КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность дисциплины ПП
Поведение потребителей ЛЕКЦИЯ 1. Принцип удовлетворения потребностей потребителя как основополагающий провозглашен сравнительно давно, ведь история маркетинга, как и теории и практики рынка, более 100 лет. Однако как удовлетворить эти потребности с точки зрения создания комплекса предпродажных услуг и самой ситуации приобретения и использования товара, остается под вопросом. Изучение поведения потребителя остается относительно новым направлением приложения усилий различных специалистов: маркетологов, менеджеров, социологов, психологов и т.д. необходимость анализа потребительского поведения может быть показана на простом примере. (два магазина – клиенты в одном, почему?) Достаточно одной причины для отказа от конкретного магазина. Хотя сказать конкретно, что определило поведенческую реакцию, невозможно без дополнительных знаний л самом клиенте, его личностных особенностях, условиях покупки и т.д. А если попытаться выяснить, почему один потребитель отзывается о фирме или товаре в превосходной форме, а другой выражает отрицательное мнение. Что явилось этому причиной? Какие действия необходимы фирме для улучшения своего имиджа… Работа с потребителем – анализ, прогноз, а по сути управление его поведением – повседневная составляющая профессиональной деятельности каждого специалиста, занятого в сфере маркетинга. Необходимость знания целевого рынка, умения создать новые сегменты рынка и сохранять существующие рынки растет сегодня не только для маркетинг-специалистов. Долгое время потребители бывшего СССР даже не были знакомы с такими понятиями, как «конкуренция», широта и глубина ассортимента, права потребителей. Советские люди вынуждены были жить при дефиците, когда не был задействован не только маркетинг и его принципы, но и простейшие элементы квалифицированного и вежливого обслуживания.
Поведение потребителей (ПП) – относительно новая область знаний не только в России, но и в США – на родине менеджмента и маркетинга. Первый учебник по ПП появился в 1968 г. ПП – относительно молождая наука, ее родоначальником читается Джеймс Энджел. Дисциплина, возникшая на стыке экономики, маркетинга, психологии, постепенно вобрала в себя колоссальное количество методов из различных областей знаний. Так что же за дисциплина ПП? Набольшее влияние на развмтие этой науки оказали маркетинг и группа поведенческих нак (в первую очередь психолгия0. Наиболее существенным моментом, который отличает ПП от маркетинга является вопрос “зачем нужна эта дисциплина?” Маркетинг “вырос” из нужд быта товаров и услуг. Однако уже в 50-е годы прошлого века становится очевидным, что для устойчивого успеха на рынке нужно уговорить человека не прото купить товар, но и заставить его покупать снова и снова, т.е. сделать покупателя потоянным клиентом. И тут возникла проблема. Исследовать, какие последствия имеет применения тех или иных методов воздействия на покупателей, специалисты уже научились. А вот как изучить механизмы принятия решения о первой и повторной покупках или отказе от них? Для того, чтобы понять какую сложную задачупоставили перед собой иследователи потребителя, попробуйте спросить самих себя: Почему я пользуюсь зубной пастой марки А, жевательной резинкой марки Б и стиральным порошком С. Ответ “Потому что мне нравится не подойдет, попытайтесь уточнить почему нравится. Потому что вы привыкли к этой марке? Или потому что у вас связаны с ней приятные воспоминания? Или просто все ваши друзья пользуются такой же? А может вам прото нравится цена. Впрочем. Возможно у вас нет любимых марок и вы пользуютесь воочередно несколькими.
А теперь представьте, что вам нужно изучить механизмы, движущие другими людьми. Причем, это не только ваши ровесники. Работа с потребителем – анализ, прогноз, а по сути – управление его поведением, - повседневная составляющая профессиональной деятельности каждого специалиста, занятого в сфере маркетинга – продавца, торгового агента, менеджера и т.д. Работа с потребителем становится все более актуальной для каждого участника рыночных отношений: · Каким образом потребители принимают решения о покупке; · Какие факторы влияют на решение потребителя; · Каким образом потребности, восприятие и отношение потребителя влияют на его решение о покупке; · Каким образом на покупки влияют характеристики потребителя и его окружение; · Как они покупают; · Что собой представляют их критерии выбора; · Где они покупают; · Когда они покупают и т.д. Определение, значение, содержание дисциплины «Поведение потребителей» Приобретение – это действия, ведущие покупке и включающие покупку или заказ продукта. Потребление (consumption) – это то, как, где, когда и при каких обстоятельствах потребители используют товары. Освобождение (избавление) – это то, как потребители избавляются от товара и упаковки. Аналитики могут исследовать ПП с экологических позиций: как потребители избавляются от упаковки или остатков товара? Могут ли товары биологически разлагаться? Могут ли они быть подвергнуты переработке? Может потребители захотят продлить жизнь некоторым товарам (отдать, починить и т.д). Потребитель (consumer) – индивидуум или группа, использующие товар, услугу, идею для удовлетворения своих потребностей. Поведение потребителей (ПП) (consumer behavior) – это деятельность, вовлеченная в обретение, потребление и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней. Американские специалисты D. Hawkins, R. Best, K. Coney предлагают концептуальную модель ПП. Эта модель представляет взаимосвязь процесса решения потребителя о покупке и определяющих его факторов, и исходит из ряда предпосылок: - исходной точкой потребительского поведения является жизненный (организационный) стиль. Потребитель (организация) покупает/потребляет продукты для того, чтобы поддержать или улучшить свой жизненный (организационный) стиль;
- потребитель имеет двойственную сущность. С одной стороны он член нескольких социальных групп и потому подвержен влиянию ряда социальных, или внешних, факторов. С другой стороны, потребитель индивидуален, а потому его жизненный стиль испытывает воздействие ряда внутренних, психологических факторов. Рис. Поведение потребителей
Таким образом, предмет дисциплины ПП – процесс принятия решения потребителем о покупке и определяющие его факторы. Процесс принятия решений включает следующие этапы: осознание потребителем наличия проблемы, информационный поиск, оценка и выбор альтернатив покупки, покупка, использование покупки и оценка решения. Факторы потребительского поведения делятся на внешние (социальные) и внутренние (психологические). К внешним факторам потребительского поведения относятся: маркетинговая деятельность, влияния, формируемые социальным окружением; культура, ценности, социальный статус, референтные группы, семья и домохозяйство. Внутренние факторы потребительских решений: восприятие, обучение, память, мотивы, личность и эмоции, жизненный стиль, знание и отношение потребителя к покупке. Для управления потребительским поведением используется факторное влияние на каждую из стадий процесса решения потребителя о покупке. Маркетолог должен разработать комплекс маркетинга, позволяющий успешно провести потребителя через каждый из этапов процесса решения о покупке. Желательно, чтобы процесс решения превратился в цикл, то есть первая покупка привела к последующей, а потребитель превратился бы в постоянного клиента.
Таблица 1.1. Концепция товаропроизводств в США, XX-XXI в.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |