Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды национальных стандартов. Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации




Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стан­дартов:

— стандарты основополагающие;

— стандарты на продукцию;

— стандарты на услуги;

— стандарты на процессы (работы);

— стандарты на методы контроля;

— стандарты на термины и определения.

Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий ши­рокую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области.

Основополагающий стандарт может применяться непо­средственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.

Основополагающий стандарт в узком смысле — систе­мообразующий стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов конкретной системы, например: ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федера­ции. Основные положения»; ГОСТ Р 50779.0—95 «Стати­стические методы. Основные положения»; СНиП 10.01—94 «Система нормативных документов в строительстве. Основ­ные положения».

Существует два подвида стандартов — организационно-методические и общетехнические.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; разра­ботка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информацион­но-библиографической документации; общие правила обе­спечения качества продукции и другие общетехнические правила.

Основополагающие организационно-методические стан­дарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192—96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000—2000 «Государственная система обеспече­ния единства измерений») и пр.

Доля основополагающих стандартов в общем фонде на­циональных стандартов составляет 18%.

Стандарт на продукцию — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.

В ГОСТ Р 1.0—2004 указывается, что стандарты на про­дукцию устанавливают для групп однородной продукции или конкретной продукции: а) технические требования; б) методы контроля безопасности; в) технические требова­ния к основным потребительским свойствам; г) требования к условиям и правилам эксплуатации; д) требования к транс­портированию, хранению, применению и утилизации.

На продукцию разрабатывают следующие основные под­виды стандартов: 1) стандарт общих технических условий; 2) стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продук­ции, во втором — к конкретной продукции.

Указанные стан­дарты в общем случае включают следующие разделы: клас­сификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам одно­родной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил упаковки, транспорти­рования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной под­готовки товаров, например: 1)ГОСТ 26907—86 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595—79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли».

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление до­кументацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Речь идет о стандартах по системам менеджмента каче­ства.

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обяза­тельных требований к качеству продукции (услуги). Уста­навливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной сте­пени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешно­сти измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе меж­дународных стандартов ИСО.

Для каждого метода в зависимости от специфики его про­ведения устанавливают:

а) средства испытаний и вспомога­тельные устройства;

б) порядок подготовки к проведению испытаний;

в) порядок проведения испытаний;

г) правила обработки результатов испытаний;

д) правила оформления результатов испытаний;

е) допустимую погрешность испы­таний.

В определении стандарта на методы контроля указывается на элементы контроля качества — испытания, измерения, анализ, а также такие аспекты их стандартиза­ции, как установление требований:

а) к используемому обо­рудованию;

б) условиям и процедурам осуществления всех;

в) обработке и представлению полученных результатов;

г) квалификации персонала.

Необходима выработка единой идеологии по вопросам установления правил и мето­дов испытаний (измерений), необходимых при применении ТР. Дело в том, что согласно п. 11 ст. 7 ФЗ о техническом регулировании указанные правила разрабатываются каждым федеральным органом исполнительной власти самостоятель­но в пределах их компетенции в течение шести месяцев со для официального опубликования ТР и утверждаются Пра­вительством РФ. Единая идеология может быть достигнута путем приоритетного использования стандартизированных методов испытаний, в том числе документов государствен­ной системы, измерений.

Разработка иных методов испытаний при наличии по ним национальных стандартов, гармонизированных с международными, приве­дет к появлению технических барьеров в торговле.

В связи с широким распространением фальсификации товаров на мировом рынке и в России в частности очень ак­туально введение в действие стандартов, позволяющих про­водить идентификацию продукции и тем самым выявлять фальсифицированную продукцию.

Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полу­шерстяных тканей) либо широкого назначения — проверкакомплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необхо­димость разработки стандартов смешанного вида— стан­дартов на продукцию и методы контроля, в частности стан­дартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Доля стандартов на методы контроля в общем фонде стандартов составляет 24%.

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, что­бы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарт на термины и определения — стандарт, уста­навливающий термины, к которым даны определения, со­держащие необходимые и достаточные признаки понятия.

Терминологические стандарты выполняют одну из глав­ных задач стандартизации — обеспечение взаимопонима­ния между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

Порядок разработки и утверждения стандартов осущест­вляется по следующей общей схеме.

1. Национальный орган по стандартизации разрабатыва­ет и утверждает программу разработки национальных стан­дартов (далее — НС).

Разработчик стандарта организует уведомление о раз­работке НС, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, отличающихся от поло­жений соответствующих международных стандартов. Раз­работчик НС обеспечивает доступность проекта НС заин­тересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчик дорабатывает проект НС с учетом получен­ных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта НС не может быть менее чем два месяца.

3. Проект НС одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который на основе представленных ТК документов принимает решение.

Уведомление об утверждении НС подлежит опубликова­нию в печатном издании федерального органа исполнитель­ной власти по техническому регулированию и в информаци­онной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения НС.

4. Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в печатном издании федерального органа ис­полнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень НС, которые могут на добровольной основе применяться для со­блюдения требований ТР.

Процедура разработки и принятия стандартов регламен­тирована ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки. Утверждения. Обновле­ния и отмены».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.