования является окончательное подтверждение выдвинутой гипотезы и формулирование следствий, вытекающей из неё, или необходимость видоизменения гипотезы. В редких случаях возможен и отрицательный результат, когда гипотезу следует отвергнуть.
6. Заключительные выводы. На этом этапе подводятся итоги исследования, т.е. формулируются полученные результаты и их соответствие поставленной задаче. Для чисто теоретических исследований этот этап является заключительным. Для большинства работ в области техники возникает ещё один этап.

7. Освоение результатов. Это этап подготовки к промышленной реализации полученных результатов, разработка технологических или конструкторских принципов реализации, которая зачастую не укладывается в рамки чисто инженерной «доводки» и требует непременного участия авторов исследования.Конечно, рассмотренная структура научного исследования является несколько схематичной и в серьёзных, крупных исследованиях отдельные этапы могут повторяться, последовательность этапов, может меняться, но перечисленные этапы остаются в любом виде исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.