Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформа правоохранительной системы




 

Реформа правоохранительной системы будет для нас одним из основных приоритетов. Ее конкретные детали станут результатом профессиональной общественной дискуссии. Однако общие цели, задачи и возможные механизмы этих реформ мы можем предложить уже сейчас.

Полиция, которой доверяют

 

Российская полиция из закрытой, раздутой, забюрократизированной структуры трансформируется в профессиональную службу со значительно сокращенным штатом, децентрализованную.

 

В нынешних условиях у МВД нет желания и резервов для самореформирования. Поэтому будет создана внешняя по отношению к полицейской иерархии, независимая структура общественного контроля, подотчетная парламенту. Она будет разрабатывать и следить за выполнением конкретных мер по реформе МВД, займется разработкой новых законов, контролем и отслеживанием общественной реакции на работу полиции.

 

Политическая оценка деятельности полиции и ее руководства будет зависеть главным образом о того, насколько граждане страны и регионов удовлетворены ее работой. Замеры общественного мнения для выявления реального уровня и структуры преступности будут проводиться независимыми исследовательскими компаниями по заказу структуры общественного контроля над полицией.

 

Будет проведена структурная реформа, целью которой будет, во-первых, сокращение аппарата управления, во-вторых, снятие с полиции излишних функций и полномочий, что также приведет к сокращению части ставших ненужными должностей. При этом перераспределение ресурсов и штатных единиц от управленческих должностей в пользу функциональных структур позволит восполнить их нехватку на низовом уровне. Еще одной целью структурной реформы станет разрушение сложившихся внутри подразделений неформальных связей, круговой поруки, препятствующей проникновению в коллективы правовых ценностей.

 

В ходе структурной реформы полиция будет лишена несвойственных ей функций. В частности, резко сократится ее влияние на экономические отношения. Полиция прекратит быть инструментом в конкурентной борьбе, для этого у нее будет отнята часть функций, связанных с выявлением экономических преступлений. После чего будет проведена дискуссия о целесообразности сохранения в структуре полиции отделов по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) как таковых. Это лишит почвы т.н. «силовое предпринимательство» и снизит силовое давление на бизнес. Подразделения вневедомственной охраны также будут выведены из МВД.

 

С оперативных сотрудников будут снята бюрократическая нагрузка, объем статистической отчетности будет снижен в разы. Вместо этой неэффективной системы контроля, подверженной значительным фальсификациям, эффективность работы службы будет контролироваться главным образом «на выходе» – по уровню удовлетворенности граждан.

 

Система ведомственных учебных заведений также будет реформирована. Полный цикл обучения будут проходить только студенты, получающие сугубо полицейские специальности. Институты и факультеты, дублирующие гражданские учебные заведения, будут закрыты либо преобразованы в полицейские школы, где обладатели необходимых полиции гражданских профессий будут проходить дополнительную подготовку для службы в правоохранительных органах.

 

Будет создана муниципальная милиция. Это будут органы охраны правопорядка с функциями профилактики правонарушений и охраны общественного порядка. Они будут в большей части финансироваться из местных бюджетов и подконтрольны гражданам через местные муниципалитеты. При этом функции борьбы с преступностью и расследования преступлений останутся в ведении федеральной полиции.

 

Муниципалитеты получат большую свободу выбора в вопросе функционирования местной милиции. Например, по их решению она может быть создана путем трансформации и переподчинения нынешних подразделений участковых уполномоченных и патрульно-постовой службы или подразделений вневедомственной охраны. Кроме того, они смогут привлекать для обеспечения охраны правопорядка на муниципальном уровне частные охранные предприятия на конкурсной основе и условиях госзаказа.

Справедливые и независимые суды

 

Результатом продолжения судебной реформы будет достигнута реальная независимость судебной системы от исполнительной власти. Суд станет в самом деле третьей ветвью власти. Судьи будут освобождены от бюрократической нагрузки, а также от внешнего влияния со стороны как судебной вертикали, так и силовых органов и исполнительной власти. Одновременно увеличение прозрачности деятельности судов и широкое участие в ней гражданского общества будут мотивировать судей принимать взвешенные, сознательные решения. Все вместе это позволит искоренить существующий обвинительный уклон в судебных решениях и укрепит доверие общества к объективности судебных решений, что является основой для соблюдения гражданского мира.

 

Независимость судебной системы в целом будет достигнута, во-первых, путем передачи кадровых решений о назначении судей от президента (а по сути – от чиновников его администрации) органам судейского сообщества. Мировые судьи и вовсе будут избираться прямым голосованием граждан на местном уровне. Во-вторых, путем достижения финансовой независимости. Судебная система получит возможность самостоятельно распоряжаться выделяемыми бюджетными средствами через судебный департамент – единый для всех ветвей судебной власти вспомогательный орган.

 

Независимость решений судей от судебной вертикали будет достигнута полной отменой института председателей судов, либо радикальным сокращением их влияния. Так, все хозяйственные функции, выполняемые сейчас председателями судов, будут переданы судебным департаментам; техническую организацию работы судов будет выполнять администратор суда, сам не являющийся судьей; работа квалификационной коллегии судей станет публичной и прозрачной. В случае сохранения института председателей судов они будут избираться самими судьями соответствующего суда, кроме того, возможно, на переходный период будет наложен запрет на участие председателей судов в органах судейского сообщества – советах судей и квалификационных коллегиях.

 

Будет проведена профессиональная и общественная дискуссия относительно мер, способных обеспечить независимость судей от органов прокуратуры. Так, на переходный период может быть введен запрет на назначение судьями выходцев из правоохранительной системы. Существующие судьи, вышедшие из следственных органов и органов внутренних дел и участвовавшие в уголовных процессах на стороне обвинения, могут быть на несколько лет отстранены от права рассмотрения уголовных дел.

 

Государственные обвинители будут лишены права обжаловать приговор суда в вышестоящей инстанции: это право останется только у потерпевшей стороны и подсудимого.

 

Судьи будут избавлены от избыточной бюрократической и функциональной нагрузки, что освободит их время и внимание для принятия продуманных, независимых решений. Это может быть достигнуто путем избавления судей от избыточных обязанностей, таких как, например, обязательное устное прочтение всего приговора. Кроме того, имеет смысл принуждать судью изготавливать мотивировочную часть решения только при желании одной из сторон. Количество рассматриваемых одним судьей дел сократится на порядок. Это будет достигнуто благодаря широкому внедрению альтернативных механизмов досудебного разрешения конфликтов, что приведет к снижению количества дел, доходящих до суда. Сократит число дел и реальная отмена «палочной» системы оценки в правоохранительных органах.

 

Одновременно деятельность судебной системы станет доступна для контроля со стороны гражданского общества. Также будет существенно расширено участие представителей гражданского общества в отправлении правосудия, в частности, будет вновь расширен список статей, по которым решение будет выноситься судами присяжных. Оценка деятельности судебной системы и ее высших должностных лиц будет зависеть от уровня доверия к ней со стороны общества. Для восстановления этого доверия судебная система должна будет очистить себя от судей, скомпрометировавших ее неправосудными решениями.

 

Важным шагом на пути к возвращению доверия к судам станет децентрализация судебной системы на основе дальнейшей специализации ее подсистем (в частности, будет отменено слияние Верховного и Высшего арбитражного судов), что приведет к более качественной работе судей.

 

Будет проведена гуманизация системы уголовного права. Основным принципом отправления правосудия станет восстановительный подход к нарушенным общественным отношениям, предусматривающий компенсацию нанесенного ущерба взамен карательных мер.

 

От исполнения наказаний к исправлению

 

Пенитенциарная система России будет не только и не столько исполнять наказания, сколько станет исправительной системой.

 

Система исполнения наказаний в России вместо того, чтобы стать местом исправления, стала фабрикой по производству преступников. В российских тюрьмах и зонах закоренелые преступники, осознанно совершившие тяжкие преступления, содержатся совместно с оступившимися впервые, скорее жертвами обстоятельств, нежели действовавшими во исполнение собственной преступной воли, а также с неправосудно осужденными гражданами. Это приводит к тому, что по окончании срока наказания из тюрем выходят люди с полностью сформированным криминальным сознанием.

 

Реформа пенитенциарной системы четко разделит первые две категории преступников, они будут содержаться раздельно и к ним будут применяться разные методы работы.

 

Целью работы с гражданами, выбравшими именно криминальную сферу своим основным жизненным путем, будет безопасность общества от проникновения преступности. А в условиях жесткой изоляции будут применяться прежде всего психолого-педагогические методики, трудотерапия и другие известные методы для лечения этой части граждан от криминальной зависимости. После освобождения к ним будет применена жесткая система наблюдательных мер, способствующих как ограждению граждан от преступности, так и подавлению криминальных наклонностей граждан, отбывших наказание.

 

Для осужденных, которые совершили нетяжкие преступление впервые, или ставших жертвой социальных обстоятельств, будет разработан и применен комплекс мер, направленных на устранение причин, повлекших преступные деяния. Здесь прежде всего будут применяться современные образовательные программы, программы подготовки и переквалификации кадров, владеющих современными профессиями. В работе с этой категорией осужденных особую роль играет их семья и близкий социальный круг – это будет максимально использовано при их исправлении.

 

Очевидно, что такой подход к исполнению наказаний и исправлению осужденных граждан требует отказа от силового подхода: сейчас сотрудники ФСИН являются сотрудниками внутренней службы, а не госслужащими. Система станет гражданской, и ее основу будут составлять педагоги, психологи и медики.

 

В силу своей специфики служба исполнения наказаний нуждается в постоянном контроле гражданского общества. В настоящее время специально отобранные и назначенные общественники и правозащитники играют серьезную негативную роль в системе, часто провоцируя конфликты и порождая коррупцию. Мы полностью откажемся от системы уполномоченных и назначенных представителей общественности. Любой гражданин России будет иметь право знать, что происходит в учреждениях системы, и лично убедиться в том, что права человека соблюдаются повсеместно в учреждениях системы исполнения наказаний и исправления преступников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.