КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выбор и назначение посадки с зазором
Наиболее обоснованным и предпочтительным методом выбора посадок в данном случае является расчетный метод, В этом случае в результате специального расчета подвижного соединения по гидродинамической теории смазки определяют наибольшие и наименьшие функциональные (расчетные) зазоры,Smax.ф и Smin.ф. Они называются Функциональными, так как рассчитываются из условия обеспечения заданных условий функционирования соединения. Например, при расчете подшипников скольжения функциональные зазоры рассчитываются из условия обеспечения жидкостного трения, с учетом, что основное требование, предъявляемое к ответственным подвижным соединениям это создание между валом и отверстием наименьшего зазора, обеспечивающего трение со смазочным материалом. заданную несущую способность подшипника и сохранение указанного вида трения при увеличения зазора (в допускаемых пределах) в процессе длительной эксплуатации машины, и для прецизионных соединений также точное центрирование и равномерное вращение вала. Итак, будем считать, что наименьший Smin.ф. и наибольший Smax.ф Функциональные зазоры получены в.результате специального расчета и нам необходимо выбрать наиболее подходящую стандартную подвижную посадку, то есть выбрать допуски и предельные верхнее и нижнее отклонения на вал и отверстие и проставить размеру с найденными значениями отклонений на чертежах. Так как функциональные зазоры Smax.ф и Smin.ф.. являются заданными, то при выборе посадки должны выполняться условия:
Smax.ф. ³ Smax (1)
Smin.ф. £Smin (2)
где Smax и Smin.- соответственно набольший и наименьший зазоры для какой-либо посадки. Для обеспечения долговечности соединения требуется еще создавать запас на износ. DSизн. = Smax.ф - Smax., (3) что также должно быть учтено при выборе посадки, и условие (1) тогда изменится: Smax.ф - DSизн. ³ Smax.. (4) Выбор посадки рассмотрим на двух примерах, имеющих следующие особенности:
Пример 3.1. Отсутствует требование обеспечения запаса на износ (DSизн.. =0)
Пример 3.2. Задан необходимый запас на износ. Пример 3.1 Дано: Smax.ф. = 210 мкм. Smin.ф. = 70 мкм. DSизн.= 0 d = 40 мм, - номинальный диаметр соединения. Посадку будем выбирать в системе отверстия, которая, как известно, является более предпочтительной. В этой системе отверстие имеет основное нижнее отклонение Н, где, ЕI=0. Для образования посадки с зазором необходимо, чтобы поле допуска вала, было расположено ниже поля допуска отверстия. Используя условия (1) и (2), необходимо определить основное отклонение вала и квалитеты отверстия, и вала (см. вопросы на рис.3-1, поставленные на месте неизвестных пока параметров). Выбирать следует посадки, относящиеся к ряду рекомендуемых (см. табл. П.З.).
Рисунок 3‑1. Исходные положения выбора посадок с зазором Как видно из рис.3-1 при нулевом нижнем отклонении отверстия наименьший зазор Smin в посадке будет определяться величиной верхнего отклонения вала. которое находится по табл. П.5. из условия выполнения неравенства (2). Для нашего случая этому условию удовлетворяет основное отклонение вала d, равное - 80 мкм. Таким образов, в посадке будем иметь Smin.. =80 мкм > Smin.ф. =70 мкм. Требуемый квалитет для отверстия и вала определяется по условию (1) следующим образом: Как видно из рис.3-1 разность: Smax.- Smin. представляет собой сумму допусков отверстия (TD) и вала (Td), т.е
Smax - Smin =TD+Td (5)
Тогда, в соответствии с условием (1) величины TD и Td необходимо определять из неравенства: TD+Td £ Smax.ф. - Smin TD+Td £ 210-80 =130 Ориентировочно для двух допусков это 65+65,но стандартные значения могут быить и отличны и не обязательно равные. При равных допусках необходимо чтобы сумма не превосходила TD+Td. При разных же допусках отверстия и вала чаще больший допуск относят к отверстию, ведь качественно выполнить отверстие сложнее, чем вал. По табл. П.1. находим, что это неравенство выполняется, если взять допуск отверстия и допуск вала по 9-му квалитету, т.к. это ближайшая меньшая, чем 130, сумма допусков, т.е. 62 + 62 = 124 < 130 или же TD=62(IT9) и Td=62(IT9). Рисунок 3.2. Положения полей допусков посадки с зазором Выбранная посадка Æ 40 H9/d9 относится к ряду рекомендуемое (см, табл. П.З.). Схема полей допусков для нее и простановка допусков размеров на чертежах показаны на рис. 3-2 и 3-3 Запас на износ в этой посадке получился равным: DSизн = Smax.ф. - Smax.. 210 - 204 = 6 мкм. Рисунок 3‑3. Сборка и детали посадки с зазором. Пример 3.2. Рассмотрим те же условия, что и в первом примере, но требуется еще обеспечить необходимый запас на износ, т.е. Дано: Smax.ф. = 210 мкм. Smin.ф. = 70 мкм. ТSизн.= 60 мкм. d = 40 мм, - номинальный диаметр соединения Выбираем также посадку в системе отверстия, т.е. основное отклонение отверстия(Н). Так как в случае задания запаса на износ DSизн, изменяется условие (1), а условие (2) остается неизменным, то аналогично тому, как это было сделано в примере 1 по условию 2, также подойдет основное отклонение вала d, равное - 80 мкм, Для определения же квалитетов вместо условия (1) необходимо использовать условие (4).Подставляя значение Smax. из (4) в (5) получим, что при выборе квалитетов должно выполняться неравенство TD+Td = Smax.ф. - Smin.- ТSизн. (7) Для рассматриваемого примера ' TD+Td = 210 - 80 - 60 = 70 По табл. П.1. находим, что подойдет сумма допусков по 7 и 8 квалитетам, т.к. 25 + 39 = 64 < 70 (8) Причем, как видно из табл.П.3..к рекомендуемым относится посадка, в которой отверстие 7-го квалитета. а вал - 8-го, т.е.Æ40Н7/d8 Рисунок 3‑4. Положения полей допусков посадки с зазором при учёте запаса на износ.
Действительный запас на износ в ней составляет 66 мкм., что больше заданного. Графически поля допусков показаны на рис. 3-4,чертежи деталей на рис 3-5.
Рисунок 3‑5. Сборка и детали посадки с зазором и с учётом запаса на износ.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |