КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перцентильная шкала
Стандартная шкала В основе ее лежит пропорциональная шкала, а свое название она получила потому, что масштабом в ней служит стандартное (среднеквадратическое) отклонение. Наиболее распространена Т-шкала. При ее использовании средний результат приравнивается к 50 очкам, а вся формула выглядит следующим образом:
В основе этой шкалы лежит следующая операция: каждый спортсмен из группы получает за свой результат (в соревнованиях или в тесте) столько очков, сколько процентов спортсменов он опередил. Таким образом, оценка победителя — 100 очков, оценка последнего — 0 очков. Перцентильная шкала наиболее пригодна для оценки результатов больших групп спортсменов. В таких группах статистическое распределение результатов нормальное (или почти нормальное). Это значит, что очень высокие и низкие результаты показывают единицы из группы, а средние — большинство. Главное достоинство этой шкалы — простота, здесь не нужны формулы, а единственное, что нужно вычислить — какое количество результатов спортсменов укладывается в один п е р ц е н т и л ь (или сколько перцентилей приходится на одного человека). Перцентиль— это интервал шкалы.
29.Нормы и их разновидности. Должностные нормы. Нормой в спортивной метрологии называется граничная величина результата теста,на основе которой производится классификация спортсменов. Существует три вида норм: а) сопоставительные; б) индивидуальные; в) должные. С о п о с т а в и т е л ь н ы е н о р м ы устанавливаются после сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же совокупности. Процедура определения сопоставительных норм такова: 1) выбирается совокупность людей (например, студенты гуманитарных вузов Москвы); 2) определяются их достижения в комплексе тестов; 3) определяются средние величины и стандартные (среднеквадратические) отклонения; 4) значение х±0,5а принимается за среднюю норму, а остальные градации (низкая —высокая, очень низкая — очень высокая) — в зависимости от коэффициента при а. И н д и в и д у а л ь н ы е н о р м ы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. Эти нормы имеют исключительно важное значение для индивидуализации тренировки во всех видах спорта. Должные н о р м ы--- устанавливаются на основании требований, которые предъявляют человеку условия жизни, профессия, необходимость подготовки к защите Родины. Поэтому во многих случаях они опережают действительные показатели. В cпортивной практике должные нормы устанавливаются так: 1) определяются информативные показатели подготовленности спортсмена; 2) измеряются результаты в соревновательном упражнении и соответствующие им достижения в тестах; 3) рассчитывается уравнение регрессии типа у=кх+в, где х —должный результат в тесте, а у — прогнозируемый результат в соревновательном упражнении. Должные результаты в тесте и являются должной нормой; ее необходимо достичь, и только тогда можно будет показать запланированный результат в соревнованиях.
30. Основные понятия квалиметрии. Эвристические и инструментальные приемы квалиметрии. Качественными называются показатели, не имеющие определенных единиц измерения. Таких показателей в физическом воспитании, и особенно в спорте, много: артистичность, выразительность в гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду; зрелищность в спортивных играх и единоборствах и т. д. Для количественной оценки таких показателей используются методы квалиметрии. Квалиметрия — это наука об измерении и количественной оценке качественных показателей. Измерение качества — это установление соответствия, между характеристиками таких показателей и требованиями к ним. При этом требования («эталон качества») не всегда могут быть выражены в однозначной и унифицированной для всех форме. Специалист, который оценивает выразительность движений спортсмена, мысленно сопоставляет то, что он видит, с тем, что он представляет как выразительность. Измерение некоторых качественных признаков может проводиться с помощью различных технических средств. Но для большинства из них такие способы оценки неэффективны. В этом случае целесообразно применять экспертные методы измерения и оценки.
31.Метод экспериментальных оценок. Это метод позволяет с помощью специально выбранной шкалы произвести требуемые измерения субъективными оценками специалистов-экспертов. Такие оценки — случайные величины, они могут быть обработаны некоторыми методами многомерного статистического анализа. Как правило, экспертное оценивание или экспертиза проводится в виде о п р о с а или а н к е т и р о в а н и я группы экспертов. Методика групповой экспертизы включает в себя: 1) формулировку задач; 2) отбор и комплектование группы экспертов; 3) состав ление плана экспертизы; 4) проведение опроса экспертов; 5) анализ и обработку полученной информации.
32. Виды анкетирования. Основные правила составления анкет. Широкое распространение в физической культуре и спорте получил такой метод экспертных оценок, как а н к е т и р о в а н и е. Анкета здесь представлена как последовательный набор вопросов, по ответам на которые судят об относительной важности рассматриваемого свойства или о вероятности свершения каких-либо событий. При составлении анкет наибольшее внимание уделяется четкой и осмысленной формулировке вопросов. По своему характеру они подразделяются на следующие типы: 1) вопрос, при ответе на который необходимо выбрать одно из заранее сформулированных мнений (в некоторых случаях каждому из этих мнений эксперт должен дать количественную оценку в шкале порядка); 2) вопрос о том, какое решение принял бы эксперт в определенной ситуации (и здесь возможен выбор нескольких решений с количественной оценкой предпочтительности каждого из них); 3) вопрос, требующий оценить численные значения какой-либо величины. Опрос может проводиться как очно, так и заочно в один или несколько туров.
33. Понятие об управлении и спортивной тренировке.
34. Контроль в спортивной тренировке. В зависимости от степени устойчивости обусловленных тренировочной работой функциональных изменений организма выделяются три качественно различающихся типа состояний организма спортсменов: 1. Оперативные состояния, которые формируются под влиянием отдельных двигательных действий, являются крайне неустойчивыми и быстро изменяющимися. Эти состояния учитываются при детальном программировании отдельных тренировочных занятий - планировании характера и продолжительности упражнений, интенсивности их выполнения, продолжительности и характера интервалов отдыха и т. п. 2. Текущие состояния, которые изменяются изо дня в день под влиянием одного или нескольких занятий, различающихся по объему, интенсивности, направленности. Эти состояния организма спортсмена определяют характер построения ближайших тренировочных занятий, величину и направленность тренировочной нагрузки в них, содержание и объем восстановительных мероприятий. 3. Этапные состояния, которые являются следствием кумулятивного тренировочного эффекта и сохраняются относительно длительно на том или ином этапе подготовки спортсмена. Для измерения и оценки этих типов функциональных состояний, развивающихся в процессе спортивной тренировки, применяются адекватные их содержанию виды контроля. Оперативный контроль направлен на диагностику динамики показателей состояния организма спортсмена в ходе отдельного тренировочного занятия. Текущий контроль проводится для определения тех изменений в состоянии организма, которые произошли в результате воздействия одного или нескольких занятий в течение тренировочного дня или тренировочного микроцикла. Задачей и содержанием этапного контроля выступают измерение и оценка изменений в состоянии организма, произошедших под воздействием тренировочных макроциклов (этапов) годичного цикла тренировки. Результаты всех видов контроля позволяют оценить эффективность тренировочных воздействий, установить степень функциональной готовности к дальнейшей тренировочной работе и при необходимости внести соответствующие коррективы в реализуемые тренировочные программы. Благодаря качественному своеобразию решаемых задач контроль представляет относительно самостоятельное звено в общей системе управления тренировочным процессом.
35. Общие требования к контролю физической подготовленности. Контроль за физической подготовленностью включает измерение уровня развития скоростных и силовых качеств, выносливости и физической работоспособности, ловкости, гибкости, равновесия и т. п. Возможны три основных варианта тестирования: 1) комплексная оценка физической подготовленности с использованием широкого круга разнообразных тестов (например, измерение достижений в комплексе ГТО); 2) оценка уровня и структуры какого-либо одного качества (например, выносливости у бегунов); 3) оценка уровня одного из проявлений качества (например, скоростной выносливости у бегунов). Дополнительными требованиями к тестам физической подготовленности являются следующие: 1) техника выполнения тестов должна быть сравнительно простой и не оказывать существенного влияния на их результат; 2) тесты должны быть освоены настолько хорошо, чтобы при их выполнении основное внимание было бы направлено на достижение максимального результата, а не на стремление выполнить задание технически правильно.
36. Комплексная оценка физической подготовленности.
37. Контроль развития скоростных способностей.
Скоростные качества спортсменов проявляются в способности выполнять движения в минимальный промежуток времени. Принято выделять э л е м е н т а р н ы е и к о м п л е к с н ы е формы проявления скоростных качеств. Показателями элементарных форм являются: 1) время простой реакции; 2) время одиночного движения; 3) частота (темп) локальных движений. Показатели комплексных форм — это время выполнения различных спортивных движений. Контроль за временем реакции. Время выполнения любого упражнения обычно складывается из двух величин: времениреакции (ВР) и в р е м е н и д в и ж е н и я (ВД). В лабораторных условиях измерение ВР проводится с помощью х р о н о р е ф л е к с о м е т р о в. Сигнал (звуковой, световой или тактильный) должен быть стандартным. Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно. В л а б о р а т о р н ых у с л о в и я х в р е м я р е а к ц и и в ы б о р а (ВРВ) измеряют так: спортсмену предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Длительность экспозиции каждого слайда и временные интервалы между экспозициями должны быть стандартизированы. Оценив ситуацию, спортсмен реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием. Результаты такого тестирования будут ВР и точность принятого решения (за эталон точности принимается согласованное мнение экспертов о том, как необходимо действовать в данной ситуации).
38. Контроль развития быстроты движений. Контроль за быстротой движений. Измерение времени максимально быстрых движений осуществляется двумя способами:ручным (с помощью ручного пружинного или электронного секундомера) и автоматическим (с помощью электромеханических спидографов, фотоэлектронных установок, лазеров и т. п.). Регистрация времени ручным секундомером наиболее проста, но имеет ряд недостатков: значительную погрешность; зависимость результатов измерений от умения и ВР секундометриста (оно у некоторых из них весьма вариативно). Результат измерения— это сумма ВР и ВД, но узнать их значения при измерении ручным секундомером нельзя. Нельзя также измерить мгновенное значение скорости в любой точке движения. И наконец, наиболее существенный недостаток: такой секундомер нельзя включить в автоматизированную систему контроля.
39. Контроль развития силовых способностей.
Способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений называют силовыми качествами. От уровня их развития зависят достижения практически во всех видах спорта, и поэтому методам контроля и совершенствования силовых качеств уделяется значительное внимание. При контроле за силовыми качествами обычно учитывают три группы показателей 1. Основные — а) мгновенные значения силы в любой момент движения, в частности максимальную силу; б) среднюю силу. 2. Интегральные — импульс силы. 3. Дифференциальные — градиент силы. М а к с и м а л ь н а я с и л а весьма наглядна, но в быстрых движениях сравнительно плохо характеризует их конечный результат (например, корреляция между максимальной силой отталкивания и высотой прыжка может быть близка к нулю). Согласно законам механики конечный эффект действия силы, в частности достигнутое в результате изменение скорости тела, определяется импульсом силы. Графически — это площадь, ограниченная кривой F (t). Если сила постоянна, то импульс —это произведение силы на время ее действия. При численных расчетах импульса силы производится операция интегрирования, поэтому этот показатель называется интегральным. Наиболее информативен импульс силы при контроле за ударными движениями (в боксе, по мячу и т. п.). С р е д н я я с и л а — это условный показатель, равный частному от деления импульса силы на время ее действия. Введение средней силы равносильно предположению, что на тело в течение того же времени действовала постоянная сила (равная средней). Различают два способа регистрации силовых качеств: 1) без измерительной аппаратуры (в этом случае оценка уровня силовой подготовленности проводится по тому наибольшему весу, который способен поднять или удержать спортсмен); 2) с использованием измерительных устройств—динамометров или динамографов. Все измерительные процедуры проводятся с обязательным соблюдением общих для контроля за физической подготовленностью метрологических требований.
40. Основные методы контроля технического мастерства спортсмена. Визуальный и инструментальный контроль. Контроль за технической подготовленностью, или за техническим мастерством (ТМ), заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения. Различают два основных метода контроля за ТМ: визуальный и инструментальный. Визуальный контроль ТМ может проводиться как в ходе непосредственных наблюдений за действиями спортсмена, так и с помощью видеомагнитофонной техники. Второй способ в последнее время становится все более распространенным. Это связано с возможностью: 1) документально зафиксировать движения спортсмена (а при наличии нескольких видеокамер — с разных точек);2) при систематической записи иметь видеотеку движений спортсмена и анализировать его ТМ в динамике; 3) использовать стоп-кадр, а также замедленно воспроизводить записанные движения, что повышает достоверность их анализа; 4) устранить влияние соревновательной обстановки на результаты наблюдений. Даже опытный эксперт, наблюдая за спортсменом на соревнованиях, может ошибаться в оценке его движений (действий) вследствие эмоционального возбуждения, увлеченности каким-то моментом и т. п. И н с т р у м е н т а л ь н ы й к о н т р о л ь за ТМ предназначен для измерения биомеханических характеристик техники движений*. Регистрации подлежат время, скорость и ускорение движения в целом или его отдельных фаз (рис. 36), усилия, развиваемые при выполнении движений (рис. 37), положение тела или его сегментов (рис. 38). Выбор каждого из регистрируемых показателей определяется мерой их информативности.В практике современного спорта в большинстве случаев регистрация показателей техники и их анализ разделены временным интервалом (иногда очень значительным).
41. Обследование соревновательной деятельности спортсменов.
42. Способы регистрации и обработка результатов регистрации. Графическое представление результативности. Различают несколько методов контроля соревновательной деятельности. Наиболее распространенный — экспертная оценка качества выполнения любого соревновательного упражнения. Тренер оценивает выступления спортсменов на соревнованиях в соответствии с метрологическими требованиями к экспертизе Кроме того, состязания записывают на видеомагнитофон; действия спортсменов стенографируют или измеряют с помощью различного рода приборов. В последнее время все большее распространение получает автоматическая регистрация различных показателей соревновательной деятельности с немедленной обработкой данных на ЭВМ. При этом мера информативности показателей определяется в ходе сопоставления их численных значений с результатами соревнований, которые в этом случае используются в качестве главного критерия. Вычислительные операции заключаются в расчете коэффициентов корреляции между этим главным критерием (результатом соревнований) и показателями (элементами соревновательного упражнения)
43. Этапное состояние спортсмена. Устойчивое (этапное) состояние можно поддерживать относительно долго: недели или даже месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного момента тренировки) подготовленности – спортивной формой. Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его. Этапное состояние является следствием многих тренировочных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. Поэтому справедливо утверждение, что в основе этапных состояний лежит кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).
44. Текущее состояние спортсмена. Текущая готовность. Текущее состояние характеризуется повседневными колебаниями уровня подготовленности (этапного состояния) спортсменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень. Но обычно такие изменения устраняются в интервалах отдыха между занятиями. В их основе лежит отставленный тренировочный эффект (ОТЭ). Текущее состояние спортсмена определяет нагрузку тренировочных занятий в микроцикле тренировки. Частный случай текущего состояния, характеризующийся возможностью показать в ближайшие дни в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется текущей готовностью.
45. Оперативное состояние. Оперативная готовность. Состояние спортсмена в момент выполнения упражнения (или сразу же после его окончания) называется оперативным. Оно неустойчиво и быстро изменяется после отдыха между повторениями упражнения или снижения нагрузки в нем. Оперативное состояние изменяется в ходе тренировочного занятия. Этими изменениями тренер может управлять, если будет правильно планировать длительность и интенсивность упражнений, интервалы отдыха, число повторений. Готовность показать в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется оперативной.
46. Метрологические требования к тестам оценивающих двигательные способности и их добротность.
47. Методы контроля величины соревновательной и тренировочной нагрузки. Величина нагрузки определяется двумя способами: 1) через величину механической работы, выполненной спортсменом; 2) по показателям функциональных реакций организма на эту работу. При этом во втором случае важна не только интенсивность реакции, но и их длительность. В теории спорта величина нагрузки определяется как произведение ее объема на интенсивность. Основными показателями объема нагрузки являются: 1) количество тренировочных дней в микроцикле; 2) количество тренировочных занятий; 3) время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность Соревновательная нагрузка и методы ее контроля. Соревновательная нагрузка измеряется следующими показателями: 1) количеством соревнований на каждом из этапов тренировки; 2) количеством стартов на этих соревнованиях. В целом наиболее достоверное суждение о длительности удержания спортивной формы может быть сделано по значениям трех критериев: 1) результатам официальных соревнований; 2) результатам контрольных соревнований; 3) данным тестирования в стандартных условиях.
48. Содержание и организация этапного контроля состояния спортсмена. Устойчивое (этапное) состояние можно поддерживать относительно долго: недели или даже месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного момента тренировки) подготовленности — с п о р т и в н о й формой. Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его. Этапное состояние является следствием многих тренировочных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. Поэтому справедливо утверждение, что в основе этапных состояний лежит, кумулятивный т р е н и р о в о ч н ы й эффект (КТЭ). Цель этапного контроля — получить информацию, на основании которой можно составить планы подготовки на период, этап или какой-то другой относительно длительный срок. Программа этапного контроля формируется следующим образом: Один блок (батарею) составляют общие для многих видов спорта неспецифические тесты. Они предназначены для оценки физического состояния спортсмена (см. главу 11). В лабораторных условиях измеряется длина и масса тела, а также объемы жировой и мышечной ткани (см. табл. 7). Здесь же в покое определяются базовые показатели здоровья спортсменов (по составу крови и мочи, форме ЭКГ, состоянию важнейших систем организма). Затем спортсмен бежит на тредбане или вращает педали велоэргометра до полного утомления («до отказа»); интенсивность выполнения задания ступенчато возрастает. При организации этапного контроля следует на всех этапах подготовки использовать одни и те же тесты (такие тесты называют сквозными). В этом случае можно получить динамику показателей и проанализировать ее. Но в некоторых случаях целесообразно дополнять эту батарею другими тестами. По их результатам проверяют решение специфических задач этапа.
49. Содержание и организация текущего контроля состояния спортсмена.
Текущее состояние характеризуется повседневными колебаниями уровня подготовленности (этапного состояния) спортсменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень. Но обычно такие изменения устраняются в интервалах •отдыха между занятиями. В их основе лежит отставленный т р е н и р о в о ч н ы й эффект (ОТЭ). Текущее состояние спортсмена определяет нагрузку тренировочных занятий в микроцикле тренировки. Частный случай текущего состояния, характеризующийся возможностью показать в ближайшие дни в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется текущ е й г о т о в н о с т ь ю. Основная задача текущего контроля — сбор и анализ информации, необходимой для планирования нагрузок или их коррекции в микроциклах тренировки. Главным в таком подходе является выбор метрологически корректных тестов текущего контроля. Информативность их определяется на основе сопоставления ежедневной динамики результатов в тестах со следующими критериями: 1) достижениями в комплексе тестов;2) показателями выполняемой тренировочной нагрузки.
50. Содержание и организация оперативного контроля состояния спортсмена
Состояние спортсмена в момент выполнения упражнения (или сразу же после его окончания) называется оперативным. Оно ями упражнения или снижения нагрузки в нем. Оперативное состояние изменяется в ходе тренировочного занятия. Этими изменениями тренер может управлять, если будет правильно планировать длительность и интенсивность упражнений, интервалы отдыха, число повторений. Готовность показать в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется о п е р а т и в н о й. Основная задача оперативного контроля — экспресс-оценка состояния, в котором находится спортсмен в момент или сразу по окончании упражнения (серии упражнений, занятия). В содержание этой разновидности контроля входит также срочная оценка техники упражнений и тактики. Оперативный контроль является наиболее важным, так как по его результатам судят в соответствии реального срочного тренировочного эффекта (СТЭ) запланированному. Анализ показывает, что в оперативном контроле и планировании можно условно выделить три этапа. На первом основное внимание уделялось тому, что должен выполнить спортсмен на тренировочном занятии. Второй этап характерен тем, что наряду с описанием методики выполнения упражнений в конспектах стали появляться указания о должных нормах тренировочных эффектов. Третий этап развития методики оперативного контроля и планирования. Вначале задаются должные тренировочные эффекты, а затем подбираются тренировочные средства и методы, которые позволяют достичь их. В связи с этим к тестам и методике оперативного контроля, которые должны подтверждать достижения запланированных СТЭ, предъявляются очень жесткие требования. Если условия позволяют, то контроль осуществляется непосредственно по ходу выполнения упражнения. Если нет — то сразу же по его окончании
51. Модельные характеристики и их разновидности. Различают к о н с е р в а т и в н ы е и н е к о н с е р в а т и в н ы е модельные характеристики. Первые из них обусловлены генетическими (врожденными) факторами; повысить в них результаты можно только до предела, ограниченного индивидуальными возможностями спортсмена. Например, к консервативным показателям относят длиннотные размеры тела, максимальную скорость бега, максимальное потребление кислорода. Консервативные показатели являются основными, и на их результатах должен прежде всего строиться отбор. Каждый из рассмотренных выше модельных показателей может быть компенсируемым и некомпенсируемым. Компенсируемыми называются модельные характеристики, низкий уровень которых компенсируется высоким уровнем других характеристик. Большинство модельных показателей относятся к ч а с т и ч н о компенсируемым. Модельные характеристики и их значения необходимо рассматривать как ориентиры, которых должны достичь дети на разных этапах подготовки.
52. Прогнозирование спортивной одаренности. При прогнозировании спортивной о д а р е н н о с т и исходят из того, что определенное сочетание двигательных и психологических способностей, а также анатомо-физиологических задатков создает потенциальную возможность для достижения высоких спортивных результатов в конкретном виде спорта. Прогноз спортивной одаренности проводится на основе изучения: 1) стабильности показателей;2) наследственных влияний на их результаты. С т а б и л ь н о с т ь показателей характеризуется тем, что дети, показывающие лучшие результаты в раннем возрасте, сохранят это преимущество все последующие периоды жизни. Значение показателя в детские годы называется ювенильным, в конце наблюдаемого периода — дефинитивным. По величине коэффициентов Существует несколько способов изучения влияния наследс т в е н н о с т и на спортивные результаты. Первый — исследование биографий спортивных семей (отец и сын Тер-Ованесяны, братья Дьячковы, Белоглазовы и т. д.). Высокие результаты в спорте родственников обусловливаются, по-видимому, и наследственностью, и спортивным воспитанием в семьях. Второй метод — расчет коэффициентов корреляции между результатами родителей и детей, показанных в одном и том же возрасте. Третий, наиболее эффективный метод — исследование спортивных достижений близнецов.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 3603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |