Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роды в воде 2 страница




Во многом идеи К. Бернара получили продолжение в работах физиолога Ивана Петровича Павлова и американского ученого Уолтера Брейдфорда Кеннона.

Уолтер Кеннон, ввел в 1929 году в физиологию понятие гомеостаз считая, что постоянство внутренней среды организма поддерживается благодаря симпатической нервной системе и гормонам.

Категория поведения как особой формы саморегуляции жизни складывалась у И. П. Павлова (по образцу учения К. Бернара о гомеостазе), то есть об основных константах (давлении, температуре и др.), которые удерживают эту систему в стабильном состоянии в крайне неустойчивой внутренней среде. И. П. Павлов применил эту идею к взаимоотношениям организма с ещё более неустойчивой, непредсказуемой средой — внешней. Открытые им условно-рефлекторные механизмы служили достижению «уравновешивания» организма с этой средой.

Павловская трактовка рефлекса также имела четко выраженную гомеостатическую направленность и во многом базировалась на биодетерминизме К. Бернара, но не ограничивалась идеями гомеостаза. Известный американский физиолог Ч. Брукс отмечал: «Понятие об условном рефлексе предполагает появление длительных адаптивных изменений и даже включенность вегетативной системы».

Связь с условным рефлексом. Условный рефлекс в трактовке И. П. Павлова, в первую очередь, — реакция адаптивного характера. И. П. Павлов уже в 1903 году в своей программной речи «Экспериментальная психология и психопатология на животных», на Международном медицинском конгрессе в Мадриде, впервые оповестил об открытии условных рефлексов, представив их как воплощение общебиологического закона приспособления организма к среде. В этом феномене, подчеркивал он, нет «ничего… кроме точной связи элементов сложной системы между собой и всего их комплекса с окружающей обстановкой». Он говорил тогда же: «К сожалению, мы не имеем до сих пор чисто научного термина для обозначения этого основного принципа организма — внутренней и внешней уравновешенности его». Через несколько десятков лет У. Кеннон изобрел этот термин, назвав «уравновешенность» гомеостазом. «Как часть природы, каждый животный организм представляет собою сложную обособленную систему, внутренние силы которой каждый момент, покуда она существует, как таковая, уравновешиваются с внешними силами окружающей среды. Чем сложнее организм, тем тоньше, многочисленнее и разнообразнее элементы уравновешивания. Для этого служат анализаторы и механизмы как постоянных, так и временных связей, устанавливающие точнейшие соотношения между мельчайшими элементами внешнего мира и тончайшими реакциями животного организма. Таким образом, вся жизнь от простейших до сложнейших организмов, включая, конечно, и человека, есть длинный ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешиваний внешней среды».

И. П. Павлов и У. Кеннон, в своих работах переходили к поведению целостного организма, то есть к особому типу его взаимодействия со средой. Ведь и условные рефлексы, и эмоции страха и ярости, ставшие (наряду с болью и голодом) главным объектом направления кенноновских исследований, выступают в качестве реакций, которые носят особый интегральный характер. Они даны в системе «организм — среда» и не могут быть объяснены вне её. Это не значит, что великий принцип единства организма и среды действует в полную силу лишь с переходом к условнорефлекторным и эмоциональным регуляциям. Речь идет о различных формах реализации этого принципа. Он выступает на многих уровнях: молекулярном, энергетическом, химическом, а также на уровнях функционирования различных физиологических и психологических систем. В условном рефлексе как поведенческом акте задействован физиологический механизм (по И. П. Павлову — кора и ближайшая к ней подкорка), но он становится поведенческим только тогда, когда в нём представлены условия среды в виде различаемых мозгом внешних (средовых) раздражителей, играющих роль сигналов.

У. Кеннон в поисках нового языка для обсуждения эмоционального поведения нашёл его у И. П. Павлова. Поведение трактуется им в терминах рефлексов — безусловных и условных. Главная эмоция для У. Кеннона отныне не что иное, как безусловный рефлекс. Картина поведения таламического, лишенного высших нервных центров, животного свидетельствует, согласно У. Кеннону, в пользу положения о том, что эмоция в её внешнем выражении является сложным безусловным рефлексом. Кеннон писал: "Жизнь избегает грубых аритмичных, неуправляемых взрывов. Небольшие изменения, маленькие химические реакции при умеренной температуре дают организму сопротивляемость крепче стали и направляются с точностью и тонкостью, не свойственной технике термитов. В этом «великая мудрость организма».

Саморегуляция. И. П. Павлов в общей форме выдвинул принцип саморегуляции при исследовании деятельности сердца и кровообращения, а позднее распространил его на деятельность организма в целом. В работе «Ответ физиолога психологам» (1951) он отметил: «Человек есть, конечно, система (грубо говоря, — машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам, но система, в горизонте нашего современного видения, единственная по высочайшему саморегулированию…». Помимо учения о высшей нервной деятельности, определившего «принцип нервизма» Павлов обратил внимание на ферменты назвав их «возбудителями жизни». По представлению И. П. Павлова (1949) «… животный организм как система существует среди окружающей природы только благодаря непрерывному уравновешиванию этой системы на падающие на нее из вне раздражения».

3) Особенности ухода за новорожденными.

Чтобы малыш нормально рос и развивался, к тому же меньше Вас беспокоил, стоит основательно позаботиться о его комфорте. Кроватку установите подальше от окон, батарей, обогревателей, во избежание перегрева и сквозняков; следите с помощью комнатного термометра за температурой воздуха в помещении. Оптимальная для малыша температура 18–22 °С. Повысить температуру можно с помощью закрытых масляных радиаторов (не сжигают кислород и наиболее безопасны). Понизить — с помощью периодического проветривания (малыша на время забрать из помещения) или используя регулятор нагрева радиатора; следите за влажностью воздуха в детской комнате. Оптимальная влажность — 50–60%. Для дополнительного увлажнения воздуха в комнате малыша вы можете использовать специальные увлажнители, либо народные средства (сосуд с водой, влажные вещи и т.д.);что касается тишины в доме, она будет излишней и даже тревожной для малыша. Дело в том, что в раннем возрасте малыша могут встревожить только очень резкие звуки, да и то в момент бодрствования. Это связано с особенностями функционирования его ушка и нервной системы. Поэтому живите обычной жизнью, просто старайтесь не кричать, не ругаться, не включать громкую музыку.

Гулять с малышом на свежем воздухе нужно регулярно, не взирая на погоду и настроение. С первых дней жизни, либо в плохую погоду можно просто поставить коляску на балконе минут на 10–15, а потом каждый день наращивать время пребывания на свежем воздухе. И для пребывания на балконе, и для колясочной прогулки по улице малыш должен быть одет согласно погоде, сезону и рекомендациям педиатра. Если малышу будет комфортно, он наберется сил во время прогулки, так как будет глубоко и сладко спать на свежем воздухе.

Малыш, как никто другой, нуждается в чистоте, ведь его кожа такая нежная и тонкая, что загрязнение может привести к возникновению определенных проблем (опрелости, присоединение гнойничковых инфекций, интоксикации и т.д.). Начинать купать малыша можно сразу после того, как заживет пупочная ранка, а вот влажные обтирания можно проводить сразу же после рождения и возвращения домой. До заживления пупочную ранку обрабатывают одним из антисептиков, например, зеленкой. Если ранка длительно мокнет или нагноилась, обязательно сообщите об этом педиатру.

Купайте малыша в теплом помещении и в специальной детской ванночке, в которую обязательно наберите воду (схему изменений температурный режим уточните у педиатра) и добавьте немного заранее приготовленного раствора перманганата калия (марганцовки). Готовить раствор нужно заранее, так как кристаллики растворяются долго, а очень концентрированный раствор или нерастворенный кристаллик может нанести вред коже малыша (вода для купания должна быть светло-розового цвета). Купать малыша нужно регулярно (каждый день), но моющие средства использовать стоит не чаще одного — двух раз в неделю. Какие средства использовать? Те, которые не содержат мыла и одобрены педиатрами. Лучше лишний раз обратитесь к педиатру и посоветуйтесь о том, какое средство подойдет именно вашему малышу. Выбирая средства гигиены для крохи, лучше не экспериментировать, а посоветоваться с педиатром. Пока малышу всего несколько недель, вытирать его лучше обычной мягкой пеленкой, при этом особо не усердствуйте, лучше используйте промакивающие и гладящие движения.

Не стоит пеленать малыша, в том числе и после купания, лучше в первое время, чтобы малыш не царапал себя ногтиками, надевайте на него распашоночки и кофточки со специальными рукавичками. Чем больше возможностей для движения будет у малыша, тем быстрее он сможет развиваться!

Малыш слегка подрос, начните подстригать ногтики. Первым делом приподнимайте каждый пальчик на ножках (по очереди) и обрезайте ноготки. Ножнички для малыша должны быть индивидуальными. Лучше отдать предпочтение ножничкам с защитными закруглениями на кончиках. Ногтики на руках обрезайте, начиная с большого пальца правой руки, а затем раскройте кулачок малыша, уложите его ладошку на свою руку и поочередно стригите ногтики на каждом пальчике (начиная с мизинца). Не волнуйтесь, со временем вы приобретете необходимый навык.

Ушки тоже должны быть чистыми! После купания обязательно осторожно освободите ватным тампоном ушную раковину от остатков воды, в слуховой проход лучше не заглядывайте — он очистится сам.

Периодически прочищайте малышу носик, для этого скрутите тоненький жгутик из ваты, смочите его в стерильном растительном масле и введите в ноздрю (не очень глубоко). Используйте ввинчивающее движение. Затем так же аккуратно извлеките жгутик. Другим жгутиком прочистите вторую ноздрю.

Глазки тоже хотят умываться! Приготовьте ватные тампоны и теплую кипяченую воду. Смочите тампоны в воде (по одному для каждого глазика) и протрите глазки малыша, проводя по нижнему веку от внешнего угла глаза к переносице.

Опять же из-за высокой чувствительности кожи малыша стоит быть осторожными с подгузниками. Особенно в первый месяц жизни чаще меняйте подгузники (не реже, чем через два часа — днем и не менее одного раза за ночь). Используйте только качественные подгузники с высокой впитывающей способностью. Если в квартире тепло, чаще оставляйте малыша с голой попкой. Во время смены подгузника просто обмойте попку теплой водой с добавлением масляной эмульсии. Не усердствуйте в применении средств по уходу за кожей, так как они (при злоупотреблении) могут сами вызывать раздражение и опрелости кожи.

Билет 12

1) Состояние здоровья населения Казахстана.

По результатам исследования на начало 2006 года население Казахстана составляло 15 219 291 человек населения страны. К 2011 году численность населения в динамике выросла до 16 675 400 человек. Аналитики связывают рост численности населения с повышением рождаемости. Так за последние 15 лет наблюдается неуклонная тенденция роста коэффициента рождаемости – если в 1995 году коэффициент рождаемости на 1000 человек составлял 17,5, то в 2006 году он равнялся 19,71. За период с 2006 по 2011 гг. показатели рождаемости выросли с 19,71 до 22,5. В 2008 году отмечается самый высокий показатель - 22,75 на 1000 человек [3-8] (Рисунок 1). В Казахстане, по мнению экспертов Агенства Республики Казахстан по статистике и Тематической группы Организация Объединенных Наций по бедности, занятости и социальной безопасности, наблюдается свойственная многим странам с низким или средним уровнем развития ситуация, когда рождаемость выше среди семей с невысоким достатком. За период с 2006 года ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 66,19 лет до 69,01 лет в 2011 году. Ожидаемая продолжительность жизни у мужчин по сравнению с 2006 годом повысилась с 60,55 до 64,23 лет в 2011 году. У женщин показатель ожидаемой продолжительности по сравнению с 2006 годом увеличился с 72,03 до 73,79 лет в 2011 году [3-8]. Продолжающаяся сохраняться более низкая продолжительность жизни у мужчин, по мнению исследователей гендерных процессов, связана с более высоким уровнем заболеваемости и смертности мужчин от сердечно-сосудистых заболеваний. На начало 2004 г. из каждых ста человек, доживших до пожилого и старческого возраста, достигли долголетия 1,46, в том числе в городе - 1,27, на селе - 1,8. В сравнении с другими странами это очень низкие показатели долголетия. При этом долгожителей среди женщин значительно больше, чем среди мужчин. В те же годы в стране наблюдался сравнительно высокий уровень смертности населения. Коэффициент смертности за период с 1995 по 2004 г.г. держался почти на одном уровне 10,1. Но в те же время уровень смертности в странах СНГ составлял: на Украине - 16,4; в России - 16,2. За период с 2006 года по 2011 год данный показатель снизился с 10,27 до 8,71 на 1000 человек. Это обусловлено тем, что в этот период наблюдалось повышение уровня качества жизни населения, качества оказания медицинской помощи, снизился уровень основных социально-значимых заболеваний, повысилась доступность и качество лекарственных средств для населения. Первое место в структуре факторов материнской смертности занимают акушерские кровотечения - 26,9%. Второе место составляют другие осложнения беременности - 24,1%, которые включают в себя смертность от экстрагенитальных заболеваний, осложнений наркозов, анафилактического шока, тромбоэмболии.

Уровень младенческой смертности в республике неуклонно снижается. За период с 1995 года по 2005 год произошло его снижение почти вдвое – с 27,0 в 1995 году до 14,5 в 2004 году. В то время как в 2002 году аналогичный показатель составил в Швеции - 2,6; Японии - 3,0; Германии - 4,3; Украине - 10,3; России - 1,46; Кыргызстане - 21,7. Как известно, показатель младенческой смертности (смертность детей в возрасте до 1 года) является одним из наиболее важных интегральных показателей, характеризующих развитие страны, поскольку показывает одновременно состояние здоровья матери (в том числе и репродуктивного), профессиональный уровень врачей-гинекологов и акушерок, организацию родовспоможения и техническую оснащенность здравоохранения.

Общественное здоровье в большей мере обусловлено социальными причинами, среди которых ведущим фактором является социальное благополучие. Так, в структуре факторов, сказавшихся на здоровье населения нашей страны, большой удельный вес приходится на социально-экономические факторы.

Повысить демографические показатели и показатели здоровья (увеличить рождаемость, снизить младенческую и материнскую смертность, увеличить среднюю продолжительность жизни и др.) в стране возможно путем улучшения социально-экономических условий, снижения уровня безработицы, бездомности и связанное с этим увеличения доступности лекарств и качественной медицинской помощи, улучшения экологической ситуации, полноценного питания,

Исследование показало, что кардинальное и эффективное решение проблем населения со здоровьем возможно в условиях социально-ориентированного здравоохранения. Выбор Казахстаном социально-ориентированной модели здравоохранения в качестве приоритета, дает широким слоям населения надежду на улучшение здоровья.

2) Принципы формирования физического здоровья ребенка.

К основным аспектам формирования физического здоровья ребенка можно отнести следующие. Прежде всего, это формирование гармоничной оптимальной конституции путем постоянного контроля над системогенезом и управления им. Это управление заключается в наилучшем раскрытии потенций путем соответствующих воздействий и создания условий, предупреждающих проявления патологической конституции. Отсюда вытекают высокие требования к среде обитания до, и после рождения и к образу жизни ребенка.
Второй аспект формирования физического здоровья — это постоянное наращивание энергетического потенциала, функционального резерва путем применения тренирующих воздействий. Третий аспект тесно связан со вторым и представляет собой неспецифическую профилактику заболеваний.
Формирование исходной соматической конституции заканчивается в основном в 5—6-летнем возрасте. В течение этого времени возможны какие-либо корректирующие влияния на процесс формирования за счет создания условий (или препятствий) для раскрытия потенций различных зародышевых листков. Как известно, из эктодермального листка развиваются кожа и часть слизистых оболочек, нервная система и органы чувств. Из мезодермы формируются опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая, выделительная и половая системы.
Энтодерма дает начало пищеварительной и большинству элементов дыхательной системы. Понятно, что для эктодермального типа (астеническая конституция) целесообразна тренировка пищеварительной, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата. Последнее за счет ранней стимуляции сенсорного звена нервной системы укрепит психические функции, предотвратит развитие неврозов, столь частых у этого типа конституции. В то же время ребенку с задатками эндодермальной (близкой к пикнической) конституции следует ограничивать питание, в частности углеводами, чтобы не провоцировать излишнее жирообразование и размножение жировых клеток. Так как размножение клеток жировой ткани, согласно ряду авторов, происходит в первые 1,5—2 года жизни, регуляция, пищевого режима важна именно в этом возрасте.
Одним из важнейших моментов в формировании соматической конституции является своевременная коррекция осанки ребенка. Из древности к нам пришло представление о том, что "наше здоровье в нашем позвоночнике". Нарушение формирования позвоночника является причиной огромного количества функциональных нарушений и дистрофических поражений различных органов, болевого синдрома, астении.
Возраст 6—7 лет — это критический период в жизни ребенка, когда заканчивают свое становление большинство физиологических функций. Семилетний ребенок уже имеет физические данные для обучения в школе. От него можно требовать усидчивости, ответственности, усвоения информации. У ребенка начинают проявляться признаки социализации. Этот период интенсивной перестройки требует внимательного медицинского наблюдения.
Второй важный (тоже "критический") период в жизни ребенка — это период полового созревания, формирования половой конституции. Наложение формообразовательных эффектов половых гормонов на исходную соматическую конституцию вызывает временную десинхронизацию, дисгармонию в работе органов и систем.

Организм как система находится при этом в неустойчивом состоянии, очень чувствителен к внешним воздействиям, что послужило причиной отнесения периода полового созревания к физиологическим "третьим состояниям" (наряду с климактерием), требующим щадящей тактики ведения. Следует помнить, что стресс замедляет как рост, так и половое созревание. Поэтому у невротизированных гипопластичных детей часта задержка полового развития.
Одним из основных соматических признаков позднего полового созревания является непропорциональность между длинными конечностями и легким, небольшим телом (так называемая евнухоидная конституция), обусловленная поздним закрытием зон роста в эпифизарных хрящах. Половые гормоны и соматотропин воздействуют реципрокно на эти зоны, и недостаточность тормозящего действия первых позволяет вторым оказывать более длительно свой стимулирующий эффект на рост конечностей. Важно, что это проявление при оценке половой конституции может служить прогностическим признаком. Как позднее начало, так и раннее завершение функции являются, как известно, проявлением её низкого потенциала.
Поскольку человек относится к незрело рождающимся млекопитающим, основным требованием к среде обитания его на ранних этапах жизни является наличие условий, позволяющих организму плавно перейти от внутриутробного периода к постнатальной жизни. К этим условиям относятся физическая защищенность ребенка и отсутствие стрессов, адекватное питание, обеспечение достаточного сна. Как видим, эти условия связаны с реализацией трофотропной (накопительной) программы организма. Значимость всех этих моментов сохраняется и на последующих этапах жизни ребенка.
Особого внимания при этом заслуживает проблема питания. С помощью питания можно влиять на формирование конституции и управлять физическим и психическим здоровьем. Возможности эти связаны, прежде всего, с информационными воздействиями пищевых ингредиентов и их энергетической ценностью. Под информационными воздействиями подразумеваются направляющие, моделирующие метаболизм влияния вводимых с пищей гормонов, биологически активных веществ, витаминов, микроэлементов. В раннем возрасте, например, особенно важна роль йода, железа, кальция; девочкам, отстающим в половом развитии, требуется больше меди и т. д. Потребность в различных пищевых ингредиентах индивидуальна, соответствует типу конституции и возрасту.
По мере роста и развития ребенка встают проблемы его адаптации к жизни и поэтому становится необходимым введение тренирующих воздействий, направляющих системогенез и обеспечивающих постоянное наращивание функционального резерва. Повышение уровня здоровья при этом является неспецифической профилактикой различных соматических заболеваний.
Универсальным и наиболее эффективным тренирующим воздействием является движение. Движение активизирует анаболические процессы в системах, обеспечивающих эрготропную стратегию организма, т. е. стратегию напряжения, активности. Это дает прирост пластического и энергетического материала в различных мышцах за счет восстановления его с избытком после функционирования.
Другими словами, двигательная активность является фактором функциональной индукции избыточного анаболизма во всех системах, связанных с функцией движения (так называемое энергетическое правило мышц скелета И.

А. Аршавского). Пластический эффект может проявляться в зависимости от возраста, преимущественно в количественных показателях (рост, увеличение массы мышц, тканей) либо в качественных (активизация развития, дифференцировки тканей, сопровождающаяся увеличением митохондриального аппарата в клетках). Считается, что для мышц скелета — это возраст соответственно до 7 и от 7 до 18 лет. С 7 лет интенсивный процесс дифференцировки мышц приводит к повышению их функционального резерва, бег и ходьба у ребенка приближаются к взрослому типу. Поэтому физическая тренировка как фактор гармонизации, развития и повышения энергетического потенциала организма становится особенно эффективной.
Недостаточность двигательной активности приводит к неполному использованию генетических потенций, недостаточному физическому развитию, трудно восполнимому в зрелом возрасте даже путем систематической физической тренировки.
Представленная динамика валеологической тактики (последовательная смена акцентов с трофо – на эрготропную направленность) обусловлена последовательностью становления вегетативных функций в онтогенезе. После рождения и в раннем возрасте ребенок ваготоничен (симпатический отдел вегетативной нервной системы завершает свое формирование позже), и, естественно, в этом возрасте актуальна реализация прежде всего трофотропной программы, координируемой парасимпатическим отделом вегетативной нервной системы. Параллельно созреванию симпатического отдела вегетативной нервной системы формируются механизмы адаптации, и становится возможным направлять развитие эрготропной программы организма.
Физическая активность считается универсальным адаптогеном, так как она тренирует наибольшее количество органов и систем. Следующими по универсальности воздействия на организм являются гипоксия и закаливание. Закаливание холодом и теплом тренирует сенсорные системы, гармонизируя и стабилизируя функции центральных нервных структур, прежде всего центра терморегуляции. Считается, что окончательное становление терморегуляции происходит к 7-летнему возрасту. До 7 лет пластичность механизмов терморегуляции позволяет более легко, чем у взрослого человека, управлять этой функцией, "настраивать" ее. Закаливание в этом возрасте особенно эффективно и плодотворно.
Основные принципы формирования физического здоровья ребенка перекликаются с основными его направлениями. К ним относятся:
- обеспечение оптимальных условий жизни;
- здоровый образ жизни ребенка;
- грамотное формирование соматической конституции;
- своевременное и адекватное применение развивающих, гармонизирующих, тренирующих воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня здоровья;
- специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний.
- конкретные подходы и методики, используемые при формировании физического здоровья ребенка, являются предметом изучения особого раздела — детской валеологии.

3) Классификация факторов риска заболеваний.

Факторы риска заболеваний – это факторы, увеличивающие вероятность возникновения того или иного заболевания.

В последние годы проблема установления связи между воздейс­твием факторов окружающей среды и состоянием здоровья населения выдвинулась в число наиболее актуальных и сложных проблем кли­нической и фундаментальной медицины. Одним из важных аспектов данной проблемы является усиление внимания к расшифровке этио­логической обусловленности заболеваний человека, выявлению фак­торов риска нарушений состояний здоровья у отдельного индивидуу­ма, определенных групп лиц и населения в целом.
Принято считать, что здоровье человека определяется сложным воздействием целого ряда факторов — наследственность, образ и ка­чество жизни, а также качество окружающей среды.
Вклад каждого из этих факторов в развитие заболеваний очень из­менчив и зависит от анализируемого вида заболеваний. По мнению экспертов ВОЗ (1997), 23% всех заболеваний и 25% всех случаев рака обусловлены воздействием факторов окружающей среды. Вклад в риск развития нарушений состояния здоровья населения не постоянен и зависит от вида анализируемых нарушений, конкретных географичес­ких, экономических и многих других особенностей исследуемого ре­гиона. По данным Ю.П. Лисицына и соавт. (1987), средний удельный вес влияния отдельных факторов на состояние здоровья населения со­ставляет:
■ образ жизни (курение, употребление алкоголя, наркотиков, зло­употребление лекарствами, характер питания, условия труда, гиподинамия, материально-бытовые условия, семейное поло­жение и др.) — 49-53%;
■ генетические и биологические факторы — 18-22%;
■ состояние здравоохранения (своевременность и качество меди­цинской помощи, эффективность профилактических меропри­ятий)-8-10%;
■ окружающая среда (природно-климатические факторы, качест­во объектов окружающей среды) — 17-20%.
В условиях крупных городов реальные нагрузки на состояние здо­ровья населения составляют: социальные факторы и образ жизни — 30,2%; биологические факторы — 11%; городская и внутрижилищная среда — 16,5%; производственная среда — 18,5%

Согласно классификации А.А. Келлера (1993), выделяют следую­щие факторы.
I. Факторы риска:
1) природные:
а) абиотические:
- климато-метеорологические (температура, движение воз­духа, осадки, ливни, ураганы, засухи); орографические (разряжение атмосферы, лавины, ополз­ни, сели);
- геофизические (геомагнитные бури, землетрясения, цуна­ми, гравитационные и тепловые аномалии, гелиоземные воздействия);
- гидрографические (наводнения, заболачивание, осушение, подтопление, источники водоснабжения, состав поверх­ностных и подземных вод, способность их к самоочище­нию и переносу загрязнений);
- геологические (состав пород, тектонические разломы, ра­диация, радон, карст, полезные ископаемые); почвенные (микроэлементы, способность к самоочище­нию, пылеобразование, кислотно-щелочное равновесие, состав и структура);
б) биотические:
- фауна (ядовитые и опасные животные, резервуары и пере­носчики возбудителей болезней, пищевые ресурсы); флора (ядовитые и лекарственные растения, пищевые ресурсы, очистка воздуха, биоиндикация экологических вредностей);
- микрофлора (воздуха, воды, почв, животных, растений, продуктов питания, объектов);
биологические компоненты комплексов (токсины, белки, продукты обмена веществ);
- биоценозы (природные очаги болезней);
2) социально-экономические:
- население (демография,расселение, урбанизация, миграции, половозрастной и профессиональный состав, культура, образ жизни, обычаи, конфессии, материальное благополучие);
- территориальная организация общества, хозяйственное использование земель;
физические загрязнения (воздуха, воды, почвы; радиация, электромагнитные поля, тепловое загрязнение, шум, аэро­золи);
- химическое загрязнение (воздуха, воды, почвы, растений, животных, продуктов питания, объектов); биологические факторы (микробные загрязнения воздуха, воды, почвы; паразиты человека, органические отходы, ал­лергены);
- промышленные и транспортные факторы (аварии, катаст­рофы, ДТП, грузопотоки);
- коммунально-бытовые факторы; санитарно-гигиеническое состояние и эпидемический статус;
- психотравмирующие факторы (стрессоры, экологическая утомляемость);
- медицинские и ветеринарные службы и инфраструктура;
3) комплексные:
- ландшафтные;
- зональные;
- планетарные;
- исторические;
- палеонтологические




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.