Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифология и философия. Основные черты философии Древнего Востока




Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

М.-это система принципов,взглядов,ценностей и убеждений,определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека,соц.группы или общества в целом. Теоритической основой М.-я является философия-учение о Мире,о

месте человека в Мире об отношениях сознания к бытию.

МЗ состоит как бы из двух частей — Интеллектуальный и Эмоциональный. Эмоциональная сторона МЗ представлена мироощущением и мировосприятием. Интеллектуальная- миропониманием.

Исторические типы мировоззрения:

· Мифологическое-(мифос-предание,логос-слово)форма общественного сознания,характерная для ранней стадии общественного сознания. Миф-наиболле ранняя форма духовной культуры человека,объединяющая в себе культуру,различные верования,полит.взгляды,исскуство,философию.

· Религиозное(благочестие,святость) такая форма М.-я, в которой усвоение Мира осуществляется через его удвоение на потусторонний и земной.Основу религиозного М.-я составляет вера в существование той или иной разновидности сверхестественых сил и их главенствующую роль в жизни людей.

· Филосовское- вынесла на первый план интеллектуальные аспекты М.-я,отразив нарастающую в обществе потребность в понимании Мира и человека с позиции разума,знания.

 

Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому.

Мифология в древности выступала как форма общественного сознания (фантазия + реальность, эмоции)

Свойства Мифологического знания(синкретичность (всё может быть всем – человек и природа,познание и переживание неразделимы), нечувствительность к противоречиям (Любой предмет может быть одновременно и чем-то другим), установление особого вида связей между явлениями, символичность)

Взгляд философии на мир — это точка зрения разума (понятия, рациональные категории, не терпит противоречий, не допускает связи явлений по ассоциации,философское мышление происходит в понятиях и категориях, но не в символах и образах)

Рождение философии – рождение нового типа мышления, который хотя и вынашивается в лоне мифологического мышления, но принципиально отличен от него и выступает как его соперник в построении картины мироздания. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции.

Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем.

• Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское требует доказательств.

• Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достоверность которого с самого начала ставится вне всяких сомнений.

• Средством философского рассуждения служат не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия.

 

Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются:

* Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.

* Ярко выраженный иррационализм.

* Приоритет онтологической проблематики над гносеологической.

* Интровертность мышления.

* Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.

Древняя Индия:буддизм (отрицается бессмертие души, боги и люди не являются творцами мироздания, а сами подчинены действию безличного мирового порядка)

* Жесткая кастовая социальная структура.

* Интеллектуальная и религиозная пассивность людей.

* Интровертный характер религиозности

* Приоритет иррационального над рациональным.

Древний Китай:конфуцианство (категория ли - «ритуал», «правила», «закон»), даосизм (Лао-цзы) – (многообразный мир и жизнь людей не управляются ни «волей неба», ни духами, а движутся по определенному естественному пути – дао)

* Утилитарность и практическая направленность философских построений.

* Отсутствие строгого категориального каркаса.

* Доминирование этической проблематики

 

 

3. Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах)

Выделяют следующие периоды:

*Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;Сенека

*Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

*Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

*Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

*Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

*Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

1. Генетическая особенность заключается в том, что именно античная философия осуществила переход от мифологии к философии, а затем и к науке.

2. Синкретичность (греч. synkrёtismos — соединение, объединение – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего-либо) проявляется в том, что в античных философских концепциях в органической целостности были представлены остатки мифологических представлений, зарождающиеся научные, религиозные, художественно-эстетические, нравственно-этические, политико-правовые и собственно философские идеи.

Например, Фалес, первый античный философ, обосновывал, что вода – первоначало, ссылаясь как на свои наблюдения за природой, так и на мифологические представления.

3.Универсальность античной философии – это самая яркая ее отличительная особенность, заключающаяся в том, что в античных философских концепциях были представлены все позднейшие типы мировоззрения

-проповедь удовольствий ради удовольствий, что получило название гедонизм (греч. hedone – наслаждение), и, с другой стороны, суровое, непреклонное соблюдение нравственных принципов и правил, что получило название ригоризм (лат. rigor — твердость, строгость).

4. Теоретичность античной философии заключается в том, что те первоначальные научные знания, которые были выработаны в процессе повседневной практики и принимались в культуре Древнего Востока как аксиомы, древние греки превращали в теоремы (Фалес, Пифагор, Демокрит)

5. Заключительная особенность античной философии выражается в космоцентризме, вытекающем из предметного поля античной философии: соотношение микрокосма и макрокосма, и его доминирующей идеи предустановленной гармонии между микрокосмом и макрокосмом.(МАКРОКОСМОС И МИКРОКОСМОС — большой мир и малый мир, под большим миром понимается вся Вселенная, под малым — организованное существо, животное или же человек)

 

 

 

УЧЕНИЕ О ПЕРВОНАЧАЛАХ

В труде "Метафизика" Аристотелем было дано новое понятие сущности (у Платона и других философов того времени это понятие иное) - единичное, обладающее самостоятельностью бытие.

Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Высшие сущности Аристотель называл "чистыми формами", наивысшей сущностью он считает чистую, лишенную материи форму.

В соответствии с этим он выделяет четыре первоначала:

1) формальные, в которых форма проявляет себя;

2) материальные, то из чего состоят вещи;

3) действующие или производящие - рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность;

4) целевая или конечная причина.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.