КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обработка результатов прямых измерений
ЗАДАЧИ Результат измерения – числовое значение, приписываемое измеряемой величине, с указанием точности измерения. Численные показатели точности: · доверительный интервал (доверительные границы) погрешности; · оценка СКО погрешности. Правила выражения показателей точности: · численные показатели точности выражаются в единицах измеряемой величины; · численные показатели точности должны содержать не более двух значащих цифр · наименьшие разряды результата измерения и численных показателей точности должны быть одинаковыми Для уменьшения влияния случайных ошибок необходимо произвести измерение данной величины несколько раз. Предположим, что мы измеряем некоторую величину x. В результате проведенных измерений мы получили значений величины: х1, х2, х3, ……хn (1) Этот ряд значений величины x получил название выборки. Имея такую выборку, мы можем дать оценку результата измерений. Величину, которая будет являться такой оценкой, мы обозначим . Но так как это значение оценки результатов измерений не будет представлять собой истинного значения измеряемой величины, необходимо оценить его ошибку. Предположим, что мы сумеем определить оценку ошибки Δx. В таком случае мы можем записать результат измерений в виде (2) Так как оценочные значения результата измерений и ошибки Δx не являются точными, запись (2) результата измерений должна сопровождаться указанием его надежности P. Под надежностью или доверительной вероятностью понимают вероятность того, что истинное значение измеряемой величины заключено в интервале, указанном записью (2). Сам этот интервал называется доверительным интервалом. Например, измеряя длину некоторого отрезка, окончательный результат мы записали в виде l = (8.34 ± 0.02) мм, (P = 0.95) Это означает, что из 100 шансов – 95 за то, что истинное значение длины отрезка заключается в интервале от 8.32 до 8.36 мм. Таким образом, задача заключается в том, чтобы, имея выборку (1), найти оценку результата измерений , его ошибку Δx и надежность P. Эта задача может быть решена с помощью теории вероятностей и математической статистики. В большинстве случаев случайные ошибки подчиняются нормальному закону распределения, установленного Гауссом. Нормальный закон распределения ошибок выражается формулой (3) где Δx – отклонение от величины истинного значения; σ – истинная среднеквадратичная ошибка; σ2– дисперсия, величина которой характеризует разброс случайных величин. Как видно из (3) функция имеет максимальное значение при x = 0, кроме того, она является четной. На рис.1 показан график этой функции. Смысл функции (4) заключается в том, что площадь фигуры, заключенной между кривой, осью Δx и двумя ординатами из точек Δx1 и Δx2 (заштрихованная площадь на рис.1) численно равна вероятности, с которой любой отсчет попадет в интервал (Δx1, Δx2). Поскольку кривая распределена симметрично относительно оси ординат, можно утверждать, что равные по величине, но противоположные по знаку ошибки равновероятны. А это дает возможность в качестве оценки результатов измерений взять среднее значение всех элементов выборки (2). (5) где – n число измерений. Итак, если в одних и тех же условиях проделано n измерений, то наиболее вероятным значением измеряемой величины будет ее среднее значение (арифметическое). Величина стремится к истинному значению μ измеряемой величины при n → ∞. Средней квадратичной ошибкой отдельного результата измерения называется величина (6) Она характеризует ошибку каждого отдельного измерения. При n → ∞ S стремится к постоянному пределу σ (7) С увеличением σ увеличивается разброс отсчетов, т.е. становится ниже точность измерений. Среднеквадратичной ошибкой среднего арифметического называется величина (8) Это фундаментальный закон возрастания точности при росте числа измерений. Ошибка S x характеризует точность, с которой получено среднее значение измеренной величины . Результат записывается в виде: (9) Эта методика расчета ошибок дает хорошие результаты (с надежностью 0.68) только в том случае, когда одна и та же величина измерялась не менее 30 – 50 раз. В 1908 году Стьюдент показал, что статистических подход справедлив и при малом числе измерений. Распределение Стьюдента при числе измерений n→∞ переходит в распределение Гаусса, а при малом числе отличается от него. Для расчета абсолютной ошибки при малом количестве измерений вводится специальный коэффициент, зависящий от надежности P и числа измерений n, называемый коэффициентом Стьюдента t. Опуская теоретические обоснования его введения, заметим, что (10) где Δx – абсолютная ошибка для данной доверительной вероятности; Sx– среднеквадратичная ошибка среднего арифметического. Коэффициенты Стьюдента приведены в таблице 1. Из сказанного следует: Величина среднеквадратичной ошибки позволяет вычислить вероятность попадания истинного значения измеряемой величины в любой интервал вблизи среднего арифметического. При n→∞ Sx→0, т.е. интервал, в котором с заданной вероятностью находится истинное значение μ, стремится к нулю с увеличением числа измерений. Казалось бы, увеличивая n, можно получить результат с любой степенью точности. Однако точность существенно увеличивается лишь до тех пор, пока случайная ошибка не станет сравнимой с систематической. Дальнейшее увеличение числа измерений нецелесообразно, т.к. конечная точность результата будет зависеть только от систематической ошибки. Зная величину систематической ошибки, нетрудно задаться допустимой величиной случайной ошибки, взяв ее, например, равной 10% от систематической. Задавая для выбранного таким образом доверительного интервала определенное значение P (например, P = 0.95), нетрудно нейти необходимое число измерений, гарантирующее малое влияние случайной ошибки на точность результата. Для этого удобнее воспользоваться таблицей 2, в которой интервалы заданы в долях величины σ, являющейся мерой точности данного опыта по отношению к случайным ошибкам. Коэффициенты Стьюдента для заданных значений Таблица №1
Таблица 2
При обработке результатов прямых измерений предлагается следующий порядок операций: Результат каждого измерения запишите в таблицу. Вычислите среднее значение из n измерений Найдите погрешность отдельного измерения Вычислите квадраты погрешностей отдельных измерений (Δx 1)2, (Δx 2)2,..., (Δx n)2. Определите среднеквадратичную ошибку среднего арифметического Задайте значение надежности (обычно берут P = 0.95). Определите коэффициент Стьюдента t для заданной надежности P и числа произведенных измерений n. Найдите доверительный интервал (погрешность измерения) Если величина погрешности результата измерения Δx окажется сравнимой с величиной погрешности прибора δ, то в качестве границы доверительного интервала возьмите Если одна из ошибок меньше другой в три или более раз, то меньшую отбросьте. Окончательный результат запишите в виде Оцените относительную погрешность результата измерений ЗАДАЧА 1. Произведено шестнадцатикратное измерение сопротивления Rx (Ом) и получены результаты таблица №1. Найти результат измерения и доверительный интервал результата с вероятностью таблица №2. Предварительно проверить, нет ли в ряду измерений промахов (грубых погрешностей)
ПРИМЕР Произведено пятикратное измерение сопротивления Rx и получены результаты Ri: 5; 5,1; 5,2; 7; 5,3 Ом. Найти результат измерения и доверительный интервал результата с вероятностью таблица Р=0,98. Предварительно проверить, нет ли в ряду измерений промахов (грубых погрешностей) Решение: Определим среднее арифметическое значение сопротивления: Определим оценку среднего квадратичного отклонения результатов: Подозрительный результат (7 Ом), можно считать промахом, если R – >3· Sx Проверяем: R – 7–5.52=1.48 Ом 3· Sx = 3·0,697=2,091 1,48>2,091 – неравенство неверно, значит результат 7 не является промахом. Определим оценку среднего квадратичного отклонения среднего результата (результата измерений)
Для n=5 P=0.98 коэффициент Стьюдента равен: t=3.747 Доверительный интервал результата измерения: Ом Результат измерения запишется в виде: Ом; Р=0,98, где R д – действительное значение сопротивления. Ответ: R д =(5,52±1,054)Ом; Р=0,98; результат 7 не является промахом.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |