КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности
Типология по Нокаридзе. В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделяют три типа личности: Гармоническая личность – нет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, чувство долга и реальное поведение человека гармонично сочетаются друг с другом, имеют социальную направленность и адекватность. Конфликтная, противоречивая личность – присущ разлад между поведением и мотивами, т.е. действия противоречат желаниям. Импульсивная личность – поступает только по своему желанию либо, если у человека нет ярко выраженных желаний, то он поступает в соответствии с воздействиями извне – «человек флюгер», который действует в соответствии с ближайшей ситуацией, хотя и может маскировать свою несостоятельность деловитостью, демократической коллегиальностью.
Формирование социальных установок личности показывает как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в действиях и поступках. Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. В концепции Узнадзе «установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» (Узнадзе, 1966). Установка в концепции Узнадзе более всего касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Сама идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих авторов.
После открытия аттитюда начался своеобразный бум в его исследовании. Возникло несколько противоречивых толкований аттитюда, много противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт – обзорная статья по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из них были выделены те черты, которые отмечались всеми исследователями. Аттитюд понимался как: А) определенное состояние сознания и нервной системы; Б) выражающее готовность к реакции; В) организованное; Г) на основе предшествующего опыта; Д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная роль в регуляции поведения. В дальнейшем были установлены причины, «осложняющие» воздействие аттитюда на поведение, выделены факторы, которые могут противостоять этим причинам: - сила аттитюда (аттитюд считается сильным, если он в ответ на стимул возникает немедленно: «змея – зло!»); - ожидаемость аттитюда («я так и знал!»). Таким образом, были оговорены условия, при которых положение о влиянии аттитюда на поведение сохраняло свое значение.
А. Айзен и М. Фишбайн -идея «точечного совпадения» элементов аттитюда и поведения. Суть: необходимо сравнивать однопорядковые уровни того или другого явления, а именно: если берется «глобальный» аттитюд, то его надо сравнивать не с отдельным поведенческим актом, а с целой их совокупностью. В противном случае совпадения не будет, но это и не будет доказательством ложности общего положения о связи аттитюдов с поведением.
Д. Бем предложил принципиально другой подход: существует обратное отношение между аттитюдом и поведением – поведение влияет на аттитюд. Суть: возможно человек сначала наблюдает свое поведение (не ходит на рок - концерты), а лишь затем умозаключает о своем аттитюде (не любит рок – музыку).
Поиски свидетельствуют о признании важности проблемы аттитюда для объяснения поведения. Попытка решения задач целостности социальной установки в социальном контексте содержится в «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» (Ядов). Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т.е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни. Определение уровней диспозиционной регуляции социального поведения личности осуществляется на основании схемы Д.Н. Узнадзе, согласно которой установка возникает всегда при наличии определенной потребности, с одной стороны, и ситуация удовлетворения этой потребности – с другой. Однако обозначенные Узнадзе установки возникли при «встрече» лишь элементарных человеческих потребностей и довольно несложных ситуаций их удовлетворения. В.А. Ядов предположил, что на других уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют иные диспозиционные образования, притом они возникают всякий раз при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. Потребности (П) классифицируются по одному-единственному основанию – с точки зрения включения личности различные сферы социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности. Сферы реализации потребностей: 1 сфера - семейное окружение; 2 сфера – контактная (малая группа), в рамках которой непосредственно действует индивид; 3 сфера – широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта; 4 сфера – сфера деятельности, как определенная социально – классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества. Таким образом, выявляются четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение. Далее выстраивается также условная для нужд данной схемы иерархическая ситуация (С), в которых может действовать индивид и которые встречаются с определенными потребностями. Эти ситуации структурированы по длительности времени, «в течение которого сохраняется основное качество данных условий».
Низшим уровнем (1) ситуаций являются предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные. Следующий уровень (2) – ситуации группового обращения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы. Третий уровень (3) - более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сфере труда (протекающие в рамках какой-то профессии, отрасли и т.д.), досуга, быта. Четвертый уровень (4) – Долговременные, устойчивые условия деятельности, свойственные широкой сфере жизнедеятельности личности – в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и идеологической структуры его функционирования. Таким образом, структура ситуаций, в которых действует личность, может быть изображена также при помощи характеристики четырех ее ступеней.
При рассмотрении иерархии диспозиций (Д) логично обозначить соответствующую диспозицию на пересечении каждого уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. Выделяют четыре уровня диспозиций: а) первый уровень – элементарные фиксированные установки – они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окружения, и в самых низших «предметных ситуациях»; б) второй уровень – более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе – социальные фиксированные установки (аттитюды), которые имеют сложную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты); в) третий уровень – фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности – базовые социальные установки (формируются в сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная работа, конкретная область досуга и пр.). они имеют трехкомпонентную структуру, также как и аттитюды;
г) четвертый уровень – высший уровень диспозиций – система ценностных ориентаций личности – регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, где выражается отношение к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических институтов.
Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Более и менее точно можно соотнести каждй из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов деятельности: Первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию («поведенческий акт – 1); Второй уровень регулирует поступок, осуществляемый в привычных ситуациях (2); Третий уровень регулирует системы поступков или то, что можно назвать поведением (3); Четвертый уровень регулирует целостность поведения или собственно деятельность личности (4). С позиций предложенной концепции появляется возможность по-новому объяснить эксперимент Лапьера. Расхождение между вербально заявленным аттитюдом и реальным поведением объясняется не только тем, что в регуляцию поведения включены «аттитюд на объект» и «аттитюд на ситуацию», или тем, что на одном и том уровне возобладал то когнитивный, то аффективный компонент аттитюда, но и более глубокими соображениями. В каждой конкретной ситуации поведения работают разные уровни диспозиций. В описанной Лапьером ситуации ценностные ориентации хозяев отелей могли сформироваться под воздействием таких норм культуры, которые содержат негативное отношение к лицам неамериканского происхождения, возможно, ложные стереотипы относительно китайской этнической группы и т.д. Этот уровень диспозиций и срабатывал в ситуации письменного ответа на вопрос, будет ли оказано гостеприимство лицам китайской национальности. Вместе с тем в ситуации конкретного решения вопроса об их вселении в отель срабатывал тот уровень диспозиций, который регулирует достаточно привычный и элементарный поступок. Поэтому между таким аттитюдом и реальным поведением никакого противоречия не было, расхождение касалось диспозиции высшего уровня и поведения в иной по уровню ситуации. Если бы помощью какой-либо методики удалось выяснить характер реального поведения на уровне принципиальных жизненных решений, возможно, что там было бы также продемонстрировано совпадение ценностных ориентаций и реальной деятельности. Предложенная схема близка позиции А. Айзена и М. Фишбайна, но содержит более глубоки методологические основания.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |