Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие как форма мышления




ПОНЯТИЕ

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, про­цессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки – понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства ин­дивидуальных признаков предметов, и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить ее с большей полнотой, начто не способно чувственное познание.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. С этой целью применяются логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных приз­наков.

Устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравне­ние), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя су­щественные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя и х на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.

Структура понятия состоит из двух компонентов: содержания и объема.

Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предметов, на основании которых их выделяют и обобщают в класс.

Объем понятия – это класс предметов, обобщаемых в понятии, каж­дому из которых присущи признаки, составляющие содержание поня­тия.

Приведем пример.

Объемом понятия «басня» является класс художественных произведений, которым присущи такие существенные признаки: I) короткое 2) в основном поэтическое 3) аллегорическое повествован не, 4) которое имеет поучительное содержание.

Отношение между объемом и содержанием понятия регулирует за­кон, получивший название закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Его суть такова: чем шире содержание понятия, тем уже его объем, и наоборот. Иначе говоря, если содержание одного понятия шире, чем содержание другого понятия, то объем первого понятия уже, чем объем второго понятия.

Приведем пример.

Содержание понятия «студент» определено признаком «обучаться в выс­шем учебном заведении». Его объем класс всех людей, обучающихся в вузах. Увеличим содержание этого понятия (введем новый признак): «обучаться на историческом факультете». Такое увеличение содержания приводит к появле­нию понятия с меньшим объемом, «студент-историк», поскольку теперь рассматриваются те студенты, которые обучаются только на историческом факультете.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.