Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения и тесты. Заменяющие операцию определения понятий




Заменяющие операцию определения понятий.

Неявные определения понятий и логические процедуры,

Вопрос 3.

 

К неявным определениям относятся, контекстуальное, индуктивное определение, определение через отношение к своей противоположности, остенсивноеопределение и некоторые другие.

а) В контекстуальном определении содержание понятия раскрывается в относительно самостоятельном по смыслу отрывке письменной или устной речи (контексте).

б) Индуктивное определение. Оно характеризуется тем, что в нем сам определяемый термин используется в выражении понятия.

в) Определение через указание отношения предмета к своей противоположности. Этот способ широко используется при определении философских категорий.

г)Следующий прием называется определением путем показа, или остенсивным определением. Этот прием используется тогда, когда легче привести пример, чем сделать попытку дать его строгое и четкое определение.

Остенсивным (от латинского слова ostendo — «показываю») называется определение, устанавливающее значение термина путем демонстрации предмета, обозначаемого этим термином.

Например, остенсивное определение используется для характеристики простейших свойств вещей: цвета, запаха, вкуса и т.п.

Следует иметь в виду, что в процессе реального общения довольно часто используются приемы, заменяющие или дополняющие операцию определения понятий. К таким приемам относятся указание, объяснение, описание, характеристика, сравнение, различение.

Указание (лат. location) – прием ознакомления с предметами непосредственного восприятия, когда определение понятия невозможно или не требуется.

Объяснение совокупность приемов (сравнение, описание, аналогия, различие, указание на причины, составление простейшей модели и т.д.), помогающих установить достоверность суждений относительно чего-либо неясного.

Описание - это перечисление внешних, чувственно воспринимаемых признаков предмета.

Характеристика состоит в указании отличительных характерных признаков единичного предмета (лица, события и т.д.).

Цель характеристики - не в создании наглядного образа, что присуще описанию, а в раскрытии степени пригодности этого объекта к решению конкретной задачи.

Определение через сравнение предполагает выделение в предмете важного в каком-то отношении признака и соотнесение этого предмета с другим, в котором аналогичный признак выражен особенно ярко.

Различение – прием ознакомления с предметом в тех случаях, когда определение понятия невозможно или не требуется, заключающийся в том, в сравниваемых понятиях выделяются на первое место различные признаки.

Упражнение 8.

В художественной литературе часто встречаются приемы, заменяющие определение понятий. Какие приемы, заменяющие определение понятий, использует А.С. Пушкин в своих произведениях? Сколько этих приемов вы нашли в каждом отрывке?

1. «Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета. Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные».

2. «Отроду не встречал счастливца столь блистательного! Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым не знал он счета и которые никогда у него не переводились, и представьте себе, какое действие должен был он произвести между нами. Первенство мое поколебалось. Обольщенный моею славою, он стал искать моего дружества; но я принял его холодно, и он безо всякого сожаления от меня удалился. Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние. Я стал искать с ним ссоры...»

3. «Лакей ввел меня в графский кабинет, а сам пошел обо мне доложить. Обширный кабинет был убран со всевозможною роскошью; около стен стояли шкафы с книгами, и над каждым бронзовый бюст; над мраморным камином было широкое зеркало; пол обит был зеленым сукном и устлан коврами. Отвыкнув от роскоши в бедном углу моем и уже давно не видав чужого богатства, я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждет выхода министра. Двери отворились, и вошел мужчина лет тридцати двух, прекрасный собой. Граф приблизился ко мне с видом открытым и дружелюбным...»

4. «Граф указывал пальцем на простреленную картину; лицо его горело как огонь; графиня была бледнее своего платка...»

5. «При этих словах Сильвио встал, бросил об пол свою фуражку и стал ходить взад и вперед по комнате, как тигр по своей клетке».

6. «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, |сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались».

7. «Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостью; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть».

8. «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и (буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».

9. «Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец его не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

 

Упражнение 9

 

1. Разработайте характеристику патриота России.

2. Разработайте характеристику патриота США, живущего в России и имеющего гражданство Российской Федерации.

3. Разработайте характеристику патриота США, живущего в США и имеющего гражданство США.

 

Упражнение 10

 

1. Составьте характеристики известных вам руководителей на основе следующей схемы.

Представим качества руководителя в виде круга, нижняя часть которого соответствует отрицательным качествам, а верхняя — положительным. Среди отрицательных качеств выделяются неприемлемые (недопустимые) и допустимые. Отрицательные допустимые качества могут «компенсироваться» положительными качествами.

 

 
 

 

 


 

Положительные качества:

- Способность принимать решения в сложных условиях, то максимальная оценка здесь (предельная оценка = +10 баллов);

- Владение управленческими знаниями (предельная оценка = +18 баллов)

и т. д.

Отрицательные качества:

- Грубость (предельная оценка = - 8 баллов);

- Несдержанность (предельная оценка - 6 баллов)

и т. д.

По указанным четырем качествам дается общая оценка, например:

(+4) + (+8) + -2) + (-5) = +5.

Если есть неприемлемые качества, то оценка равна 0. Допустимой может, например, считаться оценка от +50 до +120 баллов (последняя оценка, т. е. сумма баллов, считается максимальной). Если руководитель набрал менее +50 баллов, то ему необходимо работать над собой. В характеристике (аттестации) руководителя наряду с суммарной оценкой качеств должны даваться характеристика и оценка каждого из исследуемых качеств.

 

Упражнение 11

 

Укажите, какие приемы, сходные с определением, используются в следующих текстах:

1. «Маленькая рыбка сказала морской королеве: «Я постоянно слышу о море, где оно — я не знаю». Морская королева ответила: «Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Море и вне тебя и в тебе самой. Ты рождена морем, и море поглотит тебя после смерти»».

2. «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно» (Гоголь Н. В. Ревизор. М., 1956).

 

 

Заключение:

Выводы по проведенному занятию.

 

Преподаватель проводит краткий анализ занятия, отмечает его достоинства и недостатки, объявляет оценки с обязательным анализом причин их выставления, дает задание для самоподготовки (самостоятельной работы), отвечает на вопросы курсантов, дает необходимые комментарии:

1. Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением.

2. Суждение, раскрывающее содержание понятия, называют дефиницией.

3) Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и неявные.

4) Номинальные определения объясняют значение термина.

5) Реальные определения раскрывают существенные признаки предмета.

6) Явные определения раскрывают существенные признаки предмета.

7) Неявные определения представляют собой отношение предмета к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное и некоторые другие виды определений.

8) Наиболее распространенным видом явного определения выступает определение через ближайший род и видовое отличие.

9) Определение через род и вид имеет следующие разновидности: генетическое определение, сущностное определение и структурное определение.

10) Правила определения понятий: 1) Определение должно быть соразмерным; 2) Определение не должно заключать в себе круга; 3) Определение должно быть ясным; 4) Определение не должно быть отрицательным.

11) К неявным определениям относятся, контекстуальное, индуктивное определение, определение через отношение к своей противоположности, остенсивное определение и некоторые другие.

12) Приемы, заменяющие или дополняющие операцию определения понятий: указание, объяснение, описание, характеристика, сравнение, различение.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается логическая операция определения содержания понятия?

2. Каков состав определения?

3. Каковы основные функции определения?

4. В чем различие между номинальными и реальными, явными а неявными определениями?

5. В чем состоит содержание номинальных и реальных определений?

6. Каковы основные виды явных и неявных определений?

7. Каковы правила определения содержания понятия?

8. Какие могут быть ошибки в определениях?

9. В каких случаях без определения понятия нельзя обойтись?

10. В чем состоит смысл неявных определений и каковы их разновидности?

11. Каковы основные приемы, сходные с определением?

12. Каковы способы обозначения понятий, заменяющие определения?

 

Приложение:

 

ЗАДАЧА № 1

Если этот день не идет вслед за понедельником и не перед четвергом, а завтра не воскресенье и вчера было не воскресенье, а послезавтра будет не суббота и позавчера была не среда, то что это был за день?

 

ЗАДАЧА № 2

Профессор ложится спать в восемь часов вечера, а будильник заводит на девять часов утра. Сколько будет спать профессор?

 

ЗАДАЧА № 3

Вам дали это, это и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда и никому не передавали, но им пользуются все ваши знакомые. Что это такое?

 

ЗАДАЧА № 4

У Мамеда десять овец. Все, кроме девяти, сдохли. Сколько осталось овец?

 

ЗАДАЧА № 5

Один поезд идет из Москвы в Петербург, а другой — из Петербурга в Москву. Вышли они одновременно, но скорость первого поезда в три раза больше скорости второго. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент их встречи?

 

ЗАДАЧА № 6

Жена пишет уехавшему в командировку мужу: "В почтовом ящике лежит пакет, но я не могу найти ключ от ящика". Муж отвечает письмом: "Ключ лежит в правом ящике письменного стола, а ключ от стола — в левом ящике буфета". Почему жена все же не смогла достать пакет?

 

ЗАДАЧА № 7

Летела стая гусей. Один гусь впереди и два позади. Один позади и два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько их было?

 

ЗАДАЧА № 8

На руках десять пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?

 

ЗАДАЧА № 9

Чего нет в России, найдется в Москве, нет в Санкт-Петербурге, а видно на Неве?

 

ЗАДАЧА № 10

Горело семь свечей, три погасли. Сколько свечей осталось?

 

ЗАДАЧА№11

Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили свой путь. Объясните ситуацию.

 

ЗАДАЧА № 12 Что в горшок кидают перед тем, как варить в нем еду?

 

ЗАДАЧА № 13

У учительницы одной из начальных школ штата Нью-Йорк пропал кошелек. Украсть кошелек мог только кто-нибудь из пяти учеников: Лилиан, Джуди, Дэвид, Тео или Маргарэт.

При опросе этих детей каждый из них дал по три показания:

Лилиан: а) Я не брала кошелек (1); б) Я никогда в своей жизни ничего не воровала (2); в) Это сделал Тео (3).

Джуди: а) Я не брала кошелек (4); б) Мой папа достаточно богат, и я имею свой собственный кошелек (5); в) Маргарет знает, кто это сделал (6).

Дэвид: а) Я не брал кошелек (7); б) С Маргарет я не был знаком до поступления в школу (8); в) Это сделал Тео (9).

Тео: а) Я не виновен (10); б) Это сделала Маргарет (11); в) Лилиан лжет, утверждая, что я украл кошелек (12).

Маргарет: а) Я не брала кошелек учительницы (13); б) В этом виновата Джуди (14); в) Дэвид может поручиться за меня, так как знает меня со дня рождения (15).

При дальнейшем опросе каждый из учеников признал, что из сделанных им трех заявлений два верных и одно неверное.

Определите, кто из учеников украл кошелек своей учительницы.

 

ЗАДАЧА № 14

Гриша, Миша и Игорь — сыновья военнослужащих. У одного из них отец — офицер флота, у второго — ракетчик, у третьего — десантник.

Юноши приняли решение тоже стать военными. Один из них попал на флот, другой стал ракетчиком, а третий — десантником.

Михаил по состоянию здоровья не попал в десантники, а Игорь не попал на флот. Не попал на флот и сын моряка.

Если сын десантника не стал десантником, то им стал сын ракетчика, а если Игорь — десантник, то сын моряка не ракетчик.

Где же служат ребята и их отцы?

 

ЗАДАЧА № 15

Четверо юношей: Андрей, Борис, Кирилл и Дмитрий — влюблены и, увы, как это часто бывает в жизни, без взаимности.

Андрей любит девушку, которая влюблена в юношу, любящего Таню.

В Машу влюблен юноша, которого любит девушка, любимая Борисом.

Кирилл влюблен в девушку, которая сама любит Диму.

Если Бориса не любит Зина, а юноша, которого любит Галя, не любит Зину, то кто любит Андрея?

 


[1] См.: Иванов Е.А. Логика - М., 2001. С. 72.

 

[2] Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М., 1996. - С. 116.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.