Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы АХД




Роль АХД в управлении производством и повышения его эффективности.

АХД – функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений.

Управляющая система
Планирование
Учёт
Анализ
Регулирование
Управляемая система

 

 

Экономический анализ базируется на определённых принципах, таких как:

- государственность;

- научность;

- объективность:

- системность;

- комплексность;

-оперативность;

- действенность;

- массовость.

Принцип государственности заключается в том, что экономический анализ должен основываться на государственном подходе и оценке экономических явлений.

Т. о. при анализе деятельности структурных подразделений и предприятий на зависимо от форм собственности следует учитывать экономическую, социальную, экологическую и международную политику государства и вытекающие из неё задачи на соответственном этапе развития народного хозяйства.

Принцип научности означает, что методология экономического анализа должна базироваться на материалистической диалектике и политической экономии, т.е. экономический анализ должен носить научный характер и проводиться на основе всестороннего учёта требований экономических явлений и процессов в ходе экономического анализа должен осуществляться в условиях достоверной и объективной информации, а выводы полученные в результате исследования должны быть обосневаны точными аналитическими расчётами.

Принцип системности означает, что все стороны деятельности предприятия в процессе экономического анализа должны рассматриваться не изолированно, а во взаимосвязи при этом хозяйственные процессы должны изучаться в динамике.

Принцип комплексности обуславливает необходимость системного рассмотрения всех стадий явлений и показателей деятельности анализируемого предприятия с учётом их взаимозависимости.

Принцип оперативности предполагает быстрое и чёткое осуществление экономического анализа, принятия управленческих решений на его основе. Оперативность анализа заключается в своевременном выявлении и предупреждении причин отклонения от планируемых показателей, как по количественным, так и качественным показателям.

Анализ призван быть действенным, т.е. активно воздействовали на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки и просчеты в работе и информируя об этом руководство предприятия.

Принцип массовости означает, что способствовать проведению анализа должны все подразделения предприятия.

 

 


 


Тема 9. Анализ себестоимости продукции.

1. Анализ общей суммы затрат на производство продукции.

2. Анализ затрат на рубль произведенной продукции.

3. Анализ прямых и косвенных затрат.

I

Анализ себестоимости продукции позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя выполнения плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, а также дать оценку работы предприятия по исполнению возможностей снижения себестоимости продукции.

Источниками информации для анализа являются: данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции» Ф№5з, плановые и отчетные калькуляции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам.

Анализ себестоимости продукции обычно начинается с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат. Анализ оформляется следующей таблицей.

Таблица 4

Затраты на производство продукции

Элементы затрат План Уд. вес Факт, сумма Уд.вес, % Отклонение
по сумме %
1. Материальные затраты            
2. Расходы на оплату труда            
3. Отчисления            
4. Амортизация            
5. Прочее            
Итого            

 

Классификация себестоимости по элементам затрат показывает направление этих затрат и разбивает затраты на 5 отдельных групп.

Для характеристики себестоимости единицы продукции необходимо затраты классифицировать по целевому признаку, т.е. указать определенную статью их расходов, с этой целью составляется калькуляция затрат.

В зарубежной практике принято все затраты подразделять на постоянные и переменные. К постоянным затратам относятся те затраты, которые не зависят от объемов производства продукции.

Например, заработная плата административно-управленческого персонала, отчисления на социальные нужды, амортизация и др. расходы.

 

Затраты


Переменные затраты

Постоянные затраты

Q

 

Переменные затраты – это затраты, связанные с объемом производства и реализации продукции: сырье, материалы, топливо, энергия. Если сложить переменные и постоянные затраты, то мы получим совокупные затраты.

График безубыточности (безубыточного объема продаж)

 

 


Переменные затраты

М
Постоянные затраты

Q

 

Точка М – безубыточная точка (мертвая точка) – нет ни прибыли, ни убытков (выручка перекрывает постоянные затраты).

Дальнейший анализ предусматривает определение факторов, влияющих на изменение себестоимости продукции. Такими могут быть:

· Объем выпускаемой продукции;

· Постоянные переменные затраты;

· Структура продукции.

Каждый из этих факторов можно определить способом цепной подстановки.

II

С целью контроля за затратами в местах их формирования, направлением и определением затрат на единицу продукции производится классификация затрат по калькуляционным статьям. Типовая калькуляция содержит следующие статьи затрат:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонним организациям.

4. Топливо и энергия со стороны на технические нужды.

5. Расходы на оплату труда работников, непосредственно связанных с выпуском продукции.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на освоение и подготовку производства.

8. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования.

9. Общепроизводственные расходы (цеховые).

10. Общезаводские расходы (общехозяйственные).

11. Прочие производственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Сумма первых 9 пунктов составляет цеховую себестоимость. При добавлении к ней пунктов 10, 11 получают производственную себестоимость. Добавляя к ней еще и пункт 12, получают полную себестоимость единицы продукции.

Для анализа фактической калькуляции сравнивают с плановыми и определяют отклонение (экономия или перерасход) затрат на единицу продукции. Дальнейший анализ предусматривает определение причин экономии или перерасхода.

Обобщающим показателем себестоимости является себестоимость одного рубля товарной продукции (затраты на 1 рубль товарной продукции).Определяется он относительно общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и стоимости произведенной товарной продукции (объем продукции):

УЗ=С/Q

На уровень затрат на 1 рубль товарной продукции влияет как объективные, так и субъективные факторы. Основными факторами, влияющими на уровень затрат являются:

· Объем производства;

· Структура выпускаемой продукции;

· Уровень переменных постоянных затрат.

Определяют влияние факторов первого уровня способом цепных подстановок. Чтобы установить, как эти факторы повлияли на изменение суммы прибыли необходимо абсолютный прирост затрат на 1 рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженных в плановых ценах.

В процессе анализа следует изучить динамику затрат на 1 рубль товарной продукции и провести межхозяйственное сравнение по этому показателю.

III

К прямым затратам относят затраты, которые можно сразу отнести на себестоимость продукции прямым счетом или путем нормативного расчета. К таким затратам можно отнести:

· Сырье,

· Материалы,

· Топливо,

· Энергия на технологические цели и др.

Косвенные затраты – затраты, которые распределяются пропорционально принятому признаку. К ним можно отнести:

· Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

· Общепроизводственные, общехозяйственные расходы;

· Коммерческие расходы и др. комплексные статьи.

Анализ этих расходов производится путем сравнения фактической их величины с плановой и в динамике за 3-5 лет, тоже сопоставление показывает как изменилась их доля в стоимости продукции и какая наблюдается тенденция (роста или снижения).

Все эти затраты рассматриваются как затраты на 1 рубль товарной продукции. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие относительные и абсолютные отклонения по каждой статье затрат.


Тема 10. Анализ прибыли предприятия.

1. Значение и задачи, и информационная база анализа прибыли.

2. Оценка плана по прибыли, его выполнение и динамика.

3. Анализ формирования прибыли.

4. Анализ использования прибыли.

I

Конечным финансовым результатом работы предприятия является прибыль. Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получает предприятие.

Количественная прибыль представляет собой разность между доходом и полной себестоимостью реализованной продукции.

Основными источниками информации о прибыли служат:

· Данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов;

· Отчет о прибылях и убытках (Ф№2);

· Отчет о движении фондов (капитала) (Ф№3), а также соответствующие данные плана экономического развития предприятия или бизнес-плана.

Основными задачами анализа являются:

1. Систематический контроль за формированием результата;

2. Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

3. Выявление резервов увеличения суммы прибыли;

4. Разработка мероприятий по освоению выявленных результатов.

II

В целом прибыль от реализованной продукции зависит от четырех факторов уровня соподчиненности:

1. Объема реализации продукции.

2. Ее структуры.

3. Себестоимости.

4. Уровня среднереализационных цен.

Объем реализованной продукции может оказывать положительное или отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема реализации продукции приводит к увеличению объема прибыли, если продукция рентабельная, если же продукция убыточная, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции, то сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли, т.е снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли, т.е. при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выявить способом цепной подстановки.

Следует также проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от 3 факторов 1 уровня соподчиненности:

1. Объема продажи продукции;

2. Себестоимости;

3. Цены.

Методику расчета влияния этих факторов рекомендуется производить способом абсолютных разниц по следующей факторной модели:

Пр=Q*(Ц-С), где

Пр – прибыль от реализации отдельного вида изделия;

Q – объем реализации данного изделия в натуральном исчислении;

Ц – цена изделия;

С – себестоимость изделия.

Факторный анализ проводится по каждому виду выпускаемой продукции. После этого необходимо детально изучить причины изменения цены и себестоимости.

III

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

· Балансовая прибыль (прибыль отчетного периода);

· Прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

· Прибыль от прочей реализации;

· Налогооблагаемая прибыль;

· Прибыль от внереализационных доходов и расходов;

· Прибыль от операционных доходов и расходов;

· Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия;

· Чистая прибыль предприятия.

В процессе анализа необходимо выполнение плана и динамику прибыли.


Процесс формирования прибыли предприятия можно отразить следующей схемой:

 


Процесс Выручка

формиро - себестоимость

вания = прибыль от реализации

прибыли ±внереализац. Результаты

+прибыль от реализации имущества

±операционные доходы и расходы

= балансовая прибыль

Процесс -налог на недвижимость

трансфор =налогооблагаемая прибыль (льготируемая)

мации - налог на прибыль

=прибыль, оставшаяся в распоряжении

-благотворительные цели

-штрафы, пени, неустойки

Чистая прибыль

 

Используется на формирование фондов предприятия

 

Фонд накопления Фонд потребления Резервный фонд

 

Анализ состава выполнения плана и динамики прибыли проводится с помощью следующих элементов таблицы.

Таблица11

Анализ прибыли предприятия

Показатели Предыдущий период Отчетный период отклонение
план уд. вес факт уд. вес от плана %
1. Прибыль от реализации продукции              
2. Прибыль от реализации имущества              
3. Внереализационный результат              
4. Операционные доходы и расходы              
Балансовая прибыль              

 

В процессе анализа изучается состав балансовой прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный год. После этого основательно изучаются факторы оказавшие влияние на изменение балансовой прибыли и каждой ее составляющей.

Величина влияния данных факторов определяется отклонением от плана по каждой составляющей величин прибыли.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции. Поэтому в процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана по прибыли от реализации и определяются факторы изменения ее суммы.

IV

После распределения балансовой прибыли (между государством и предприятием) у предприятия остается чистая прибыль, которая используется им на различные цели. Обычно предприятие использует прибыль для развития своего предприятия, формируя при этом фонд накопления, а также для заинтересованности работников в получении прибыли, формируя при этом фонд потребления. Если предприятие является акционерным обществом, то часть прибыли используется на формирование дивидендного фонда. Многие предприятия формируют фонды пополнения собственных оборотных средств и резервные фонды. Использование прибыли записывается в учетной политике предприятия и подтверждается коллективным договором предприятия.

 

Чистая прибыль

Резервный фонд Фонд накопления Фонд потребления ПСОС Дивидендный фонд


Тема 11. Анализ рентабельности предприятия.

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности деятельности предприятия.

Рентабельность характеризует окончательные результаты хозяйствования, т.к. величина этого показателя показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

I группа – это показатели, характеризующие окупаемость издержек производства.

II группа – показатели, характеризующие рентабельность продаж.

III группа – показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

К I группе относят рентабельность производственной деятельности (рентабельность продукции), которая определяется путем отношения прибыли к сумме затрат на производство и реализацию продукции.

Rпр=П/С*100%

П – прибыль предприятия (балансовая, прибыль от реализации продукции, чистая);

С – полная себестоимость реализованной продукции.

Этот показатель показывает сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Этот показатель может рассчитываться в целом по предприятию и по отдельным видам продукции.

Вторая группа представлена показателем рентабельности продаж (оборота).

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки.

Rпродрр* 100%

Вр – выручка;

Пр- прибыль от реализации продукции.

Пр= Вр-С=Q*Ц-С

Rпрод= (Q*Ц-С)/ Q*Ц*100%

Q – количество изготовленной продукции в натуральном измерении;

Ц – цена единицы продукции;

С – полная себестоимость.

Представителями 3 группы является рентабельность всего капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала.

Определяются эти показатели делением балансовой прибыли на капитал предприятия (общий, собственный, заемный)

Rкб/К*100%

К=ОПФ+ОС

Rкб/(ОПФ+ОС)

Пб – прибыль балансовая.

Рентабельность заемного капитала определяется по формуле:

Rз.к.= Пб/ЗК*100%

ЗК- заемный капитал (кредиты банка, кредиторская задолженность).

Рентабельность собственного капитала определяется по формуле:

Rскб/СК

СК – собственный капитал (прибыль, уставный капитал).

Источниками информации для анализа рентабельности служат:

· Баланс предприятия Ф№1

· Отчет о прибылях и убытках Ф№2 и др. формы статистической и бухгалтерской отчетности.

В процессе анализа изучают динамику этих показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и производятся межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Факторные модели получают из формулы расчета данных показателей, детализируя их.

Величину влияния факторов обычно определяют способом цепных подстановок.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.