Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ISO 14004:2004 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования»





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

ISO 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».

ISO 14001 устанавливает требования к системе экологического менеджмента, позволяющие организации разработать и внедрить экологическую политику и цели, учитывающие законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять. В стандарте приведена информация о значимых экологических аспектах. Данный стандарт применим к экологическим аспектам, которые организация идентифицировала как те, которыми она может управлять и на которые может влиять. Он не устанавливает конкретных критериев в отношении экологической результативности.

ISO 14001 предназначен для применения любой организацией, которая заинтересована в том, чтобы:

  • разработать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему экологического менеджмента;
  • удостовериться в своем соответствии заявленной экологической политике;
  • продемонстрировать соответствие настоящему стандарту.

Все требования настоящего стандарта применимы к любой системе экологического менеджмента. Степень их применения зависит от таких факторов как: экологическая политика организации, характер ее деятельности, продукции и услуг, а также местоположение и условия ее функционирования.

ISO 14004 представляет руководство по созданию, внедрению,поддержанию в рабочем состоянии и улучшению системы менеджмента окружающей среды и ее согласованию с другими системами менеджмента.

ISO 14004 включает в себя специальные потребности и запросы предприятий малого и среднего бизнеса и содействует использованию ими системы управления окружающей средой.

В Республике Беларусь международным стандартам серии ISO 14000 соответствует:

  • СТБ ISO 14001-2005«Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»;
  • СТБ ISO 14004-2005 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования»

 

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу системы экологического менеджмента, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.



Стандарты ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для:

o внутреннихнужд, например, как модель EMSили формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями.

  • внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Несмотря на добровольность стандартов, существует мнение, что через 10 лет от 90 до 100 процентов больших организаций, включая транснациональные компании, будут сертифицированы в соответствии с ISO 14001, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14001 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

  • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
  • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
  • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
  • желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;
  • улучшение системы управления предприятием;
  • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

 

Серия стандартов ISO 22000:2005 «Системы менеджмента в области безопасности продовольствия – Требования для любых организаций в цепи поставок» была опубликована Международной организацией по стандартизации (ISO) в 2005 году. Это первый международный стандарт, на основании которого можно внедрить и сертифицировать систему менеджмента безопасности пищевой продукции. В нем рассмотрены вопросы информирования, управления системой и контроль рисков.

В настоящее время в Республике Беларусь в качестве национального стандарта введен стандарт СТБ ISO 22000-2006.

Наличие сертифицированной в соответствии с требованиями стандартов OHSAS ISO 22000 системы менеджмента в области безопасности продовольствия позволит организации:

· использовать предупредительные меры управления для производства безопасной продукции,

· осуществлять квалифицированный контроль за опасными факторами производства во всей цепи поставок,

· предотвращать возможность производства продукции, не отвечающей общепринятым нормам качества и безопасности,

· совершенствовать управление ресурсами,

· существенно уменьшить расходы, связанные с выплатой штрафов и компенсаций.

Современное производство – это сложный технологический процесс, где качество выпускаемой продукции можно обеспечить только при правильной организации общей системы управления предприятием. Сегодня компании, занимающиеся производством автомобильной техники, испытывают растущую необходимость в соблюдении промышленных стандартов, предъявляющих требования к построению общей системы качества. В 1994 году на основе положений международного стандарта ISO 9001 и в сотрудничестве со специалистами компаний «Крайслер», «Форд» и «Дженерал Моторс» был разработан промышленный стандарт QS-9000, ориентированный на создание системы качества, обеспечивающей постоянное совершенствование, предотвращение дефектов продукции и уменьшение потерь в цепи поставок. В наши дни сертификация по стандарту QS-9000 является необходимым условием для организации делового сотрудничества с ведущими производителями, обеспечения признания компании на международном рынке и роста доверия среди потребителей.



«Крайслер», «Дженерал Моторс, «Форд» и ряд других крупных компаний требуют в настоящее время от своих поставщиков применения системы качества, сертифицированной по стандарту QS-9000.

Требования стандарта QS-9000 касаются предприятий-поставщиков:

—комплектующих для производства, сервиса или технического обслуживания;

—производственных материалов и сырья;

—осуществляющих, завершающие этапы производства готовой продукции (покраску, термообработку и т.п.).

Стандарт QS-9000 включает в себя три раздела:

—набор требований, основанных на международном стандарте качества ISO 9001;

—отраслевые требования;

—специфические требования потребителей.

Отраслевые требования являются дополнительными условиями для построения эффективной системы качества на предприятии и отражают специальные требования к качеству, учитывающие особенности автомобильной промышленности. Они включают в себя требования для процесса согласования (одобрения) производства комплектующих, непрерывного усовершенствования и производственных возможностей. Например, при изменении условий производства комплектующих или применении новых материалов поставщиком, он должен известить об этом потребителя и заново получить одобрение на поставку своей продукции.

Последний раздел промышленного стандарта QS-9000 посвящен различным специфическим требованиям к системам качества, которые определяются индивидуально каждой компанией-производителем для своих поставщиков.

В современных условиях сертификация на соответствие требованиям QS-9000 становится все более актуальной, и все больше производителей будут требовать от своих поставщиков не только наличия сертификата ISO 9001, но и соблюдения требований QS-9000. Отличие стандарта QS-9000 от общепринятого стандарта качества ISO 9001 заключается в том, что QS-9000 содержит дополнительные требования к системам качества поставщика, установленных непосредственными потребителями их продукции, комплектующих или производственных материалов.

Сертификация по стандарту QS-9000 – это необходимое условие для заключения договоров на поставку комплектующих ведущим мировым производственным компаниям.

Система управления безопасностью пищевых продуктов (англ. HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points).

Современный потребитель стал предъявлять более высокие требования к безопасности продуктов питания. Он хочет не только хорошо и качественно питаться но и быть уверенным в полной безопасности потребляемой пищи.

Эти обстоятельства побудили все развитые страны мира искать новые формы управления безопасностью пищевой продукции.

Самой эффективной оказалась - система НАССР (в английской транскрипции HACCP "Hazard Analysis and Critical Control Points", что в переводе означает "Анализ рисков и критические точки контроля") используется в основном предприятиями производителями пищевой продукции. В 2005 году международная организация по сертификации ISO утвердила стандарт ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организации, участвующей в пищевой цепочке», который объединил требования стандарта ISO 9001 и принципы НАССР. Стандарт основывается на соблюдении законодательных и нормативных требований к производству, тщательном анализе производственных процессов, с целью выявления возможных опасностей в пищевой продукции, и установлению мер управления для предотвращения, устранения или снижения этих опасностей до приемлемого уровня.

Эта система обеспечивает контроль на всех этапах пищевой цепи, любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции, где могут возникнуть опасные ситуации.

При этом особое внимание обращено на критические точки контроля, в которых все виды риска опасны для здоровья человека, связанные с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены и снижены до приемлемого уровня в результате целенаправленных мер контроля.

Для внедрения системы НАССР производители обязаны не только исследовать свой собственный продукт и методы производства, а и применять эту систему и ее требования к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также системе оптовой и розничной торговли.

В Республике Беларусь введен в действие СТБ 1470-2004 "Системы качества. Управление качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек", который идентичен ISO 22000-2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организации, участвующей в пищевой цепочке»,

Система НАССР не является системой отсутствия рисков. Она предназначена для уменьшения рисков, вызванных возможными проблемами с безопасностью пищевой продукции. Система НАССР является эффективным орудием управления, которое используется для защиты предприятия (торговой марки) при продвижении на рынке пищевых продуктов и защите производственных процессов от биологических (микробиологических), химических, физических и других рисков загрязнения. Система НАССР первоначально разрабатывалась для работы с рисками для безопасности пищевой продукции посредством систематического исследования каждого этапа производственного процесса, начиная от сырья и заканчивая конечным потребителем.

Можно назвать следующие внешние преимущества, которые получает организация от внедрения HACCP:

· Повышается доверие потребителей к производимой продукции.

· Открывается возможность выхода на новые, в том числе международные рынки, расширение уже существующих рынков сбыта.

· Дополнительные преимущества при участии в важных тендерах - повышается конкурентоспособность продукции предприятия.

· Повышение инвестиционной привлекательности.

· Снижение числа рекламаций за счет обеспечения стабильного качества продукции.

· Создание репутации производителя качественного и безопасного продукта питания.

 

6. Порядок и правила сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000.

Сертификация системы менеджмента качества – это высокоэффективный рыночный инструмент, т.к. сертификат, выданный авторитетной организацией, признается как осязаемое свидетельство качества, которого вправе ожидать потребитель (заказчик).

Сертификация системы качества подтверждает, что должным образом идентифицированная система качества соответствует требованиям выбранной модели обеспечения качества.

Сертификация СМК в Республике Беларусь проводится для создания уверенности у потребителей продукции, руководства организации и других заинтересованных сторон в том, что организация имеет условия и принимает меры для выпуска продукции, соответствующей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям, а также с целью повышения удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения.

Основные цели сертификации систем качества:

- расширение экспортных возможностей предприятий и организаций за счет выхода на рынки тех стран, где сертификация обязательна,

- увеличение эффективности экспорта путем повышения цен на продукцию и услуги предприятий и организаций при получении ими сертификата на систему качества

Принципы сертификации систем качества:

- добровольность,

- объективность оценок,

- информативность,

- конфиденциальность,

- воспроизводимость результатов оценок.

Основные объекты проверки и оценки при сертификации систем качества:

- деятельность по управлению и обеспечению качества,

- качество продукции, работ, услуг,

- производственная (хозяйственная, торговая) система.

Результаты оценки и сертификации производства и системы качества могут быть востребованы в следующих ситуациях:

- при сертификации продукции по определенным схемам,

- при получении кредитов в банковских учреждениях,

- при заключении договоров на поставку продукции и оказание услуг,

- при взаимодействии со страховыми организациями,

- при слиянии, поглощении, продаже предприятия, организации.

Правила процедуры сертификации СМК определены ТКП 5.1.05-2004 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации систем менеджмента качества. Основные положения». В соответствии с этим ТНПА сертификация СМК осуществляется аккредитованными в Системе аккредитации Республики Беларусь органами по сертификации систем менеджмента качества по инициативе организации или когда она предусмотрена схемой обязательной сертификации или декларирования соответствия, применяемой при подтверждении соответствия продукции.

Правилами сертификации (ТКП 5.1.05-2004) предусмотрено проведение предварительного аудита СМК (по желанию предприятия), который осуществляется по аналогии с аудитом, проводимом при сертификации системы менеджмента качества. При этом его результаты могут быть учтены органом по сертификации в случае проведения аудита СМК при ее сертификации не позднее, чем через 6 мес. после проведения предварительного аудита.

Сертификация СМК включает:

1)представление заявки на сертификацию. Вместе с заявкой предприятие направляет следующие документы:

aисходную информацию;

aанкету-вопросник, содержание и формы которых устанавливает орган по сертификации;

aРуководство по качеству,

aдокументы СМК.

В состав обязательной исходной информации входят сведения о производстве (структурная схема предприятия, структурная схема службы управления качеством, численность работающих, описание технических ресурсов), сведения о продукции (объем изготовления, в том числе объем поставок на экспорт, перечень стран, в которые продается продукция), информация о качестве продукции за последний календарный год, образцы форм документов. в которых регистрируются данные о качестве, техническая документация на продукцию, перечни наиболее значимых (лимитирующих) и специальных технологических процессов (ТП) и технологических операций (ТО). Требования к исходной информации в целом регламентируются в порядке сертификации систем менеджмента качества органа по сертификации.

Орган по сертификации должен принять решение по заявке в течение 5 дней после ее регистрации, в котором указывает о принятии (отказе в принятии) заявки к исполнению;

2)анализ документов СМК проводит группа по аудиту, состоящая их руководителя группы и экспертов-аудиторов, или эксперт-аудитор, входящий в нее, с подтвержденной компетентностью в оцениваемой области деятельности организации. При этом рассматриваются и анализируются: заявка, исходная информация, анкета-вопросник, Руководство по качеству, обязательные документированные процедуры, описания процессов с целью определения адекватности требованиям ТНПА на систему менеджмента качества и ТНПА на продукцию. Результаты анализа документов СМК оформляются в виде акта, в котором делается заключение по результатам анализа и устанавливаются сроки (не более 6 мес.) устранения замечаний. Организация обязана представить в орган по сертификации документы, подтверждающие устранение выявленных в документации СМК несоответствий;

3)аудит системы менеджмента качества. В начале руководителем группы по аудиту разрабатывается и утверждается план аудита, который должен содержать:

– цели аудита;

– критерии аудита и ссылочные документы;

– область аудита;

– дату и место проведения аудита;

– временной график аудита;

– распределение ресурсов в наиболее важных областях аудита;

– список ответственных специалистов организации, назначенных для сопровождения и работы с группой по аудиту;

– требования к конфиденциальности информации, не подлежащей разглашению.

Затем группа по аудиту подготавливает рабочие документы для регистрации результатов аудита, которые содержат: контрольные листы с перечнем вопросов для оценки системы качества, формы протоколов совещаний, формы протоколов несоответствий. Собственно аудит СМК включает:

– предварительное совещание;

– сбор и верификацию информации;

– получение свидетельств и подготовку выводов;

– подготовку заключения по результатам аудита;

– заключительное совещание.

Цель предварительного совещания:

aпредставление членов группы по аудиту руководству и специалистам проверяемой организации,

aрассмотрение цели, области и критериев аудита,

aпредоставление краткого обзора плана аудита,

aознакомление с методами аудита, составления отчетов, включая классификацию несоответствий,

aопределение официальных способов общения между экспертами-аудиторами и работниками проверяемой организации,

aопределение необходимых средств, предоставляемых в распоряжение группы по аудиту,

aпредоставление возможности проверяемой организации обсудить все вопросы, относящиеся к аудиту.

Обследование проводится методом опроса работников организации, анализа документов, наблюдения за деятельностью. Вся информация фиксируется в контрольных листах и верифицируется путем сравнения с информацией из других источников (протоколов испытаний, отчетов и др.).

Свидетельством аудита является только верифицированная информация. Наблюдения аудита указывают на соответствие или несоответствие критериям аудита. Свидетельства и выводы аудита должны быть зарегистрированы в контрольных листах, а зарегистрированные несоответствия должны быть разделены на категории, т.е. на существенные и несущественные.

Существенное несоответствие – это отсутствие, неприменение или полное нарушение какого-либо требования (критерия) системы менеджмента качества, либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, устранение которого потребует изменения организационной структуры организации, больших материальных затрат, длительного времени и которое существенно повлияет на качество продукции.

Несущественное несоответствие – это упущение в выполнении установленных требований (критериев), либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, устранение которого не связано с изменением организационной структуры организации, большими материальными затратами и может быть устранено в процессе работы группы по аудиту либо в течение месяца с момента выявления.

При разделении несоответствий на категории группа по аудиту учитывает их вид, влияние на качество, а также является ли это единичным случаем, систематической ошибкой или несоблюдением требований. Окончательное решение о категории несоответствий принимает руководитель группы по аудиту.Все несоответствия регистрируются в протоколах несоответствий, которые рассматриваются руководителем группы по аудиту совместно с руководителем организации или ответственным представителем руководства организации, и по ним принимаются решения.

На основании результатов анализа выявленных несоответствий подготавливается заключение о степени соответствия (несоответствия) системы менеджмента качества требованиям ТНПА на СМК. Выводом может быть один из следующих вариантов:

– система менеджмента качества соответствует ТНПА на СМК, на соответствие которому осуществлялся аудит;

– система менеджмента качества не соответствует ТНПА на СМК, на соответствие которому осуществлялся аудит;

Соответствие СМК установленным требованиям признается, если:

– несоответствия отсутствуют;

– имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы группы по аудиту или в течение месяца со дня их выявления;

– обнаружены менее трех существенных и несущественные несоответствия (срок доработки СМК организации не более 6 мес.).

Несоответствие СМК установленным требованиям признается, если она содержит 3 и более существенных и несущественные несоответствия, которые возможно устранить в достаточно длительные сроки. В этом случае организация исправляет все несоответствия и повторная оценка системы менеджмента качества проходит по полной схеме, описанной выше, но не ранее, чем через 6 месяцев.

На заключительном совещании руководству организации доводятся aнесоответствия, выявленные при аудите в порядке их значимости, aпредварительное заключение о соответствии (несоответствии) СМК требованиям ТНПА на систему менеджмента качества, aаспекты, нуждающиеся в улучшении. Результатом заключительного совещания является акта (в 2-х экземплярах), который утверждается руководителем органа по сертификации, подписывается руководителем группы по аудитуи экспертами-аудиторами и представляется руководству организации для ознакомления. В акте по аудиту должна быть дана четкая оценка соответствия проверяемой СМК установленным требованиям, а также изложены вопросы, по которым не достигнуто соглашение между руководителем группы по аудиту и проверяемой организацией с изложением различных точек зрения.

4)рассмотрение результатов аудита, принятие решения по сертификации и выдача сертификата соответствия. Экспертами-аудиторами под руководством руководителя группы по аудиту подготавливается отчет по аудиту системы менеджмента качества, который составляется после проверки устранения выявленных несоответствий в организации. Утвержденный руководителем органа по сертификации и подписанный руководителем группы по аудиту и экспертами-аудиторами отчет представляется на Совет по сертификации органа по сертификации, на котором принимается решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решении Совета по сертификации руководитель группы по аудиту обеспечивает оформление сертификата соответствия и выдачу его организации. Срок действия сертификата соответствия – три года. Сертификат соответствия должен быть зарегистрирован в Реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Одновременно между органом по сертификации и заявителем заключается соглашение по сертификации, в котором устанавливаются обязательства организации и органа по сертификации. В случае прекращения деятельности предприятия-владельца сертификата, сертификат аннулируется;

5)инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества (плановый и внеплановый)осуществляется органом по сертификации на протяжении всего срока действия сертификата соответствия. Инспекционный контроль проводит группа по аудиту, сформированная органом по сертификации и возглавляемая руководителем. Периодичность проведения определяет орган по сертификации в соответствии с программой инспекционного контроля за сертифицированными СМК, но не менее 1 раза в год.

План аудита при инспекционном контроле ежегодно разрабатывает руководитель группы по аудиту, утверждает руководитель органа по сертификации. Внеплановый инспекционный контроль может проводиться по решению руководителя органа по сертификации при поступлении обоснованной информации о претензиях к качеству и безопасности продукции, а также при внесении существенных изменений в документы СМК, технические документы на продукцию, ТНПА, организационную структуру предприятия и др.

Порядок проведения инспекционного контроля аналогичен порядку сертификации СМК. В результате инспекционного контроля действие сертификата соответствия может быть сохранено, приостановлено или отменено. Решение о приостановлении действия сертификата соответствия (не более, чем на 6 мес.) принимается при

aвыявлении существенных несоответствий при инспекционном контроле,

aпоявлении обоснованных претензий к безопасности и качеству продукции,

aнарушении правил применения сертификата соответствия и знака сертифицированной СМК,

aфальсификации срока действия сертификата,

aотказе предприятия от инспекционного контроля и (или) оплаты за его проведение.

Действие сертификата соответствия на СМК отменяется, если не устранены несоответствия, выявленные при предыдущем аудите/инспекционном контроле, и не устраненные в период приостановления срока действия сертификата. Информация о приостановлении и отмене действия сертификата доводится органом по сертификации до всех заинтересованных сторон. Отмена действия сертификата соответствия вступает в силу с момента исключения его из Реестра Системы.

Кроме первичной сертификации СМК, в Республике Беларусь предусмотрена повторная сертификация СМК в случае желания предприятия продлить срок действия сертификата соответствия на СМК. Процедура проведения повторной сертификации зависит от результатов первичной сертификации и инспекционного контроля. Повторная выдача сертификата соответствия (под тем же номером, что и при первичной сертификации) осуществляется сроком на три года. Информация об этом вносится в Реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Следует добавить, что предприятие, сертифицировавшее свою СМК, имеет право применять знак сертифицированной СМК в рекламных целях, но не для маркировки продукции, а также для подтверждения сертификации продукции.

Таким образом, процедура сертификации СМК – это многоэтапный процесс, который может быть приостановлен или прерван по тем или иным причинам практически на любой стадии.

Кроме того, следует отметить, что процедура сертификации систем менеджмента качества гарантирует компетентность, объективность и независимость принятия решения о соответствии системы менеджмента организации установленным требованиям.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2855; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.