Термин и его обозначение
| Пояснение
|
1. Базовый типоразмер подшипника
| Типоразмер подшипника, имеющий наиболее широко применяемую внутреннюю конструкцию и основное условное обозначение в соответствии с ГОСТ 3189 (например 205, 176105, 60205)
|
2. Модификация базового типоразмера подшипника
| Типоразмер подшипника, имеющий тип, конструктивную разновидность и габаритные размеры соответствующего базового типоразмера, но отличающийся особенностями внутренней конструкции сепаратора и др. и определяемый в условном обозначении дополнительными буквами или дополнительными буквами и цифрами (например 205К, 1000802Л, 218К5)
|
3. Открытый подшипник качения
| Подшипник качения без уплотнений и защитных шайб
|
4. Закрытый подшипник качения
| Подшипник качения с одним или двумя уплотнениями, с одной или двумя защитными шайбами или одним уплотнением и одной защитной шайбой
|
5. Подшипник качения для приборов.
Приборный подшипник
| Подшипник качения, по конструкции или исполнению предназначенный для применения в приборах
|
6. Сдвоенный подшипник качения
| Два подшипника качения, смонтированных рядом на одном валу таким образом, что они работают как один подшипник
|
7. Комплектный подшипник качения
| Один из подшипников, входящих в состав сдвоенного подшипника или в комплект с большим числом подшипников
|
8. Составная часть подшипника
| Кольцо подшипника с телами качения или без них или с сепаратором и телами качения, которые могут быть свободно отделены от подшипника, либо блок тел качения с сепаратором в сборе, который свободно может быть отделен от подшипника
|
9. Монтажная поверхность
| Поверхность отверстия внутреннего тугого кольца, наружная поверхность наружного свободного кольца, поверхность базового торца
|
10. Базовый торец
| Торец кольца, по отношению к которому задается допуск положения или определяется отклонение положения. У колец радиально-упорных подшипников, имеющих торцы неодинаковой ширины, базовым торцом является широкий торец. У колец упорных подшипников - опорный торец, у колец радиальных подшипников - торец, свободный от маркировки. В случае отсутствия маркировки на кольцах, имеющих торцы равной ширины, базовым торцом считаются оба торца
|
11. Упорный борт на наружном кольце
| Борт на наружной поверхности наружного кольца подшипника, предназначенный для осевой фиксации подшипника в корпусе и для восприятия осевой нагрузки
|
12. Опорный торец упорного борта
| Поверхность упорного борта наружного кольца, воспринимающая осевую нагрузку
|
13. Диаметр отверстия подшипника
| Диаметр отверстия внутреннего тугого кольца подшипника, представляющий собой диаметр цилиндра, вписанного в теоретическую поверхность цилиндрического отверстия, или диаметр конуса в определенной радиальной плоскости, вписанного в теоретическую поверхность конического отверстия
|
14. Наружный диаметр подшипника
| Наружный диаметр наружного свободного кольца подшипника, представляющий собой диаметр цилиндра, описанного вокруг теоретической наружной цилиндрической поверхности
|
15. Крайнее сечение кольца
| Сечение радиальной плоскостью, ограничивающее нормируемый участок и расположенное от торца кольца на расстоянии, равном 2 r nom или 1,2 rs max в осевом направлении для фасок с максимальным размером менее 1 мм - на расстоянии, равном 1,5 rs max
|
16. Поминальный диаметр отверстия наружный диаметр d (D)
| Диаметр отверстия наружный диаметр, относительно которого определяют предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений
|
17. Единичный диаметр отверстия наружный диаметр d s (D s)
| Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности отверстия наружной поверхности радиальной плоскостью
|
18. Отклонение единичного диаметра отверстия наружного диаметра D ds (D Ds).
Примечание. Для конического отверстия относится к диаметру со стороны широкого торца
| Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами отверстия (наружными диаметрами)
D ds = ds - d (D Ds = Ds - D)
|
19. Средний диаметр отверстия (наружный диаметр в единичном сечении dmp (Dmp)
| Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия наружных диаметров в одном и том же единичном сечении
|
20. Отклонение среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичном сечении D d mp (D D mp)
Примечание. Для конического отверстия относится к диаметру со стороны широкого торца
| Алгебраическая разность между средним диаметром отверстия наружным диаметром в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия (наружным диаметром)
D d mp = d mp - d
(DDmp = Dmp - D)
|
21. Номинальный больший диаметр конического отверстия d 1
| Больший диаметр конического отверстия, относительно которого определяют предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений
|
22. Единичный диаметр большего диаметра конического отверстия d 1s
| Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности большего диаметра конического отверстия радиальной плоскостью
|
23. Отклонение единичного диаметра большего диаметра конического отверстия Ddis
| Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами большего диаметра конического отверстия
Ddis = d is - d
|
24. Средний диаметр большего диаметра конического отверстия в единичном сечении dimp
| Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров большего диаметра конического отверстия в крайнем сечении
|
25. Отклонение среднего диаметра большего диаметра конического отверстия в единичном сечении Ddimp
| Алгебраическая разность между средним диаметром в единичном сечении и номинальным диаметром большего диаметра конического отверстия
Ddimp = d imp - d 1
|
26. Отклонение угла единичного угла конуса конического отверстия Da (черт. 38)
| Разность между отклонениями средних единичных диаметров конического отверстия, измеренных в крайних сечениях
Da = Ddimp - Ddmp
(Da = Ddis - Dds)
Черт. 38
|
27. Номинальный диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника d2
| Диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника, относительно которого определяют предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений
|
28. Средний диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении d 2mp
| Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в одном и том же единичном сечении
|
29. Отклонение среднего диаметра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении Dd2mp
| Алгебраическая разность между средним диаметром и единичном сечении и номинальным диаметром отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника
Dd2mp = d 2mp - d 2
|
30. Непостоянство диаметра отверстия наружного диаметра в единичном сечении V dp (V Dp)
| Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия наружными диаметрами в единичном сечении
|
31. Непостоянство диаметра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении Vd2p
| Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении
|
32. Непостоянство среднего диаметра отверстия (наружного диаметра)
V dmp (V Dmp)
| Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия наружного диаметра в единичных сечениях.
Примечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра отверстия наружного диаметра является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия наружными диаметрами в крайних сечениях
|
33. Номинальная ширина внутреннего наружного кольца В (С)
| Размер ширины кольца, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений
|
34. Единичная ширина внутреннего (наружного) кольца B s (С s)
| Расстояние между точками пересечения торцов внутреннего (наружного) кольца подшипника с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к базовому торцу кольца
|
35.Отклонение единичной ширины внутреннего (наружного) кольца DBs (DCs)
| Алгебраическая разность между единичной и номинальной ширинами кольца
DBs = B s - B (DCs = C s - C)
|
36. Непостоянство ширины внутреннего (наружного) кольца V Bs V Cs
| Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами отдельного внутреннего наружного кольца
V Bs = B smax - B Smin
(V Cs = C smax - C smin)
|
37. Номинальная ширина упорного борта наружного кольца С 1
| Размер ширины упорного борта наружного кольца, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений
|
38. Единичная ширина упорного борта наружного кольца С 1
| Расстояние между точками пересечения торцов упорного борта наружного кольца с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к опорному торцу упорного борта
|
39. Отклонение единичной ширины упорного борта наружного кольца DCis
| Алгебраическая разность между единичной и номинальной ширинами упорного борта наружного кольца
DCis = C is - C 1
|
40. Непостоянство ширины упорного борта наружного кольца V Cis
| Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами упорного борта отдельного наружного кольца
V Cis = Cismax - C ismin
|
41. Номинальная ширина (монтажная высота) подшипника В, С (Т)
| Размер ширины монтажной высоты подшипника, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений.
Примечания:
1. Символ В применяется, когда номинальная ширина подшипника является расстоянием между торцами внутреннего кольца или когда ширины внутреннего и наружного колец подшипника одинаковы и их теоретические торцы лежат в одной плоскости; символ С применяется, когда ширина подшипника является расстоянием между торцами наружного кольца когда символ В не применяется; символ Т применяется, когда номинальная ширина подшипника является расстоянием между одним торцом внутреннего кольца и противоположным торцом наружного кольца.
2. Для обозначения монтажной высоты применяется символ Т
|
42. Действительная ширина (монтажная высота) подшипника T s
| Расстояние между точками пересечения оси подшипника с двумя плоскостям и касательными к действительным базовым торцам колец, ограничивающим ширину подшипника, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца установлены для ограничения ширины подшипника.
Примечание. Монтажная высота конического однорядного роликового подшипника определяется при условии наличия контакта дорожек качения наружного и внутреннего колец и упорного бортика широкого торца внутреннего кольца со всеми роликами
|
43. Отклонение действительной ширины (монтажной высоты) подшипника DTs
| Алгебраическая разность между действительной и номинальной ширинами (монтажными высотами) подшипника
DТs = T s - T
|
44. Номинальная монтажная высота роликового конического подшипника при контроле с образцовыми составными частями подшипника T 1, T 2 черт. 39
| Размер монтажной высоты подшипника с образцовыми составными частями, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений
|
Черт. 39
|
45. Действительная монтажная высота роликового конического подшипника с образцовым наружным кольцом T is
| См. определение к термину 42
|
46. Отклонение действительной монтажной высоты роликового конического подшипника с образцовым наружным кольцом Δ T is
| Алгебраическая разность между действительной и номинальной монтажными высотами конического подшипника с образцовым наружным кольцом
DTis = T is - T 1
|
47. Действительная монтажная высота роликового конического подшипника с образцовым блоком (внутренним кольцом с роликами и сепаратором в сборе) Т2s
| См. определение к термину 42
|
48. Отклонение действительной монтажной высоты роликового конического подшипника с образцовым блоком внутренним кольцом с роликами и сепаратором в сборе DT2s
| Алгебраическая разность между действительной и номинальной монтажными высотами конического подшипника с образцовым блоком (внутренним кольцом с роликами и сепаратором в сборе)
DT2s = T 2s - T 2
|
49. Радиальное биение внутреннего кольца подшипника в сборе (радиальный и радиально-упорный подшипник) K ia
| Разность между наибольшим и наименьшим расстоянием к радиальном направлении от неподвижной точки на наружной цилиндрической поверхности подшипника до поверхности отверстия при вращении внутреннего кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, a у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца
|
50. Радиальное биение наружного кольца подшипника в сборе радиальный и радиально-упорный подшипник K ea
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на поверхности отверстия внутреннего кольца до наружной цилиндрической поверхности подшипника при вращении наружного кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца
|
51. Осевое биение внутреннего кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) S ia
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца внутреннего кольца до точки неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца. Дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками
|
52. Осевое биение внутреннего кольца роликового конического подшипника в сборе S ia
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца внутреннего кольца до точки, неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца. Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами
|
53. Осевое биение наружного кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) S ea
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца наружного кольца до точки неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца. Дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками
|
54. Осевое биение наружного кольца роликового конического подшипника в сборе S ea
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца. Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами
|
55. Осевое биение опорного торца упорного борта наружного кольца подшипника в сборе относительно дорожки качения (шариковый подшипник с желобом) S ea1
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от опорного торца упорного борта наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси наружного кольца, равном половине среднего диаметра опорного торца упорного борта, при вращении наружного кольца. Дорожки качения наружного и внутреннего колец должны находиться в контакте со всеми шариками
|
56. Биение базового торца относительно отверстия внутреннего кольца S d
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца до радиальной плоскости, перпендикулярной оси кольца, на расстоянии от оси в радиальном направлении, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца
|
57. Непостоянство положения образующей отверстия относительно базового торца внутреннего кольца S o
| Общее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к базовому торцу внутреннего кольца, точек, расположенных на одной и той же образующей внутренней цилиндрической поверхности, ограниченной крайними сечениями
|
58. Отклонение от параллельности дорожки качения внутреннего (наружного) кольца относительно базового торца (шариковый подшипник с желобом) S i (S e)
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от точек реального профиля середины дорожки качения до плоскости, касательной к базовому торцу кольца
|
59. Отклонение от параллельности дорожки качения наружного кольца с упорным бортом относительно опорного торца упорного борта (шариковый подшипник с желобом) S e1
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от точек реального профиля середины дорожки качения до плоскости, касательной к опорному торцу упорного борта наружного кольца
|
60. Разностенность дорожки качения тугого (свободного) кольца упорного подшипника S i (S e)
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от середины дорожки качения до опорного торца кольца
|
61. Непостоянство положения образующей наружной цилиндрической поверхности относительно базового торца наружного кольца S p
| Общее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к базовому торцу наружного кольца, точек, расположенных на одной и той же образующей наружной цилиндрической поверхности, ограниченной крайними сечениями
|
62. Непостоянство положения образующей наружной цилиндрической поверхности наружного кольца с упорным бортом относительно опорного торца упорного борта (шариковый подшипник с желобом) S D1
| Общее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к опорному торцу упорного борта наружного кольца, точек, расположенных на одной и той же образующей наружной цилиндрической поверхности, ограниченной крайними сечениями
|
63. Разностенность дорожки качения внутреннего кольца относительно отверстия (радиальный и радиально-упорный подшипник) К 1
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от середины дорожки качения до поверхности отверстия внутреннего кольца
|
64. Разностенность дорожки качения наружного кольца относительно наружной поверхности (радиальный и радиально-упорный подшипник) Ке
| Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от середины дорожки качения до наружной поверхности наружного кольца
|
| | |