Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный контроль и надзор за




Применение технических регламентов

Порядок разработки технического регламента

Структура технического регламента

Понятие о технических регламентах

Понятие о техническом регулировании

И СЕРТИФИКАЦИИ

ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ

КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Техническое законодательство — совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объ­ектам: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор) за соблюдением установлен­ных требований.

Эффективно работающий мировой рынок — это эконо­мическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ре­сурсы, информация туда, где для них складываются более выгодные условия. Создание такого рынка возможно, если государства будут принимать меры, направленные на устранение тарифных и технических (нетарифных) барьеров, под техническим барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных (зарубежных) стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответству­ющий рынок.

В практике очень много искусственно создаваемых технических барьеров для России, не являю­щейся членом ВТО. Очень часто они возникают из-за от­сутствия соглашений о взаимном признании результатов оценки соответствия. Например, к нашей бытовой технике (автомобилям, холодильникам), поступающей на европей­ский рынок, часто предъявляют по отдельным характери­стикам более жесткие требования, чем к продукции других европейских стран, несмотря на наличие сертификатов со­ответствия, выданных международно признанными органа­ми по сертификации и признаваемых в странах ЕС.

Объектами технического регулирования являются про­дукция, процессы жизненного цикла продукции, работы и услуги.

В общем виде техническое регулирование — это право­вое регулирование отношений в области установления и применения требований (обязательных и рекомендуемых) к указанным техническим объектам и в области оценки со­ответствия установленным требованиям.

Субъектами технического регулирования являются:

1) органы власти (Правительство и министерства РФ);

2) органы государственного контроля (надзора) за со­блюдением требований технического законодательства (фе­деральные службы по надзору);

3) органы по сертификации (более 1100 ед. в рамках обязательной сертификации системы ГОСТ Р), аккредито­ванные испытательные лаборатории (более 2500 ед.);

4) субъекты хозяйственной (предпринимательской дея­тельности);

5) разработчики технических законов и стандартов. Безопасность — главный приоритет системы техниче­ского регулирования и обязательное требование.

Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, примене­ния и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевоз­ки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хра­пения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отно­шений в области оценки соответствия.

В этом громоздком определении, представленном в ФЗ о техническом регулировании, просматриваются его глав­ные элементы — правовое регулирование в трех областях:

— установление, применение и исполнение обязатель­ных требований к продукции и процессам ЖЦП;

— установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению ра­бот или оказанию услуг;

— регулирование в области оценки соответствия.

Первый элемент реализуется через принятие и приме­нение технических регламентов на продукцию и правила метрологии; второй — через стандартизацию; третий — че­рез оценку соответствия (сертификацию и декларирование соответствия, государственный контроль и надзор, аккре­дитацию, испытание, регистрацию).

Технический регламент (ТР) — документ, принятый орга­ном власти и содержащий технические требования, обяза­тельные для исполнения.

По мере принятия технических регламентов на те или иные объекты национальные стандарты на эти объекты бу­дут приобретать добровольный характер.

Техническое регулирование осуществляется в соответ­ствии с рядом принципов:

1) независимость органов аккредитации, органов по сер­тификации от изготовителей, исполнителей и приобретателей;

2) недопустимость совмещения полномочий органа го­сударственного контроля и органа по сертификации;

3) недопустимость совмещения одним органом полно­мочий на аккредитацию и сертификацию;

4) недопустимость внебюджетного финансирования го­сударственного контроля (надзора) за соблюдением техни­ческих регламентов. В указанных принципах проводится идея обеспечения независимости субъектов технического регулирования;

5) применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

6) единая система и правила аккредитации;

7) единство правил и методов исследований (испыта­ний) и измерений при проведении процедур оценки соот­ветствия;

8) единство применения технических регламентов неза­висимо от видов или особенностей сделок;

9) недопустимость ограничения конкуренции при осу­ществлении аккредитации и сертификации;

10) соответствие технического регулирования уровню развития национальной и мировой экономики;

11) устранение избыточных барьеров в торговле;

12) недискриминационная основа;

13) гармонизация;

14) взаимное признание результатов оценки соответ­ствия.

Главная цель технического регулирования — принятие технических регламентов. ТР принимаются в целях:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физи­ческих или юридических лиц, государственного или муни­ципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования к содержанию технического регламента. ТР должен содержать:

— исчерпывающий перечень продукции и процессов ЖЦП (производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации), в отношении которых устанавливаются тре­бования ТР;

— правила идентификации объекта технического регу­лирования;

— минимально необходимые требования, обеспечиваю­щие безопасность продукции и процессов ЖЦП.

В ТР в целях его принятия могут также содержаться:

а) правила и формы оценки соответствия (в том числе схе­мы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска;

б) предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования;

в) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правила их нанесения.

Содержащиеся в ТР обязательные требования к про­дукции, процессам ЖЦП, правила и формы оценки соот­ветствия, правила идентификации, требования к термино­логии, упаковке, маркировке или этикеткам (и правилам их нанесения) являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений в соответствующий ТР. Перечисленные требования, не включенные в ТР, а ре­гламентированные иными документами, не могут носить обязательный характер.

Виды технических регламентов. ФЗ о техническом регу­лировании предусмотрены два вида ТР: общие технические регламенты (далее — ОТР); специальные технические регламенты (далее— СТР).

Требования ОТР обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов ЖЦП.

ОТР принимаются по вопросам:

- безопасной эксплуатации зданий, строений, сооруже­нии и безопасного использования прилегающих к ним тер­риторий;

- пожарной безопасности;

- биологической безопасности;

- электромагнитной безопасности;

- экологической безопасности;

- ядерной и радиационной безопасности.

Требования СТР учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и особенности ЖЦП — процессов производства, хранения, перевозки, ре­ализации и утилизации.

СТР устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам ЖЦП, степень риска при­чинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной ОТР.

Среди СТР специалисты выделяют регламенты, рас­пространяющиеся на широкие объекты. Они получили название «макроотраслевые технические регламенты». Примером являются ТР по безопасности низковольтного оборудования (электрооборудования с диапазоном напря­жения до 1000 В). Они охватывают 22 группы продукции (электробытовые приборы, аудиовизуальную технику, элек­трические инструменты и пр.). Данный ТР связывает ОТР по безопасности машин и оборудования и электромагнит­ной совместимости с узкоспециальными регламентами — ОТР по безопасности взрывозащищенного оборудования, ОТР на медицинское оборудование, СТР на радиологическое оборудование и пр.

 

 

В общем случае предлагается следующая структура ТР:

1) область применения регламента и объекты техниче­ского регулирования;

2) основные понятия;

3) общие положения для размещения на рынке Россий­ской Федерации;

4) требования к продукции;

5) применение стандартов (презумпция соответствия);

6) подтверждение соответствия;

7) государственный контроль (надзор);

8) назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регла­мента;

9) переходные положения.

 

 

ТР принимается федеральным законом в установленном порядке, с учетом положений рассматриваемого закона. О разработке ТР должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнитель­ной власти по техническому регулированию — «Вестнике технического регулирования». С момента опубликования данного уведомления проект ТР должен быть доступен за­интересованным лицам для ознакомления. В качестве осно­вы для разработки ТР могут использоваться полностью или частично международные и (или) национальные стандарты.

С учетом полученных замечаний (в письменной форме) разработчик дорабатывает проект ТР, организует публич­ное обсуждение проекта ТР. Внесение субъектом права за­конодательной инициативы проекта федерального закона о ТР в Государственную Думу осуществляется при наличии ряда документов, установленных п. 7 ст. 9 ФЗ о техниче­ском регулировании. На указанный проект Правительство РФ представляет в Государственную Думу отзыв, подго­товленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

В исключительных случаях при возникновении обстоя­тельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, Президент РФ впра­ве издать ТР без его публичного обсуждения.

 

ТР может быть также принят международным догово­ром, подлежащим ратификации в установленном поряд­ке. Один из примеров возможного объекта договора — это условия ввоза на территорию РФ какой-либо группы продукции, инспекция перед отгрузкой, гарантии, правила определения места происхождения товара и пр.

Из ФЗ о техническом регулировании следует, что меж­ду днем публикации об окончании публичного обсуждения проекта ТР и днем вступления в силу закона о ТР прохо­дит значительный промежуток времени, необходимый для внесения проекта закона в Государственную Думу, его рас­смотрения и принятия. В целях недопущения правового вакуума на этот период Правительству РФ до вступления в силу федерального закона предоставлено право издать по­становление о ТР. Закон указывает, что основной правовой формой принятия ТР является федеральный закон.

 

ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения про­дукции; вида осуществляемых процессов ЖЦП; видов и особенностей сделок; физических и юридических лиц, яв­ляющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

В соответствии со ст. 27 ФЗ о техническом регулирова­нии для информирования приобретателя продукции о соот­ветствии требованиям ТР используется знак обращения на рынке. Маркировка знаком производится заявителем (лицом, осуществляющим обязательное подтверждение соответствия) самостоятельно любым удобным для него способом. Условием использова­ния знака служит наличие на продукцию зарегистрирован­ной декларации о соответствии или сертификата соответ­ствия, выданного органом по обязательной сертификации.

ТР, принимаемый федеральным законом или постановле­нием Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

В целях обеспечения соответствия ТР техническим интересам национальной экономики, уровню развития мате­риально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Пра­вительством РФ утверждается Программа разработки ТР, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

Правительство РФ организует постоянный учет и ана­лиз всех случаев причинения (вследствие нарушения тре­бований ТР) вреда жизни и здоровью граждан; имуществу юридических лиц, государственному или муниципально­му имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений. На основе собранных материалов приобретатели, изготовители и продавцы информируются о ситуации в области соблюдения требований ТР.

соблюдением требований технических регламентов

Государственный контроль и надзор (далее — ГКиН) осуществляется следующими субъектами: федеральными органами исполнительной власти; органами исполнитель­ной власти субъектов РФ; государственными учреждения­ми, уполномоченными на проведение ГКиН (в соответствии с законодательством).

ГКиН осуществляется в отношении продукции и про­цессов ЖЦП исключительно в части соблюдения требова­ний соответствующих ТР и исключительно на стадии об­ращения.

Органы ГКиН вправе:

— требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие ТР (деклара­ции о соответствии или сертификата о соответствии);

— выдавать предписания об устранении нарушений ТР в установленный срок;

— принимать решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов ЖЦП, если иными мерами невозможно устранить наруше­ния ТР;

— приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;

— привлекать изготовителя (продавца) к ответственно­сти, предусмотренной законодательством РФ.

За нарушение требований ТР изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законода­тельством РФ.

1.7. Разработка технических регламентов в рамках «переходного положения»

Правительство РФ распоряжением от 06.11.2004 утверди­ло Программу разработки технических регламентов на 2004-2006 гг. и поручило Минпромэнерго России обеспечить:

— финансирование в 2004—2006 гг. в установленном по рядке разработки технических регламентов, включенных в Программу, за счет средств, предусматриваемых министер­ству на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год;

— контроль и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по выпол­нению Программы.

К сожалению, Программой не установлен приоритет разработки общих технических регламентов перед специ­альными техническими регламентами: сроки разработки ОТР и СТР совпадают.

Данная Программа разработки ТР будет ежегодно уточ­няться, как это предусмотрено ФЗ о техническом регули­ровании. В частности, распоряжением Правительства от 29.05.2006 № 781 утвержден новый вариант Программы, в которой запланирована разработка 174 ТР. Среди них, в частности, ТР, посвященные:

— требованиям к маркировке и этикетированию пище­вых продуктов и непродовольственных товаров;

— требованиям безопасности отдельных групп непродо­вольственных товаров и процессов их производства;

— требованиям безопасности пищевых продуктов и про­цессов их производства;

— безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.

Первым регламентом, принятым в рамках реформы технического регулирования, стал вступивший в действие 22 апреля 2006 г. специальный ТР «О требованиях к выбро­сам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняю­щих) веществ», утвержденный постановлением Правитель­ства РФ от 12.10.2005 № 609. Основной целью данного ТР является поэтапное улучшение экологических характери­стик автомобилей на территории России. Под его действие подпадают все вновь вводимые в эксплуатацию автомобили на территории нашей страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.