КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории социализации
Механизмы, стадии, институты социализации. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Теории социализации призваны установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Существует несколько теорий, рассматривающих формирование нашего «Я» посредством взаимодействия с социальной средой.
Теория социализации личности Ч.Кули (зеркальное «Я»). - это теория формирования личности посредством социального взаимодействия. Основана на том, что образ Я индивида является отражение того, как другой воспринимает данного индивида, или того, как это ему представляется. В соответствии с данной теорией, мы проявляем тенденцию признавать мнение других как свое собственное, и их мнение о том, что мы собой представляем, формирует нашу собственную идентичность. Т.об. наше Я развивается в социальном взаимодействии.
Теория формирования человеческого «Я» Д. Мида (принятие роли другого). «Я» индивида формируется на основе оценки им своих субъективных переживаний с т.зр. мнения сообщества, в котором он живет. Дети развивают свое Я по мере того, как они учатся принимать роль других людей и смотреть на свое собственное поведение глазами других. Д. Мид выделил две стороны человеческого «Я»: «Я – сам» - эта сторона реагирует на отношение со стороны других; «Я – меня» - осознает отношение со стороны других.
Таким образом, концепции Ч.Кули и Д. Мида ориентированы на то, чтобы понять, как на человека влияет то, что по его мнению, о нем думают другие.
Психоаналитический подход З. Фрейда (неосознаваемое Я). Согласно взглядам Фрейда, у ребенка первоначально инстинктивные побуждения являются доминирующими в его поведении. Резервуар неосознаваемых, инстинктивных влечений и побуждений Фрейд называл «Ид» (Оно). Общество, прежде всего родители, воздействуют на ребенка, препятствуя импульсивным действиям Ид. Ребенок в своем развитии проходит через оральный, анальный и фалистический периоды, и получаемый им опыт в течении этих периодов, существенно влияет на его взрослую личность – периоды социализации ребенка. В ходе усвоения ребенком ценностей и норм родителей, у него развивается система контроля за своими побуждениями – «Супер Эго». Оно способствует подавлению неотъемлемых желаний и стремлений. В результате возникает конфликт между Ид и Супер Эго. Эго – рациональный, сознательный компонент «. Он пытается разрешить конфликт, находя реалистичные пути удовлетворения требований Ид и Супер Эго.
Операционная концепция интеллекта Ж. Пиаже (рациональное Я). Ж. Пиаже предложил теорию детского развития. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. Выявил определенные стадии развития интеллекта. Каждая из характеризуется некоторыми «ментальными» операциями, которые ребенок может выполнить. В ходе этих стадий ребенок овладевает новыми навыками в познании и взаимодействии с окружающим миром. Пиаже рассматривал этапы развития личности как этапы развития интеллекта. Интеллект – стержень развития психики. В процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде, активное взаимодействие организма со средой.
Когнитивно – нравственная теория Л. Колберга (моральное Я). Сильное влияние взглядов Ж.Пиаже. Л. Колберг связывал стадии развития морали с когнитивным ростом. Исходя из его теории, люди различаются по своим моральным принципам. Наличие тех или иных моральных принципов зависит от того, что люди находятся на разных ступенях зрелости. Выделил 6 стадий моральных суждений, соответствующих 3-м уровням формирования у человека моральных понятий Ж. Пиаже. Теория Колберга не показывает связь между моральными суждениями и моральными действиями. Человек может поступить вопреки своим моральным убеждениям. Но теория колберга представляет собой ценный вклад в понимание морального развития личности.
Концепция Э. Эриксона (Я в постоянном развитии). Это концепция развития Я в ходе социализации личности, длящейся на протяжении всей жизни человека. Эриксон выделил 8 стадий развития, каждая из которых характеризуется кризисом идентичности или изменяющимся определением своего Я. Каждая стадия включает: кризис, «комплект» основных альтернативных установок.
Социализация, по своему содержанию, есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни. Выделяют три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, это становление личности: деятельность, общение, сознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Деятельность. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением деятельности, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходит еще три важных процесса: - ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности; - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей; - освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Общение. Рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Расширение общение – умножение контактов человека с другими людьми, специфика этих контактов на каждом возрастном рубеже. Углубление общения - переход от монологического общения к диалогическому, децентрации, т.е умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 4563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |