Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная установка




Особенности современной социализации.

Физическое Я

2.Социально-психологическое Я – отражает социальные характеристики человека, психические особенности (удачливый/ неудачный; старательный/ ленивый; аккуратный/ неряшлевый; самостоятельный/ несамостоятельный и т.д.).

3.Когнитивно – психическое Я – отражает психические качества человека: сообразительный/ тугодум; способный/ неспособный; собранный/ несобранный; внимательный / рассеянный; и т.д.

4. Морально – этический уровень самосознания – отражает осознание себя в целом, своих поступков с позиций справедливости: справедливы несправедливый; честный/ нечестный; порядочный/ непорядочный.

5. Духовно – творческий уровень – осознание своего духовного творческого потенциала, таланта, творческих способностей.

Стадии процесса социализации:

Дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

 

Институты социализации.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж.Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, называют институтами социализации.

Это семья, ДОУ, школа, среда общения со сверстниками, вуз, трудовой коллектив или команда, организация.

 

- длительность; - гуманизация; - рационализация (принцип обучения новым правилам, нормам и ценностям); - роль образования.

 

Критерии социализованной личности:

- содержание сформированности установок, стереотипов, ценностей, картин мира;

- адаптированность личности, ее нормо-типическое поведение, образ жизни;

- социальная идентификация (групповая и общечеловеческая);

- степень независимости личности, уверенности, самостоятельной раскрепощенности, инициативности, не закомплексованности (главный критерий).

 

 

Формирование социальных установок личности показывает как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в действиях и поступках.

Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Но необходимо развести сферу действия установок, как их понимал Узнадзе, и сферу действия социальных установок.

В концепции Узнадзе «установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» (Узнадзе, 1966). Установка в концепции Узнадзе более всего касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.

Сама идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих авторов. Прежде всего, этот круг вопросов обсуждался В.Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или ее отдельными сторонами», объясняет как раз направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которое это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально – психологической точки зрения ситуации.

В специфической теоретической схеме эти процессы анализируются и в работах Л.И. Божович (1969). При формировании личности в детском возрасте было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Направленность сама по себе может быть рассмотрена также в качестве особой предиспозиции – предрасположенности личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций. Такая интерпретация направленности позволяет рассмотреть это понятие как однопорядковое с понятием социальной установки.

А.Н. Леонтьев - идеи о личностном смысле. Когда в теории личности подчеркивается личностная значимость объективных значений внешних обстоятельств деятельности, то этим самым ставится вопрос о направлении ожидаемого поведения (деятельности) личности в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для нее предмет деятельности.

Отличие изучения социальной установки в западной СП и социологии состоит в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы на проблемы социально – психологического знания. В западной СП для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который на русский язык переводится либо как «социальная установка», либо используется без перевода «аттитюд». Важно отметить, что изучение аттитюдов есть совершенно самостоятельная линия исследований.

Выделены четыре функции аттитюдов:

1. Приспособительная – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2. Функция знания – аттитюд дает упращенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3. Функция выражения – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4. Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяют:

1) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

2) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

3) поведенческий компонент (последовательное отношение по отношению к субъекту).

Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.