Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Введение в экономическую историю




1.1. Предмет и задачи курса

Предметом изучения "Экономической истории" является исторический анализ хозяйства разных стран (их групп) и генезиса рыночной экономики в них.

Экономическая история — наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин — истории и экономики.

Традиционная история как научная дисциплина изучает преимущественно хронологию таких важных событий, как войны, революции, восстания, географические открытия, житие выдающихся политических деятелей, ученых и художников в широком смысле этого слова, а также пытается выявить причинно-следственные связи между этими событиями.

Экономика как наука изучает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между людьми, организациями и государством, возникающие во время этих процессов.

Экономическая история изучает процесс экономического развития в исторической перспективе. Она стремится получить ответы на такие вопросы, как: сколько было людей в том или ином регионе в различные исторические периоды?; что эти люди ели?; где они жили?; как одевались?; что из себя представляли деньги?

Экономическая история — это самостоятельная наука, которая использует как исторические, так и экономические методы познания. Так же как и экономическая теория, она является базовой экономической наукой.

Таким образом, в арсенале методов, которыми пользуется экономическая история, присутствуют как общенаучные методы познания, так и специальные — исторические, экономические, психологические и математические.

Обильную пищу для размышлений предоставляют 1) археологические раскопки; 2) данные учета населения — периодически в течение последних 2,5 тыс. лет проводящиеся переписи населения (раньше они служили преимущественно для целей налогообложения или мобилизации) и всевозможные регистрации (рождения, брака, смерти, завещания); 3) тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений, законов; 4) книги таких выдающихся экономистов, как Петти, Кенэ, Смит, Рикардо, Милль, Маркс, и даже художественная литература (ведь то, что для авторов «Илиады», «Робинзона Крузо» или «Дон Кихота» было простой бытовой подробностью, для нас является бесценным свидетельством наблюдательного современника).

Что же касается последнего столетия, то здесь мы имеем достаточно стройную систему сбора и обработки разнообразной экономической и социальной информации. За последние 10 лет она была практически полностью компьютеризирована.

Используя ископаемые образцы, археологи в точности овладели технологией изготовления многих орудий труда первобытных кроманьонцев. Целым рядом полевых экспериментов, проведенных учеными, доказано, что первобытная каменная, костяная и деревянная техника была намного более производительной, чем считалось. На изготовление каменного топора, например, уходили не десятилетия, как предполагалось ранее, а всего несколько часов. Рубка молодого дерева (диаметр 10 см) таким топором продолжалась не часы, а одну минуту; изготовление четырехметровой долбленой лодки - не годы, а 10 дней и т.д. Каменные орудия подлежали ремонту, т.е. могли использоваться многократно.

Исторический материал — практическое мерило верности теоретических концепций — показывает, что экономические законы и явления имеют временные и территориальные особенности. Любое экономическое явление имеет исторические корни, и не учитывать этого нельзя, особенно в условиях создания нового экономического порядка. Таким образом, экономическая история не только раскрывает перед нами экономический опыт прошлых лет, но и выполняет определенную прогностическую функцию. Ведь исследуя то или иное экономическое явление, необходимо не только точно установить его содержание, но и предвидеть его будущее развитие. Решение этой задачи возможно лишь на основе хорошо изученных, систематизированных и проанализированных фактов и тенденций экономического развития.

Экономическая история выполняет следующие функции: формирует мировоззрение; помогает на конкретных примерах усваивать экономическую терминологию; формирует экономическое мышление.

Задачи курса.

Изучив содержимое дисциплины, студенты должны

- иметь представление:

■ об основных тенденциях и особенностях развития социально-экономической структуры в основных странах и регионах мира, факторах, стимулирующих или тормозящих ход экономического развития отдельных стран в различные исторические эпохи, обращая особое внимание на изменение роли России в мировой системе хозяйства на различных этапах развития;

■ о неэкономических (политических, культурных и др.) факторах, влияющих на хозяйственную деятельность;

- знать:

■ базовые понятия и термины, связанные с хозяйственной деятельностью, экономическими субъектами и институтами;

■ закономерности развития и этапы становления мировой экономики, начиная с первобытнообщинного строя и до наших дней;

■ историю положительного и негативного опыта хозяйственного развития ведущих капиталистических стран в различные исторические эпохи;

■ основные этапы экономического развития России.

- уметь:

анализировать такие экономические явления, как экономический прогресс, регресс и стагнация; выделять общие и особенные черты, присущие экономикам отдельных стран мира; выявлять многовариантность экономического развития;

■ самостоятельно интерпретировать и давать логичное объяснение экономическим явлениям и процессам, имевшим место в прошлом, находить причинно-следственные связи и извлекать опыт, необходимый для развития российской экономики

 

1.2. Периодизация экономической истории

Существует великое множество подходов к периодизации истории экономического развития, т.е. к делению истории хозяйства на отдельные характерные отрезки — периоды. Рассмотрим, не вдаваясь в подробности и критику, наиболее интересные из них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.