Согласно ФЗ № 102 – ФЗ «Об обеспечении единства измерений» государственный метрологический надзор осуществляется за: «*соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений:- к измерениям;- к единицам величин, а также к эталонам единиц величин;- к стандартным образцам;- к средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;*наличием и соблюдением аттестованных методик (методов)измерений;*соблюдением обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения».Цель ГМН и «Закона» вообще – это защита прав и законных интересов граждан, общества и государства в целом от отрицательных последствий недостоверных РИ и обеспечение им получения достоверных, объективных и сопоставимых РИ об охране окружающей среды, обороне и безопасности страны, а также это содействие развитию экономики РФ и научно-техническому прогрессу. Для эффективности ГМН необходимо наличие: -нормативной базы;-материально-технического обеспечения;-квалифицированных и ответственных кадров.Деятельность по надзору базируется на следующих принципах:- административная и финансовая независимость органов надзорных от контролируемых субъектов хозяйственной деятельности;- соблюдение законности при проведении проверок;- компетентность, честность, беспристрастность и ответственность;- объективность выводов и принимаемых решений по итогам надзора (неотвратимость наказания ЮЛ и ИП за выявленные нарушения);- гласность проводимых проверок и их результатов с сохранением коммерческой тайны и «ноу-хау» проверяемых субъектов;- выборочность проводимых проверок. ГМН осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок соблюдения метрологических норм и правил в соответствии с законом РФ и действующими НД, главным образом, правил по метрологии. ГМН распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:‒ измерения (в сфере государственного регулирования),‒ выпуск эталонов единиц величин, стандартных образцов и СИ, ввоз их на территорию РФ, продажу и применение,‒ расфасовку товаров.Порядок осуществления ГМН и взаимодействия с ФОИВ, распределение полномочий между ними устанавливаются Президентом или Правительством (ст. 16 ФЗ №102).При распределении полномочий не допускается одновременное возложение полномочий по проверке соблюдения одних и тех же требований у одного субъекта проверки на двух и более ФОИВ.Проверку осуществляют должностные лица ФОИВ (инспекторы) при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения ФОИВ, осуществляющего ГМН.Инспекторы имеют право:-посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях осуществления государственного метрологического надзора во время исполнения служебных обязанностей;-получать документы и сведения, необходимые для проведения проверки.Они обязаны проверять:-соответствие используемых единиц величин единицам величин, допущенным к применению в Российской Федерации;-состояние и применение эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям;-наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений;-соблюдение обязательных требований к измерениям и обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения;-соблюдение установленного порядка уведомления о своей деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;-и соблюдать государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.При выявлении нарушений должностное лицо, осуществляющее ГМН, обязано:-запрещать выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и применение стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.-наносить на средства измерений знак непригодности в случаях, когда средство измерений не соответствует обязательным требованиям;-давать обязательные к исполнению предписания и устанавливать сроки устранения нарушений обязательных требований;- направлять материалы о нарушениях требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений в судебные и следственные органы, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий аккредитацию в области обеспечения единства измерений;-применять иные меры в соответствии с законодательством Российской Федерации».Органы ГМН могут осуществлять проверки самостоятельно или с участием других контрольно-надзорных органов (например, санэпидконтроль, госторгинспекция, экологический контроль и др.).Проверки могут быть:-плановыми (не реже 1раза в 3 года);-внеплановыми (по инициативе потребителя);-повторными (контроль за выполнением предписаний предыдущих органов после их проверки).В ОАО «РЖД» функции ГМН выполняют инспекторы головной структуры метрологической службы в соответствии с «Положением о метрологической службе ОАО «РЖД», №1594р от 11.10 2005г.В настоящее время кроме «Закона» деятельность ГМН регламентируют следующие “Правила”, тексты которых уточняются. Так, ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления ГМН за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм» более детально, чем закон регламентируют всю деятельность ГМН.С целью защиты прав и законных интересов граждан, правопорядка и экономики РФ от последствий недостоверных РИ «Правила» устанавливают:-порядок подготовки;-проведения;-оформления результатов ГМН.Надзор за состоянием и применением СИ распространяется только на СИ, относящиеся к сфере деятельности ГМН. Потому необходимо иметь перечень СИ, относящихся к этой группе, т.е. подлежащих поверке.Орган ГМС, осуществляющий проверку, не позднее чем за 5 дней до ее начала информирует предприятие о календарных сроках ее проведения, а также приглашает представителей других контрольно-надзорных служб.Об обязанностях инспекторов мы уже говорили. В соответствии с «Правилами» инспекторы проверяют еще:-наличие и полноту перечня СИ, подлежащих ГМН;-соответствие состояния СИ и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям;-наличие сертификата об утверждении типа СИ;-наличие поверительного клемма или свидетельства о поверке, а также соблюдение межповерочного интервала;-наличие документов, подтверждающих аттестацию методик измерений;-наличие документа, подтверждающего право проведения поверки СИ силами МС данного ЮЛ;-наличие документов, подтверждающих аттестацию лиц, осуществляющих поверку СИ, в качестве поверителей;-правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки СИ в соответствии с НД.При выявлении нарушений инспектор имеет право и обязан:-запрещать применение и выпуск СИ неутвержденного типа или не соответствующих утвержденному типу, а также не поверенных;-гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке, если СИ не удовлетворяет обязательным требованиям, а также изымать СИ из эксплуатации;-давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений МНиП;-составлять протоколы о нарушениях МНиП.Все виновные в нарушении МНиП несут ответственность – уголовную, административную или гражданскую.Результаты каждой проверки оформляются актом, который подписывают все участники проверки, после чего в него нельзя вносить изменения.Ответственность за полноту, достоверность и объективность, изложенных в акте материалов несут руководитель и все участники проверки. При наличии несогласия по содержанию акта окончательное решение принимает руководитель проверки, а несогласие в письменном виде прилагается к акту.Руководитель организации принимает меры, направленные на устранение нарушений.Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решения по подчиненности. Решения по жалобам выносятся в месячный срок. Все это время действуют акты о выявленных нарушениях и работы с СИ приостанавливаются.ЮЛ и ИП обязаны оказывать содействие инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие им, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.В России, как уже отмечалось, ГМН за СИ всегда был налажен хорошо. Поэтому в последнее время наблюдается смещение усилий надзора за СИ в сторону надзора за количеством и качеством расфасованных и упакованных товаров, что отражено в ФЗ № 102.Фасованные товары в упаковках– товары, которые упаковываются в отсутствие покупателя, при этом содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформирования, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, определяющие количество содержащегося в упаковке товара, должны быть обозначены на упаковке. Отчуждени е-операция перехода материальных ценностей от одного ЮЛ в собственность другого.Количество отчуждаемого товара определяется в результате процедуры измерений, а цена и стоимость фиксируются. Обязательные требования к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения при их расфасовке устанавливаются техническими регламентами. В технических регламентах также могут содержаться:-обязательные требования к оборудованию, используемому для расфасовки и его контроля;-правила оценки соответствия отклонения количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения;-обязательные требования к упаковке, маркировке или этикеткам фасованных товаров и правилам их нанесения.При этом к ЮЛ и ИП предъявляются следующие требования:- обязаны уведомить Федеральные органы исполнительной власти о данной деятельности не позднее 3-х месяцев со дня ее осуществления;- порядок уведомления устанавливается ДТРиМ.Сфера применения этого вида ГМН широка и относится к любым организациям, занятым реализацией продукции.В этом случае нарушения это:-обмер и обвес;-обсчет;-использование СИ не утвержденного типа, не поверенных, с нарушением клейма.Обмер (обвес) – отчуждение (продажа) меньшего количества товара по сравнению с заявленным (устно или письменно) для продажи.Расхождение между заявленным значением и полученным после контрольных измерений не должно превышать:-норм, установленных при торговле (если они есть);-суммы абсолютных пределов допускаемых погрешностей СИ, применяемых продавцом и инспектором.Обсчет – отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует заплаченной цене.Надзор – контрольная покупка, которая проводится инспектором только при проведении совместных с Госторгинспекцией проверок без предварительного уведомления предприятия.Необходимо взять 3наименования товара и оплатить, после чего контрольные измерения проводятся на поверенных, исправных средствах измерения.Если нарушения не касаются СИ, то составляю протокол, который направляется в территориальный орган Госторгинспекции для принятия мер. По Закону РФ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю» обмер, обвес и обсчет потребителей квалифицируется как их обман и влечет за собой соответствующую ответственность.Требования к упаковке делятся на 2 группы:-к индивидуальной упаковке;-к партии товара в упаковке.Требования к индивидуальной упаковке заключаются в оценке недовложения в упаковку, которое не должно превышать допустимого предела указанного в НД на продукцию. Для разных продуктов существуют номограммы зависимостей % недовлажений продуктов от их массы, например, при массе от 5 до 50г. – 9%; от 15000 до 25000г. – 1% и т.д.Продавец несет ответственность за соответствие товара номинальному количеству.Погрешность определения содержимого нетто фасованного товара в каждой упаковке при осуществлении ГМН не должна превышать 1/5 предела допустимого отклонения. (Международный документ МР №87 МОЗМ «Содержание нетто в упаковках»). Требования к партии товаров в упаковке. Среднее содержание нетто для любой партии фасованных товаров должно быть не менее номинального количества, указанного на упаковке. То есть, если в одной упаковке «недовлажение», то в другой должно быть «перевлажение», а в среднем равно номинальному количеству, указанному на упаковке. Это требование защищает не каждого конкретного потребителя, а потребителя, как общественную категорию от материального ущерба, который может нанести производитель или расфасовщик фасованных товаров. Несоблюдение этого требования наиболее распространено. Обнаружение такого нарушения влечет за собой строгую административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление