КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) и роль России в ее развитии
Вопрос об учреждении МОЗМ начал обсуждаться на заре 20 века. После подписания, в том числе и Россией, в 1875 году Метрической Конвенции бытовало мнение, что для устранения торговых барьеров достаточно гармонизации национальных эталонов килограмма и метра. Однако расхождения в результатах измерений существуют не только, когда различаются первичные эталоны, но и тогда, когда различаются схемы передачи размера от первичных эталонов к рабочим СИ или когда не приведены в соответствие (негармонизированы) требования к точности СИ и к процедурам их поверки. Поэтому на нескольких Генеральных Конференциях по Мерам и Весам (ГКМВ) в первые десятилетия 20 века обсуждалась возможность ответственности МБМВ за вопросы практической и законодательной метрологии, главным образом, за калибровку и поверку СИ. В результате решением МКМВ в июле 1937 года состоялась 1 Международная Конференция по практической метрологии, приуроченная к открытию Парижской выставки. Был создан Временный Комитет (ВК) по законодательной метрологии. ЦЕЛЬ – подготовка учреждения постоянно действующего международного органа по законодательной метрологии. Временный Комитет должен был начать свою работу в Берлине в 1938 году, но помешала международная обстановка и он впервые собрался только в 1950 году, начал переписку со всеми странами-участниками МБМВ. В 1952 году в Брюсселе состоялось рабочее заседание ВК, в результате работы которого: в 1955г. – 24 страны подписали Конвенцию об Учреждении МОЗМ (в том числе и Россия), а в 1956г. – в Париже уже состоялась 1 международная Конференция по законодательной метрологии. Англия вошла МОЗМ в 1962году, а США – в 1972г. Конвенция определила для МОЗМ роль национальных экспертов по законодательной метрологии. В 1956-1968 годах МОЗМ опиралась в своей деятельности на национальные метрологические службы, т.к. в государствах – членах МОЗМ они были хорошо организованными административными органами с многочисленным техническим персоналом, стремящимся и в законодательной области к сотрудничеству на международном и региональном уровне. Так, в это же время осуществлялось становление и развитие Законодательства Европейского Общего Рынка. Оно включало и Директивы по законодательной метрологии. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) разработал требования к поверке и калибровке, а МОЗМ использовал эти работы. К началу 80-х годов МОЗМ имела уже устойчивые связи с 50 международными и региональными организациями и выпустила свыше 60 публикаций. С 1980 года в мире начинается период глобализации и ослабления регулирования. «Глобализация» проявилась в обязательности для международных и региональных организаций координировать свои действия и выполнять свои задачи с учетом достижений других стран. Сейчас такая координация проводится под флагом ВТО и ее Комитета по Техническим Барьерам в Торговле. Наличие такого Комитета позволило примерно 10 международным организациям (ИСО, МЭК, МОЗМ и др.), устанавливающим стандарты, выделить каждому свою роль в процессе и показать эффективность существующей кооперации. Россия активно участвовала и участвует в работе на всех этапах развития МОЗМ, постоянно один из вице-президентов из России. Современная организационная структура МОЗМ представлена на рисунке. Рис. 6.6.
Рисунок 6.6 – Организационная структура МОЗМ
В состав МОЗМ сейчас входят 57 государств-членов и 51 член-корреспондент. МОЗМ поддерживает контакты более, чем со 100 международными и региональными организациями, количество выданных сертификатов превышает 800. Международная конференция законодательной метрологии – высший орган МОЗМ (периодичность проведения один раз в 4 года) принимает решения по финансовым вопросам и утверждает Международные Рекомендации принятые МКЗМ. Международный Комитет законодательной метрологии – рабочий орган Конференции (по 1 представителю от каждой страны – участницы). Его основная задача – реализация решений, принятых Конференцией, одобрение Международных рекомендаций МОЗМ и утверждение Международных Документов МОЗМ. Кроме того, определение основной технической программы МОЗМ и приоритетных направлений, а также одобрение предложений стран-участников по разработке МР и МД. В задачи МКЗМ входит образование технических комитетов и подкомитетов, утверждение области их деятельности и программ технической работы; контроль деятельности технических комитетов; рассмотрение спорных вопросов стран-участников. Периодичность проведения заседаний 1 раз в 2 года. Президент МКЗМ и 2 его вице-президента выбираются из состава членов МКЗМ. Совет президента состоит из 10 человек + директор МБЗМ в качестве секретаря Совета, который создан для решения оперативных вопросов. В состав Совета входит и представитель России. Международное бюро законодательной метрологии (МБЗМ) – это исполнительный орган. Бюро выпускает Бюллетень МОЗМ; издает материалы Конференции, заседаний МКЗМ и Совета Президента; одновременно является центром документации по законодательной метрологии. Рассылает документы в соответствии с запросами, перечень которых публикуется в Указателе МР и МД. Технические комитеты (ТК) и подкомитеты разрабатывают проекты Международных Рекомендаций и документы. Работа осуществляется в соответствии с Программой, утвержденной МКЗМ сроком на 4 года. ТК и ПК по характеру разрабатываемых ими МР и МД делятся на 3 основные группы: по общим вопросам метрологии, по отдельным видам измерений и по метрологическому обеспечению ряда областей человеческой деятельности. Россия участвует и/или ведет технические комитеты в каждой из этих групп. Руководство техническими комитетами очень престижно для страны. В рамках технических комитетов создаются рабочие группы: национальные (организует возглавляющая страна, входят специалисты и метрологические лаборатории); международные (входят члены подкомитета и представители стран-наблюдателей). С самого зарождения МОЗМ Россия ведет технический комитет по вопросам нормирования метрологических характеристик СИ и измерительных систем. Например, Россия руководит ТК-27 и разрабатывает общие принципы использования стандартных образцов (СО) в законодательной метрологии. Стандартные образцы используют в настоящее время в качестве эталона при поверке СИ для измерений характеристик сырья – значительной доли экспорта России. Стандартные образцы значительно дешевле, чем образцовые СИ и их мы тоже экспортируем в развивающиеся страны. А в ТК-30 «Физико-химические измерения» Россия руководит подкомитетами по таким видам измерений, как pH-метрия, кондуктометрия, газоаналитические измерения, влагометрия газов и тел и др. Ведущая роль России и в ТК по метрологическому обеспечению проблемы контроля окружающей среды, по унификации подготовки специалистов-метрологов, по средствам измерений для ионизирующих излучений и др. В настоящее время представители России работают во всех ТК. Бюджет МОЗМ образуется за счет вкладов каждой страны – участника с учетом коэффициентов. Все страны – разделены на 4 категории по количеству населения следующим образом: до 10 млн. к=1, от 10 до 40 млн. к=2, от 40 до 100 млн. к=4, свыше 100 млн. к=8. К настоящему времени Россия разработала 14% всех МР и МД, а внедрила 80%. Официальный представитель России в МОЗМ – Департамент по техническому регулированию и метрологии. Функции национального секретариата МОЗМ России выполняет ВНИИМС – координация взаимодействия, разработка МД, экспертиза МР и МД, их внедрение, хранение. Большую работу ведет МОЗМ по сертификации СИ. Россия вошла в международную систему сертификации МОЗМ. Сертификат МОЗМ для всех категорий СИ выдает ДТРиМ. Уже выданы сертификаты МОЗМ на гири, штриховые меры, на барометры и др. СИ. Россия принимает участие в разработке МД МОЗМ «Обеспечение качества при первичной поверке СИ». Главная цель этого документа – отдать первичную поверку производителям СИ и повысить доверие к ним! России участие в МОЗМ позволяет: ‒ активно влиять на содержание принимаемых документов, добиваясь их соответствия с национальными стандартами; ‒ вносить изменения в стандарты и совершенствовать метрологическую работу в стране, гармонизировать ее с международными правилами и нормами; ‒ развивать международные торгово-экономические связи страны. По большому счету, участвуя в работе МОЗМ Россия выигрывает в главных направлениях: -в научно-техническом – получение большого объема информации о результатах работ в крупнейших зарубежных метрологических организациях, что позволяет: ‒ сократить затраты на научные исследования, опытно- конструкторские работы и производство СИ высшей точности; ‒ достичь уровня лучших метрологических лабораторий мира; ‒ поддержать точность эталонного оборудования на современном мировом уровне; ‒ совершенствовать метрологическую службу страны; ‒ сблизиться с международными и национальными МС других стран. -в области экономики и международной торговли: ‒ сокращение затрат на повторные измерения и испытания технических параметров и характеристик сырья, материалов, полуфабрикатов и изделий, поступающих в страну по импорту; ‒ увеличение доверия к экспортируемой продукции и тем самым повышение конкурентоспособности продукции (измерительной техники); ‒ защита экономических интересов страны за счет внедрения в международную практику стандартов и нормативов, принятых в нашей стране. -в политическом: ‒ содействует повышению авторитета страны и ее метрологических служб; ‒ способствует развитию взаимовыгодного сотрудничества.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |