Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА: Предмет и метод ЭТ. Координация выбора в различных экономических системах




Под дополнительным образованием в данном исследовании понимается сущностно мотивированное образование, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться, в первую очередь, личностно.

Достаточными и необходимыми условиями дополнительного образования являются следующие: ориентация детей не только на художественно-эстетические, но и другие социально значимые ценности; развитие личности в единстве когнитивного, оценочного, эмоционального и практически-действенного отношения к социально значимой деятельности; опора на воспитывающий коллектив как целостную, развивающуюся и развивающую систему, обеспечивающую комфортность отношений между всеми участниками педагогического взаимодействия и направленность деятельности на социально значимые объекты; использование педагогических технологий, адекватных не только возможностям достижения профессионального (ремесленного) уровня в творческой деятельности, но и задачам развития активной жизненной позиции в различных сферах социального бытия; обеспечение тесной связи деятельности учреждений дополнительного образования с другими институтами социализации. Таким образом, мы имеем дело с системой условий дополнительного образования, определяющих эффективность целостного воспитательно-развивающего процесса.

11. Парадигмы образования (пример, образец):

· традиционная (знаниевая),

· деятельностная (поведенческая),

· гуманистическая (личностно-ориентированная).

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ.

12. Формы человеческого бытия

- индивидуальное;

- социальное;

- идеальное (духовное).

С. Кьеркегор (датский философ, протестантский теолог и писатель) выделяет три основные формы человеческого бытия: эстетическую, этическую и религиозную, и две промежуточные: ироническую и комическую. Ироническую форму человеческого бытия он располагает между эстетической и этической формами, комическую форму – между этической и религиозной.

13. Деятельность, поведение, виды и формы человеческой деятельности

Деятельность – это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Поведение – система человеческих реакций, отражающих отношение к ситуациям действительности.

Виды деятельности: творческая (конструктивная, созидающая что-либо новое), репродуктивная (воспроизводящая что-либо), деструктивная (разрушающая что-либо).

Основные формы деятельности: игра, учение, труд.

14. Особенности развития ТЦО средствами танцевального искусства:

o проблема формирования высокой мотивации учащихся на танцевально-тренировочный процесс

Под мотивацией мы понимаем желание тренироваться, желание достигать результата и желание эффективно преодолевать препятствия, неизбежно возникающие на этом пути. По нашему мнению, именно мотивация определяет успешность или не успешность танцора, его творческие успехи и неудачи. Высокая мотивация, как правило, закрепляется успехами. И это не только победы на выступлениях, но и ежедневные победы в тренировочном зале.

Самая простая формула, позволяющая отследить разницу между мотивированным танцором и немотивированным – это известная поговорка «Кто хочет – тот ищет возможности, а кто не хочет – тот ищет причины». Мотивация не является неизменяемой, тем более – у ребенка, чья психика очень гибкая и подвержена самым различным влияниям. На его желание тренироваться влияет несколько факторов:

- позиция родителей по отношению к его танцевальной деятельности, его результатам, к его хореографу и танцевальной жизни в целом;

- позиция и методы работы хореографа; (легкая провокация, ирония и т.д.)

- результаты занятий и выступлений;

-индивидуальный характер, сложившийся благодаря специфике воспитания.

o процесс создания танцорами художественного образа

Удивительная сила воздействия искусства достигается посредством создания художественного образа.

Для его создания необходимо использовать ряд приемов:

- физическое усиление стимула (число повторений стимула, его мощность (яркость, громкость), длительность, пространственные размеры (площадь, видимый угол);

- повторение (симметрия, рефрен, лейтмотив, метр, сравнение);

- экономичность в использовании художественных средств (времени, пространства, энергии, материалов, числа элементов или операций (звуков, слов, красок, линий и т.д.);

- частичный повтор (консонанс в музыке (совпадение части обертонов), колорит в живописи (повторение общего оттенка в различных красках) и т.д.);

- конкретизация.

Возможности развития ТЦО средствами танцевального искусства:

o условия дополнительного образования

Достаточными и необходимыми условиями дополнительного образования являются следующие: ориентация детей не только на художественно-эстетические, но и другие социально значимые ценности; развитие личности в единстве когнитивного, оценочного, эмоционального и практически-действенного отношения к социально значимой деятельности; опора на воспитывающий коллектив как целостную, развивающуюся и развивающую систему, обеспечивающую комфортность отношений между всеми участниками педагогического взаимодействия и направленность деятельности на социально значимые объекты; использование педагогических технологий, адекватных не только возможностям достижения профессионального (ремесленного) уровня в творческой деятельности, но и задачам развития активной жизненной позиции в различных сферах социального бытия; обеспечение тесной связи деятельности учреждений дополнительного образования с другими институтами социализации. Таким образом, мы имеем дело с системой условий дополнительного образования, определяющих эффективность целостного воспитательно-развивающего процесса.

Целями и задачами дополнительного художественно-эстетического образования детей являются: воспитание духовно богатой, нравственно и эстетически развитой, свободной и инициативной, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные и эстетические ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культуры, способной в последующем к участию в духовном развитии общества; гуманистическое личностно-ориентированное воспитание, способствующее культурной идентификации личности; вовлечение воспитанников в значимую деятельность (познавательную, творческую, художественно-исполнительскую, учебно-поисковую, игровую, допрофессиональную).

К особенностям дополнительного образования следует отнести: систематичность занятий, повторяемость положительного результата, опора на успех, добровольный выбор ребенком содержания занятий; выполнимость цели, доступность объяснения, учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка; чувство личной и коллективной ответственности; эстетическое переживание, сопутствующее любому виду творческой деятельности, что способствует проявлению чувства сорадования за положительный результат деятельности товарища, группы, коллектива; возможность совместной эстетической и иной социально направленной деятельности со старшими; направленность творческой деятельности «на других»; совместная деятельность детей и родителей; использование учреждений дополнительного образования как базы для развития трудовой активности детей и подростков; самоуправление и самодеятельность, имеющие место в учреждениях дополнительного образования при самостоятельном проведении репетиций, подготовке концертов и спектаклей, выставок, соревнований вне рамок учебного процесса, что стимулирует социальную активность; возможность свободного перехода из одного УДО в другое, что обеспечивает детям чувство независимости и самодостаточности.

Необходимо отметить, что дополнительное образование строится на деятельностной основе. Реализация деятельностной основы – это, в первую очередь, педагогические технологии, которые применяют руководители групп. Эти технологии требуют от детей и подростков не репродуктивного усвоения тех или иных знаний, умений, навыков, а творческого исследовательского подхода к деятельности.

o технология групповой деятельности

Методика воспитания отмечает принципиальные отличительные личностные образования, формируемые у ребенка только в группе. Сюда относятся следующие социально-психологические качества (по Н.Е. Щурковой):

1) умственное развитие в поле интеллектуального напряжения, создаваемого группой сверстников;

2) эмоциональное развитие в поле эмоционального напряжения, создаваемого групповыми реакциями увеличенной силы;

3) социальное развитие в сфере поведенческих норм и правил, принятых в группе;

4) индивидуальная автономизация ребенка и осознание им своих индивидуальных различий – в общности протекает осознание единичности;

5) проявление и развитие индивидуальных способностей, которые и могут быть проявлены лишь в групповой деятельности, обеспечиваемой пестрым набором самых разных способностей разных детей.

В групповой художественно-творческой деятельности также формируются творческие ценностные ориентации. Сказанное направляет наше внимание на технологические правила организации групповой художественно-творческой деятельности во имя достижения наиболее возможного (исходя из обстоятельств и уровня развития детей) максимально высокого результата. Перечислим эти правила:

· определить конкретную цель деятельности, представив ее наиболее ярко и увлекательно;

· выявление мотива деятельности или мотивации как соединения нескольких разных мотивов;

· указать на необходимые действия и роли, которые все члены группы играют в распределении усилий по достижению поставленной увлекательной цели;

· обнаружение личностного смысла в планируемой деятельности;

· ограничить объем планируемой работы и очертить время исполнения;

· предложить доступную инструкцию, помогающую каждому достойно выполнить свою роль в общем достижении результата;

· подобрать необходимые средства и отобрать наиболее оптимальный способ получения результата;

· ввести элементы игрового и состязательного оформления, чтобы инициировать максимальное напряжение сил при совершении деятельности;

· декларирование принципа работы «Все, что делает человек, он делает красиво и на пределе своих возможностей»;

· анализ сделанного и определение уровня качественности исполнения, а также качества организации дела;

· проведение рефлексии каждым участником групповой деятельности;

· выявление социальных последствий произведенной деятельности на окружающую жизнь или жизнь каждого участника группового дела.

Предпосылки и следствия развития ТЦО средствами танцевального искусства

o выявление творческих способностей, одаренности, талантаподростков

Что такое талант? Это душа. (Константин Станиславский)

По словам шотландского поэта Роберта Фергюсона, творческие способности человека не создаются, а высвобождаются.

Способности – это индивидуально психологические осо­бенности человека, проявляющиеся в деятельности и яв­ляющиеся условием успешности ее выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. От спо­собностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируютих. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высшим совершенством и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.

Талант человека предполагает наличие у него различных творческих способностей.

Творческие способности делятся на три основные группы:

1) способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

2) способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);

3) умственные способности.

В процессе танцевальной деятельности важно выявлять и развивать все виды творческих способностей.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.) в качестве одной из основных целей образования выделяет «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самореализации личности».

o наличие у обучаемых компетенции личностного самосовершенствования

Автор придерживается точки зрения А.В. Хуторского, который, говоря о компетенции личностного самосовершенствования, подразумевает под этим термином «владение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки», что «выражается в непрерывном самопознании, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения, заботе о собственном здоровье».

Владение компетенцией личностного самосовершенствования предполагает наличие у человека особым образом организованных знаний декларативного (знаний о фактах, законах, теориях, понятиях) и процедурного характера (знания о методах и способах познания), позволяющих применять их при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем. Образование, формирующее компетенцию личностного самосовершенствования, призвано не только привить ценности познания и преобразования самого себя и действительности, обеспечить овладение теорией основных современных методов познания, но и «вооружить» специальными технологиями, техниками самопознания и самосовершенствования.

Определение контура содержания компетенции личностного самосовершенствования в формате образно-концептуальной модели позволяет представить ее трехъярусной пирамидой.

Основанием пирамиды служит технико-технологический уровень: общеучебные умения, готовность применить различные техники и технологии самопознания и самосовершенствования. Плотью – теоретико-информационный уровень: знание о законах, теориях, способах и приемах познания, учения. Вершиной пирамиды выступает ценностно-ориентирующий уровень: убеждения, эмоционально ценностные установки, знание высших образцов личностно-ориентированной деятельности.

В свое время Иммануил Кант в трактате «Критика чистого разума» сокрушался, что ошибка человеческого разума состоит в том, что все торопятся поскорее возвести верхние этажи здания познания – свое мировоззрение. И только после этого спохватываются, а прочно ли у него основание, выдержит ли фундамент нагрузку. Познай сначала самого себя!

Необходимо отметить следующее: предпосылки развития творческих ценностных ориентаций учащихся выступают и следствиями этого развития. Почему так происходит? Ответ заключается в том, что нет предела в самосовершенствовании человека, нет каких-либо четких границ, всегда есть перспективы дальнейшего развития личности.

Все дети изначально обладают творческими способностями, компетенцией личностного самосовершенствования, но кто-то – в большей мере, а кто-то – в меньшей. В течение времени и под воздействием специально организованной среды эти составляющие личности выявляются и развиваются, становятся более емкими и осознаются людьми, а затем продолжают развиваться под контролем самой личности.

15. Факторы (причины), влияющие на процесс развития тцо

Проблема перехода потенциальных возможностей человека в актуальные включает вопрос о том, какие факторы детерминируют этот процесс. Творческие ценностные ориентации формируются и развиваются под влиянием двух групп факторов: внешних и внутренних. Внутренние факторы – это психолого-педагогические предпосылки, а внешние – средовые влияния и псхолого-педагогические эффекты обучения и воспитания. Позитивное отношение среды к проявлению креативных характеристик – детерминанта творческого развития личности. СМ. ТАБЛИЦУ В АВТОРЕФЕРАТЕ ИЛИ НА СЛАЙДЕ.

16. Комплексная образовательная программа

Содержание программы обусловлено требованиями, предъявляемыми к развивающей среде, и включает в себя 7 блоков, разнопланового характера:

ü История развития хореографического искусства

ü Основы экзерсиса у опоры и основы прыжков и верчений

ü Основы спортивно-бальных танцев

ü Творческое самовыражение посредством танцев

ü Проведение диагностических методик

ü Аттестация

ü Летние физические тренировки на свежем воздухе

Предложенная нами образовательная программа по хореографии служит методическим средством формирования и развития творческих ценностных ориентаций подростков, так как содержит ответы на вопросы, поставленные в ходе научного исследования, а именно:

- удовлетворяет потребностям культурного общества;

- содержит необходимую теоретическую и практическую базу для успешного овладения навыками танцевального искусства;

- ориентирует подростков на самореализацию и самоорганизацию;

- развивает творческое мышление и творческие способности, способствует раскрытию творческого потенциала учащихся;

- координирует и контролирует творческую деятельность учащихся;

- прививает навыки самодисциплины и саморефлексии.

Представленная программа носит теоретико-практический, личностно-ориентированный характер и отражает особенности работы образовательных учреждений дополнительного образования, в ней особое значение придается учету возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, преемственности в воспитательной работе.

Классификация программ проводится по различным основаниям. По наиболее распространенной в дополнительном образовании детей классификации образовательные программы подразделяются на следующие виды: примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская.

Предлагаемая комплексная образовательная программа по хореографии относится к экспериментальному виду, так как она представляет собой версию методического решения конкретной проблемы – проблемы формирования и развития творческих ценностных ориентаций подростков средствами танцевального искусства. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии.

Экспериментальная программа по хореографии опирается на гуманистические (ориентация на общечеловеческие ценности); аксиологические (ориентация на ценности образования); научно-теоретические (системность в анализе и конструировании деятельности, непрерывность); педагогические (учет психолого-педагогических закономерностей в проектируемых процессах обучения и воспитания); организационно-практические (адресность, действенность, готовность педагогов реализовывать поставленные ими цели, мотивация творчества воспитанников); оптимально-перспективные (соответствие целей и задач затратам времени и средств) принципы.

17. Типические особенности подросткового возраста

Вообще для развития человека важен каждый возраст. И все же изучение подросткового возраста занимает особое место в психологии и педагогике. «Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст», - писала Н.К. Крупская.

Подростковый период - это самый трудный и сложный из всех возрастов. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростковый возраст «вторым рождением».

Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Глубоко они раскрыты в работах Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В. Драгуновой, А.Н. Марковой, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации (ускоренное развитие живого организма) нарушил привычные (от 10 до 15 лет) возрастные границы подросткового возраста.

Подростковый период – время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного личностного роста младших школьников. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); двойственная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

В старшем подростковом возрасте, по словам Е.В. Гуровой, «формируется тип личности, жизненные планы и цели, которые связаны с отдаленным будущим, четко дифференцированы во времени и содержательно согласованы».

Главная новая черта, появляющаяся и проявляющаяся в подростковом возрасте, - это более высокий уровень самосознания (по сравнению с периодом младшего школьного возраста), потребность в осознании себя как индивидуальности. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке.

18. Методы, формы и механизмы формирования и развития тцо

Методы:

ü формирования и развития креативного мышления:

- метод свободных ассоциаций «Поток сознания»

и метод аналогий и метафор

Ассоциация – умозаключение, связывающее один объект с другим.

Аналогия – умозаключение, связывающее один объект с другим, обладающим схожими свойствами.

- метод инверсии проблемы

Инверсия – переворачивание, перестановка смысла, замена человеком внешних объектов или их элементов, а также свойственных ему внутренних желаний, мотивов деятельности на другие, нередко противоположные.

- метод провокаций

Провокация – вызов, действие с целью вызвать предсказуемую ответную реакцию

- метод прогрессивной абстракции

Абстракция – отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков.

Отдельно используется подгруппа методов формирования и развития творческого мышления – методы достижения творческих результатов:

- метод эволюции, то есть возрастающего совершенствования. Пример: создание более новой усовершенствованной модели автомобиля.

- революционный метод. Пример: кардинальное изменение длины балетной юбки

- повторное использование. Пример: если включить воображение, то можно, например, из пластиковой бутылки сделать оригинальную подставку для карандашей и ручек.

- метод синтеза. Пример: соединив идею кино и легкого ужина, получили кинотеатр с кафе.

- смена направления, переключение с одного ракурса рассмотрения проблемы на другой. Пример: применение нового, например, театрального подхода к постановке танцевальной композиции.

ü стимулирования активности к творческой деятельности

- личный пример учителя

- метод образных ассоциаций

- метод личностного раскрепощения (похвала, намеренное преувеличение тех или иных качеств танцора)

- метод глубокого самоанализа

- метод абстрагирования и идеализирования (мысленное исполнение движения)

- открытый диалог (формы: танцевальный бой, флеш моб)

- сотрудничество

- конкуренция (формы: конкурсы, познавательные викторины)

- импровизация (спонтанный танец, игра воображения со словами, звуками, красками, движениями, чтобы быстро получилось что-то новое)

- метод сказкотерапии (сказка, рассказанная в танце)

Основные формы:

- танцевальная сказка

- творческий проект

- творческий тренинг

Механизмы формирования и развития тцо:

А) акцент на организацию учебно-познавательной деятельности в процессе овладения навыками танцевального искусства, ориентация на методы проблемного изложения материала;

Б) привитие интереса к творческой деятельности;

В) поддержка творческой активности учащихся;

Г) создание ситуаций успеха;

Д) предоставление возможности самообразования и самостановления в личностном и творческом аспектах.

19. Этапы формирования и развития тцо

1 этап: Познавательно-смысловой.

В ходе первого этапа (познавательно-смыслового) решается задача по выбору личностно значимых ценностей танцевального искусства учащимися: танец как возможность самоутвердиться, танец как способ самовыражения, танец как здоровый образ жизни и так далее.

Организация учебно-познавательной деятельности для самоопределения подростков в выборе личностно значимых ценностей танцевального искусства происходит с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

На данном этапе целесообразно использовать метод сказкотерапии. Комплексная сказкотерапия – это воспитательная система, формирующая и поддерживающая созидательную систему ценностей человека. Основное воздействие в этом методе происходит именно на ценностном уровне.

По словам В.А. Сухомлинского, «создание сказок – один из самых интересных для детей видов поэтического творчества», «важное средство умственного развития».

Сказка, рассказанная в танце, – это возможность познать и раскрыть себя с новых сторон.

Наряду с методом сказкотерапии в ходе педагогического процесса используются различные творческие задания, помогающие выявить творческий потенциал учащихся, их скрытые способности. Так, например, возможно использование через танцевальные позы элементов фигурных тестов Торренса.

Также в ходе первого этапа обучения акцент делается на техническую сторону исполнения танца, на танцевальные азы и отработку навыков исполнения движений.

Активными формами при этом являются занятия с элементами лекции, когда подростки письменно фиксируют теоретический материал, занятия с элементами семинара, когда учащиеся готовят пятиминутные сообщения по истории и технике исполнения танца.

В ходе второго этапа (эмоционально-реализующего) ставятся следующие цели:

- создание у каждого учащегося на основе выявления личностных смыслов танцевального искусства эмоциональной окраски творческой деятельности, результатом которой является творческий продукт;

- создание и развитие определенных творческих ценностных ориентаций.

Решаются задачи по преобразованию личности учащегося на основе присвоения личностно значимых смыслов танцевальной деятельности и прогнозированию дальнейшего творческого саморазвития подростков на основе устоявшихся творческих ценностных ориентаций. На данном этапе создаются условия для поддержания творческой активности:

1. ориентация танцевального процесса на импровизацию учащихся;

2. организация и реализация танцевальных творческих проектов.

Доминирующим педагогическим условием является создание эффективной системы контроля над преобразованиями личности учащегося, состоящей из:

1. наблюдения как периодического метода контроля;

2. тестирования, анкетирования, ранжирования как ведущих оптимальных методов контроля и прогнозирования

20. Акмеологическая модель развития тцо

В предлагаемом исследовании акмеологическая модель отражает с долей допустимых упрощений категориальные, ценностно-ориентируемые, содержательно-функциональные, системно-структурные, процессуальные и типические особенности процесса развития творческих ценностных ориентаций подростков. Наибольшую значимость для построения нашей модели имеют следующие позиции: рассмотрение развития как следствия образования, понимание роли образования в подготовке учащихся к самоопределению, идеи субъектности воспитанников, способы и права личности занимать определенное положение в культурном обществе. Представленная модель носит теоретико-практический, личностно-ориентированный характер и отражает возможности, предпосылки и следствия развития творческих ценностных ориентаций подростков.

Акмеологическая модель развития творческих ценностных ориентаций личности включает в себя пять основных блоков.

Концептуально-целевой блок связан с постановкой цели, анализом и освоением педагогами категориально-понятийного аппарата проблемы исследования, изучением исходного состояния испытуемых, определением необходимых условий, средств, форм и методов развития творческих ценностных ориентаций, представлением данного процесса с точки зрения системы факторов, влияющих на развитие творческих ценностных ориентаций подростков.

Структурно-содержательный блок отражает структурно-функциональную характеристику процесса развития творческих ценностных ориентаций личности.

Процессуально-технологический блок обеспечивает систематизацию и координацию комплексного формирования и развития творческих ценностных ориентаций подростков на основе реализации психолого-педагогической технологии.

Контрольно-оценочный блок отражает степень развития творческих ценностных ориентаций подростков в условиях дополнительного образования, позволяет оценивать, контролировать, регулировать и прогнозировать дальнейший ход данного процесса.

Рефлексивно-результативный блок связан с выявлением причинно-следственных связей процесса развития.

Результативность предложенной модели определяется в процессе мониторинга исследования, включающего анализ и оценку полученных результатов, корректировку содержания комплексной образовательной программы художественно-эстетической направленности, направленных на оптимизацию исследуемого процесса.

Процесс развития творческих ценностных ориентаций личности в условиях дополнительного образования имеет свою структуру: постановка цели развития определение содержания процесса развития обозначение механизмов, форм, методов и средств развития творческих ценностных ориентаций фиксация промежуточных результатов (сформированность уровней знаний, умений, навыков по решению творческих проблем, мотивации к творческой деятельности, творческой активности, достижений в творческой деятельности и творческого саморазвития как определенный пик развития творческих ценностных ориентаций) диагностика полученных единичных результатов в их системном рассмотрении.

Структуру процесса развития творческих ценностных ориентаций подростков составляют следующие подструктуры:

- когнитивно-деятельностная (выполняет информирующую функцию);

- эмоционально-мотивационная (выполняет направляющую функцию);

- рефлексивно-регулятивная (выполняет регулирующую функцию).

Подструктуры структуры развития творческих ценностных ориентаций подразумевают отбор содержания процесса развития в соответствии с формами, методами и средствами, позволяющими повысить интерес подростков и их мотивацию к творческой деятельности, а также анализ полученных единичных результатов в их сравнении с первоначальными данными.

Акмеологической средой для развития творческих ценностных ориентаций подростков служат психолого-педагогические условия, предоставляемые системой дополнительного образования (см. С. 8-11).

Условия дополнительного образования подвижны к внутренним изменениям, что предоставляет возможность варьировать методы и формы развития творческих ценностных ориентаций подростков, учитывать специфику данного процесса.

 

Предмет экономической теории. Существуют следующие подходы к его определению: традиционный, изучающий законы, управляющие поведением людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления экономических благ; современный, исследующий поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг с целью удовлетворения неограниченных потребностей в условиях ограниченных ресурсов, а также способы наиболее эффективного использования этих ресурсов. Другими словами, Экономическая теория (экономикс) - наука о выборе по использованию ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей.

Экономия – первая из известных экономических наук: наука о ведении домашнего хозяйства в условиях господства традиционной экономики. Сам термин был введен греческим писателем и историком Ксенофонтом (430-355 до н.э.).

До конца XIX в. наука экономика называлась Политическая экономия. В научный термин ввел Антуан де Монкретьен, опубликовав в 1615 году «Трактат политической экономии».

Современное название науки – Экономикс или Экономическая теория. Термин ввел Альфред Маршалл, который в 1890 г. опубликовал «Принципы экономической науки» (Principles of Economics).

В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета экономической теории:

Меркантилизм: наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей. Концепция, представители которой (Э. Миссельден, Т. Мэн, Дж. Локк, Дж. Ло, Д. Юм и т.д.) считали, что основой национального процветания является накапливание благородных металлов (золота и серебра) как главной формы богатства.

Физиократы. Предмет изучения – сфера сельскохозяйственного производства и чистый продукт (доход превышающий затраты), возникающий, по мнению представителей этой школы (А. Тюрго, Ф. Кенэ), в сельском хозяйстве.

Классическая политическая экономия: направление экономической мысли, в основе которого лежала концепция трудовой стоимости. Представители этого направления (Адам Смит, Давид Рикардо, Жан Батист Сэй и т.д.), являющиеся сторонниками экономического либерализма, основанного на полной экономической свободе личности и свободной конкуренции, неограниченной вмешательством государства, считали, что богатство создается трудом всех классов, занимающихся производительными видами деятельности.

Марксистская политическая экономия: наука об отношениях между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Ее главный идеолог Карл Маркс (1818-1883) создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (Маркс использовал термин «капитализм»), в котором только труд наемных рабочих создает богатство общества, а прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса. Внутренние законы капитализма ведут к поляризации общества, относительному и абсолютному обнищанию трудящихся, созреванию внутри самой капиталистической системы предпосылок для перехода к социалистическому обществу в результате победоносной пролетарской революции.

Основные направления современной экономической теории:

Кейнсианство – направление экономического анализа, родоначальником которого является Джон Мейнард Кейнс, изложивший свои идеи в 1936 году в книге «Общая теория занятости, процента и денег». В данной работе в центр внимания он поставил проблемы макроэкономики и обосновал необходимость государственного регулирования экономики путем стимулирования, прежде всего, эффективного спроса.

Новая классическая макроэкономическая теория возникла во второй половине XX века и объединила несколько экономических школ, которые объединяет понимание важности рыночного саморегулирования и опасности чрезмерного вмешательства государства в работу рыночного механизма, а также применение принципов микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. Сюда относят такие школы как Монетаризм (Милтон Фридман) в основе макроэкономической политики видит контроль государства над эмиссией денег и денежной массой, достижение сбалансированности госбюджета, и установление высокого кредитного банковского процента для борьбы с инфляцией, Теория рациональных ожиданий (Роберт Лукас) используется для моделирования формирования экономических ожиданий, которые являются важнейшим мотивом для принятия экономических решений, Теория экономики предложения (Артур Лаффер)- решающий фактор экономического развития – сторона предложение, которую необходимо стимулировать.

Институционализм – (Т. Веблен, У. Митчелл) – это направление экономической мысли, перенесшее акцент изучения с «человека экономического» на «человека социологического», находящегося в центре совокупности общественных отношений (институтов). К институтам, влияющим на «человека социологического» относятся государство, семья, моральные и правовые нормы, корпорации, профсоюзы и т.д. Современный неоинституционализм включает Теорию прав собственности (Р. Коуз), Теорию фирмы (Р. Коуз, О. Уильямсон), Теорию общественного выбора (Д. Бьюкенен).

Разделы экономической теории:

Микроэкономика – раздел экономической науки, изучающей деятельность отдельных экономических агентов и их поведение на отраслевых рынках.

Макроэкономика - раздел экономической науки, изучающей экономику на уровне народного хозяйства в целом – проблемы безработицы, инфляции, государственного регулирования и т.д.

Мезоэкономика раздел, который изучает отдельные сектора национальной экономики (отрасли, регионы и т.д.).

Мегаэкономика – изучает закономерности взаимодействия национальных экономик и международных экономических организаций, то есть изучает экономику всех стран. Иначе называется международная или мировая экономика.

Позитивная экономическая теория – изучает то, что есть или может возникнуть в результате экономических действий. Отвечает на вопросы «Что есть?» или «Что будет, если..?».

Нормативная экономическая теория – дает рекомендации, базирующиеся на личных оценочных суждениях исследователей: «Нужно сделать то, для того чтобы….».

Потребности – это объективная нужда человека в чем-либо, необходимом для жизнедеятельности и развития.

Благо – это то, что удовлетворяет потребности.

Товар – благо, произведенное для обмена.

Экономическое благо - количество которого недостаточно для удовлетворения потребностей всех желающих. Это благо, прошедшее акт купли-продажи.

Неэкономическое (свободное) благо – это благо, количество которого достаточно для удовлетворения потребностей всех нуждающихся. Поступает в потребление бесплатно.

Экономические ресурсы – совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в производстве товаров и услуг.

Факторы производства - ресурсы, фактически используемые в процессе производства, к ним относят:

Земля (Е) – все природные ресурсы, не подвергшиеся первичной обработке, которые используются в процессе производства.

Капитал (К) – все произведенные человеком средства производства (здания, сооружения, механизмы, станки, топливо, электроэнергия и т.д.), а также денежные средства, на которые приобретаются средства производства.

Труд (L) совокупность физических и умственных способностей человека, затрачиваемые им в процессе производства.

Предпринимательство – совокупность организационных и управленческих способностей, необходимых для производства товаров и услуг. Главная функция предпринимательства – объединить факторы в единый производственный процесс.

Основные вопросы экономики: 1) Что производить? 2) Как производить? 3) Для кого производить?

Эффективность – показатель соотношения полученного результата и произведенных затрат.

Рентабельность - это доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Рассчитывается рентабельность как частное от деления прибыли на затраты или на расход ресурсов.

Экономический выбор – это выбор наилучшего из альтернативных вариантов хозяйствования, при котором достигается максимальная эффективность.

Метод экономической теории (путь к какой-то цели) – способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования экономической жизни (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, метод научной абстракции, экономическое моделирование и т.д.).

Модель – упрощенное и упорядоченное отражение реальности, необходимое для выявления и изучения закономерностей; абстрактный образ действительности, помогающий понять суть происходящего явления.

Кривая производственных возможностей (КПВ) – модель эффективной экономики, иллюстрирующая проблему экономического выбора в условиях ограниченных ресурсов. Показывает все максимально возможные комбинации производства двух товаров при фиксированном значении труда и капитала и данном уровне развития технологии.

Альтернативная стоимость (альтернативные издержки) – ценность упущенных возможностей, лучший из вариантов от которого отказались в пользу выбранного.

Экономический кругооборот — возникающее в процессе производства, распределения, обмена и потребления движение реальных экономических благ, опосредованное встречным потоком денежных доходов и расходов,

Экономическая система - способ организации взаимосвязей между экономическими агентами.

Способы координации экономической системы: иерархия (жесткие, вертикальные связи) и стихийный порядок (горизонтальные связи, саморегулирование).

Рынок – это упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество (объем продаж).

Условия возникновения рынка: частная собственность; общественное разделение труда и специализация, экономическая обособленность и хозяйственная автономия субъектов рынка; свободный обмен ресурсов.

Функции рынка: информационная; посредническая; ценообразующая; регулирующая; координирующая.

Основные субъекты рынка: домохозяйства, бизнес, государство.

Собственность как экономическая категория – социально-экономические отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) экономических благ, прежде всего, ресурсов и результатов хозяйственной деятельности. С юридической точки зрения, собственность – это санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями и обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием экономических благ. Иначе говоря, право собственности - это правила игры, принятые в обществе, которые все должны соблюдать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.