Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Согласование общественных предпочтений




Эффективность решения относительно уровня производства общественных товаров во многом определяется природой политического процесса. С точки зрения теории общественного выбора, в условиях прямой демократии люди отдают голоса в пользу того или иного решения в зависимости от оценки индивидуальной выгоды и предельных затрат. В случае равномерного распределения затрат и неравномерного распределения выгод средств в обществе всегда будет тратиться меньше, чем это оптимально необходимо. В противоположном случае, когда затраты распределяются неравномерно, а выгоды пропорционально — средств будет тратиться больше, чем оптимально необходимо


количество

общественных

товаров

График 24 4. Полезность при единообразном налогообложении

Существует как минимум три фактора, определяющих от-^ошения индивидов к затратам на общественные блага.

Во-первых, простое предпочтение общественных благ час-^ным, и наоборот. Во-вторых, существенное влияние на предпочтения индивидов оказывает уровень доходов. Люди с низ-^ими доходами оценивают предельную полезность частных благ %ыше, чем состоятельные граждане Уровень потребления ими Частных благ и так невысокий, а с точки зрения Парето — опти-Чмлыюго критерия эффективности - увеличение потребления Общественных благ может осуществляться только за счет сокра-Хцения частного потребления. Поэтому при любом уровне рас-^содов на общественные блага предельная норма замещения — Сколько единиц частных благ индивид готов пожертвовать для Увеличения на единицу общественных благ - тем меньше, чем ^иже уровень доходов индивида. Следовательно, при одинаковом налогообложении состоятельные люди будут предпочитать Солее высокий уровень расходов (О3) на общественные блага. Это положение представлено на графике 74. л

'[ акие утверждения, на первый вл ляд, противоречат наблюдениям, согласно которым бедные часто кажутся заинтересованными в большем количесше общественных благ. Это кажущееся противоречие можно объяснить третьим фактором, определяющим отношение людей к увеличению общественных расходов, — природой налоговой системы, которая определяет долю Дополнительных издержек, вызванных увеличением расходов на общественные блага, па каждого отдельного индивида.

И*


При одинаковой сумме налога бедный, вероятно, предпочтет более низкий уровень расходов на общественные блага, так как для него предельные издержки полезности частных благ, от которых он должен отказаться, выше Но если бедные должны платить меньше налогов, чем более состоятельные люди, тогда бедные могут предпочитать более высокий уровень расходов на общественные блага (график 24 5).


 


 

(^ § количество

1 ^ общественных товаров

График 24 5 Полезность при прогрессивном налогообложении

Нарушающие эффективность факторы имеют место и в условиях представительной демократии Традиционно к ним относят, эффект «парадокса голосования», поиск «политической ренты», лоббизм, логроллинг и др Одной из наиболее сложных проблем коллективного выбора в условиях представительной демократии является оценка предпочтений избирателей. Люди голосуют за выборных представителей, голосующих за бюджет Предполагается, что когда депутат голосует, он отражает мнение избирателей, а не свою собственную точку зрения Решая как голосовать, он должен определить взгляды своих избирателей Так как взгляды, по всей вероятности, будут различными, депутат должен решить, какова весомость той или иной позиции За какое же решение должен голосовать политик7 С точки зрения эффективного равновесия, оно должно соответствовать равенству суммы предельной нормы замещения и предельной экономической нормы трансформации Подобный результат позволяет лишь избежать результатов не эффективных по Парето, но не позволяет выбрать между алы ер-


нативными вариантами распределения, эффективными по Па-рето

Теория общественного выбора предполагает, что политик руководствуется не только соображениями общественной выгоды Скорее, большинство политиков ведут себя как рациональные бизнесмены Практически это означает, что они будут голосовать исходя из соображений собственной выгоды, соизмеряя личные предельные выгоды (возможность переизбрания на последующий срок) и индивидуальные предельные затраты

Совокупность вышеперечисленных факторов общественного выбора позволяет сделать вывод об отсутствии эффективного механизма выявления действительных предпочтений граждан по поводу производства общественных благ.

Лекиия 25. Экономическая политика государства

25.1. Нормативная и позитивная теория экономической по
литики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.