Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Романы Ф.М. Достоевского. Психологизм




Первое впечатление от романов Достоевского – ужас, второе- величие.«Трудное и ответственное дело- достойными словами говорить о Фёдоре Михайловиче Достоевском и его значении для нашего внутреннего мира, ибо ширь и мощь этого неповторимого человека требуют новых мерок"1Фёдор Михайлович Достоевский. Его произведения любимы и читаемы во всём мире. В чём же секрет такого успеха? Многие критики отвечали на этот вопрос по-разному. Очень интересным и необычным мне показалось мнение Иосифа Бродского. «Наравне с землёй, водой, воздухом и огнём, - деньги суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться. В этом одна из многих, возможно, даже главная причина того, что сегодня, через сто лет после смерти Достоевского, произведения его сохраняют свою актуальность. Принимая во внимание вектор эволюции современного мира, т.е. в сторону всеобщего обнищания и унификации жизненного уровня, Достоевского можно рассматривать как явление пророческое. Ибо лучший способ избежать ошибок в прогнозах на будущее-это взглянуть в него сквозь призму бедности и вины. Именно этой оптикой и пользовался Достоевский.»2 А вот Алексей Козырев считает, что «Обращаясь к Достоевскому, наш современник ищет ответы на мучительные вопросы, ищет света для своей души, ибо вечная битва Бога и дьявола продолжается в сердцах людей и потому Достоевский остаётся одним из самых читаемым писателей в мире. (…) Я далёк от мысли о том, что книги Достоевского способны научить жить. Но научившемуся жизни, пожившему и пострадавшему, романы Достоевского могут многое подсказать, вернее, прояснить смутно сознаваемое» Теперь можно заключить: у каждого Достоевский свой. Для меня такой успех Достоевского состоит, прежде всего, в неистощимой, бескорыстной любви к людям, стремление постичь тайну человеческой души, помочь ей избавиться от пороков, очиститься, выдержать все испытания судьбы. Я не могу не восторгать тем, с какой точность он раскрывает характеры персонажей, их взаимоотношения. Меня привлекает то, как Достоевский обнажает души своих героев перед читателем, как выворачивает их жизнь наизнанку и «разглядывает все складки и морщинки их душевной подноготной».3 Только любовь, по мнению Достоевского способна спасти мир от ненависти и зла, вернуть отнятую надежду увидеть «рай» на земле, а не на небе. «Любите все создания божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь». Разве не актуальны сегодня призывы Достоевского? Что же означает любить ближних «деятельно неустанно» в его творчестве? Я думаю, что смысл его произведений становиться более понятным, если внимательно присмотреться к его творческой индивидуальности. А индивидуальность эта заключается в том, что Фёдор Михайлович - величайший мастер психологизма. Я считаю, что он гениальнейший психолог, равных которому нет, и это я попытаюсь доказать.Во-первых, следует разобраться, что же такое психологизм, что в себя включает, и наконец, в чём заключается гениальность Достоевского. Л.С. Выготский в своей статье «Психология искусства» даёт такое определение этому явлению: «Психологизм-это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы».1 Поскольку Достоевского интересует самый «субъект» в переживаниях и самые переживания как таковые, постольку он очень мало останавливается на описании среды, окружающей его героя обстановки. Проходя мимо этого он стремится поскорее подвести читателя к потоку, к калейдоскопу мыслей, к музыке чувств своего героя. Поэтому-то Достоевского и называют писателем-психологом. Достоевский пишет романы и повести, но эти романы и повести по моему пониманию есть не что иное, как драмы. Так как в них всё основано на переживаниях человеческой души. Остальное задето мимоходом, вскользь. Совершается ли убийство, или женщина воспламеняется любовью – всё это второстепенно. Раскольников убивает старуху, чтобы доказать свою теорию о Наполеоне, - все они совершают больше, чем хотели первоначально, лишь бы достичь крайнего предела чувства. «Чтобы познать свою глубину, границу своей человечности, они бросаются в каждую пропасть: от чувственности к распутству, от распутства к жестокости, и всё ниже и ниже – до холодной бездушности, расчётливой злобы, - но всё это во имя преображённой любви, жажды познания собственного существа».2 Его роман разыгрывается в человеческих глубинах, трагедия – вся внутри, и всегда это преодоление препятствий, борьба. Его краткие отметки о костюмах действующих лиц, как мне кажется, похожи на ремарки. Стоит только посмотреть, как он описывает своих героев. В каких-нибудь трёх строках, как будто наспех он описывает их облик. Возраст, профессия, звание, одежда, цвет волос, казалось бы, столь существенны для описания личности, переданы Достоевским с такой краткостью. «Преднамеренно, а не случайно всякий образ у Достоевского обрисовывается сперва в неясных, как бы прозрачных очертаниях. В его романы вступаешь как в тёмную комнату. Виднеются лишь контуры, слышаться неясные голоса, и сразу не определишь кому они принадлежат. Лишь постепенно привыкает, обостряется зрение; и тогда, будто с картины Рембранта струятся тонкие духовные флюиды. Лишь охваченные страстью, выступают из мрака люди. У Достоевского человек должен воспламеняться, чтобы стать видимым, его нервы должны быть натянуты до предела» 2Я подробно изучила биографию Достоевского, чтобы понять, что именно он пытался донести до читателя. Достоевский четыре года был на каторге. В сущности же он был почти всю свою жизнь на каторге. Почти всю жизнь он ужасающе нуждался. Трижды возносит его жизнь к небесам, трижды низвергает его в пропасть. Уже в молодости он вкушает сладкое блюдо славы: первая книга даёт ему имя; но быстро схватывают его острые когти судьбы и снова бросают в безвестность – в тюрьму, на каторгу, в Сибирь. Снова он вынырнул, более сильным, более мужественным: его «Записки из Мёртвого дома» приводят Россию в восторг. Сам князь обливается над книгой слезами; она воспламеняет русскую молодёжь. Он основывает свой журнал, его голос звучит для всего народа, появляются первые романы. Но вот словно буря уносит его материальное благосостояние, плеть долгов и долгов гонит его с родины, болезнь поражает его тело; кочуя, бродит он по всей Европе, забытый своим народом. И в третий раз, после долгих лет труда и лишений, он вынырнул из тумана безвестности: речь на Пушкинских торжествах. И в эту минуту железная рука уничтожает его, и восторженное поклонение народа беспомощно бьется у его гроба. Ему часто, очень часто ради хлеба приходилось писать главу за главой своих романов, совершенно не обрабатывая их, даже не заканчивая, как следует. Об этом он постоянно скорбит в своих письмах. «Достоевский пишет о себе, для себя и от себя» 1 Все его повести и романы – одна «огненная река» его собственных переживаний. Уже вступление его в жизнь символично: Фёдор Михайлович Достоевский родился больнице для бедных. Первый час существования уже намечает место его жизни – где-то в стороне, в презрении, близ подонков общества – и всё же в гуще человеческих судеб, по соседству с муками, страданиями и смертью. И до последнего дня (он умер в рабочем квартале, в нищенской квартире на четвёртом этаже) он оставался в этом окружении. Все шестьдесят тяжёлых лет своей жизни он проводит на дне жизни, в соседстве с горем, бедностью, болезнью и лишениями. Это сплошное признание сокровенного своей души. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде. Это первый и основной момент в его творчестве. Второй – постоянное стремление заразить, убедить, потрясти читателя и исповедать перед ним свою веру. Достоевский - безусловно, художник-лирик, если под лирикой разуметь призыв потрясённой души. Дело всё в том. Что у Достоевского вы не останавливаетесь перед гениальностью его содержания. Он обходит эту ненужную форму. Он стремится поскорее заразить, потрясти вас, исповедаться перед вами. И это два первые двигателя, которые определяют собою самое основное в творчестве Достоевского. Но если бы были на лицо только эти свойства, то не было бы у Достоевского стимула к тому, чтобы завлекать нас, захватывать нас так, как он это делает в эпических художественных формах. Делает же он это потому, что над всеми его стремлениями высказаться, выявить свою внутреннюю правду, доминирует ещё один основной мотив – огромное, необъятное, могучее стремление жить. Всё стирается перед этим страстным стремлением жизни. Как будто чувствует этот человек, что материала ему отпущено для жизни больше, чем можно пережить в одном существовании. Он в своих произведениях одновременно создаёт и великих, и низких, и богов и тварей. Может быть, он в своей жизни и не живёт так интенсивно, как тогда, когда он рождает в мир своих героев, всех этих людей, которые все, по сути, все его дети и которые все – он сам в разных масках. Достоевский связан самыми теснейшими нитями со своим героями. Образно выражаясь, его кровь течёт в их жилах, его сердце бьётся во всех создаваемых им образах. Достоевский не просто рождает своих героев, он творит свои образы. Он идёт на преступление со своими героями, он живёт с ними титанически кипучей жизнью. Он кается вместе с ними, он с ними, в мыслях своих потрясает небо и землю. И потому, что ему в сильнейшей степени присуще стремление жить, дано понимание самых сокровенных глубин жизни, потому он способен к дару пророчества, имея в виду, что я вкладываю в это слово понятие о прорицании, то именно такая душа, как Достоевский, всегда стремящаяся выявить свою внутреннюю правду, признаться в самих глубинных своих переживаниях, наиболее содержит в себе данных к прорицанию. Именно такая душа может выражать таинственные глубины человека и судеб человеческих.

Герои Достоевского не ищут и не находят связи с действительной жизнью; в этом их особенность. Они вовсе не стремятся к реальности, а сразу же выходят за её границы, в беспредельность. Их судьба сосредоточена для них не вовне, а внутри. Все мнимые виды ценности – положение в обществе, власть и деньги – все материальные блага в их глазах не имеют цены. И тут мне пришло на ум, что Достоевский не приземляет своего Мышкина, он исключает то, что его герой зарабатывает деньги, он просто неожиданно получает наследство. «Благодаря бездеятельности натуры на первый взгляд на первый взгляд они кажутся праздными мечтателями и фантазёрами, но их взор только кажется пустым, ибо он обращён не на внешнее, а жгуче и пламенно устремлён в себя, на собственное существо».1 Достоевский постоянно подмечает всякие мелочи, чтобы до галлюцинации конкретизировать свою жизнь. Они ему нужны, эти мелочи, чтобы смаковать их как подлинную внутреннюю жизнь.В письме к своему брату, после того, как он начал «Село Степанчиково и его обитатели», он пишет: «Начал писать комедию, дело продвигается, но бросил форму комедии, -хочется подольше пожить с моими героями, побольше о них рассказать, и выходит повесть». Достоевский не может писать кратко. Он намеренно затягивает свои произведения, потому что, создавая своих героев, он живёт с ними одной жизнью. При этом Достоевскому не важно, что его герой делает. Ему важно, что он думает и говорит. Достоевский – страстный разговорщик. В его произведениях постоянно идут длиннейшие монологи и диалоги. Но именно этим он заставляет нас подойти вплотную к человеческой душе, заглянуть на самое дно её и посмотреть, что там делается. С другой стороны Достоевский не только психолог, изображающий душевные переживания людей, сколько в его произведениях можно найти материал для психологии, учитывая то, что под психологом я понимаю не только умение анализировать человеческую душу, но и выводить из этого анализа какие-то психологические законы.

Какими же приёмами психологического анализа пользуется Достоевский в своих романах?

Начать я думаю, следует с самого элементарного.Прежде всего, я думаю надо обратить внимание на то, что Достоевский, как никто другой использует говорящие имена. Первое впечатление читатель получает, когда узнаёт имя героя, и каким нужно обладать даром, чтобы, через имя уже дать понять читателю кто передним, донести до него сущность героя. С. В. Белов, признанный знаток и ценитель творчества Достоевского, пишет: «В библиотеке у Достоевского был такой календарь, в котором давался «Алфавитный список святых с указанием чисел празднования их памяти и значение имён в переводе на русский язык».1 Несомненно, что Достоевский неоднократно заглядывал в этот «список», давая символические имена своим героям. Кто из персонажей романа вызывает наш особый интерес с этой точки зрения? Ответить на этот вопрос однозначно вряд ли возможно. Достоевский очень тщательно подходил к подбору имён и фамилий для своих героев: он старался максимально точно выверить их стилистически, дать большую функциональную нагрузку. Не случайно, что в своём комментарии к роману С.В.Белов высказывается на этот счёт очень определённо: «Имена, отчества и фамилии у Достоевского всегда полны глубочайшего смысла». Особый интерес и литературоведов, и читателей вызывают, разумеется, имя и фамилия (в определённой степени даже и отчества) главного героя романа Родиона Романовича Раскольникова. Ведь именно через его образ Достоевский совершает казнь идеи отрицания неприкосновенности, высшей ценности и святости человеческой личности, жизни самого человеческого существа. Исследовав литературную критику, я пришла к выводу, что литературоведы на эту тему продолжают спорить, высказывать разные мнения относительно той идею, которую Ф.Д. Достоевский мог вложить в фамилию Раскольников. Наиболее распространённая версия связывает фамилию главного героя романа со словом раскол - старообрядчество, со словом раскольник. Как известно, расколом именуется религиозное общественное движение в Росси, возникшее в XVII веке и направление против официальный церкви: это выразилось в форме отделения от русской православной церкви части верующих, н признавших церковный реформы Никона 1653-1656г.г. Совокупность религиозных групп и церквей Росси, не принявших церковных реформ XVII века и ставших оппозиционными или даже враждебными официальной православной церкви, называли ещё старообрядчеством, а официальным названием сторонников старообрядчества было раскольники. Многие исследователя указывают на связь, ассоциации, которые могли сложиться у автора романа (в его сознании – между страстной любовью Родиона Раскольникова к людям, его огромным желанием принимать участие в судьбе людей вопреки личным интересам и фанатизмом в отстаивании своей «идеи») с расколом как определённой стороной исторического самосознания русских народных масс. С.В. Белов напоминает, что ещё в 1862 году Достоевский в статье «Два лагеря теоретиков» признал русский раскол «крупнейшим явлением в нашей исторической жизни». На возможность подобных ассоциаций фамилии Раскольникова указывает ещё и факты, обнаруживаемые в тексте самого романа. В его начальных вариантов писатель как бы делал намёк на историческое происхождение фамилии Раскольников устами матери Родиона, которая говорила: «Раскольниковы хорошей фамилии… Раскольниковы двести лет известны» - как намёк на конкретный исторический период начала раскола, когда фамилия такая могла появиться. И, кстати, появиться именно в среде старообрядцев. На второй факт – факт своеобразного созвучия и в то же время антитезы фамилии Раскольникова и религиозных убеждений старообрядцев Миколы, который берёт на себя на себя грех Раскольникова (в шестой заключительной части Порфирий Петрович говорит Родиону: «А известно ли вам, что он (Миколка.-М.Г.) из раскольников, да и не то чтоб из раскольников, а просто сектант; у него в роде бегуны бывали, и он сам ещё недавно целых два года в деревне у некоего старца под духовным началом был»), указывает М.С. Альтман, внимательно исследовавший в своих трудах, в частности, и фамилию главного героя романа. М.С. Альтман замечает: «Петра Великого Достоевский считал первым русским нигилистом, и от Петра же, считал он, находится русская церковь в параличе. Реформы Петра привели к нигилизму в интеллигенции, к расколу в народе. В аспекте этих «двух расколов» приобретает исключительное значение то, что преступление нигилиста Раскольникова принимает на себя один из «раскольников»». К вере Достоевского я отношусь тоже по-особому. Дело в том, что я не считаю, что в произведениях Достоевского главенствующее место занимает его вера, а его жизненные идеалы связаны с образом Христа. Каждый имеет право на своё мнение, на «своего» Достоевского. Приходя для себя к такому выводу, я прежде всего руководствовалась его биографией. Так как поистине верующим он стал после каторги. Каторга унизила Достоевского, стремление страдать, наслаждаться в страдании, смирятся в страдании- выросла у Достоевского под влиянием гнёта самодержавия. Самодержавие послало Достоевского на каторгу и преступление его заключается далеко не в том, что подорвана, была внешняя жизнь писателя, что ему были причинены нравственные великие физические муки, оно ещё более ужасно, потому что загнало внутрь великую душу Достоевского, его гордые порывы, его человечное, и просто на просто заставило его душу искать для себя другого, в сущности искажённого, русла. Таким руслом не только для него, но и для искалеченных тем же самым самодержавием великих душ, вроде Гоголя и Толстого, оказывалась религия. Поток духа Достоевского впал в это русло, так сказать, минуя и огибая «кряжистое самодержавие» Религия не сопровождала его всю жизнь, следовательно, она не может быть основной темой его романов.

 

Особенности психологизма Ф. М. Достоевского (На примере романа «Преступление и наказание»)

1. Духовно богатый внутренний мир.2. Замкнутость внешнего мирка.3. Портретные характеристики героя.

4. Двойники Родиона Раскольникова....человеку, кроме счастья, также точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастье!Ф. М. Достоевский

Романы Ф. М. Достоевского отличаются тем, что раскрывают читателю тайники внутреннего мира героев. Поэтому мы вместе с ними испытываем все трудности, с которыми они встречаются на своем пути. Каждый из действующих лиц романа «Преступление и наказание» переживает свою трагедию, каждый живет как бы на надрыве. Но в центре произведения все же находятся две души, два образа — Раскольников и Соня. Необычность этих героев и в том, что на протяжении своего жизненного пути они проходят всевозможные испытания, но все равно сохраняют кристально чистую и незапятнанную душу. И Ф. М. Достоевский как умелый психолог показывает своему читателю все оттенки их чувств и переживаний.Для романов второй половины XIX века характерна чуткая реакция на изменения, которые происходили в тот период в обществе. Трагизм положения и внутреннее состояние людей, живших тогда, не остались в стороне от внимания писателя. Он показывал не столько социальные преобразования, а то как они воспринимались обыкновенными людьми. И главной ниточкой, связывающей разных по характеру и социальному положению людей, было именно ощущение обреченности, одиночества и страдания, поиска верного пути в жизни, которая неумолимо диктовала свои законы и нравственные устои.Все оттенки чувств героев автор передает не через пафосные монологи, они были бы не характерны для униженных и слабых людей. Но внимательный читатель может найти в произведении легкие штрихи и уверенные мазки, которые и через много лет открывают нам богатый духовно, но униженный социально, внутренний мир человека второй половины XIX века. Через описание обстановки, портретные характеристики, сны, монологи и диалоги героев мы погружается в психологическую картину романа «Преступление и наказание».Герой живут в маленьких помещениях. Они словно замкнуты в небольшие пространства и никак не могут вырваться наружу. В своем «мирке» они скрываются от жесткости окружающих и не впускают ни свой дом, ни во внутренний мир посторонних. Каморка Раскольникова «приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Напротив, душа Сони открыта для других. Поэтому мы часто видим в ее доме и Раскольникова, и посторонних людей.Так через пространство комнаты писатель отражает пространство души своего героя. Недаром в конце произведения на каторге Раскольников позволяет не столько окружающим, сколько самому себе заглянуть в свою душу и попробовать найти ответы на вновь поставленные вопросы. «Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на... бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его». Особое место в романе занимает комната Сони, так как в ней отражена душа не только самой героини, но и Раскольникова. Как небольшая комнатка, так и хрупкая женщина смогла «пережить» все превратности судьбы и не отставить в беде близкого для них человека.Но даже в этот «мирок», тщательно скрываемый от посторонних, постоянно вторгаются чужие люди (посещения Порфирием Петровичем Раскольникова, гости в доме Сони). И главным героям приходится мириться с этим, пытаться принять и понять жестокий внешний мир, который настойчиво «желает» стать частью их душевного пространства. Такое двойное наслоение говорит о внутренней борьбе, которая постоянно идет в душе Сони и Раскольникова. На это накладывают отпечаток и грехи, совершенные ими в жизни. Но они вызывают не торжество или упоение своим совершенством, а новую битву, которая будет диктовать свои законы.При этом автор дает возможность читателю не только догадываться, но и следить за тем, как меняется поведение и настроение героя. Оно отражено в портретных характеристиках. Вот как Ф. М. Достоевский описывает Раскольникова в начале произведения: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Душевная же борьба проявляется во внешности героя, когда к нему приходит Лужин: «Сам Раскольников все время лежал молча, навзничь, и упорно, хотя и без всякой мысли, глядел на вошедшего. Лицо его, отвернувшееся теперь от любопытного цветка на обоях, было чрезвычайно бледно и выражало необыкновенное страдание, как будто он только что перенес мучительную операцию или выпустили его сейчас из-под пытки».Внутренний мир героя раскрывается и через поведение героя. Раскольников — убийца, который на деле пытается проверить свою теорию. Но на протяжении всего романа и особенно в конце мы узнаем, что он очень чуткий и душевный человек. Он не раз помогал Соне, желая хоть как-то облегчить ее тяжелое положение, и бедному студенту, нуждающемуся в деньгах.Поэтому в душе он совершенно не такой, каким предстает на страницах романа. Это показывают нам и сны Раскольникова, раскрывающие его переживания и стремления помочь близким. «Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».В романе писатель и более явно показывает психологическую основу личности главного героя. Ведь любое явление отчетливее видно в сравнении. Таким контрастирующим полотном служат двойники Раскольникова. Они имеют общие черты с главным героем, но все равно Родион значительно отличается от богатым духовным внутренним миром, которого нет ни у Свидригайлова, ни у Лужина.Автор не раз сталкивает вместе различных героев, и в каждую такую встречу мы понимаем, что они догадываются о внутренних переживаниях Раскольникова. Такое стало возможно именно потому, что у них есть что-то общие. Это проявляется, например, в диалоге Раскольникова и Порфирия Петровича

Писатель в своем романе смог увидеть картину души человека, смог найти слова и краски, чтобы описать эту тончайшую ткань. И несмотря на то что Раскольников совершил такой поступок, именно он наделен богатым внутренним миром, с помощью которого Ф. М. Достоевский выразил свои переживания и понимание мятущейся души 60-х годов XIX века и попытался найти выход не посредством насилия, а через отражения психологических граней личности своего главного героя.

 

Психологизм произведений Достоевского.

I. Эпоха, изображенная в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и

наказание".

II. История создания романа Ф.М. Достоевского "Преступление и

наказание".

III. Психологизм романа Федора Михайловича Достоевского

"Преступление и наказание".

1. Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского

"Преступление и наказание".

.

2. Детали романа Ф.М. Достоевского "Преступление и

наказание".

3. Образы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и

наказание".

IV. Третий сон Раскольникова.

Реформа 1861 года вызывает бурные дебаты в обществе. Ведь она,

фактически, отменила крепостное право, что, безусловно, можно считать

благом для народа. Однако вместе с отменой крепостного права произошли

очень многие не менее важные изменения в обществе. Во-первых, Россия

окончательно встала на капиталистические рельсы развития. Она очень быстро

стала переходить от одной модели общества к другой. Но скорость перехода

оказалась слишком высока, чтобы не произвести побочных эффектов. Ведь

Россия делала за десятилетие то, на что многим странам Европы требовались

века. Причем наша и без того шаткая экономика претерпела очередной кризис.

Все это породило огромную волну безработицы, проституции и пьянства.

Проблема "трезвости" приобрела общегосударственное значение. В апреле 1865

года в Петербурге была учреждена комиссия для пересмотра правил о торговле

крепкими напитками в целях ограничения их "излишнего потребления в народе".

Большинство писателей того времени, так или иначе, затрагивали эту

проблему. Федор Михайлович Достоевский наиболее остро поставил ее в

произведении "Преступление и наказание".

Одна из сюжетных линий этого романа имела прототип - отдельное

произведение. Оно называлось "Пьяненькие" и было включено только в третью

редакцию. Первые две редакции "Преступления и наказания" планировались

просто как "психологический отчет одного преступления". Молодой человек

мещанского происхождения не имел твердых понятий и идеалов, считал, что,

совершив "небольшое" преступление, он без труда окупит его будущими

благодеяниями. Но тяга к добру и справедливости восторжествовала в его

характере, и он сам, добровольно, пошел раскаиваться. Это и составляло

"идейный скелет" романа. Но замысел постепенно изменяется, и преступник

переходит от идей "убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел" к

"идее Наполеона" - идее "власти ради власти", причем, не отказываясь

полностью от первой. Раскол, произошедший в душе Родиона Раскольникова,

заметен на всем протяжении повествования.

В центре многих романов Достоевского находится одна необыкновенная,

загадочная личность. И все герои занимаются разгадкой тайны этого человека,

к примеру, князя Мышкина в "Идиоте". Все лица и события в "Преступлении и

наказании" располагаются вокруг Раскольникова, все вращается вокруг него.

Первое впечатление оставляет его речь, прерывистая и нескладная, она сразу

же привлекает к себе внимание. Писатель часто включает в монологи

Раскольникова описания его состояния (обычно крайне возбужденного),

подчеркивая тем самым дисгармонию в его душе. Для поддержания общего ритма

романа Достоевский пишет таким же прерывистым, нескладным языком, в котором

присутствует огромное количество предположений, оговорок, уступительных

предложений. Одно слово - "вдруг" встречается на страницах романа около 560

раз. Для описания внутреннего мира Родиона Раскольникова Достоевский

использует весь арсенал доступных ему художественных средств. Чтобы описать

его подсознание и чувства, Достоевский использует сны. В первый раз

Раскольникову снится, как мужик-Миколка засек насмерть свою лошадь, а "он"

- семилетний мальчик - это увидел, и ему стало до слез жалко "бедную

лошадку". Здесь проявляется добрая сторона натуры Раскольникова. Это

снится ему до убийства, очевидно, подсознание противится тому, на что он

идет. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он

пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу

своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор"

(сквозного кармана на внутренней стороне пальто, за который топорищем

цеплялся топор) и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит,

тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней

смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать

Раскольникова до тех пор, пока он не обретет духовную гармонию.

Похожий эффект оказывает на читателя маленькая деталь во время

убийства. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету

– ее сестру, кроткую и тихую женщину, – острием. В течение всей сцены

убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело

ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. "Не топор во власти

Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора". Убийством Лизаветы

топор жестоко отплатил Раскольникову. В этом произведении есть очень много

таких же деталей, которые мы, сознательно, не замечаем, а воспринимаем их

только подсознанием. Например, числа "семь" и "одиннадцать", как бы

преследующие Раскольникова.

Достоевский был мастером портрета, однако в стремительном ритме

большинства его произведений портреты и описания остаются незамеченными, но

образ, созданный ими, поразительно четко вырисовывается в нашем сознании.

Например, описание старухи-процентщицы, вся выразительность которого

достигается за счет уменьшительных слов: "Это была крошечная, сухая

старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким

вострым носом. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны

маслом … Старушонка поминутно кашляла и кряхтела". Даже образ Петербурга,

созданный за счет нескольких коротких описаний, оказывается поразительно

живым, непосредственно взаимодействующим с главным героем.

Возвращаясь к замыслу "Преступления и наказания", я хочу отметить,

что одной из основных линий романа стала полемика с Чернышевским, с его

теорией «разумного эгоизма». Достоевский открыто отрицал ее. Для этого он

включил в эпилог третий сон Раскольникова. В нем трихины эгоизма поражают

весь мир, "как чума", отчего люди становятся "бесноватыми, сумасшедшими",

но считают себя "умными и непоколебимыми в истине". Начинаются страшные

бедствия из-за непонимания между людьми. "Все и все погибает". Спастись

могут "только несколько человек" - "чистые и избранные, предназначенные

начать новый род людей". Эти избранные, очевидно, люди глубокой веры,

такие как Соня, которая является воплощением духовности в произведении. В

этом сне Достоевский указывает на страшную опасность для человечества

индивидуализма, который может привести к забвению всех норм, понятий, всех

критериев добра и зла.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.