КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТСО, применяемые в двигательной подготовке
3.4.1. Тренажеры. Понятие «тренажер» довольно расплывчато, неоднозначно. Иногда тренажером называют даже гантели с пружинами, эспандер, массажер. Другие считают, что тренажер обязательно должен обеспечивать обратную связь. Так как общепринятого понимания этого термина нет, предлагается следующее определение (оно не вполне удовлетворительно, но другие, пожалуй, еще менее удачны). Тренажерами принято называть конструктивно достаточно сложные устройства, используемые для получения опосредуемых ими тренирующих воздействий. Если размеры устройства велики, говорят «тренажерная установка». Тренажеры создают в той или иной степени управляемую «искусственную среду» для целевой двигательной активности. Тренажер обычно закреплен независимо от занимающегося. Он всегда имеет некоторый механический каркас и механические части, которые воспринимают усилия занимающихся, а в некоторых тренажерах также направляют и (или) дозируют движения по силе, скорости, их распределению в пространстве и времени). Совсем простые устройства, как, например, гантели, штанга, гимнастическая палка, отягощения, амортизаторы и т.п. не следует считать тренажерами. Этот вид оборудования сравнительно недавно, но все более широко распространяется на спортивных базах разного уровня и даже в личном жилье. Можно полагать, с каждым годом тренажеров будет все больше, и они будут все более совершенными. Сильная сторона тренажеров в том, что с их помощью можно осуществлять адресное локальное (местное) и хорошо нормированное тренирующее воздействие на опорно-двигательный аппарат. Особенно перспективны тренажеры с обратной связью, особенно компьютеризованные. На таких тренажерах можно выполнять двигательные задания со сложной программой, легко осуществлять работу в заданном режиме, дозировать ее с учетом многих факторов. Существуют тренажеры с управляемым режимом сопротивления, что позволяет приблизить характер работы на тренажере к характеру работы при выполнении соревновательного двигательного действия (Ю.Т. Черкесов и его последователи). Известное распространение получили так называемые «изокинетические» тренажеры (с задаваемой постоянной скоростью; название изокинетические условно, поскольку развиваемая в движении мощность меняется). Можно полагать, в скором времени получат распространение тренажеры типа «скелетон», относящиеся к классу императивных («принуждающих») тренажеров, один из пионеров создания и обоснования которых С.П. Евсеев. Вполне вероятно появление в недальнем будущем принципиально новых типов и даже классов тренажеров, чему способствуют развитие электронной техники и рост интереса спортсменов и вообще населения к физическим упражнениям с использованием тренажеров. Тренажеры создают особые, регулируемые внешние условия двигательной активности: для активных движений или активных сопротивлений. Тренажеры стимулируют и направляют усилия занимающегося и величину этих усилий, позволяя направленно развивать его целевые моторные возможности. Поэтому использование тренажеров создает возможность избирательно воздействовать на организм и существенно интенсифицировать тренировочный процесс. Это одно из назначений тренажеров. Кроме того, некоторые тренажеры позволяют имитировать упражнения, для обычного выполнения которых нужны специальные спортивные сооружения или особые участки природной местности, удаленные от занимающихся или недоступные ему. Существуют также двигательные тренажеры, способствующие формированию и совершенствованию целевых двигательных навыков. Тренажеры направленно создают особую среду для осуществления некоторой целевой двигательной активности. Закрепился термин «искусственная среда» (он не очень удачен: ведь стадион, волейбольная площадка, спортзал тоже отнюдь не естественная среда; гимнастические снаряды тоже не тренажеры). Искусственная среда — внешние условия выполнения двигательных заданий, в значительной мере создаваемые искусственными устройствами, и потому существенно отличающиеся от естественных условий с точки зрения выполнения этих заданий: эти условия либо затрудняют, либо облегчают, либо направляют движения и их системы, позволяя выполнять их с параметрами, недостижимыми этим человеком в естественных условиях. Управляемая искусственная среда — искусственная среда, параметры которой можно по желанию изменять, тем самым направленно меняя условия выполнения двигательного задания. Управление может быть более или менее оперативным, оно может в большей или меньшей степени изменять влияющие на двигательную активность занимающегося параметры среды (т.е. внешних условий выполнения задания). Тренажеры, функция которых ограничена обеспечением динамического сопротивления движениям или облегчения их выполнения, назовем простыми, как бы ни были они сложны по конструкции. Обычно задаваемые сопротивление или облегчение можно в широких пределах регулировать. Таких тренажеров много в тренажерных залах (в их число входят, например, простейшие велоэргометры). По конструкции простые тренажеры могут быть механические, пневматические, гидравлические, электромагнитные устройства. Но бывают тренажеры и с более сложными функциями. Так, существуют тренажеры, принудительно (посредством механических направляющих и ограничителей) определяющие траектории (направление и размах) движений. Их используют для формирования или совершенствования тех компонентов конкретного двигательного навыка, которые обеспечивают нужные пространственные характеристики соответствующей системы движений. Иногда к этим функциям добавляют функцию принудительного движения (тренажеры типа «скелетон», снабженные электродвигателями), так что занимающийся выполняет пассивные телодвижения в принудительном темпе и ритме, заданной формы, с заданной скоростью и ускорением, «привыкая» к этим диктуемым ему параметрам движений и телодвижений, к определенным восприятиям, затем без тренажера стараясь воспроизвести их уже активно. Упомянутые типы тренажеров можно соответственно назвать тренажерами с кинематическим и динамическим принуждением. К тренажерам с кинематическим принуждением можно отнести и третбан («бегущую дорожку»). Дорожка тредбана может быть горизонтальной и наклонной, что обеспечивает различную нагрузку в каждом шаге и разную технику беговых шагов. Обычно скорость дорожки можно задавать в довольно широких пределах, что позволяет на ней ходить либо бежать (или даже передвигаться прыжками на одной или двух ногах) со скоростью, соответствующей скорости дорожки. Тренажеры могут быть оснащены системами, обеспечивающими информацию о ходе и даже некоторых результатах работы на них. Это может быть информация об оказываемом сопротивлении, о скорости движений (темпе работы: частота шагов, количество оборотов педалей), силе ударов, ЧСС, кровяном давлении частоте дыхания и др. Такие тренажеры называют тренажерами с обратной связью. Получаемая информация позволяет гораздо точнее дозировать и регулировать физическую нагрузку. Особый класс тренажеров — вибротренажеры, работа с которыми требует частотной настройки опорно-двигательного аппарата. Работа в таком режиме оказывает сильное влияние на организм: позволяет развить локальные силовые возможности, заживить травму, повысить подвижность в упражняемом суставе. К тренажерам относятся визуальные, звуковые и даже механические лидеры, задающие скорость, темп или даже ритм движениям двигательной активности занимающегося. Следует отметить, что большинство тренажеров могут быть использованы также и для тестирования в целях проведения контроля или научных исследований. 3.4.2. Аудиовизуальные и компьютерные средства информации, обучения, демонстрации. В сфере спорта и физического воспитания эти средства находят все более широкое применение и распространение, что связано, в первую очередь, с их совершенствованием и относительным удешевлением. Правда, существенное совершенствование ведет не только к повышению качества их работы и к появлению новых возможностей применения, но часто и к значительному их подорожанию, делая для большинства заинтересованных потребителей нерентабельными или вообще недоступными. К техническим средствам обучения относят обычные (аудио-) и видеомагнитофоны, телевизоры, кино- и видеокамеры, соединение видеокамеры с телевизорами, различные проекторы, работающие на просвет пленки и на отражение изображений, а в последние годы появились проекторы, демонстрирующие изображение, считываемое из памяти компьютера. Но наиболее динамично развивается применение компьютеров: их используют для создания легко доступной базы данных, для контроля знаний (применяют программы собственно контроля знаний и фиксации его результатов), для обучения теории той или иной учебной дисциплины, для статистической обработки данных наблюдений или измерений учебного или исследовательского характера, для биомеханического анализа материалов видеосъемки спортивной двигательной активности (системы видеокомпьютерного анализа), для сложного монтажа видеоизображений, для создания сложных неподвижных и движущихся изображений средствами компьютерной графики, для автоматизированного планирования учебно-тренировочного процесса (с применением так называемых экспертных программ). Управление этими устройствами, приборами, установками во многих случаях можно осуществлять с портативных переносных пультов, что позволяет преподавателю или докладчику обойтись без ассистента-оператора. Естественно, демонстрационные средства используются для иллюстрации докладов, сообщений, иногда для оповещения о тех или иных мероприятиях или административных действиях. В качестве информационных средств для оповещения зрителей и участников соревнований применяют радиоустановки, портативные громкоговорящие устройства (микрофон+усилитель+динамик+химические электрические элементы), различного рода световые табло и экраны. В последние годы быстро развивается разностороннее использование для научных и учебных целей мощной информационной системы, называемой Всемирной компьютерной сетью «Интернет». Уже в настоящее время «Интернет» в существенной мере заменяет научные библиотеки и научные периодические издания. Постепенное освоения «Интернета» происходит и в России, этот процесс пока заметно сдерживается недостаточной компьютеризацией и финансовыми трудностями. Однако можно полагать, что уже в ближайшей перспективе и в России работа в «Интернете» займет должное место как в научно-теоретической и научно-исследовательской работе, так и в системе образования, особенно — так называемого дистанционного образования и самообразования («послешкольного», «послевузовского»). Конечно, функционирование системы «Интернет» не лишено серьезных недостатков, но неоспоримы преимущества ее систематического использования. Можно полагать, использование специально сформированных комбинированных видеорядов (материалов видеосъемки, компьютерной графики, графических, звуковых и оформленных титрами комментариев) сделает аудиовизуальные компьютеризованные установки, в том числе связанные с интернетом, мощным средством повышения теоретической и технической подготовки спортсменов и занимающихся в системе физического воспитания.
Приложения
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |