Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы контроля




4.1. Контроль подшипников проводят при одинаковой температуре деталей подшипников и измерительных средств.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.2. Твердость и различные дефекты деталей подшипников проверяют в соответствии с технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

4.3. Шероховатость поверхностей подшипников контролируют методом сравнения с утвержденным образцом или на приборах для измерения шероховатости.

В случае разногласия решающим является измерение шероховатости поверхности на приборах.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.4. Остаточную намагниченность подшипников контролируют на торцах наружных и внутренних колец приборами в соответствии с технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

4.5. Легкость вращения подшипников контролируют сравнением с контрольным образцом, утвержденным изготовителем.

Момент трения подшипников, для которых он регламентирован, контролируют на приборах по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.6. Контроль внутренних зазоров подшипников - по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

Контроль зазоров и биений подшипников с защитными шайбами и уплотнениями проводят в соответствии с ГОСТ 7242, ГОСТ 8882 и ГОСТ 9592.

4.7. Уровень вибрации подшипников категорий А и В контролируют в трех частотных полосах 50-300, 300-1800 и 1800-10000 Гц по вибрационной скорости наружного невращающегося кольца при вращении внутреннего с частотой 25............................................................................. 30 с-1.

По согласованию с потребителем для подшипников категории А и В допускается контроль общего уровня вибрации по вибрационным скорости или ускорению в диапазоне частот от 50 до 10000 Гц, а также контроль в трех частотных полосах по вибрационному ускорению. До 01.01.93 для подшипников категории А и В допускается контроль общего уровня вибрации без согласования с потребителем.

Подготовка подшипников к контролю уровня вибрации (размагничивание, промывка и т.д.) - по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

4.8. Ресурс подшипников по герметичности проверяют по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

4.9. Приведенные в разделе схемы измерения размерных параметров применимы ко всем типам подшипников, на которые распространяется настоящий стандарт, кроме случаев особо оговоренных в стандарте.

4.10. Наружный диаметр наружных (свободных) колец или собранных подшипников измеряют универсальными измерительными средствами или на приборах по схемам, приведенным на черт. 1 и 2. Допускается базировать наружное (свободное) кольцо на три опоры. При измерении наружного диаметра отдельных колец допускается их базирование на плоскость.

Черт. 1

Черт. 2

Для определения наибольшего и наименьшего единичных наружных диаметров в единичном сечении Ds наружное (свободное) кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на 180° или измеряют наружный диаметр не менее чем в трех примерно равнорасположенных по окружности радиальных направлениях.

4.11. Диаметр отверстия внутренних (тугих) колец или собранных подшипников измеряют универсальными измерительными средствами или на приборах по схемам, приведенным на черт. 3 и 4. Допускается базировать внутреннее (тугое) кольцо на три опоры. При измерении диаметра отверстия отдельных колец допускается их базирование на плоскость.

Черт. 3

Черт. 4

Для определения наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия в единичном сечении ds внутреннее (тугое) кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на 180° или измеряют диаметр отверстия не менее чем в трех примерно равнорасположенных по окружности радиальных направлениях.

Диаметр отверстия колец подшипников менее 10 мм допускается контролировать предельными калибрами. Размеры калибров назначают, исходя из предельно допустимых отклонений среднего диаметра цилиндрического отверстия.

Отклонение угла (единичного угла) конуса конического отверстия определяется как разность между отклонениями средних (единичных) диаметров конического отверстия, измеренных в крайних сечениях, или измеряют на приборах по схеме, приведенной на черт. 5, при этом настройку прибора проводят по установочной мере конуса конического отверстия. Упор и измерительный наконечник устанавливают на одной образующей конической поверхности в крайних сечениях. Кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на полный оборот или проводят измерение не менее чем в трех примерно равнорасположенных по окружности осевых сечениях. За результат измерения принимают удвоенное среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора.

4.12. Ширину отдельных колец или колец собранных подшипников измеряют универсальными измерительными средствами или на приборах по схемам, приведенным на черт. 6, 7. При измерении ширины отдельных колец допускается их базирование на плоскость.

Для определения наибольшей и наименьшей единичных ширин Bs, Cs измеряемое кольцо поворачивают вокруг оси на полный оборот или измеряют ширину не менее чем в трех примерно равнорасположенных по окружности осевых сечениях.

4.13. Действительную ширину (монтажную высоту) подшипника Ts измеряют на приборах по схемам, приведенным на черт. 8 и 9.

Черт. 5

Черт. 6

Черт. 7

Черт. 8

Черт. 9

Действительную ширину (монтажную высоту) подшипников с отверстием диаметром свыше 180 мм допускается измерять на приборах по схемам, приведенным на черт. 10 и 11. При этом действительную ширину (монтажную высоту) определяют как среднее арифметическое значение результатов измерений не менее чем в трех примерно равнорасположенных по окружности осевых направлениях.

Черт. 10

Черт. 11

Действительную ширину (монтажную высоту) двух и четырехрядных конических подшипников определяют без дистанционных колец.

4.14. Непостоянство положения образующей наружной цилиндрической поверхности относительно базового торца наружного кольца SD отдельных колец или собранных подшипников измеряют на приборах по схеме, приведенной на черт. 12. Упор и измерительный наконечник устанавливают на одной образующей наружной цилиндрической поверхности в крайних сечениях. Кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на полный оборот. При измерении непостоянства положения образующей наружной цилиндрической поверхности относительно базового торца наружного кольца отдельных колец допускается их базирование на плоскость.

Параметр S d принимают равным разности наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора.

4.15. Биение базового торца относительно отверстия внутреннего кольца S d отдельных колец или собранных подшипников измеряют на приборах по схеме, приведенной на черт. 13. Допускается вертикальное расположение оправки. Измерительный наконечник устанавливают на середине торца внутреннего кольца. Кольцо с оправкой поворачивают не менее чем на полный оборот.

Черт 12

Черт. 13

Биение принимают равным разности наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора.

Допускается вместо параметра S d измерять непостоянство положения образующей отверстия относительно базового торца внутреннего кольца So, наприборах по схеме, приведенной на черт. 14.

Непостоянство положения образующей отверстия относительно базового торца внутреннего кольца So в миллиметрах рассчитывают по формуле:

,

где S d - допускаемое биение базового торца относительно отверстия внутреннего кольца;

h - расстояние между точками касания упора и измерительного наконечника с поверхностью кольца, мм;

d - номинальный диаметр отверстия кольца, мм;

d 2 - номинальный диаметр бортика кольца, мм.

Допускается кольцо базировать на три опоры. Упор и измерительный наконечник устанавливают на одной образующей внутренней цилиндрической поверхности кольца в крайних сечениях. Кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на полный оборот. Непостоянство положения образующей отверстия относительно базового торца внутреннего кольца принимают равным разности наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора.

Черт. 14

Контроль непостоянства положения образующей отверстия относительно базового торца внутреннего кольца S o равнозначен контролю биения базового торца относительно отверстия внутреннего кольца Sd.

4.16. Радиальное биение внутреннего кольца шариковых радиальных (кроме сферических) и радиально-упорных и роликовых конических подшипников в сборе Кiа измеряют на приборах по схемам, приведенным на черт. 15, 16, 17. Измерительный наконечник устанавливают в сечении середины дорожки качения.

Внутреннее кольцо или внутреннее кольцо с оправкой поворачивают вокруг оси не менее чем на полный оборот.

Радиальное биение принимают равным алгебраической разности наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора.

Черт. 15

Черт. 16

Черт. 17

4.17. Радиальное биение внутреннего Кiа и наружного Кeа колец шариковых радиальных подшипников измеряют на приборах по схеме, приведенной на черт. 18, роликовых радиальных - по схемам, приведенным на черт. 18, 19, 20, шариковых и роликовых сферических - по схемам, приведенным на черт. 19, 20. Измерительный наконечник и упоры устанавливают в плоскости, проходящей через середину дорожки качения. Измеряемое кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на полный оборот.

Радиальное биение принимают равным алгебраической разности наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора.

Черт. 18

Черт. 19

4.18. Радиальное биение наружного кольца шариковых радиальных (кроме сферических) и радиально-упорных и роликовых конических подшипников в сборе Кеa измеряют на приборах по схемам, приведенным на черт. 15 (кроме радиально-упорных и конических), черт. 21, 22. Измерительный наконечник устанавливают в сечении середины дорожки качения. Наружное кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на полный оборот.

Черт. 20

Черт. 21

Черт. 22

Радиальное биение принимают равным алгебраической разности наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора.

4.19. Разностенность дорожки качения внутреннего кольца относительно отверстия Ki и разностенность дорожки качения наружного кольца относительно наружной поверхности Ке шариковых подшипников измеряют на приборах по схемам, приведенным на черт. 23, 24 (обе схемы равнозначны как для внутренних, так и для наружных колец). Допускается базировать измеряемое кольцо на три опоры по торцу. Упоры и измерительный наконечник устанавливают в плоскости, проходящей через середину дорожки качения. Измеряемое кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на полный оборот.

Черт. 23

Черт. 24

Разностенность дорожки качения принимают равной алгебраической разности наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора.

4.20. Разностенность дорожки качения внутреннего кольца относительно отверстия Ki и разностенность дорожки качения наружного кольца относительно наружной поверхности K е роликовых подшипников измеряют на приборах по схемам, приведенным на черт. 25, 26 (обе схемы равнозначны как для внутренних, так и для наружных колец). Допускается базировать измеряемое кольцо на три опоры по торцу. Упоры и измерительный наконечник устанавливают в крайних сечениях дорожки качения. Крайнее сечение дорожки качения - радиальное сечение, отстоящее от борта или края поверхности качения (для безбортовых колец) кольца на расстоянии, равном удвоенному значению номинального размера галтеля или координаты фаски кольца. Измеряемое кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на полный оборот.

Разностенность дорожки качения принимают равной алгебраической разности наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора.

Черт. 25

Черт. 26

4.21. Разностенность дорожки качения внутреннего кольца относительно отверстия Кi шариковых и роликовых подшипников допускается измерять на приборах по схеме, приведенной на черт. 27. Допускается вертикальное расположение оправки. Оправку с кольцом поворачивают вокруг оси не менее чем на полный оборот.

Разностенность дорожки качения принимают равной алгебраической разности наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора.

Черт. 27

4.22. Осевое биение внутреннего кольца шариковых и конических роликовых подшипников в сборе S ia измеряют на приборах по схеме, приведенной на черт. 28. Измерительный наконечник устанавливают на середине базового торца внутреннего кольца. Допускается установка груза сверху на противобазовый торец кольца с расположением измерительного наконечника снизу. Внутреннее кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на три оборота. Осевое биение принимают равным алгебраической разности наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора за цикл измерений.

Осевое биение внутреннего кольца указанных подшипников допускается измерять по схеме, приведенной на черт. 29. Измерительный наконечник устанавливают на середине базового торца наружного кольца. Допускается установка груза сверху на противобазовый торец кольца с расположением измерительного наконечника снизу. Оправку вместе с внутренним кольцом поворачивают вокруг оси не менее чем на три оборота. Алгебраическая разность наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора за цикл измерений не должна превышать установленное настоящим стандартом предельное значение осевого биения, умноженное на коэффициент 1,67.

Черт. 28

Черт. 29

4.23. Осевое биение наружного кольца шариковых и конических роликовых подшипников в сборе S ea измеряют на приборах по схемам, приведенным на черт. 29 и 30. Измерительный наконечник устанавливают на середине базового торца наружного кольца. Для подшипников с узким торцом допускается установка груза сверху на противобазовый торец кольца с расположением измерительного наконечника снизу. Наружное кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на три оборота.

Черт. 30

Осевое биение принимают равным алгебраической разности наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора за цикл измерения.

4.7-4.23. (Измененная редакция, Изм. № 1).

4.24. Отклонение от параллельности дорожки качения внутреннего и наружного колец относительно базового торца шариковых подшипников S i, S e измеряют на приборах по схемам, приведенным на черт. 31, 32. Допускается базировать измеряемое кольцо на плоскость.

Черт. 31

Черт. 32

Отклонение от параллельности дорожки качения внутреннего и наружного колец относительно базового торца шариковых подшипников S i, S e допускается измерять на приборах по схемам, приведенным на черт. 33, 34. Кольцо базируют по дорожке качения на трех опорах. Измерительный наконечник устанавливают на середине базового торца кольца.

Кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на полный оборот.

Отклонение от параллельности дорожки качения внутреннего и наружного колец принимают равным алгебраической разности наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора.

Черт. 33

Черт. 34

4.2.5. Конусообразность и радиальное биение оправок, применяемых при измерении подшипников, не должны превышать значений, указанных в табл. 45.

Таблица 45

Размеры, мкм

Номинальный диаметр оправки, мм Допускаемое биение оправки по всей длине Конусообразность на длине 100 мм
Класс точности подшипников
0,6X      
До 3 включ. 2,0 1,5 1,0 0,7 8±1
От 3» 30» 2,0 1,3 0,7 0,5 8±1
Св. 30» 50» 2,0 1,5 1,0 0,7 10±1
» 50» 80» 3,0 2,0 1,5 1,0 13±1
» 80 4,0 2,5 1,5 1,0 15±1

4.26. Измерение радиальных и осевых биений внутренних и наружных колец собранных подшипников проводят как без нагрузок, так и с нагрузками. Значение нагрузки устанавливается изготовителем и должно обеспечивать получение стабильных результатов измерений с требуемой точностью. Рекомендуемые нагрузки указаны в табл. 46.

Таблица 46

Номинальный диаметр отверстия d, мм Нагрузка, Н
Тип подшипника
шариковым радиальный шариковый радиально-упорный
От 10 до 30 включ.    
Св. 30» 50»    
» 50» 80»    
» 80» 120»    
» 120» 180»    

4.27. Разностенность дорожки качения тугого (свободного) кольца упорных подшипников Si(Se) измеряют на приборах по схемам, приведенным на черт. 35 - для свободных колец, на черт. 36 - для тугих колец двойного упорного подшипника, а черт. 37 - для тугих колец одинарного подшипника.

Черт. 35

Черт. 36

Измерительный наконечник устанавливают на середине дорожки качения в одной осевой плоскости над одной из опор. Кольцо поворачивают вокруг оси не менее чем на полный оборот.

Разностенность дорожки качения принимают равной алгебраической разности наибольшего и наименьшего показаний измерительного прибора.

Черт. 37

4.24-4.27. (Введены дополнительно, Изм. № 1).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.