Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В двигательной подготовке. Измерения для контроля и исследований




Измерения для контроля и исследований

Физическом воспитании и спорте

Измерительные методики и ТСО в

Рекомендуемая литература

1. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии.–М.: ФиС, 1979.

2. Спортивная метрология: Учебн. для институтов физ. культ. / Под общ. ред. В.М. Зациорского.–М.: ФиС, 1982.

3. Годик М.А. Спортивная метрология.–М.: ФиС, 1988.

4. Коренберг В.Б. Учебный словарь-справочник по спортивной метрологии. –Малаховка: МГАФК, 1996.

5. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология.–М.: ACADEMA, 2000.

6. Коренберг В.Б. Лекции по спортивной метрологии: Лекции 1 и 2.–Малаховка: МГАФК, 2001.

7. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник.–М.: ФиС, 2004.

8. Губа В.П. и др. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике /Губа В.П., Шестаков М.П., Бубнов Н.Б., Борисенков М.П.– М.: ФиС, 2006.

Глава 3

3.1. Измерения для контроля и исследований в двигательной подготовке (45).

3.2. Общие основы методики измерений (47).

3.3.Неинструментальные измерения (49). 3.2.1. Возможности, недостатки и преимущества неинструментальных измерений(49). 3.2.2. Технология неинструментальных измерений (51).

3.4. ТСО, применяемые в двигательной подготовке (55). 3.3.1. Тренажеры (55). 3.3.2. Аудиовизуальные средства информации, обучения, демонстрации (58).

3.5. Приложения (60).

Для чего нужны измерения в спорте? Как велика их роль? Ответить на эти вопросы совсем не просты. Поскольку здесь нецелесообразно обстоятельно, подробно раскрывать эту тему, кратко рассмотрим лишь некоторые из основных частей проблемы.

Конечно — на первый взгляд — в спорте измерения нужны в первую очередь для того, чтобы узнать те или иные параметры тела и его движений. Например, совершенно очевидно, что необходимо определять вес, результаты в прыжках в длину, время, затраченное на преодоление дистанции. Без таких измерений невозможно проводить соревнования, а потому и спортивную подготовку.

Но ведь речь идет не только об этих требуемых правилами соревнований измерениях — их необходимость настолько очевидна, что не нуждается в обосновании. Речь главным образом о совсем другого рода измерениях (условно назовем их «измерениями 2-го рода»), совсем не интересных для судей и зрителей на соревнованиях. Имеются в виду измерения тех характеристик и параметров тела, его телодвижений и движений, функционирования органов, тканей и их систем, которые нужны для сохранения здоровья человека, занима­ющегося физической (телесной) культурой, или, тем более, спортс­мена для возможно более обоснованного, оптимизированного управления развитием его организма, двигательных навыков и умений.

Это измерения, например, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), состава тела, кислородной емкости крови, максимального потребления кислорода (МПК), кровяного давления, ЧСС и его динамики, температуры тела, электрического потенциала в репрезентативных точках тела, содержания и динамики гемоглобина или лактата (молоч­ной кислоты) в крови, работоспособности, композиции мышц, их элект­рических потенциалов (электромиография — ЭМГ), скорости и ускорения контрольной точки тела, величины и направления реакции опоры, динамики угла в рассматриваемом суставе при выполнении систем движений (например, при поднимании штанги), момента инерции тела, продолжительности конкретного движения и др.

В зависимости от того, насколько содержательно, грамотно и точно проведены такие измерения, тренер, спортсмен, врач, принимают в большей или меньшей степени правильные решения относительно дальнейшего хода подготовки. Принимаются решения о нагрузках, о составе и структуре техники двигательных действий, о формировании и коррекции навыков, о тактике решения двигательных задач, о профилактических и реабилитационных мероприятиях.

Многих смущает то обстоятельство, что в обычной практике физического (двигательного) воспитания и спортивной подготовки тренеры (преподаватели, инструкторы) и занимающиеся, во-первых, не имеют возможности проводить измерения (кроме самых примитивных: ручными секундомерами, рулеткой) и, во-вторых, легко и без видимого ущерба обходятся без них. То же они наблюдают у своих коллег. И чаще всего следует легкомысленный вывод о неоправданности, бесполезности «2-го рода» измерений в практике физического воспитания или спортивной работы — в соответствии с «озвученным» Фонвизиным принципом: «а чего не знает Митрофанушка, того дворянину и знать не надобно». К сожалению, такой взгляд очень широко, даже чересчур широко распространен.

В действительности дело обстоит иначе. Да, можно обойтись (хотя бы потому, что не имеешь представления о том положительном эффекте, который можно получить, если разумно и умело пользоваться измерениями, и потому не видишь, как много теряешь). Конечно, в принципе можно обойтись без телефонной связи, телевидения, автотранспорта — чаще ходить в гости, переписываться, читать газеты, ходить в кинотеатры, ездить на лошадях. И еще в первой четверти ХХ века это считалось нормальным, не видели особой пользы в телефоне, автомобиле, — привычно обходились без них, считая, что все в порядке. А о телевидении еще и не подозревали, и потому в нем не нуждались. В свое время в часах не было даже минутной стрелки. Так и с измерениями. Нужно научиться их проводить и пользоваться их результатами, только после этого приходит настоящее понимание их полезности и потребность в них.

Измерения нужны, в частности, для разработки норм и для построения так называемых «моделей спортсменов» и «эталонных» моделей осуществления спортивных двигательных действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.