Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОСЫ. 1) Успенский Б.А. Семиотические проблемы стиля в лингвистическом освещении // Труды по знаковым системам




Стиль

1) Успенский Б.А. Семиотические проблемы стиля в лингвистическом освещении // Труды по знаковым системам. IV.

“Существуют два в значительной степени противоположных понимания стиля. В одном случае под стилем понимается нечто общее, т. е. то, что объединяет рассматриваемое явление с какими-то другими <...> В этом случае стиль понимается как проявление некоторой единой системы, общей внутренней формы, лежащей в основе рассматриваемого круга явлений — иначе говоря, в основе того или иного «текста» <...>

В другом смысле под стилем может пониматься, напротив, нечто особенное, т. е. стилистические характеристики относятся в этом случае к специфике текста. Именно в этом смысле говорят, в частности, о стиле того или иного писателя или художника, — вообще об индивидуальном стиле (тогда как с точки зрения первого подхода, исходящего из абстрактных системных характеристик, этот индивидуальный стиль может рассматриваться как определенная комбинация стилистических характеристик” (с. 487-488).

1. Сравните определения понятий “жанр” (вид) и “род” литературного произведения. Выделите среди них те, которые: а) не разграничивают две группы произведений (иногда невозможность такого разграничения прямо утверждается); б) признают возможность классифицировать произведения с помощью этих (и некоторых других) терминов, имея при этом в виду одновременно различные и достаточно произвольно избираемые критерии; в) указывают критерии классификации, отражающие объективные свойства литературных произведений.

2. Попытайтесь найти среди приведенных определений такие, в которых “род” понимается как определенная теоретическая конструкция (“идеальная модель”) произведения, а “жанр” — как понятие, характеризующее инвариантную структуру известной из истории литературы, исторически сложившейся разновидности произведения. Сравните постановку проблемы “исторических” и “теоретических” жанров у Цв. Тодорова и Э. Лэммерта (сходство достаточно заметно; существуют ли различия?).

3. Какие именно “параметры” или аспекты художественного целого выделяются в различных определениях “жанра” и “рода”? Сравните с этой точки зрения, в частности, положения Ст.Сиротвиньского и М.М.Бахтина.

4. В каких определениях литературного стиля подчеркивается его соотнесенность а) с индивидуальностью автора; б) с типическими формами высказывания; в) с тем и другим одновременно.

5. Какие определения стиля акцентируют: а) признаки отклонения речевой структуры произведения от общих норм; б) признаки предпочтения определенных видов и форм речи (звуков, лексики, грамматических форм, способов изображения чужой речи и т. п.); в) функции тех или иных особенностей. Какой из этих подходов Вы считаете более продуктивным и по каким причинам?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.