КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система научно-исследовательской работы в ВУЗах
Значительный объем научных исследований в стране выполняется высшими учебными заведениями. В области научных исследований на Министерство высшего и среднего образования возложены задачи наиболее полного использования научного потенциала вузов для решения актуальных для народного хозяйства и культуры страны научных и научно-технических проблем. В вузах, обеспечивающих высокую эффективность научных исследований по актуальным для развития науки направлениям, организуются научные учреждения - проблемные научно-исследовательские лаборатории. На кафедрах, в проблемных лабораториях разрабатываются в основном фундаментальные и поисковые темы. Прикладные исследования выполняются профессорами и преподавателями, как правило, в дополнительное рабочее время (сверх шестичасового рабочего дня) с дополнительной оплатой на основе хозяйственных договоров с организациями и предприятиями отраслевых министерств и ведомств. Для выполнения хоздоговорных исследований кафедры имеют право в установленных пределах привлекать дополнительных штатных работников, на условиях совместительства учебно-вспомогательный персонал, аспирантов и студентов. Основной задачей высшей школы в современных условиях является подготовка специалистов всесторонне развитых, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать идейный, теоретический и профессиональный уровень, активно участвовать в ускорении научно-технического прогресса. В этих целях в высшей школе постоянно осуществляются меры, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы путем интеграции науки, образования и производства, оперативного и гибкого обновления содержания учебного материала. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей будущих специалистов путем внедрения активных форм обучения, призванных формировать у студентов самостоятельность и творческую активность, ответственный подход к овладению знаниями.
Опыт своевременной высшей школы показывает, что в условиях научно-технической революции научно-исследовательская работа студентов (НИРС) превратилась из средства развития творческих способностей наиболее успевающих и одаренных студентов в мощный рычаг повышения качества подготовки всех специалистов с высшим, образованием, позволяет направлять научный и трудовой потенциал студентов на решение крупных народнохозяйственных задач. Современное понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два взаимосвязанных элемента: 2. собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей. Руководство НИРС является обязательным элементом деятельности профессоров и преподавателей вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений вузов и аспирантов. В каждом вузе организуется совет по НИРС,_ возглавляемый, как правило, ректором: на факультете -деканом. Главными задачами советов по НИРС, являются оказание всесторонней помощи руководству вуза, в создании условий для широкого участия студентов в научно-исследовательской, конструкторской и творческой работе, распространение положенного опыта организации научной работы студентов; оказание помощи народному хозяйству в решении актуальных научных задач силами студентов; методическое руководство работой нижестоящих советов по научной работе студентов, организация студенческих научно-технических конференций, выставок, конкурсов, смотров и др. • Учебно-исследовательскую работу (УИР), а также научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами в не учебное время. Для проведения учебно-исследовательской работы студенты получают рабочее место в лаборатории, необходимые приборы и материалы. На них распространяются правила трудовой дисциплины и распорядка дня лабораторий и других научных подразделений. Тема работы и объем задания определяются индивидуально. Кафедра, включающая в свой учебный план УИР, предварительно разрабатывает тематику исследований, обеспечивает ее научными руководителями, учебным персоналом, готовит методическую документацию, рекомендации по изучению специальной литературы. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план исследований, подбирает необходимую аппаратуру, производит математическую обработку и анализ результатов эксперимента, оформляет научный отчет. • Научно-исследовательская работа студентов в рамках курсовых и дипломных проектов и работ обычно связана с проработкой специальных разделов с элементами научного поиска, в основном при выполнении реальных задач, в решении которых заинтересовано то или иное предприятие или организация. Такие дипломные проекты иногда заканчиваются внедрением и поэтому действительно являются реальными. Вузы совместно с предприятиями и организациями формируют перечень «узких» мест производства, по которым кафедры выдают студентам темы курсовых и дипломных проектов и работ. Такой подход позволяет эффективнее использовать научный и творческий потенциал студентов для выполнения конкретных задач производства, повышает ответственность студентов за качество выполняемой работы. Научная работа студентов, выполняемая во внеучебное время, организуется в форме участия студентов в выполнении исследований по тематике плановых хоздоговорных и госбюджетных учреждений вузов; организации студенческих научных кружков; студенческих бюро и объединений типа СКБ (конструкторские, технологические, экономические и другие бюро). Ход научного исследования можно представить в виде следующей хронологической схемы: • Обоснование актуальности выбранной темы. • Постановка цели и конкретных задач исследования. • Описание процесса исследования. • Обсуждение результатов исследования. • Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Таким образом, формулировка проблемной ситуации — очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии "проблема" более подробно. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Таким образом, если ученому удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть. Актуальные научные решения, лежащие в основе любой научной работы могут рассматриваться как заявки на изобретения и открытия, если они отличаются новизной и дают положительный эффект. От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание плана научно-исследовательских работ. Это важно также и потому, что заголовки планов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание соискателя, именно предмет исследования определяет тему научно-исследовательских работ, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования,которая служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Описание процесса исследования — основная часть научно-исследовательской, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил. Очень важный этап хода научного исследования — обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях кафедр, ученых советов, на заседаниях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности исследований и коллективный отзыв. Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной научно-исследовательской работы.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |