Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обмен белков в онтогенезе




Пищеварение в желудке

Травлення в ротовій порожнині у різні вікові періоди.

В ротовой полости начинается физическая и химическая обработка пищи,

а также осуществляется её апробирование. С помощью специальных

рецепторов в слизистой рта и языка мы распознаём вкус пищи. Функцией

ротовой полости является измельчение пищи при её пережевывании. С

помощью языка пища передвигается в ротовой полости и проглатывается.

Грудные дети не способны усвоить твёрдую пищу до 4 месяцев. После

четырёх месяцев пищеварительная система готовится к принятию другой пищи

вместо материнского молока, с 6 месяцев появляются зубы – хороший признак

того, что ребёнок способен употреблять и не молочную пищу.

В ротовой полости пища смачивается слюной, вырабатываемой тремя

парами слюнных желез: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные.

Кроме крупных, есть мелкие разбросанные по всей ротовой полости. Слюна

содержит 99% воды и ферменты. Основной фермент – амилаза – расщепляет

сложные углеводы до мальтозы. Расщепление углеводов не заканчивается в

ротовой полости, но продолжается в желудке до тех пор, пока пищевой комок

не пропитается желудочным соком, т.к. ферменты слюны действуют только в

щелочной среде. В слюне содержится также слизистое вещество – муцин. Он

способствует тому, что обработанный в ротовой полости комок становится

скользким и проходит легко по пищеводу. Слюнные железы функционируют с

момента рождения ребёнка, но в первые месяцы слюны отделяется мало. С

возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается: наиболее заметные

сдвиги в слюноотделении отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11

лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 см? слюны.

 

Пища, поступившая из пищевода в желудок, находится в нем около 4-6 ч. За это время под действием желудочного сока она переваривается. В желудке продолжается расщепление углеводов амилазой слюны, осуществляется частичное расщепление белковых молекул, а также жиров молока. У детей до 60 % жира молока расщепляется в желудке. Железы желудка выделяют за сутки 1,5-2,5 л кислого желудочного сока (рН 0,8—1,5), который содержит около 99 % воды, соляную кислоту (0,3—0,5 %), ферменты, слизь, соли и др. Пища, смешанная с желудочным соком, называется химусом. Слизь предохраняет слизистую оболочку желудка от действия соляной кислоты и пепсина, а также содержит внутренний фактор Касла, необходимый для всасывания витамина В12. Наличие соляной кислоты обусловливает высокие бактерицидные свойства желудочного сока. Кроме того, под влиянием ее пепсиноген превращается в активный пепсин. В состав желудочного сока входят ферменты пепсин, гастриксин, липаза. Липаза расщепляет жиры молока, а пепсин и гастриксин расщепляют белки до крупных частиц — полипептидов.

Отделение желудочного сока происходит в три фазы. Первая фаза получила название условно-рефлекторной. В эту фазу желудочный сок выделяется при запахе пищи, ее виде, даже при разговоре о еде. Количество сока невелико, его называют «аппетитным», он подготавливает желудок к перевариванию пищи. Вторая, желудочная, фаза начинается в тот момент, когда пища попадает в желудок. Пища воздействует на рецепторы желудка, и количество выделившегося желудочного сока резко увеличивается. После поступления пищи в двенадцатиперстную кишку начинается третья, «кишечная», фаза отделения же-лудочного сока. Белковая пища является наиболее эффективным возбудителем желудочной секреции, максимум которой достигается во время второго часа. Самый слабый возбудитель желудочной секреции — углеводная пища. Стресс и сильные эмоции усиливают секрецию. Эвакуация пищи из желудка начинается, когда содержимое его становится жидким. Осуществляется она отдельными порциями благодаря сокращениям мышечной оболочки желудка. Время нахождения пищи в желудке зависит от ее количества, состава и степени измельчения. Плохо пережеванная пища дольше задерживается в желудке. Быстрее всего эвакуируются углеводы (1,5—2 ч), медленнее — белки, дольше всего задерживаются жиры (4 ч и более).

В желудке всасывается алкоголь, некоторые лекарственные вещества (снотворные, аспирин). Питательные вещества в желудке не всасываются, так как они еще не переварены.

Возрастные особенности пищеварения в желудке

С возрастом строение и функции желудка изменяются. В первые дни жизни новорожденный питается молозивом, которое содержит витамины, гормоны, лимфоциты и антитела, что повышает иммунитет к внешним воздействиям. Молоко появляется на 2-3-й неделе. Оно обладает высокой протеолитической и липолитической активностью, поскольку в желудке новорожденного еще не сформированы железы, вырабатывающие собственные пищеварительные ферменты. В период молозивного вскармливания желудок характеризуется малыми размерами, низкой секреторной активностью и малой подвижно-стью. В течение молочного вскармливания значительно увеличиваются размеры желудка, повышаются его подвижность и секреторная активность. При переходе на смешанное питание активизируется секреция соляной кислоты и пепсиногена, существенно увеличивается масса желудка за счет мышечного слоя. В то же время активность же-лудочных желез, вырабатывающих соляную кислоту и ферменты, еще остается низкой. Пристеночное пищеварение преобладает над полостным. Это объясняется низкой активностью пищеварительных ферментов, что компенсируется каталитическим действием микроворсинок кишечника.

В связи с низкой кислотностью пепсин у детей грудного возраста способен расщеплять только белки, входящие в состав молока. Липа-а желудочного сока действует лишь на 25 % жиров молока. Жир материнского молока расщепляется не только желудочной липазой, но и липазой самого молока. Поэтому распад жира в желудке у детей, вскармливаемых искусственно, всегда более медленный, чем при грудном вскармливании. При правильном грудном вскармливании желудок ребенка освобождается от пищи через 2,5-3 ч, при питании коровьим молоком — через 3-4 ч. Недоразвитие мышечного слоя дна желудка и широкий вход в него у детей грудного возраста часто являются причиной срыгивания.

Особенностью пищеварения ребенка до 3-летнего возраста является также низкая активность желудочных желез, вырабатывающих мало соляной кислоты и ферментов. В этом возрасте повышается активность поджелудочной железы, вырабатывающей ферменты для переваривания жиров и углеводов. В связи с низкими активностью пищеварительных ферментов и кислотностью желудочного сока детям этого возраста нельзя есть жареное, кислое и острое.

Способность вырабатывать соляную кислоту развивается у ребенка в период от 2,5 года до 4 лет. Низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке у детей дошкольного возраста обусловливает его низкие бактерицидные свойства и проявляется склонностью детей дошкольного и младшего школьного возраста к желудочно-кишеч-ным заболеваниям.

Белки — это полимеры, состоящие из аминокислот, которые свя-заны между собой в определенной последовательности. Специфичность белков определяется количеством аминокислот и их последова-тельностью. Из 20 аминокислот только 8 относятся к незаменимым (триптофан, лейцин, изолейцин, валин, треонин, лизин, метионин, фенилаланин) и поступают в организм извне с пищей. Другие амино-кислоты являются заменимыми, их поступление в организм с продук-тами питания необязательно, они могут синтезироваться в организме.

Белки пищи, содержащие весь необходимый набор аминокислот для нормального синтеза белка организма, называются полноценными (животные белки). Белки пищи, не содержащие всех необходимых для синтеза белка организма аминокислот, называют неполноценными (растительные белки). Наиболее высока биологическая ценность белков яиц, мяса, молока, рыбы.

При смешанном питании организм получает весь необходимый для синтеза белка набор аминокислот. Особенно важно поступление всех незаменимых аминокислот для растущего организма. Например, отсутствие в пище лизина приводит к задержке роста ребенка, валина — к расстройству равновесия у детей. Детям необходимо больше белка, чем взрослым, так как у них интенсивнее идут процессы роста и формирования новых клеток и тканей. Суточная потребность в бел-ке на 1 кг массы у новорожденного составляет 4-5 г, у ребенка до 10 лет — 3 г, до 12 лет — 2 г, у взрослых — 1,5— 1,8 г. Белковое голодание ребенка приводит к задержке, а затем и к полному прекращению роста и физического развития. Ребенок становится вялым, наблюдаются рез-кое похудение, распространенные отеки, поносы, воспаление кожных покровов, снижение сопротивляемости инфекциям. Об интенсивности белкового обмена в организме судят по азотистому балансу — соотношению поступившего с пищей и выделивше-гося с мочой, калом, потом азота. Обмен белков регулируется нервным и гуморальным путем. Нервная регуляция осуществляется гипоталамусом. Гуморальная регуляция реализуется соматотропным гормоном гипофиза и гормонами щитовидной железы (тироксин и трийодтиронин), которые стимулируют синтез белка. Гормоны коры надпочечников (гидрокортизон, кортикостерон) усиливают распад белков в тканях, а в печени, наоборот, стимулируют. Конечными продуктами обмена белков являются азотсодержащие вещества — мочевина и мочевая кислота, из которых вначале образу-ется глюкоза, а затем — углекислый газ и вода.

29,30.Вікові особливості вуглеводного обміну. Обмін жирів в онтогенезі.

На 1 кг. маси дорослої людини на добу повинно надходити з їжею 1,5 г. жирів (приблизно 80-100 г. на добу). Від 1 до 3 років добова потреба в жирові 32,7 г., від 4 до 7 років – 39,2 г., від 8 до 13 років – 38,4 г.

Добова потреба у вуглеводах у дітей висока і становить у грудному віці 10-12 г. на 1 кг. маси тіла. В наступні роки потрібна кількість вуглеводів коливається від 8-9 до 12-15 г. на 1кг. маси.

Від 1 до 3 років на добу дитині треба давати з їжею в середньому 193 г. вуглеводів, від 4 до 7 років – 287 г., від 9 до 13 років – 370 г., від 14 до 17 років – 470 г., дорослому – 500 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.