Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Катастрофа и катарсис




1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich.

Катастрофа. Победа противодействия (kontrakcji) в произведении. Поражение, которое терпит герой трагедии, составляет решающее звено в борьбе противоречивых стремлений, представленных в действии (akcji), предшествует развязке и окончательному завершению” (S. 122).

Катарсис (очищение). Фундаментальное понятие из поэтики Аристотеля, означает состояние, вызванное влиянием трагедии, которая показывая человеческий героизм, возбуждая восхищение и сочувствие, одновременно «очищает», освобождает от страха и жалости” (S. 123).

2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.

Катастрофа (греч. — поворот, переворот), в драматургии, особ. в трагедии (Аристотель. Поэтика. 10) — решающий поворотный пункт чаще всего в окончании действия, приносит вводимое с помощью перипетии разрешение конфликта и определяет судьбу героя к худшему (гибель в трагедии) или к лучшему (исполненное юмора разрешение осложнения в комедии). В драме идей она дает идее наибольшую освещающую силу. Она развивается с внутренней необходимостью из характеров, сцепления внешних событий и ситуаций или вводится, особ. в мистерии, в античной, барочной и иезуитской драме, через deus ex machina в качестве вмешательства высших сил. Теория драмы Г. Фрейтага (акт и пяти-актная пьеса) помещает К. в заключительный акт, однако принципиально возможно распространениеК. на всю драму; так в аналитической драме, которая изображает только катастрофу действия, произошедшего до введения в драму, или в многочисл. греч., ренессансных, драмах судьбы и неоромантических драмах, а также у Сенеки и Ибсена, где благодаря сокращению строящегося действия катастрофа получает более широкое пространство; редко отсутствует собств. К. (напр., «Ткачи» Гауптмана) как вопрос к зрителю” (S. 445).

“Катарсис (греч. — очищение). Аристотель (Поэтика 6, 1449b) определяет воздействие трагедии как возбуждение сострадания (eleos, жалость) и страха (phobos, ужас) и через это очищение («К.») таких (или: от таких) страстей. Толкование лапидарного предложения и тем самым оправдание автора и предмета затруднены христианизирующим переводом и по отношению к группе целей (К. персонажей или зрителя?) сегодня еще спорны. <...> однако дискуссия о сущности К. переместилась более на трагизм” (S. 445-446).

3) Dictionary of World Literary Terms / ByJ. Shipley.

“...эффект трагедии, согласно Аристотелю, состоит в том, чтобы «вызвать у слушателей чувства сострадания и страха; и вызвать эти чувства так, чтобы создать благодаря им тот особый эффект очищения и облегчения (катарсис), который и является отличительным свойством трагедии». Задачу создания катарсиса Аристотель связывает главным образом с действием или сюжетом, благодаря которому история постепенно разворачивается, увлекая своим течением зрителей» (p. 337).

4) A Dictionary of Modern Critical Terms. Ed. by R. Fowler. University of East Anglia.

“Катарсис (catarsis). Утверждение Аристотеля, что трагедия оказывает на зрителя такое воздействие, которое «через жалость и страх приводит к катарсису», является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров. Традиционно понятие катарсис переводится как «очищение» и связывается с тем психологическим эффектом, который трагедия оказывает на зрительскую аудиторию. Не соглашаясь с тем приговором, который вынес искусству Платон за то, что оно, якобы, вынуждает зрителя испытывать нездоровые эмоции, которые следовало бы подавлять, Аристотель полемически утверждает, что зритель, видя картину страданий в трагедии, не впадает во взволнованное или угнетенное состояние, а, напротив, в некотором роде освобождается. Наши субъективные, потенциально болезненные, эмоции под влиянием чувства жалости, которое мы испытываем к герою, распространяются за пределы нашей души, выходят во внешний мир (психогогия). Таким образом, трагедия движет нас навстречу душевной гармонии. Похожее, но менее психологическое объяснение рассматривает катарсис в контексте аристотелевского утверждения, что особое удовольствие от трагедии мы получаем в результате того, что наши эмоции возникают и выходят наружу под влиянием интеллектуально обусловленной структуры трагического сюжета. В художественной литературе, в отличие от жизненной реальности, мы находимся под действием той или иной эмоции ивидим ее место в ряду последовательной смены возможностей и необходимостей.

Иначе катарсис может рассматриваться, как это делает, к примеру Г.Элс (Aristotle’s “Poetics”, 1957), не как конечный результат, а как процесс, осуществляющийся через «структуру событий», который очищает не зрительскую аудиторию, а сами события. «Нечистота» героя трагедии (обычно в результате убийства на почве кровного родства), которая вызывает отвращение к герою, оказывается, в результате открытия героем истины, процесса узнавания, а также последующего раскаяния, в некоторой степени незаслуженной. Таким образом, катарсис – это очищение самого героя, которое позволяет зрителю от испытываемого им чувства страха, ужаса по отношению к изображаемым событиям перейти к чувству жалости, рожденному в результате понимания; авторская структура заставляет наш разум пересмотреть и иначе оценить наши чувства” (p. 25. Пер. О.О. Рогинской).

5) The Longman Dictionary of Poetic Terms / By J. Myers, M. Simms.

Катарсис (от греческого «очищение») означает «очищение чувств». Согласно «Поэтике» Аристотеля, «трагедия через чувства сострадания и страха достигает их очищения». Религиозное толкование термина у Платона предполагало разделение души и телесных желаний, причем достигнутое таким образом равновесие должно было вести к очищению. Хотя не существует ни одного точного определения, катарсис, как правило, понимается как чувство эмоционального и психологического облегчения, испытываемого публикой благодаря разрешению конфликта драматической ситуации” (p. 41-42).

6) Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. London, 1992.

“Катастрофа. Трагическая развязка пьесы или рассказа” (p. 123. Пер. В.Я.Малкиной)

7) Пави П. Словарь театра / Пер. с фр. М., 1991.

Катарсис<...> — однаизцелейиодноизследствийтрагедии, совершающейочищениестрастейглавнымобразомпосредствомсостраданияистрахавмоментихвозникновенияузрителя, который отождествляет себя с трагическим героем (Аристотель. Поэтика, 1449b). Речь идет о медицинском термине, который уподобляет отождествление акту эмоциональной разгрузки; не исключено, что результат его — очищение, благодаря возрождению воспринимающего Я. Катарсис в театре наступает также во время исполнения музыки (Поэтика, кн. 8)” (c. 139).

Катастрофа <...> (от греч. katastrophe — развязка) — последняя из четырех частей греческой античной трагедии. Это понятие в драматургии обозначает момент, когда действие приближается к своему концу, герой гибнет, расплачиваясь за свою вину или трагическую ошибку (гамартия), принося свою жизнь в жертву и признавая содеянное. Катастрофа не обязательно связана с идеей рокового конца, но часто становится логическим завершением действия: «Собственно драматический процесс есть постоянное движение вперед к конечной катастрофе» (ГЕГЕЛЬ. Эстетика, 300, т. 3: 548). Катастрофа — только частный случай развязки, часто встречающийся в греческой трагедии, менее неизбежный в эпоху классицизма в Европе. <...> Разрешение катастрофой имеет разный смысл: в античной или классицистической трагедии вина возлагается на героя, на его страсть, славу и т. д. — здесь смысл в искуплении изначального позора, ошибочного приговора, отказа от соглашения; напротив, катастрофа всего лишь обнаруживает трагикомическую тщету существования (БЕКЕТТ), абсурдную ситуацию (ИОНЕСКО), или всеобщее посрамление (ДЮРРЕНМАТТ). В «Поэтике» Аристотель рекомендует «помещать» катастрофу в пятом акте, в момент падения героя, однако катастрофа может охватывать и все действие пьесы (ретро-спекция), находиться в ее начале (техника аналитической драмы, которая «разверты-вает» обстоятельства и конфликты, приведшие к трагическому концу)” (c. 140-141).

8) Словарь литературоведческих терминов.

а) Чернышев А. Катарсис. С. 122.

К. (<...> в древнегреч. словоупотреблении — освобождение души от «скверны», тела от вредных веществ) — термин, употребляемый в эстетике. По Аристотелю («Поэтика», гл. VII), зритель, следя за событиями трагедии, испытывает душевное волнение: сострадание к герою, страх за его судьбу. Это волнение приводит зрителя к К. — очищает его душу, возвышает, воспитывает его”.

б) Головенченко А. Катастрофа. С. 122.

К. <...> — один из важнейших моментов развития действия в античной трагедии, внезапное событие, влекущее за собой тяжелые последствия. К. разрешается напряженная ситуация, к-рая создана предшествовавшей К. борьбой...”.

9) Краткая литературная энциклопедия. Т. 3.

а) Муравьев Д.П. Катарсис. Стлб. 443.

К., катарзис (<...> в древнегреч. словоупотреблении освобождение тела от к.-л. вредного вещества, а души от «скверны»), — термин, употребляемый в эстетике. В «Поэтике» Аристотеля (гл. VI) К. рассматривается как «очищение», производимое трагедией посредством аффектов ужаса и сострадания. Пифагорeйцы и сам Аристотель применяли понятие К. также к воздействию на человека музыки...“.

б) Фрейберг Л.А. Катастрофа. Стлб. 444-445.

К. в литературном произведении <...>моментразрешениянапряженногоположения, к - роенамечаетсяужев экспозиции и завязке, а затемсоздаетсяходомдраматич. действия. Термин взят из антич. теории драмы; первоначально, по аналогии с разговорным значением слова («бедствие», «потрясение»), К. означала трагич. развязку в драме, а позднее — развязку вообще или поворот в действии, содержащий предпосылку к развязке. <...> Уже поздние антич. писатели в соч. о комедии вводят К. в число важнейших композиц. моментов и определяют ее как «поворот событий, предвещающий благополучный конец при открытии интриги всеми действующими лицами» или как «объяснение действия пьесы, предрешающее ее конец» («Comikorum graecorum fragmenta», ed. Kaibel, B., 1899, S. 67, 69). При таком понимании К. может быть значительно удалена от развязки-финала <...> напр., К. в «Царе Эдипе» — узнание Эдипом своей вины (развязка — самоослепление); в «Гамлете» — «Мышеловка», т. е. разоблачение короля (развязка — гибель героев трагедии)...“.

10) Лосев А.Ф. Кáтарсис // Философская энциклопедия. Т. 2.

К. — <...>термин др.-греч. философии и эстетики для обозначения сущности эстетич. переживания” (с. 469).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.