Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Денежные агрегаты




Нам хорошо известен один компонент денежной массы — «наличность», объединяющая банкноты и монеты. Однако в хозяйственной жизни они составляют совсем небольшую часть средств обращения, основной современный вид которых — чековые счета (в нашей практике — «вклады до востребования»).

Чековые вклады — те же деньги, хотя и «невидимые», ибо оплата с их помощью осуществляется через чеки и посредством записи в банковских книгах, не требуя наличности.

Следовательно, нам необходимо преодолеть традиционное понимание денег как только наличности (банкноты и монеты). В экономической теории такое «узкое» понимание денег было преодояено уже в начале 30-х гг., хотя обыденное сознание еще не восприняло это изменение. Однако в современной теории денег общепризнано, что в число денег включаются средства, лежащие на переводных счетах («трансакционные депозиты») — счетах «до востребования», созданных именно для использования их в безналичных расчетах. В развитых странах мира абсолютное большинство сделок происходит с помощью трансак-ционных депозитов

Надо сказать, что экономисты давно размышляют над тем, чем же руководствуются люди, выбирая способ хранения денежных средств — в форме наличности или в форме переводных счетов?

Сегодня считается, что в пользу наличности склоняют четыре жизненно важных мотива:

предпочтение ликвидности (термин, введенный Дж Кейнсом), под которым понимается спрос на наличные деньги из-за их абсолютной ликвидности;

трансакционный мотив, согласно которому люди пред почитают наличность из-за удобства ее использования в качестве

средства платежа (чек, например, надо еще проверять, в некоторых случаях его могут и не принять),

мотив предосторожности (безопасности), когда хранение наличных денег рассматривается как резерв покупатель ной способности на случай неожиданной возможности;

спекулятивный мотив, когда владелец не рискует вкладывать наличные деньги в ценные бумаги из-за опасения не предсказуемости рыночного курса последних.

Познакомившись с мотивами, по которым часть денег постоянно пребывает в форме наличности, мы можем перейти к характеристике денежных агрегатов.

Первый денежный агрегат («М1») включает наличные деньги и средства переводных счетов. Следовательно, М1 ограничивается традиционным пониманием денег.

С 80-х гг. в теории денег принимается новый денежный агрегат — М2, который включает М1 и еще два вида банковских вкладов — «обыкновенные» (т.е. вклады, приносящие проценты и изымаемые без штрафа в любой момент, но не предоставляющие права пользования чеками для оплаты) и «срочные» (вклады, приносящие повышенные проценты, но при условии, что досрочное изъятие влечет штрафы). Следовательно, М2 = М1 + обыкновенные + срочные депозиты.

Сразу же возник еще более широкий денежный агрегат (МЗ), включающий М2 + депозитные сертификаты + крупные срочные депозиты.

Наконец, в теории денег фигурирует и предельно широкий денежный агрегат (Ь), который к МЗ присоединяет все прочие ликвидные ценности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.